Печатается по: История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 357-376.
Социальная работа в России имеет богатую историю и развитые традиции. Общественная практика призрения бедных берет начало с эпохи Киевской Руси. Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал моменты, называемые ныне социальной работой. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году, после чего средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри. «Под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему». В «Повести временных лет», составленной в XII в. киевским монахом Нестором, отмечается не только жестокость славян в бою, но и их гостеприимство, а также то, что они «славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии».
Началом становления государственной системы социального обеспечения населения считается издание Петром I в 1701 г. Указа о больных, нищих, которые «не могут ходить для собирания милостыни». В XVIII веке окончательно оформляется законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. Виды помощи были различны: от материальной до изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение первой четверти XVIII в. можно классифицировать по трем направлениям: социально-философское, социально-административное, или реформистское, и социально-медицинское. Таким образом, реформы Петра I в области общественного призрения положили начало не только развитию последующих этапов благотворительности, но и формированию социальных технологий, таких, как социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве Воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет, а в 1764 г. – указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения. А в 1773 году во всех губерниях России создаются приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. Продолжила дело Екатерины II императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков.
К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I Императорским обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.
К второй половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся. В конце 1890-х годов общество получило право устанавливать платные должности для лиц, профессионально занимающихся благотворительной деятельностью. Эти должности приравнивались к государственной службе.
Интенсивное промышленное развитие России в начале ХХ века, рост пролетарских кварталов в городах, а также изменение общинного уклада жизни крестьянства в ходе Столыпинской аграрной реформы привели к усилению социальных противоречий в обществе. В это же время началось широкое обсуждение вопросов профессионального подхода к оказанию социальной помощи, что зафиксировал первый съезд русских деятелей по общественному и частному призрению в 1910 году. Вышли в свет специальные периодические издания: «Вестник образования», «Призрение и благотворительность в России», «Детская помощь» и др. При психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге открылась научная кафедра «Общественное призрение», где были разработаны программы по подготовке специалистов для социальной сферы.
Однако социальная работа в современном значении этого понятия возникла в России не в начале ХХ столетия, как в странах Запада, а в его конце, поскольку, начало ХХ века в России «было отмечено повышенным интересом к политике, что и отодвинуло на второй план проблемы экономики и социальной сферы».
Государственная система социального обеспечения в Сибири, как и в Европейской России, начала формироваться в конце ХVIII века с создания Приказов общественного призрения (1782 г. – Тобольский, Томский, Барнаульский, 1823 г. – Енисейский). Однако на рубеже ХIХ-ХХ вв., ввиду отсутствия здесь земских учреждений, социальную сферу поддерживала государственная власть, а основными исполнителями являлись губернские распорядительные комитеты, которые, в отличие от земств, не могли производить расходы, «не установленные законом».
Первая мировая война, глубокая экономическая разруха, политический хаос вызвали стремительный рост числа граждан, нуждающихся в поддержке. Под влиянием этого 5 мая 1917 года решением Временного правительства впервые создается общероссийское Министерство государственного призрения, преобразованное после Октябрьской революции в Наркомат государственного призрения. Впервые в истории России появился централизованный государственный орган, объединяющий дело социальной службы.
26 апреля 1918 года Наркомат государственного призрения переименовывается в Наркомат социального обеспечения РСФСР.
В Сибири к началу 1920 года при Сибревкоме, уездных ревкомах были созданы отделы труда и социального обеспечения. Они занимались вопросами охраны труда, выплаты пособий и пенсий, опекой и попечительством, оказанием натуральной помощи беднейшим слоям населения, снабжением детских домов. В структуре Сибревкома создается отдел труда и социального обеспечения Томского (Новониколаевского) губревкома, который состоял из 11 подотделов. В том числе: охраны труда, пособий и пенсий; пайковый; помощи натурой; опекунский; оказания помощи пострадавшим от контрреволюции и другие.
Главная задача отдела заключалась в снабжении беднейшего населения, а также детских домов бельем, одеждой, обувью. В то время в губернии имелось 5 домов для престарелых инвалидов семейного типа, в которых находились 126 человек. В ведении собеса г. Новониколаевска находились дома инвалидов, приют для детей, богадельня.
Уже в те годы предпринимались попытки законодательно определить степень участия различных уровней власти в социальном обеспечении нуждающихся. Например, на повестке совещания актива работников Новосибирского областного собеса с участием общественных организаций и учебно-производственных предприятий стоял следующий вопрос: «Проработка Директивного письма Наркома Социального обеспечения тов. Шабуровой от 8 октября 1937 года за № 421 «О задачах и перестройке работы органов социального обеспечения». В выступлении заведующей областным собесом Шарашиной говорилось: «В нашей системе есть безобразия, оперативное руководство работой у нас слабое, еще мало внимания уделяем периферии, в частности, домам инвалидов, детским домам. У нас все еще есть бумажная волокита, отсутствует забота о живых людях, которые обращаются к нам, а мы подчас их гоняем, не дав сразу конкретного ответа».
В 1937 году, с образованием Новосибирской области, создается отдел социального обеспечения Новосибирского облисполкома. В его подчинении остались дома инвалидов и детские дома. Кроме того, в его ведении находились кассы общественной взаимопомощи колхозов, которые выполняли задачу социального обеспечения на селе. Он же занимался вопросами пенсионного обеспечения, трудоустройством и обучением инвалидов, протезированием, патронированием детей. Но главными оставались вопросы своевременности выплаты пенсии, пособий, кадровые вопросы.
В постановлении от 4 июля 1939 года президиума Новосибирского областного исполнительного комитета, где заслушивалось состояние домов инвалидов в области, отмечалось: «Несмотря на достигнутые успехи в деле улучшения натурального обеспечения инвалидов в нашей области: рост доходов инвалидов, расширение типизации домов инвалидов и увеличение количества обеспечиваемых в них, повышение расходов на содержание, улучшение жизненных и бытовых условий в домах инвалидов (Бердский. Каменский, Томский), вовлечение обеспечиваемых в трудовые процессы, улучшение и закрепление состава руководящих кадров домов инвалидов, – все же в деле развертывания домов инвалидов и организации в них работы имеются следующие недостатки:
а) недостаточное и низкое качество живого руководства в работе со стороны областного Совета (выезды с обследованием, ревизии);
б) снабжение домов инвалидов предметами одежды в неудовлетворительном состоянии, топливом совсем отсутствует;
в) не имеется достаточного сдвига в сторону улучшения медпомощи;
г) слаба массово-воспитательная работа».
12 апреля 1941 СНК РСФСР издает Положение о краевом (областном) отделе социального обеспечения. Основными задачами были названы следующие:
«руководит назначением и выплатой пособий и пенсий, утратившим трудовую способность при защите Родины и инвалидам военнослужащим, по старости, за выслугу лет, героям труда, инвалидам и другим категориям;
осуществляет материально-бытовое обслуживание социально обеспечиваемых, принимает меры к предоставлению санаторно-курортного лечения и оказанию лечебно-профилактической помощи пенсионерам;
руководит деятельностью домов инвалидов для взрослых и детскими домами, санаториями и домами отдыха, находящимися в ведении краевого (областного) собеса;
руководит делом трудового устройства в кооперации инвалидов и осуществляет контроль за трудоустройством в производство и учреждения; организует врачебную и трудовую экспертизу, протезирование;
осуществляет строительство учреждений социального обеспечения местного подчинения;
руководит деятельностью касс взаимопомощи колхозов; осуществляет руководство и контроль за деятельностью общественных организаций, входящих в систему Народного комиссариата социального обеспечения;
организует и проводит массово-культурную и просветительскую работу среди пенсионеров».
Обозначены и сектора отдела, среди которых: сектор пенсионного обеспечения, сектор домов инвалидов, трудоустройства и обучения инвалидов и детских домов, сектор касс взаимопомощи, планово-экономический, бухгалтерии, административно-хозяйственный, сектор военный и секретный.
В эти годы продолжается развитие системы социального обеспечения. Так, 6 мая 1941 года издается распоряжение за № 221 исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов, в котором, в частности, говорится, что, в целях улучшения и расширения жилого фонда для обеспечиваемых в домах инвалидов, разрешить областному собесу в 1941 году за счет внелимитных затрат строительство 3-х общежитий в Бибихинском доме инвалидов и в Шегарском доме инвалидов 2-х общежитий. А 14 августа 1941 года исполком Новосибирского областного Совета признает нецелесообразность существования в Шегарском районе 2-х самостоятельных домов инвалидов на одной территории и разрешает облсобесу объединить указанные учреждения.
В самом начале Великой Отечественной войны по решению исполкома от 20 ноября 1941 года принимаются меры по трудоустройству и обучению инвалидов войны. Предлагается в зданиях пионерских лагерей открыть интернат на 500 койко-мест и организовать проживание к 1 января 1942 года инвалидов Отечественной войны. Основным направлением работы социальных служб в предвоенные годы и годы войны стало оказание натуральной помощи семьям красноармейцев и военнослужащих, обслуживание семей эвакуированных, открытие детских санаториев.
В послевоенный период образованные при облисполкоме специальные комиссии занимались решением социальных проблем населения, пострадавшего от военной разрухи. До 1946 года областной отдел социального обеспечения находился в подчинении Наркомата социального обеспечения и облисполкома, с 1946 года его подчинили Министерству социального обеспечения РСФСР и облисполкому.
Распоряжением Совета Министров СССР в 1949 г. принимается решение о строительстве Бердского дома-интерната, заселение которого началось в 1955 году. В настоящее время – это Бердский пансионат ветеранов труда им. М.И. Калинина.
С 1961 года в течение 10 лет образуются три психоневрологических детских дома-интерната: Ояшинский, Дубровинский, Обской. В 1961 году в Новосибирской области организуется первая областная ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия). С 1966 г. начал функционировать Заельцовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, который в 1982 г. назвали Новосибирским домом ветеранов. В 1973 г. организуется Бибихинский специальный дом-интернат для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В 1978 году образован Обской пансионат для престарелых и инвалидов. В Венгеровском районе области в 1990 году открыт Сибирцевский дом ветеранов.
Основными функциями областного отдела социального обеспечения в эти годы являлись: руководство и контроль за ведомственными районными отделами, учреждениями социального обеспечения и всероссийскими обществами глухих и слепых, контроль за назначением и выплатой пенсий и пособий, врачебно-трудовой экспертизой, протезированием, обеспечением транспортными средствами. Кроме того – трудоустройство, профтехобразование, материальная и бытовая помощь, санаторно-курортное лечение, руководство кассами взаимопомощи, строительством и капремонтом. В 1968 году постановлением Совета Министров утверждается положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР. Соответственно, создаются областной и районные отделы, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию населения на своих территориях.
В Новосибирской области, в числе первых регионов страны, в 1976 году организован Центр по начислению и выплате пенсий и пособий.
В 1990-е годы в России, в регионах страны назрела необходимость радикального изменения социальной политики. Ее основные принципы пересматриваются в сторону учета интересов прежде всего семьи, создания условий для ее развития и самообеспечения. Экономические преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, осуществлялись в крайне сложных условиях. Социальные проблемы становились все более значимыми в развитии государства. Социальная цена рыночных преобразований оказалась более высокой, чем ожидало общество. Возникновение массовой безработицы и бедности, имущественная дифференциация при общем падении качества жизни, разрушение системы социальных гарантий населению стали повсеместными.
Изучение опыта других стран показывает, что в период возникновения кризисов, когда большинство населения чувствует на себе их экстремальное воздействие, только государственные службы могут противостоять разрушению материального достатка семьи, массовой безработице, нищете, росту преступности и т. д.
В период нарастания инфляционных процессов три четверти населения либо попадают в зону застойной бедности, когда стоит проблема физического выживания, либо в пограничные зоны текущей, временной бедности, преодоление которой требует определенных усилий как со стороны общества, так и самой личности. То есть становится актуальной не просто материальная поддержка, а различные формы морально-психологической помощи и юридического консультирования в целях преодоления межличностных и семейных конфликтов, четкого социального ориентирования, большей информированности и, как следствие, изменение сценария жизни человека в сторону самодостаточности.
В начале 90-х годов стало ясно, что для выполнения этих задач уже недостаточно традиционных форм социального обеспечения в строго фиксированных законом случаях, только для определенных категорий населения и исключительно пенсиями и пособиями. Не являлась выходом и общественная благотворительность в силу ограниченности и нестабильности источников. Требовались функциональные структуры, реально выполняющие различные виды социальной работы, находящиеся в непосредственной близости от человека, способные оценить ситуацию, в том числе и нестандартную, и найти конкретные, и к тому же срочные, пути выхода из той или иной кризисной ситуации. Тем более, что в социальной работе нельзя опираться исключительно на формальный критерий нуждаемости – доход, который не всегда объективно свидетельствует об истинном положении и должен быть дополнен другими признаками, устанавливаемыми только обследованием: степень дееспособности, отсутствие родственников, состояние здоровья, ситуация с работой и жильем, асоциальное поведение и т. п.
Все это свидетельствовало в пользу повсеместного создания государственной системы социальной защиты населения с первичными звеньями при каждом местном органе власти, с системой специализированных либо комплексных центров социального обслуживания, своей информационно-аналитической базой, квалифицированными кадрами социальных работников, контактами со всеми социальными структурами, включая негосударственные, в поле зрения которых находятся человеческие беды. Создание такой модели социальной защиты позволяло в то время сделать помощь наиболее адресной и эффективной, заполнить ряд отсутствующих ниш социального обслуживания, дав одним шанс на выживание, а вторым — на реабилитацию в новых экономических условиях.
Началом формирования новой российской модели социальной работы стал 1991 год – год перехода от системы социального обеспечения к более широкому понятию – социальная защита. Отправной точкой явился Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году».
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 543, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось в соответствии с местными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями «содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи различным категориям граждан».
На основании этого документа создавалась сеть социальных органов. Особое внимание уделялось комплексности оказания социальной помощи населению, включая материальную, психологическую, медицинскую, педагогическую, социокультурную поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Требовалось также разработать новые технологии, формы, методы работы, подготовить специалистов. Госкомитет по труду и социальным вопросам решением № 92 от 23 апреля 1991 г. дополнил перечень профессий в Российской Федерации тремя новыми специальностями: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе.
Нормативно-правовая база деятельности социальных служб стала формироваться только в 1995 году. Государственной думой 15 ноября 1995 г. был принят и с 19 декабря этого же года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон ввел новый стандарт социальной помощи и предусмотрел более 20 видов центров социального обслуживания, домов-интернатов, приютов для детей и взрослых.
Общая тенденция формирования социальной работы в России отчетливо прослеживается на примере Новосибирска, столицы Сибирского федерального округа. Здесь социальные проблемы оказались острее, заметнее происходила поляризация жителей по размерам доходов.
С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 26.12.91 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» и оказания помощи социально уязвимым слоям населения было принято решение о создании государственной структуры системы социальной защиты населения. Постановлением главы администрации Новосибирской области от 23.01.92. № 38/I образуется Управление социальной защиты населения.
На первом этапе становления социальной защиты на территориальном уровне реформирования структуры практически не произошло, были лишь попытки введения дополнительных штатных единиц в отделы соцобеспечения, которые продолжали заниматься в основном лишь назначением пенсий. Спустя несколько месяцев стало очевидно, что подобная структура не способна решить новые задачи и освоить новые направления социальной защиты населения. Сложившиеся стереотипы, реформирование самой системы пенсионного обеспечения, нехватка квалифицированных кадров, призванных заниматься проблемами социального обслуживания, — основные причины недееспособности складывающейся в тот момент структуры.
Проанализировав ситуацию, администрация области приняла решение о создании самостоятельных служб социальной защиты на территориальном (муниципальном) уровне, отделив их от пенсионных служб (Постановление главы администрации области от 15.04.92 г. № 168). Во всех районах (городах) области и г. Новосибирска создаются отделы (комитеты, управления) социальной защиты населения и отделения срочной социальной помощи, фонды социальной поддержки. Во всех городах и районах области при территориальных администрациях создаются управления и отделы социальной защиты населения.
Для выработки стратегии, определения приоритетных направлений практической деятельности, анализа и распространения опыта работы учреждений, разработки оптимальных моделей и технологий социальной работы с различными группами населения при управлении социальной защиты был создан научно-практический совет, возглавлял который В.И. Бойко, профессор, доктор философских наук, чл.-корр. РАН, президент Академии социальных наук. В последние годы реформирование социальной службы и, в целом, формирование социальной политики в области идет в сотрудничестве с Новым Сибирским университетом и его руководителем – профессором Н.Д. Вавилиной.
Основными функциями на первом этапе работы были:
· нравственно-гуманистическая – социальная работа, направленная, прежде всего, на тех, кто в период перехода к рыночной экономике оказался в наиболее трудном положении;
· информационно-коммуникативная – создание банка данных по малообеспеченному населению;
· аналитико-прогнозная – формирование первых социальных программ по оказанию помощи населению.
Ближайшей перспективой в деятельности отделов (комитетов, управлений) социальной защиты населения стала организационно-методическая функция: развитие системы социальных услуг населению и создание для этого учреждений социального обслуживания. Вскоре меняется и структура областного управления социальной защиты населения. Кроме пенсионной службы, отдела домов-интернатов, отдела льгот и обеспечения техническими средствами, в структуру управления были включены отделы срочной социальной и гуманитарной помощи, отделы по делам ветеранов и инвалидов, по проблемам семьи, материнства и детства.
Первое областное учреждение – Центр срочной социальной помощи был создан 15 ноября 1993 года. Его основной задачей стало оказание поддержки остронуждающимся категориям населения, обратившимся в органы социальной защиты. Вскоре стало очевидно, что на уровне области один Центр не в состоянии решать проблемы по всем направлениям социальной работы, а также организационно-методически обеспечивать деятельность вновь создаваемых социальных служб. Поэтому началось формирование системы социальной защиты населения в двух уровнях: областном и муниципальном.
На муниципальном уровне открываются комплексные центры социального обслуживания на базе отделений надомного обслуживания, выделенных из составов домов интернатов. Постепенно в их структуру вошли отделения срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания, отделения милосердия (сестринского ухода), различные отделения помощи семье и детям, детские приюты, отделения реабилитации инвалидов, специальные дома для одиноких престарелых и другие. При этом учитывалось, что социальное обслуживание граждан в нестационарных условиях значительно дешевле, максимально приближено к месту их проживания и уменьшает нагрузку на областной бюджет. Сеть надомного обслуживания выросла за это время в три раза.
В 1993 году была разработана поэтапная целевая программа «Социальная поддержка населения до 2000 года», которая позволила объединенными усилиями администрации области, мэрии г. Новосибирска, территориальных администраций практически в течение 1994-1995 гг. создать сеть социальных учреждений по месту жительства.
В соответствии с основными направлениями социальной политики и областным Законом «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области», который, кстати, был принят раньше федерального, приоритеты отдавались созданию учреждений, оказывающих помощь семьям с детьми, одиноким престарелым, инвалидам.
Созданная система неизбежно претерпевала изменения. Самые заметные произошли в 1996 году, когда функции по начислению и выплате пенсий полностью перешли к Новосибирскому отделению Пенсионного фонда, а в структуре управления социальной защиты населения был создан отдел пособий и компенсационных выплат.
С развитием системы социальной защиты, расширением нормативно-правовой базы возникла необходимость и в других структурных изменениях областного управления социальной защиты. Значительно развиваются и укрепляются основные отраслевые отделы управления:
отдел организации социального обслуживания для оказания адресной социальной помощи социально уязвимым группам населения, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, лицам без определенного места жительства и др.; развития и укрепления системы социальных услуг, а также для организации материально-бытового, социально-медицинского и культурного обслуживания престарелых граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания общего типа, полустационарных условиях и на дому;
отдел по проблемам женщин и детей, осуществляющий контроль за работой структурных подразделений и учреждений социальной защиты, занимающихся решением проблем семьи, женщин и детей, оказание им методической помощи, создание и обеспечение эффективного функционирования служб социальной помощи семье и детям, в том числе домов-интернатов для детей;
отдел реабилитации инвалидов и ветеранов, организующий реабилитацию инвалидов и социальную поддержку ветеранов в городах и районах области, разрабатывающий предложения в проекты программ и других законодательных актов по вопросам реабилитации инвалидов и решению проблем ветеранов, осуществляющий работу по планированию и обеспечению инвалидов спецтранспортом, техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортным лечением. Дома-интернаты перешли в ведение отраслевых отделов согласно профилю: интернаты общего типа, детские психоневрологические интернаты, взрослые психоневрологические интернаты.
В 1996 году создается отдел по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, осуществляющий поддержку и взаимодействие с общественными объединениями, имеющими военно-социальную направленность. Отдел организует техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по вопросам социальной защиты данной категории граждан, разрабатывает предложения в проекты программ по социальной защите военнослужащих.
Для более эффективной работы по формированию и реализации социальных программ, оказания методической помощи в их разработке районным (городским) управлениям (отделам) труда и социальной защиты, внедрения государственных стандартов в систему социальной защиты, обеспечения межведомственного взаимодействия в разработке и реализации социальных программ и обобщения результатов их выполнения создан отдел социальных программ и стандартов.
Создание в областном управлении юридического отдела дало возможность получения квалифицированных юридических консультаций специалистам областного и районных (городских) отделов и управлений по вопросам законодательства и нормативно-правовым документам.
В эти годы при Управлении социальной защиты были созданы:
46 отделений срочной социальной помощи для оказания неотложной помощи разового характера гражданам и семьям, остро нуждающимся в социальной поддержке; 230 отделений социального обслуживания на дому престарелых и инвалидов для оказания социально-бытовой помощи пожилым людям и инвалидам, нуждающимся в частичном или постоянном уходе вследствие утраты ими трудоспособности и способности к самообслуживанию, из них – 27 отделений специализированной социально-медицинской помощи, в которых обслуживалось около 19 тысяч человек.
В тридцати восьми муниципальных центрах социального обслуживания населения работало:
19 отделений дневного пребывания для пожилых и детей, осуществляющих культурно-бытовое и медицинское обслуживание престарелых и инвалидов, организацию их питания, отдых и участие в посильной трудовой деятельности для поддержания активного образа жизни; в летнее же и зимнее каникулярное время отделения работают с детьми из малообеспеченных семей;
19 отделений психолого-педагогической помощи семье и детям, которые обеспечивали адаптацию граждан к новым экономическим условиям, повышение их психологической культуры;
12 отделений, оказывающих социальную помощь несовершеннолетним детям, находящимся в кризисных состояниях;
4 отделения социально-трудовой реабилитации инвалидов;
5 детских приютов для детей в возрасте от 4 до 14 лет;
4 отделения милосердия для оказания социально-медицинской помощи престарелым гражданам и инвалидам, находящимся на постельном режиме;
18 отделений по оказанию бытовых услуг малообеспеченным гражданам (пункты ремонта бытовой техники, проката, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, предприятия общественного питания).
Открылось более 20 магазинов для малообеспеченных, 14 специализированных домов квартирного типа для престарелых и инвалидов с комплексом служб социально-бытового назначения, 12 профилированных областных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, семей с детьми, детей и инвалидов;
Приступили к работе: Геронтологический центр – для социально-бытовой реабилитации людей старческого возраста и граждан, утративших способность к самообслуживанию; Центр срочной социальной помощи – для оказания материальной и социальной помощи гражданам, попавшим экстремальные ситуации; Дом ночного пребывания — для оказания социальной поддержки, первой медицинской помощи лицам без определенного места жительства и занятий; Дом милосердия, в функции которого входило оказание медико-социальной помощи престарелым гражданам, находящимся на постельном режиме, и инкурабельным больным, не имеющим близких родственников; Центр медико-социальной и психологической помощи семье и детям по предоставлению конкретных видов и форм медико-социальных, социально-педагогических, юридических и других услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи; Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; Социальный приют для детей и подростков для временного проживания детей и подростков от 4 до 16 лет с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания и содействия решению их дальнейшей судьбы; Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; Центр социальной реабилитации инвалидов с дальнейшим трудоустройством; Центр социальной адаптации для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также утративших социально полезные связи; Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – для социальной поддержки беспризорным детям и подросткам с различными формами и степенью дезадаптации и обеспечения их временного проживания в нормальных бытовых условиях.
С 1999 г. по 2003 г. в сфере социальной защиты населения велась целенаправленная и результативная деятельность по реализации региональной социальной политики. Особое внимание уделялось обеспечению социальных выплат и предоставлению льгот, в первую очередь малообеспеченным семьям с детьми, людям с ограниченными возможностями, старшему поколению. Начиная с 2000 г. стабильно стали выплачиваться детские пособия малообеспеченным семьям с детьми. С 2001 года ввели (ранее не было) ежемесячные пособия всем семьям, имеющим ребенка-инвалида. Стали выплачиваться повышенные пособия детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями. Практически вдвое увеличилась адресная социальная помощь семьям с детьми (в 1999 г. – 27,5 млн. руб., в 2002 г. – 50,3 млн. руб.), при этом количество малообеспеченных граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, за это время уменьшилось с 651 тыс. человек до 450 тыс. человек. В области продолжалось развитие системы социальных учреждений, занимающихся проблемами семьи, женщин, детей, пожилых граждан и инвалидов. Создается развитая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги в городах и районах области.
В эти годы появляется новое направление социального обслуживания детей-инвалидов – надомное. На базе пяти центральных районных больниц создаются стационарные отделения реабилитации детей-инвалидов, к работе в которых, кроме медицинских работников, привлекаются психологи, социальные педагоги и другие специалисты социальных служб.
Для профилактики детской инвалидности, восстановления, укрепления здоровья, проведения реабилитационной работы среди детей и подростков с ограниченными возможностями, а также детей с ослабленным здоровьем в апреле 2002 г. было принято постановление главы администрации области о создании нового учреждения — Областного реабилитационно-оздоровительного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Морской залив». С помощью средств федерального бюджета и при прямом патронировании губернатора В.А. Толоконского, настойчивости начальника Управления социальной защиты населения С.И. Пыхтина в период с 1999 г. по 2003 г. удалось сдвинуть с мертвой точки 10-летний долгострой и ввести две очереди Ояшинского дома-интерната для умственно отсталых детей, что позволило создать достойные условия пребывания как для проживающих там детей, так и для обслуживающего их персонала, организовать нормальный реабилитационный процесс.
С 2001 года стали проводиться Спартианские игры для детей-инвалидов, что позволило снизить социальное отчуждение детей данной категории и способствовало их социальной интеграции в общество.
За эти годы в области значительно расширилась сеть учреждений, предназначенных для временного пребывания несовершеннолетних. Если в 1999 году в области функционировало 13 учреждений и отделений-приютов для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то в 2003 году 4 областных, 11 территориальных, 12 стационарных отделений социальной реабилитации несовершеннолетних (приютов) и 33 отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних при территориальных центрах социального обслуживания населения и территориальных центрах социальной помощи семье и детям. А с апреля 2002 года в области начинает функционировать областное транзитное специализированное учреждение для несовершеннолетних «Радуга». Оно оперативно решает вопросы по временному устройству несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов и иных детских учреждений, и сопровождению их к постоянному месту жительства. Сегодня учреждение занимается также разработкой новых методик и программ по социальной реабилитации несовершеннолетних, формированием единой по области базы данных по безнадзорным несовершеннолетним.
В эти годы детские специализированные учреждения были сориентированы на семейные формы воспитания, новые формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практика показала наибольшую эффективность организации семейно-воспитательных групп на базе небольших сел. Сохранившийся морально-нравственный потенциал жителей таких сел помогает создать целые цепочки развития семейно-воспитательных групп. При этом дети привыкают к труду по дому и в подсобных хозяйствах, оттаивают душой и учатся жить в нормальных семейных условиях. Эта практика значительно закрепилась в последние годы. На конец 2005 года таких семейных воспитательных групп было пятьдесят две, в них проживают около 100 детей.
Работа по устройству ребенка в семью по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних. Из трех с лишним тысяч детей, прошедших через эти учреждения в 2005 году, почти 50% возвращены в родные семьи, 190 переданы в приемные семьи, под опеку и усыновление. Большое внимание уделяется поиску потенциальных опекунов и усыновителей для этих детей, созданию на базе семейных групп приемных семей. Лучше всех в этом направлении работает Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. За 5 лет в этом учреждении было создано 95 семейных воспитательных групп, в которых проживало 150 детей. На сегодняшний день более 50% действующих семейных воспитательных групп работают в структуре этого учреждения.
С созданием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации акценты в направлении проблем семьи и детей сместились в сторону медико-социальной помощи, как одного из направлений развития семейной политики. В нашей области постарались не просто сохранить, но и укрепить этот участок работы. В составе департамента создано управление социального развития и семейной политики. Подготовлен проект концепции семейной политики Новосибирской области. Разработаны основные направления демографического развития населения на период до 2015 года. В рамках Основных направлений реализуется областная целевая программа «Дети Новосибирской области», план действий по улучшению положения женщин в Новосибирской области и повышению их роли в обществе.
Для решения вопросов семейного жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят областной Закон «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье». Всего в структуре системы социальной защиты населения функционируют около 70 учреждений по оказанию социальной, медицинской, психолого-педагогической, юридической помощи детям и семьям с детьми. Ежемесячные детские пособия в 2005 году выплачивались на 327 тыс. детей из малообеспеченных семей. В целом, на учете в органах социальной защиты в 2005 году состояло свыше 418 тыс. человек, это более 15% от общего числа граждан, проживающих на территории Новосибирской области. Среди них 125 тыс. детей и 95 тыс. пенсионеров. За последние годы просматривается явная тенденция сокращения числа малообеспеченных граждан.
С 1999 года в области начала действовать система круглогодичного оздоровления детей. С ее введением количество детей, прошедших курс оздоровления, увеличилось с 112,1 тыс. человек в 1999 году до 205,3 тыс. в 2002 году. В 2005 году, как и в предыдущие годы, оздоровлению детей уделялось огромное внимание. Всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости, с учетом участия других ведомств, было охвачено уже 328 тысяч детей. В 2000 году Управлению социальной защиты населения были переданы функции координации санаторно-курортным комплексом области. В составе этого комплекса находилось сорок одно санаторно-курортное учреждение различных форм собственности.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год» с 1 января 2003 года отменяется финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан. В большей степени это, конечно, коснулось работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета. Но постановлением главы администрации области принимается решение об оздоровлении указанных категорий граждан за счет средств областного бюджета.
Параллельно в это же время ведется большая работа по снижению социальной напряженности среди ветеранов и инвалидов. Этому в значительной степени способствует регулярное выделение средств из областного и федерального бюджетов на реализацию льгот и компенсаций. Начали обеспечиваться финансовыми ресурсами льготы и выплаты, прописанные федеральными законами «О социальной защите инвалидов РФ» и «О ветеранах», устанавливаются дополнительные льготы по социальному обслуживанию инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На областном уровне принят и с 1 января 2004 г. начинает действовать Закон «О ветеранах труда Новосибирской области», обеспечивающий дополнительные льготы пожилым людям, имеющим большой трудовой стаж работы.
В городах и районах области началась активная работа по формированию беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. На базе областного Центра социокультурной реабилитации инвалидов была внедрена программа технологий биоуправления, которая необходима для обучения инвалидов управлению физиологическими процессами и психоэмоциональным состоянием. Представленные Центром новые технологии социальной реабилитации инвалидов дважды удостоены золотых медалей Сибирской ярмарки. В структуре областного Центра социальной реабилитации инвалидов создается отделение реабилитации инвалидов по слуху. Широко развиваются клубы общения пожилых граждан. Внедряется методика «Сдерживание темпов естественно-биологического старения». Полностью ликвидирована очередность на получение кресел-колясок и вспомогательных средств реабилитации для инвалидов. Свыше 36 тыс. человек получают бесплатную протезно-ортопедическую помощь.
В 2005 году в социальных учреждениях реабилитационные услуги получили 7,7 тыс. человек, а услуги по социальному обслуживанию – свыше 24,5 тысячи пожилых и инвалидов.
В рамках федеральной программы «Старшее поколение» специалистами службы с участием ученых были осуществлены серьезные наработки по созданию оптимальных моделей социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов. На сегодняшний день в области функционируют 29 специальных жилых домов для ветеранов. Эти дома позволяют комфортно жить одиноким престарелым людям, сохраняя привычную им среду обитания.
Завершение работ по оптимальным моделям и утверждение их Министерством труда и социального развития Российской Федерации позволило создавать новые модели профильных учреждений социальной защиты, например, дома-интернаты общего типа. В структуре всех домов-интернатов созданы отделения милосердия пожилых граждан и инвалидов, находящихся на постельном режиме, отделения социальной диагностики, и адаптации, социально-медицинской, социально-трудовой реабилитации. Именно в эти годы развивается тесное взаимодействие с общественными организациями в вопросах расширения социальных услуг населению области в рамках социального партнерства.
В целях эффективной координации работы в 2005 году при департаменте создается Совет общественных организаций и экспертный Совет по социальной защите инвалидов. Совместными усилиями ведется большая работа по разъяснению населению области Закона о монетизации льгот, внесены изменения и дополнения в областной Закон «О социальной защите инвалидов Новосибирской области», разработана областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2006-2008 годы».
С помощью общественных организаций возрождается волонтерское движение. Сейчас в 14 районах области 175 волонтеров бесплатно обслуживают на дому 192 пожилых человека, а еще 77 людей преклонного возраста проживают в приемных семьях. Проблему дефицита мест в областных стационарных учреждениях существенно помогли снизить отделения милосердия для одиноких престарелых граждан и инвалидов в районах области.
Практически готов к открытию Чулымский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, который поможет решить остро стоящую проблему социального обслуживания дезадаптированных категорий граждан (бомжей, судимых, людей с неадекватным поведением).
Активно развиваются подсобные хозяйства областных стационарных учреждений. Итоги их работы были отмечены специальными призами и золотыми медалями Сибирской ярмарки.
В феврале 2002 года основные задачи и проблемы социальных служб обсуждались на встрече руководителей социальных служб Сибирского региона. Работу социальной службы нашей области высоко оценили коллеги из других областей. Создана Межрегиональная ассоциация органов социальной защиты населения, председателем которой избран начальник Управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области, ныне руководитель Департамента труда и социального развития С.И. Пыхтин.
За последние годы социальная защита населения сделала немало шагов на пути качественного роста, преобразования в современную социально-ориентированную отрасль. К традиционному социальному обеспечению добавились новые формы социальной работы практически со всеми группами населения. Опытом по реабилитации детей с ограниченными возможностями наши социальные работники неоднократно делились с педагогами Швейцарии и Германии.
Наиболее сложным направлением деятельности службы в 2004 году стал переход на «монетизацию» льгот и, соответственно, своевременная организация социальных выплат населению области. В мае-июне 2004 года провели исследование, которое показало неэффективность существующей системы льгот. Многие льготы не имели адресности и отдельные из них были недоступны для большей части граждан, имеющих на них права. Исследования показали, что вокруг льгот сформировались, условно говоря, «элитные группы» пользователей, причем далеко не самые бедные. Поэтому в области сразу же взяли курс на реформирование. Органам соцзащиты пришлось работать очень быстро и оперативно, по сути, в чрезвычайном режиме. Осваивали в срочном порядке и дорабатывали автоматизированные программы, в отдельных случаях переходили на работу вручную. Это лихорадило социальные службы. Специалистов не хватало и зачастую приходилось привлекать дополнительно работников. Одновременно шло формирование нормативно-правовой базы. Был сформирован областной регистр льготных категорий граждан. Сегодня 699 тысяч жителей области или 26% всего населения получают дополнительные меры социальной поддержки, в том числе, по областному регистру – 477 тысяч человек. Процесс формирования системы по предоставлению мер социальной поддержки сегодня практически завершен. Выдержан основной ее принцип – адресность.
Приоритетом органов социальной защиты в последнее время становится задача помочь человеку перейти в категорию самодостаточных, способных обеспечить материально себя и свою семью. Кроме этого, постепенно осуществляется переход от натуральных видов оказания адресной социальной помощи к социальным пособиям по заявительной форме.
В целях оптимизации деятельности государственных учреждений социальной сферы и формирования системы государственного социального заказа в августе 2004 года создан отдел развития негосударственного сектора социальных услуг. Началась работа по разграничению и дифференциации учреждений для организации деятельности согласно государственному заказу. Для каждого учреждения подготовлены социальные паспорта. Приняты государственные стандарты оказания социальных услуг и порядок оказания платных услуг. Подготовлен проект постановления об утверждении тарифов на платные социальные услуги. Это каким-то образом будет сдерживать иждивенчество, которое иногда имело место в социальных учреждениях.
Безусловно, важной и отнюдь не легкой задачей в ближайшее время становится разработка инвестиционно-привлекательных проектов для формирования негосударственного сектора по некоторым направлениям предоставления социальных услуг, а также для решения проблемы долгостроя.
Практика показала, что социальные службы, постоянно работая в оперативном режиме, добиваются эффективных и системных результатов, если структурно объединены в одну команду. Значительно помогло этому решение о создании территориальных отделов социальной защиты населения. Все они прошли регистрацию как самостоятельные юридические лица. Открыли счета, ведут организационную работу по ведению регистров и заключению договоров, занимаются проблемами семей с детьми, профилактикой детской безнадзорности, осуществляют контроль за работой социальных учреждений на местах и т.д.
Новосибирская область уже на протяжении нескольких лет работает в рамках реформы системы государственной власти, перераспределения полномочий между различными ветвями власти – федеральной, региональной и местного самоуправления, в том числе – на поселенческом уровне. Коренные и системные преобразования, как один из важных этапов реформы, активно проходили в конце 2004 года. Был осуществлен переход от реорганизации территориальных органов государственной власти в 36 районах и городах области в муниципальные образования.
В 2004 году в области началась структурная перестройка органов социальной защиты. На базе Управления социальной защиты населения и Управления труда в мае 2005 года создан Департамент труда и социального развития. В соответствии с законом Новосибирской области департамент является самостоятельным исполнительным органом государственной власти. В его составе созданы три управления: Управление социального развития и семейной политики, Управление организации социальных выплат и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Управление стационарного социального обслуживания. В состав департамента также введено Управление труда. Сформированы коллегиальные органы с участием представителей общественных и профсоюзных организаций. Сегодня департаменту подведомственны 32 областных учреждения и все отделы социальной защиты в районах и городах областного подчинения.
Особую роль в организации социальной работы играет проведение массовых праздничных мероприятий социального значения. Многие из них стали добрыми традициями: Декада пожилых людей, День семьи, День матери, Декада инвалидов, Спартианские игры, День защиты детей и другие.
Следует отметить, что на протяжении последних лет социальным работникам и службам приходилось многое пересматривать в своей деятельности. Осуществлен переход от законодательно формальных мер помощи к глубокому изучению и решению индивидуальных проблем человека. От принципа малоэффективных «социальных подачек» – к достойным адресным выплатам. Но время идет. Происходят серьезные структурные преобразования в экономике, постепенно растут доходы населения, меняется психология людей. Все это заставляет органы социальной защиты искать новые подходы к обеспечению социальной безопасности граждан.
Становление профессиональной социальной работы в России и в нашей Новосибирской области – несомненное достижение последнего десятилетия. Несмотря на многочисленные трудности, социальные службы прошли этот путь, создавая и укрепляя новый тип социальных учреждений, внедряя современные социальные технологии, адаптируя их к требованиям времени.
Комментарии
Очень странный обзор, если,
Добавить комментарий