Инженер-путеец В.К. Жандр (1863-1914): дополнения к биографии и рассуждения к вопросу о коммеморации строителей Транссиба в Новосибирске

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения инженера-путейца В.К. Жандра и 10 лет с того момента как я начал изучение его биографии под руководством заслуженного учителя РФ Л.Д. Яковлевой и краеведа В.П. Капустина, посетив с этой целью государственный архив Томской области. Заняться изучением судьбы В.К. Жандра исследовательской группе музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17, в которой я тогда учился, предложил, как раз В.П. Капустин. Он вполне справедливо считал, что биография В.К. Жандра позволит лучше прояснить начальные страницы существования Новониколаевского посёлка.

В течение этого периода мне довелось работать с документами ГАТО (Томск), РГИА и ЦГИА СПб (Санкт-Петербург), а также с фондами из личного архива семьи Gendre (его прямых потомков) в Париже. Благодаря изданию «Библиотека сибирского краеведения» со мной связалась правнучка инженера Жандра О.А. Ольшевская, предоставившая фотографии семьи В.К. Жандра для этой статьи, которые публикуются впервые.

За 10 лет я накопил достаточно большой массив материалов по биографии В.К. Жандра и считаю, что пришло время дополнить информацию из моей первой статьи на эту тему[1].

Владимир Константинович Жандр родился 25 апреля 1863 г. в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Он был первым ребёнком в семье помещика Константина Павловича Жандра – отставного кавалериста, участника подавления Польского восстания (1863-1864), получившего в награду за успешное участие в кампании конфискованные имения польских дворян-инсургентов в Гродненской, Виленской и Ковенской губерниях.

Семья К.П. Жандра и его жены Софии Амалии включала в себя, кроме первенца Владимира, будущих артиллериста и Георгиевского кавалера Н.К. Жандра, основателя одесской лакокрасочной компании «Гольдцапфель и Жандр» предпринимателя К.К. Жандра, врача В.К. Жандр (Зарембскую), писательницу О.К. Жандр (Ельяшевич) и Е.К. Жандр (Данич).

Дворянский род Жандр происходит предположительно с запада современной Франции, поскольку потомки вступившего в начале XVIII в. на русскую службу драгуна О.И. Жандра являлись лютеранами, говорившими на французском и немецком языках[2]. В начале XIX в. Жандры окончательно русифицировались, сменив лютеранство на православие, но продолжали принадлежать к кругу «иноземцев» Российской империи. Это проявлялось в связях рода (едва ли можно назвать совпадением, что и В.К. Жандр, и его отец были женаты на немках-лютеранках), территории проживания – традиционном «немецком» районе в окрестностях Литейного двора и Анненкирхе в Санкт-Петербурге. Кроме того, представители рода были членами элитарного Английского клуба Северной столицы (созданного изначально иностранцами для иностранцев)[3].

Классифицируя дворянский род Жандр по имущественному, конфессиональному и профессиональным признакам по состоянию на XIX в. можно сказать, что это был сравнительно небогатый род иноземцев-лютеран[4], зарабатывавших на жизнь гражданской и военной службой. Жандры являлись частью своеобразного среднего класса русского дворянства. Можно отметить, что почти все мужчины-представители рода достигли карьерного успеха – чиновники становились как минимум статскими советниками (с этого чина начинался отсчет представителей высшей номенклатуры в Российской империи, в метрической записи о смерти В.К. Жандра он также называется уже статским советником, хотя приказа о присвоении ему этого чина я не обнаружил) и даже действительными тайными советниками (А.А. Жандр).

На военной службе многие Жандры дослужились чина полковника и бригадира. Как минимум три представителя рода являлись генералами (один генерал-лейтенантом), один был вице-адмиралом. В конце же XIX в. Жандры и вовсе могли быть причислены к элите Российской империи – в роду было одновременно два сенатора, председатель совета директоров транспортной компании «Кавказ и Меркурий»[5], драматург-постановщик Мариинского театра[6] и чиновник особых поручений в Министерстве путей сообщений (далее – МПС). Жандры владели домами в Санкт-Петербурге, Киеве и Севастополе, а их дети обучались в элитных образовательных учреждениях –в училище правоведения и в Николаевской академии Генерального штаба.

В масштабах истории рода семья Жандр достигла успеха, который обуславливался в первую очередь высоким уровнем образования (представители рода имели дипломы инженерных училищ, кадетских корпусов и училища правоведения), а также серьезным семейным протекционизмом, традиционным для русского дворянства. Почти всегда они заранее готовились к службе в том министерстве, в котором родственники могли обеспечить им хорошую должность. Именно благодаря высокому положению руководителя канцелярии Морского штаба А.А. Жандра его племянники Александр и Николай Павловичи поступили в Морской кадетский корпус и получили места в Морском министерстве – первый на линкоре «12 апостолов» под руководством будущего адмирала В.А. Корнилова, а второй – адъютантом в той самой канцелярии Морского штаба.

В.К. Жандр также начал свою службу в МПС, воспользовавшись протекцией своих родственников. По окончании Виленского реального училища он поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В нарушение установленных правил провёл три положенных года службы в части, расквартированной в его родном Вильно, в чём ему помог дядя-сенатор и вице-адмирал А.П. Жандр. Он служил в составе 27 артиллерийской бригады. В 1885 г. являлся учителем бригадной учебной команды. В том же году он поступил в Николаевскую инженерную академию[7].

По окончании академии в 1889-1893 гг. В.К. Жандр впервые получает путевой опыт во 2 и 3 железнодорожных батальонах, расквартированных в Барановичах (ныне Республика Беларусь). В это время он командует ротой, является членом суда общества офицеров, а затем переводится на должность старшего адъютанта в штаб железнодорожной бригады в г. Вильно, в котором он заведует хозяйственной частью. В 1890 г. инженер командируется в управление Полесских железных дорог (также в Вильно) для изучения должности начальника дистанции, а еще через год его отправляют в Киев в управление Юго-западных железных дорог, где он обучается для исполнения обязанностей начальника участка. 21 февраля 1893 г. В.К. Жандр уходит в запас в чине штабс-капитана[8].

В то же время в Санкт-Петербурге он улаживает свою личную жизнь, сочетавшись браком с 21-летней дочерью отставного статского советника О.Г. Кюзель, а затем по протекции его двоюродного дяди – чиновника МПС при Министерстве финансов В.А. Жандра поступает на постройку Средне-Сибирской железной дороги в должности начальника первой дистанции второго участка.

Вопреки версии Г.А. Бочановой выяснилось, что В.К. Жандр начал свой служебный путь на строительстве Транссибирской магистрали не в районе Кривощеково, а на ст. Болотное[9].

По всей видимости, только в 1896 г. В.К. Жандр перебирается на ст. Обь, став начальником участка по временной эксплуатации Средне-Сибирской железной дороги, но получает такое же жалование в размере 3600 руб. (в то время как начальники участков по строительству зарабатывали почти в два раза больше – 7000 руб.).

Инженер Э.А. Бобиенский, бывший начальником первого участка строительства и проживавший на ст. Обь с 1893 по 1896 гг., был к этому времени повышен до заведующего временным движением на участке от Оби до Красноярска и переехал в Томск[10].

Начальник первой дистанции первого участка, вероятно и являвшийся непосредственным руководителем строительства станции Обь инженер В.С. Королев (он являлся также восприемником сына В.К. Жандра Владимира) сохранил должность начальника дистанции первого участка и перешёл в подчинение В.К. Жандра[11].

Изначально, по всей видимости, «офис» начальника участка должен был разместиться как раз в с. Болотном. В статье «Сибирской жизни» было написано, что: «В будущем году предполагается постройка дома и для начальника участка (от Оби до Томи) так как предполагается, что место жительство его будет в Болотном»[12]. В 1895 г. село было крайней восточной точкой железнодорожного движения, в котором происходила пересадка с гужевого транспорта на поезд и находилось как раз на середине участок.

В некотором смысле с. Болотное было даже более удобным для проживания: инфраструктура была развита примерно также (деревянные дома на каменном фундаменте с водопроводом), а расстояние до Томска, в котором инженеры и их семьи могли найти досуг, посетить канцелярию Средне-Сибирской железной дороги и обратиться за медицинской помощью, почти в два раза меньше, чем от берега Оби.

Вероятно, свою роль в этом сыграла характеристика Болотного как «одного из худших сёл волости», а потому более оживленные ст. Обь и Новониколаевский посёлок, в которых число представителей технической интеллигенции было несравненно выше, были более привлекательны для жизни.

Так или иначе, инженер-путеец В.К. Жандр переехал на ст. Обь не ранее 1896 г. (24 ноября 1896 г. его сын Владимир был крещен в Александро-Невской церкви Новониколаевского посёлка), а потому приписываемое ему ранее строительство станции, депо и других технических сооружений стоит отнести к инженерам В.С. Королеву и Э.А. Бобиенскому[13]. Владимир Константинович же руководил ровно такой же работой, но в с. Болотном. Уже по этой причине В.К. Жандр не может быть отнесён к когорте «отцов-основателей» города, оставляя за скобками вопрос о самой целесообразности подобной постановки вопроса.

В.К. Жандр принял деятельное участие в развитии культурных инициатив на ст. Обь и в Новониколаевском посёлке. Несмотря на то, что О.А. Крицкая по материалам «Сибирской жизни» вполне убедительно показала, что не В.К. Жандр, а священник В.А. Посельский сыграл решающую роль в организации школы на станции, с именем инженера связано строительство нового двухэтажного здания, а также организация железнодорожного собрания на ст. Обь[14]. Он же был и одним из организаторов народных воскресных чтений для рабочих в школе при станции. Кроме того, он способствовал строительству железнодорожного храма (св. Пророка Даниила), в котором он сам являлся церковным старостой.

В.К. Жандр был и почетным членом новониколаевского пожарного общества[15]. Он являлся также организатором проведения переписи населения на вверенном ему участке в 1897 г., за что ему был вручён почетный нагрудный знак[16]. В том же году за свою усердную службу он был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени.

В.К. Жандр с женой Ольгой и детьми Георгием, Константином и Владимиром. Фото из личного архива правнучки В.К. Жандра Ольги Андреевны Ольшевской, публикуется впервые.

Всего он провёл на ст. Обь пять лет (1896-1901 гг.), а в Сибири в целом восемь лет. Четверо его детей были рождены здесь: старшие Георгий (1894 г.р.) и Константин (1895 г.р.) в Томске, а Владимир (1896 г.р.) и Ольга (1898 г.р.) непосредственно на ст. Обь. В его семье участие в строительстве Великого Сибирского пути воспринималось с гордостью, о чём свидетельствуют биографические справки, составленные его братом Константином и сыном Олегом.

Дальнейшая биография В.К. Жандра была связана с Николаевской железной дорогой. После смерти его отца в октябре 1900 г. он попросил своего родственника В.А. Жандра оказать ему помощь в получении места в центральной России, и такое нашлось в Новгородской области на ст. Малая Вишера, на которой инженер прослужил одиннадцать лет с 1901 по 1912 гг.

За время работы на Николаевской дороге он периодически ездил в отпуск на юг (Кавказ, Крым), отправлялся улаживать домашние дела в Вильно, посещал Ригу. Периодически В.К. Жандр жаловался на то, что как начальник участка Средне-Сибирской железной дороги он зарабатывал до 4200 руб., а на Николаевской железной дороге, на аналогичной должности всего 2400 руб. В результате жалование ему было увеличено до 3000 руб.

Тем не менее, вместе со своими братьями В.К. Жандр наверняка разделил наследство своего отца. Точной информации о том, что произошло с имениями, я не обнаружил, но известно, что в 1890-е гг. В.К. Жандр испрашивал право на приобретение имений в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях, чтобы быть способным вступить в право наследования. В его формулярных списках указано, что В.К. Жандр имениями не владел, а значит, наиболее вероятное объяснение этого то, что братья Жандры продали недвижимое имущество их отца и поделили наследство.

Я думаю, что на самом деле В.К. Жандр владел имениями, но не вносил их в формулярный список, поскольку даже тогда, когда его отец был жив, в его формулярном списке было записано, что родители имениями не владеют, а сам инженер в период с 1901 по 1912 гг. постоянно отправлялся «улаживать дела» в разные губернии Российской империи. Видимо, владение недвижимостью или деньги от её продажи позволяли ему обеспечивать за свой счет обучение детей в училище Правоведения, в гимназии Гуревича и Кадетском корпусе, а также содержать квартиру в Санкт-Петербурге.

Любопытно, но и в престижнейшее учебное заведение России начала XX в. – Императорское училище правоведения старший сын инженера Георгий поступил так же благодаря поддержке со стороны мужа своей тёти (сестры матери) генерала А.И. Роговского, который являлся директором этого учреждения.

За время службы в Малой Вишере В.К. Жандр несколько раз болел и три раза участвовал в разбирательствах по поводу своей работы. В первый раз он провинился в том, что оставил клеймо для подтверждения качества принимаемой древесины надсмотрщику, который, воспользовавшись ситуацией, заклеймил забракованный инженером лес, а хороший реализовал по договору с подрядчиком. За это В.К. Жандр получил замечание[17].

Второй раз разбирательство было связано с анонимной жалобой на вырубку на вверенном участке пути деревьев, предназначенных для снеговой защиты, но в процессе расследования выяснялось, что рабочие всего лишь приводили деревья в порядок, а не вырубали их.

Самый серьезный инцидент случился под конец его работы на дороге в мае 1912 г.  Проезжающий начальник службы пути (непосредственный руководитель В.К. Жандра) решил осмотреть приёмный покой станции Малой Вишеры и обнаружил в стене «щель размером с палец». В.К. Жандру был сделан строгий выговор и указано, что если это повторится, то он будет переведён служить с центрального пути на одну из малозначимых веток.

Правда, этого не потребовалось: в том же году на Привислинских железных дорогах освободилась должность начальника службы пути, и вместо понижения в должности он, воспользовавшись протекцией своего родственника В.А. Жандра, стал руководить путевой работой в Польше (с заработной платой 5000 руб.) и переехал в Варшаву. Он занял эту должность, несмотря на то, что до того, как В.А. Жандр рекомендовал Владимира Константиновича начальнику дороги, на эту должность был подобран другой инженер.

В Варшаве инженер Жандр служил на протяжении двух лет с 1912 по 1914 гг. В 1913 г. он получил бронзовую медаль «В честь трёхсотлетия дома Романовых», а в 1914 г. началась Первая Мировая война, и В.К. Жандр был переведён в распоряжение военного ведомства.

Привислинские железные дороги стали одним из критически важных объектов инфраструктуры, за которые развернулись бои в Польше. Согласно истории, пересказанной братом В.К. Жандра Константином «при починке моста, разрушенного бомбардировкой; во время работ под выстрелами был сброшен разрывом снаряда в воду, простудился, заразил полученное ранение, но оставался на работах, получив рожистое воспаление от которого и скончался». Эту историю косвенно подтверждает и делопроизводство по вопросу назначения пенсии жене покойного инженера.

В документах подчеркивается, что В.К.Жандр не обращался за врачебной помощью, а продолжал работать до того момента, когда болезнь приняла уже критический оборот. В.К. Жандр скончался 25 октября 1914 г.

Его тело из Варшавы было доставлено в цинковом гробу в Петроград, в котором он и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой генерала А.Т. Озеровского. В настоящее время местонахождение обоих захоронений на некрополе неизвестно.

В результате Первой мировой и Гражданских войн его семью, как и тысячи других, постигла трагическая судьба. Сын Владимир был убит на поле боя в 1916 г., двое других сыновей Георгий и Константин сражались в составе Семёновского полка, а после Революции вступили в состав армии Врангеля и участвовали в активных боевых действиях против Красной армии на юге России. В результате окружения Крыма они эвакуировались в Константинополь, а затем транзитом через Германию эмигрировали во Францию.

К.В. Жандр не смог перенести разлуку с Родиной и покончил жизнь самоубийством в 1930 г. Г.В. Жандр сумел адаптироваться к новым реалиям, активно участвовал в жизни эмигрантского сообщества, работал администратором и получил в результате французское гражданство.

Жена и дочь В.К. Жандра – Ольга Георгиевна и Ольга Владимировна остались в Петрограде, работали учителями музыки, библиотекарями и переживали сложности существования «бывших» в Советской России. Из квартиры на ул. Преображенской (совр. Радищева) они перебрались в коммуналку на Пестеля, в которой им было отведено три комнаты.

Во время Первой мировой войны О.В. Жандр вышла замуж за офицера О.В. Ольшевского и воспитывала с ним двух детей (Татьяну и Дмитрия). По всей видимости, её муж был репрессирован в 1937 г. Вместе с матерью она переживала во время войны страшную блокаду Ленинграда. Жене инженера О.Г. Жандр (Кюзель) всё же не хватило сил перенести это испытание, она умерла в декабре 1942 г.

В дальнейшем с О.В. Жандр из Парижа пытался связаться её племянник (сын Г.В. Жандра – Олег), но она, указывавшая при приёме на работу, что «знакомых и родственников за границей не имеет», даже не открыла письмо и отказалась принять его.

В конце статьи отмечу следующее:

Во-первых, В.К. Жандр являлся достаточно рядовым инженером-строителем Транссибирской магистрали – начальником дистанции, участка службы пути, выполняя обыденные для подобных должностей обязанности по контролю состояния и эксплуатации железнодорожного полотна и сооружений. Во-вторых, В.К. Жандр не являлся «основателем» Новосибирска, поскольку в момент основного строительства в районе будущего Новосибирска и застройки прилегающей территории он находился на другом участке и проживал в с. Болотном.

Тем не менее, он сыграл важную роль в организации железнодорожного собрания для инженеров, строительстве нового двухэтажного здания для школы на станции, а также организации проведения в ней народных чтений. В.К. Жандр являлся одним из почётных членов Новониколаевского пожарного общества, а также собирал средства для строительства церкви Пророка Даниила – это инициативы, которые не затрагивали его прямых обязанностей, а значит, действительно заслуживают соответствующего внимания и оценки.

Краеведы согласятся с тем, что, читая документы о реализации даже самых малых образовательных инициатив в конце XIX в., поражаешься количеству препятствий и бюрократических проволочек, которые предстояло преодолеть просителям. В присутственных местах того времени было не обойтись без «протекции». В.К. Жандр вне железной дороги был безусловно самым авторитетным из инженеров, участвовавших в жизни Новониколаевского посёлка в его «догородской период». В отличие от провинциального дворянина Н.М. Тихомирова, сына служащего Г.М. Будагова и других, он с самого рождения был вписан в бюрократическую и военную элиту столицы.

Внучатый племенник сенатора и писателя А.А. Жандра, племянник сенатора А.П. Жандра, родственник губернаторов и сенаторов Стеблин-Каменских и многих, многих других влиятельных персон он мог решить насущные вопросы, воспользовавшись своими связями. По этой причине, он мог создавать условия для реализации доброго начинания.

За последние годы новосибирские краеведы показали, что создание города на пересечении Оби и Транссиба не было случайностью, а осознанным решением; что город развивался не хаотично, а размежеван и взят под контроль усилиями Алтайского горного округа; что Новониколаевский посёлок мог быть назван в документах как Кривощековский и многое другое. Это показывает, что краеведение и понимание процесса становления Новосибирска развивается в настоящее время стремительными темпами. За последние десять лет было опубликовано столько краеведческих работ, сколько не было за все предыдущие годы, что позволяет нам сказать, что эти годы стали «золотым десятилетием новосибирского краеведения». Этот успех связан так же с развитием проекта «Библиотека сибирского краеведения» и форума «Новосибирск в фотозагадках».

В чём мы безусловно отстаем и сейчас – это в популяризации истории города и создании «мест памяти», посвященных новосибирской истории. Наш город настолько безлик в плане топонимики и мемориалов, что рядовому новосибирцу сложно сказать, что делает наш город особенным по сравнению с другими городами.

Соответственно создание новосибирского пространства памяти должно являться нашей приоритетной задачей, мы должны доказывать на всех уровнях, что знать тех, кто внёс посильный вклад в создание культурных и образовательных учреждений, формирование комфортной среды обитания в Новосибирске так же важно, как знать имена героев войн.

160-летие инженера В.К. Жандра, чьё имя находится в очереди на коммеморацию наряду с именами других инженеров, врачей, учителей и особенно предпринимателя Н.П. Литвинова – отличный повод вновь обсудить этот вопрос.

Выражаю благодарность за предоставленные фотографии правнучке инженера В.К. Жандра – Ольге Андреевне Ольшевской.

Павел Игоревич Романов


[1] Романов П.И. Источники для изучения биографии В. К. Жандра // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1. С. 85-88.

[2] Это частично подтверждается и семейной легендой об основании рода Жандр, согласно которой они происходят с территории региона Франш-Конте.

[3] Прадед В.К. Жандра – полицмейстер А.О. Жандр и вовсе являлся одним из основателей этого клуба. Столетие С. Петербургского Английскаго Собрания. 1770-1870. СПб: Печатня В.И. Головнина, 1870. С. 49.

[4] Количество крестьян в имениях не превышало 150 человек.

[5] Вице-адмирал А.П. Жандр (1821-1895).

[6] Писатель Н.П. Жандр (1818-1895).

[7] РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 3102. Лл.1-28.

[8] Там же.

[9] Бочанова Г.А. Инженер-путеец Жандр // Советская Сибирь. 1990. 23 ноя; Бочанова Г.А. Жандр Владимир Константинович // Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск, 2003.

[10] Список личного состава Министерства путей сообщений: центральные и местные учреждения. 1896 г. С. 900.

[11] РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 3102. Л. 30.

[12] Село Болотное // Сибирская жизнь, 1895. 5 декабря. С. 4.

[13] На этом в частности настаивал в комментариях на БСК С.К. Канн. Читайте его статью, посвященную Э.А. Бобиенскому здесь. Канн С.К. Забытая судьба (http://www.prometeus.nsc.ru/works/fate.ssi).

[14] Крицкая О.А. Школа мастерских депо на станции Обь (позже двухклассное железнодорожное мужское училище). URL: http://io.nios.ru/articles2/84/15/shkola-masterskih-depo-stancii-ob-pozz...

[15] Корреспонденция // Сибирская жизнь, 1899. 24 февраля. С. 2.

[16] РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 3102. Л. 1-29.

[17] ЦГИА СПБ 1480. Оп. 7. Д. 748. Л. 69.

Комментарии

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Отличный материал, Павел Игоревич. Отличный пример того, как в науке первоначальные, неизбежно романтические, полумифологические представления замещаются плодами рационального, взвешенного, критического анализа. Как говорится, и уму, и сердцу. Развитие новосибирского пространства памяти - действительно насущная задача городского сообщества.

Опубликовано пользователем Гость
В дальнейшем с О.В. Жандр из Парижа пытался связаться её племянник (сын Г.В. Жандра – Олег), но она, указывавшая при приёме на работу, что «знакомых и родственников за границей не имеет», даже не открыла письмо и отказалась принять его. Молодец, ибо были случаи, когда человек письмо принимал, но не отвечал, и получал 10 лет без права переписки

Опубликовано пользователем Alexandra
Great work Pavel! I fully agree with you conclusions, especially on memory in the city. Thank you for sharing this story and your thoughts! Отличная работа, Павел! Я полностью согласен с вашими выводами, особенно в отношении памяти в городе. Спасибо вам за то, что поделились этой историей и своими мыслями!

Добавить комментарий

Target Image