В Новосибирске откроют памятник «Героям-речникам – участникам проводки каравана по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году».
Обь-Енисейский канал издавна был мечтой наших предков, веривших, что соединение двух великих сибирских рек будет иметь для России огромное экономическое и военно-политическое значение. Канал должен был соединить притоки Оби и Енисея, когда-то, по этим таежным рекам, в XVII веке проходил старинный водно-сухопутный Кетский путь.
В итоге, строительство канала было поддержано российским императором Александром III лишь в конце 19 века, а проект, рассмотренный на заседании Государственного совета, получил одобрение.
Обь-Енисейский канал представлял собой масштабное гидротехническое сооружение: плотины, шлюзы, прокопы, обводы, затоны, причалы и береговые укрепления. Также требовалось прорыть искусственный канал длиною около 8 км, а часть берегов укрепить бревенчатыми стенками. Строили канал ссыльнопоселенцы из крестьян, мещан и солдат, приезжающие сезонно на заработки, в основном из Томской и Тобольской губерний. На стройке постоянно трудилась группа инженеров-проектировщиков, строителей-гидротехников и геодезистов, имеющих лучшее в России столичное образование. Кроме гидросооружений на канале строились дома, конторы, мастерские, где жили и работали строители, а потом постоянные служащие канала.
Протяженность трассы Обь-Енисейского канала составляла 154,2 км. Движение небольших судов по нему было открыто в 1891 году.
Однако, судьба канала оказалась трагична. Его забросили и вспомнили о нём только в 1942 году.
В военное время, в навигацию 1942 года, совершилась героическая экспедиционная проводка каравана буксиров с Енисея на Обь, через заброшенный Обь-Енисейский канал. Сибирские речники с большим трудом смогли провести недействующим водным путем три колесных парохода: «Капитан», «Механик», «Пограничник» и винтовой газоходный катер Газ – 25. Экспедиция проходила под грифом «Совершенно секретно», под руководством НКВД СССР. Об истинном назначении экспедиции знали единицы.
Зачем понадобился заброшенный Обь-Енисейский канал? Цель экспедиции – разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири. Это было тяжелое для страны время – фашисты подходили к Волге, а японцы готовились к нападению на СССР с востока. Оборонная промышленность нуждалась в сырье для производства стали.
Что представлял собой Обь-Енисейский канал в то время? За 50 лет таежные речки обмелели, гидротехнические сооружения частично были разрушены или неисправны, многие железные детали плотин и шлюзов сданы в утиль или растащены местным населением.
Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды. Пароходы пришлось частично разбирать, а продвигались суда за день лишь на сотню метров. Чтобы понять, какие лишения, испытания, неимоверные физические нагрузки выпали на долю речников, достаточно вспомнить, что экспедиция проходила в условиях военного времени – не хватало инструментов, снаряжения, материалов. Работы велись в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость.
Лишь осенью караван дошел до Оби, суда требовали капитального ремонта, а катер Газ – 25 вообще вышел из строя.
Герои-речники были достойны государственных наград. Но награждение не состоялось, их трудовой подвиг не оценили. Восстановленный ценой нечеловеческих усилий, Обь-Енисейский канал стране не пригодился и всё что они сделали, было сделано зря.
Вспомним участников экспедиции:
Назаров Михаил Григорьевич – начальник экспедиции;
Багаев Александр Дмитриевич – заместитель начальника экспедиции;
Осипов Николай Яковлевич – прораб;
Прончатов Григорий Егорович – бригадир плотников;
Шадрин Павел Тихонович – старший водолаз;
Хабас Андрей Генрихович – радист;
Егоров Леонтий Михайлович – лоцман и капитан парохода «Механик»;
Юхновец Василий Николаевич – капитан парохода «Капитан»;
Корсаков Ефим Егорович - капитан парохода «Пограничник»;
Оглодок Викентий Павлович – капитан газоходного катера Газ – 25;
А еще: матросы, кочегары, плотники, водолазы, сигнальщики, механики, а также кок и медицинский работник. Имена некоторых из них точно не установлены. К счастью, никто не погиб.
Коляденко Олег Петрович, председатель Координационного совета Межрегионального «Союза Силовых Структур Родины» считает:
– Настало время восстановления исторической справедливости, и имена всех героев – участников проводки, и названия судов должны быть увековечены. Наша задача, чтобы человеческая память не стерлась. То, чем мы должны гордиться, мы хотим донести людям.
Силами «СССР», так сокращенно называется наше общественная организация, подготовлен проект памятника сибирским речникам, который утвержден на художественном совете города Новосибирска. Автором памятника является новосибирский архитектор Максим Петрович Салахов.
Памятник практически готов, он будет установлен в сквере Сибирского государственного университета водного транспорта летом этого года.
Использованы фото и материалы статьи http://bsk.nios.ru/content/zabytaya-ekspediciya-o-provodke-karavana-sudov-po-ob-eniseyskomu-kanalu-v-1942-godu
Об истории Обь-Енисейского канала можно прочитать в книгах:
http://bsk.nios.ru/content/kniga-posledniy-karavan-ob-eniseyskogo-kanala
http://bsk.nios.ru/content/kniga-hozhdenie-za-devyat-rek
Подготовила Людмила Кузменкина
Комментарии
Хрень какая-то...! О каком
По видимому Вы забыли, что в
Да, это подвиг! Если Вы не в
Книги пишут люди... )))
Я не бывала. Но эти книги
Да, читал! А так же изучил
Напишите Ваше мнение,
Рассказы очевидцев, я не
Вот выдержки в подтверждение:
Ниже приведена ссылка на
А. Злые капиталисты не чтят
Александр, предлагаете
А Кошурников герой или нет?
Да, кстати. Читал про женский
Добавить комментарий