Татуировка в Пазырыкской культуре

Впервые древнее мумифицированное тело представителя пазырыкской культуры с татуировкой было найдено на Улаганском нагорье в 1948 г. С.И. Руденко при исследовании Второго Пазырыкского кургана. Это был мужчина-монголоид около 60 лет. Татуировка в виде фигур реальных и фантастических животных, а также рыб покрывала обе его руки, верхнюю часть спины, голени.

Летом 1993 г. в кург. №1 могильника Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай) отрядом, в котором трудилась Н.В. Полосьмак, была обнаружена мумия женщины, руки которой от плеч до кистей украшала татуировка синего цвета. Изображение неплохо сохранилось на левой руке и почти полностью разрушено на правой. Татуировка покрывала и некоторые фаланги пальцев обеих рук.

На этом же плоскогорье 1995 г. в могильнике Верх-Кальджин II (кург. №3) В.И. Молодиным открыто погребение татуированного пазырыкца. На левом плече молодого мужчины было изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения совершенно идентична той, что служила украшением мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Кроме того, повторяются и образы животных: баран, рогатое копытное с клювом грифона, хищник семейства кошачьих. Можно отметить также сходство в композиционном построении рисунков на руках: в верхней части плеча и у мужчины, и у женщины показаны фантастические копытные животные — один из основных персонажей пазырыкской татуировки вообще; их фигуры чередуются с изображениями хищников семейства кошачьих и баранов.

Возможно, что так же, как представители многих традиционных культур, пазырыкцы различали мужскую и женскую татуировку. По имеющимся сегодня данным, женская татуировка отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке, полностью зачернённых мест.

Пазырыкские татуировщики даже по современным меркам были профессионалами высокого класса. Пользуясь лишь иглой, они достигли вершины мастерства. При жизни человека татуировка, выполненная сажей, имела на белой коже голубой цвет, а на смуглой — тёмно-синий.

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром.

Напоминаем, что сейчас в Новосибирском краеведческом музее проходит выставка «Мумия. Воин Алтая», на которой представлен уникальный погребальный комплекс пазырыкской археологической культуры памятника Верх-Кальджин-2 в Горном Алтае.

Руденко С.И. Древнейшая «скифская» татуировка. // СЭ. 1949. №3. С. 133-143.

Руденко С.И. Второй Пазырыкский курган. Результаты работ экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в 1947 г. Предварительное сообщение. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1948. 64 с. + XXIX табл.

Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев. // АЭАЕ. 2000. №4. С. 95-102.

По информации группы ВКонтакте "Новая аохеология"

категория: 
Average: 5 (1 vote)

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image