В Городском центре информатизации «Эгида» прошла очередная лекция исторического лектория «Новосибирск неизвестный».
Известный архитектор Игорь Викторович Поповский – заведующий кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА, доцент, член союза архитекторов России НСАР, член Новосибирского архитектурного общества рассказал педагогам и школьникам об основателях Ново-Николаевска – Новосибирска.
Первоначально лекция называлась «Основатели-архитекторы Новониколаевска». Но, по мнению Игоря Викторовича, понятие архитектор несколько больше, чем просто человек, который проектирует здания. Поэтому, речь шла о людях, которые много сделали для того, чтобы наш город стал таким, каким мы его видим сегодня.
– Я стал архитектором, потому что увлекался историей города. Долго выбирал профессию и, в конечном итоге решил, что архитектор, более чем кто-либо, связан с развитием и изменением города. Так получилось, что лучшие свои здания я построил не в Новосибирске, поэтому стараюсь рассказать обществу о нашем городе как можно больше. В первую очередь, о людях, которые много сделали для его развития.
Есть идея – в парке «Городское начало» создать памятник основателям Новосибирска. В 60-х годах говорили, что основателем Новосибирска является только Николай Гарин-Михайловский. Но сегодня выясняется, что очень многие люди повлияли на появление и становление нашего города.
Александр III подписал указ о начале строительства Транссибирской магистрали
Конечно, основание Новосибирска начинается с Транссиба.
В ночь с 22 на 23 июня 2012 года, накануне Дня Города, в Новосибирске состоялось открытие памятника Александру III, подписавшему указ о начале строительства Транссибирской магистрали, давшей жизнь крупнейшему городу в Сибири. Насколько Александр III стоит у основания города Новониколаевска?
Толчком послужило крушение царского поезда. В этой катастрофе погибла вся прислуга и даже собака, но ни один из членов царской семьи не пострадал. В этом вагоне ехал и Николай II, ему в то время было 19 лет.
Основной посыл в строительстве железной дороги шел от Александра III . Он принимает решение строить дорогу своими силами и это дало огромный толчок для развития Сибири.
Строительство Транссиба имело огромное стратегическое значение. Наш город появился потому, что здесь решили строить мостовой переход через реку Обь. По идее, развитие города должно было быть на левом берегу, потому что это равнинная территория. Но город стал развиваться на правом. Отсюда началось возведение Средне-Сибирского участка дороги, который строил Николай Павлович Меженинов. Строительством Западно-Сибирского участка пути руководил Константин Яковлевич Михайловский. Не путать с Гариным-Михайловским.
Роль Гарина-Михайловского и Викентия Роецкого
– Планировалась работа двух изыскательских партии: шестой и пятой. Пятой должен был руководить Николай Гарин-Михайловский, а шестой – польский инженер Викентий Роецкий. Именно он должен был смотреть створы мостов и определить, где через Обь должна пройти железная дорога. А Гарин-Михайловский должен был возглавлять изыскания пути в Томск и наметить створ моста через реку Томь. Экономия средств заставила сократить руководство и объединить эти две партии в одну. Гарин-Михайловский стал руководителем объединенной партии. Но функции остались такими же. На самом деле человек, который исследовал эти места и решил вопрос с переходом, был Викентий Иванович Роецкий. Это был очень честный, порядочный польский инженер. К сожалению, он рано скончался (в марте 1896 года в возрасте 35 лет) и даже не увидел плоды своего труда. Его вклад в основание города – колоссальный. Даже есть предложение – назвать улицу именем Роецкого. К сожалению, он был незаслуженно забыт.
Роецкий закончил изыскания, определил створ моста и представил материалы Константину Михайловскому. Николай Гарин-Михайловский, как руководитель партии, написал пояснительную записку. Константин Михайловский осмотрел и утвердил створ. А потом согласовал проект створа и подготовил материалы для проекта моста.
Есть много мнений, насколько было участие Гарина-Михайловского. Многие исследователи цитируют записку: «согласно распоряжения начальника работ…» А начальник работ – Константин Михайловский. Тоже человек незаслуженно забытый, потому что благодаря ему мост появился здесь.
Вся беда в том, что эти два человека сильно повздорили между собой. Константин Михайловский сказал, что строить будем по-прежнему. А Гарин-Михайловский обиделся. Оказалась путаница в фамилиях, часто неправильно понимали, кто приехал, кто осмотрел створ, кто это дело решил. Константин Михайловский и Гарин-Михайловский не ладили между собой, потому что каждый из них придерживался разных позиций строительства железных дорог в России. Гарин-Михайловский вообще рассматривал строительство дороги без мостов.
Еще одна цитата из пояснительных записок Н.Г.Михайловского:
«…сплошной Сибирский железнодорожный путь не может быть готов, принимая во внимание финансовые затруднения страны, раньше 15 лет. На эти 15 лет следовало бы смотреть как на предварительный период, чтобы изучить количество перевозимых грузов… »
Исходя из этого предложения Н.Г.Михайловского (Гарина): строить не мосты, а переправы; строить узкоколейныю железную дорогу; строить не вокзалы, а небольшие станции, «а на остальные станциях пассажирские здания возможно было бы временно заменить комнатой при казарме».
Он хотел, чтобы стоимость за версту была – 15 тысяч рублей, считал, что лучше была бы европейская узкоколейка.
18 августа 1891 года Гарин-Михайловский выехал из Томска в Самару.
11 ноября 1891 г. подготовил пояснительную записку.
Что сделал Константин Михайловский?
- осмотрел переход в натуре и одобрил его;
-11 декабря 1891 года подал проект на согласование как единственный возможный
-20 февраля 1892 года подготовил изыскания Роецкого для составления проекта моста.
В итоге Константин Яковлевич Михайловский построил дорогу за 4 года стоимостью 38 тысяч рублей за версту, т.е. в 2 раза дороже.
Существует красивый миф: Гарин-Михайловский выгнал взяточников, которые пришли, чтобы дорога прошла через Томск или через Колывань. Не было такого. Очень интересная была сумма взятки, она все время росла и дошла до 5 миллионов рублей. Стоимость железнодорожного моста была 4 миллиона 600 тысяч рублей. И, конечно, Гарину-Михайловскому не могли предложить такую сумму. Вероятно, эта сумма произошла и от стоимости моста и от той экономии, которую этот переход сделал (5 млн. руб.).
Известный публицист Никульков написал книгу «Человек из будущего». Соответственно, Гарин-Михайловский стал известен в 60-х годах как основатель города. Это было красиво, это был период поэзии. Новосибирску не хотелось выглядеть купеческим городом и тут оказалось, что вроди бы, в основании города есть писатель Гарин. Население города настолько «купилось» этой легендой, что до сегодняшнего дня каждый человек почитает его самым главным основателем города Новосибирска. В 90-х годах произошли колоссальные исторические споры на эту тему. Меня всегда упрекают, что я придерживаюсь мнения, что Гарина-Михайловского надо чтить и уважать. Потому что любое проявление мифа – это тоже определенная, пусть искаженная, но прекрасная реальность, которая объединяет горожан.
Если посмотреть внимательно, ни Гарин-Михайловский, ни Роецкий не решали вопрос, где пройдет дорога. Уже по определенным изысканиям 1878 года, дорога проходила мимо Томска.
Карта 1890 года. Здесь варианты железной дороги проходят мимо Томска и даже мимо Омска. Сначала рассматривался вариант строить дорогу Среднесибирскую, а до Тюмени грузы везти пароходами. Ее называли Паровой дорогой, т.е. железной дорогой, связанной с речным транспортом.
Дорога была стратегической. Царскому Кабинету надо было ее строить быстрее. Дорога специально проходила мимо крупных городов, потому что города должны были земли продавать, а это замедляло строительство и удорожало проект.
Томск только что открыл университет, но дорога прошла мимо «Сибирских Афин». Это была трагедия для Томска и счастье для будущего Новосибирска.
На карте можно посмотреть варианты створа. Видно, что Кривощековский вариант длиннее, но дешевле. Был вариант через Колывань и вариант захода в Томск, но из-за притоков Томи это было просто нереально и дорого. Томск согласился, что к нему придет ветка и соединит его с Кузбассом. На этом Томск успокоился, считая, что получил плюс от такого решения. Но ситуация для Томска сложилась плохо.
Есть несколько версий, почему дорога не прошла через Томск.
Версии взяток:
1. Томские купцы давали взятки инженерам
2. Не томские, а новониколаевские купцы давали взятки инженерам
3. Колыванские купцы давали взятки инженерам
4. Томские купцы отказались давать взятки инженерам
5. Гарин-Михайловский не взял взятки колыванских и томских купцов
Есть еще версия, что Томск был обойден по геополитическим причинам. Якобы царь наказал студенческий и университетский центр. На самом деле, все было очень просто: учитывались чисто прагматические интересы.
Трассирование было подчинено ряду условий:
1) требованию кратчайшего направления, то есть транзитной магистрали, подъездными путями к которой на первых порах служили бы поперечные грунтовые и водные артерии;
2) желательности обхода крупных городов, позволявшего избежать дополнительных работ, связанных со специфическими особенностями их размещения на возвышенностях возле рек и притоков, а также сократить расходы по отчуждению городских земель и имуществ;
3) направлению линии по возвышенным точкам рельефа (водоразделам), для чего в пересеченной местности избирались "гривы", совпадающие с общим направлением трассирования; для уменьшения объема земляных работ уклоны рельсового пути стремились приблизить к естественным уклонам местности.
В XIX веке Томск был ключевым транспортным узлом Сибири, пройти мимо него означало потерять значительный грузопоток;
Первый Сибирский Университет был основан в Томске в 1878 году и открыт в 1888 году, дорога проходила мимо «Сибирских Афин»;
При принятии решения правительство не стало бы оперировать величиной в 15 вёрст, она пренебрежимо мала;
Строительство моста у Кривощёкова не исключало направления на Томск, магистраль просто ещё бы незначительно удлинилась.
Из ответа Николая Гарина-Михайловского в газету «Сибирский вестник»:
«…В N 67, от 14 июня 1891 г., вашей уважаемой газеты помещена передовая статья о предполагаемом направлении Сибирской магистрали. Во избежание недоразумений спешу изложить вам обстоятельства дела. Вопрос о направлении не предрешен еще. Мною будут сделаны два направления: на Томск и в обход его, согласно данным мне инструкциям. Выбор направления определяется общегосударственными целями, местными экономическими данными и техническими условиями проводимой линии. Задача инженера по предрешенным уже двум первым данностям - правильно осветить техническую сторону дела. Задача это чисто техническая, ничего не предрешающая… Решаются такие вопросы правительством, государственными людьми, общественным мнением, печатью, а инженеры являются только скромными исполнителями технической стороны дела. Предъявлять к ним претензию - это только добровольно вводить себя в заблуждение».
Он только лишь подтвердил, что работал как грамотный инженер, исполняя волю, которая уравновешивала разные факторы развития этой дороги.
Николай Павлович Меженинов настоял на том, чтобы Транссибирский путь стал непрерывным. В результате, появился этот мост. Он руководил строительством пристани и причалов в нашем городе и возглавлял комитет по строительству храма Александра Невского. Благодарные жители города Новониколаевска увековечили его имя на карте города. Прежде улица Челюскинцев называлась Межениновская. А улица Ленина называлась Михайловской, в честь Константина Михайловского. Впоследствии улицы были переименованы. Меженинова в публицистике даже называли взяточником. Но этот человек очень много сделал для Новосибирска:
-Ускорил строительство Западно-Сибирского участка дороги
-Руководил строительством пристани и причалов
-Возглавлял комитет по строительству храма св.А.Невского
Сергей Юльевич Витте. Именно он на заседании комитета министров в 1892 году убедил министров Александра III о целесообразности Кривощековского варианта. Получается, что он тоже один из основателей нашего города. Он дал возможность появиться этому развитию.
Николай Аполлонович Белелюбский. Он не был у основания города, но его мост настолько красив, уникальной конструкции, что вполне можно Белелюбского причислить к основателям.
На открытие моста приехал губернатор Тобизен, который всячески препятствовал, чтобы Новониколаевск стал городом. Но благодарные горожане, все-равно, назвали улицу его именем – Тобизеновская (сегодня ул. Максима Горького). Тобизен присутствовал при закладке первого камня железнодорожного моста. Поэтому горожане были ему благодарны.
Основание Новосибирска очень стремительное
30 апреля 1893 года – приезд первых строителей
20 июля 1894 года – закладка первого камня мостовой опоры
20 марта 1894 года – открыт универсальный магазин купца Е.А.Жернакова
3 декабря 1895 года – сход жителей о переименовании поселка в город
12 августа 1896 года – сход с избранием первого мэра (староста) Ильи Титлянова
10 января 1904 года (28 декабря 1903 года) – статус города с упрощенным городским управлением («безуездный город»)
24 декабря 1908 года – полноправный город
апрель 1917 года – уездный город
Поселок фактически в течение 15 лет стал городом. Это невероятно. Транссиб дал развитие 24 городам в Сибири. Один из них Новосибирск.
Один из интереснейших людей – Григорий Моисеевич Будагов, армянин по национальности. Был одним из руководителей строительства моста, родоначальником благотворительности Ново-Николаевска. Он построил школу, открыл избу-читальню, сделал театр. Фактически, Будагов был основателем культурной и образовательной жизни города. Улицы, названные именами писателей Лермонтова, Пушкина, Толстого, появились потому, что Будагов внес просвещение в рабочий поселок. Это потом, в 30-х годах, появятся улицы Автогенная, Бетонная, Танковая. Улица Большевистская раньше называлась в честь Григория Моисеевича Будагова – Будаговская. Сегодня по адресу Большевистская, 7 сохранилось здание –бывшая контора инженера Будагова, где будет сделан музей.
Владимир Константинович Жандр
В честь него названа улица Владимировская. Жандр руководил строительством вокзала, станции Обь, депо и в 1896 году проявил инициативу в строительстве железнодорожного училища. В 1899 году получил разрешение на проведение народных чтений для взрослых. Это было непросто. Александр III, после того, как был совершен теракт на Александра II, запретил детям низкого сословия учиться в гимназиях. Инженеры, интеллигенция делали все для того, чтобы просвещение в царской России развивалось.
Николай Михайлович Тихомиров возглавил строительство собора Александра Невского и строительство моста. Сделал очень много для строительства собора и впоследствии был похоронен рядом с ним. Сегодня Тихомирову отдана честь, в день города новосибирцы всегда посещают его могилу, которая находится на Заельцовском кладбище.
Сходы города
Я бы хотел рассказать о сходах города. Первый сход был 10 ноября 1895 года. Этот сход определил начало строительства собора.
Арендная плата за землю повышалась, царский Кабинет получал большую выгоду, а горожане платили два налога, арендную плату. Необходимо было всем в поселке, а сюда съехались предприниматели со всей округи, платить дешевле. Произошло прошение. Сначала просили, чтобы поселок переименовали из Александровского в Новониколаевский , а затем чтобы поселок стал посадом. Название Новониколаевский было предложено проезжающим мимо губернатором генерал-лейтенантом Гудима. Это отметили горожане и одну из улиц назвали Гудимовской.
3 декабря 1895 года жители говорят о том, что хотят ходатайствовать, чтобы Новониколаевск перевели в положение посада или города (1075 подписей). Сходы проходили до 1907 года.
3 декабря 1895 года
Приговор схода:
« Мы, нижеподписавшиеся жители Ново-Николаевского посёлка на правом берегу р.Оби против бывшего села Кривощеково, на собрании обывателей имели суждение, …т.к. посёлок возник всего два года назад, что отсутствие всякого управления не дает возможности позаботится о благоустройстве поселка не смотря на 5-тысячное народонаселение, ПОСТАНОВИЛИ: ходатайствовать перед правительством о переименовании Ново-Николаевского поселка в посад или город» 1075 подписей
Фактически, в центре царской империи происходили невероятные, демократические, городские события. Томский губернатор сообщает, что сходы незаконны. Горожане тогда обратились к начальнику округа генералу Болдыреву, и он сообщил о том, что такое переименование возможно. Ничего не получилось, но Болдыревскую улицу в честь Болдырева, который хотел поселок сделать городом, горожане все-таки назвали. Томск говорит о том, что сходы – это бунт. Вместо того, чтобы прекратить эти сходы, жители первого поселка самочинно выбирают старосту, а выбор старосты, это признание, что это посад. 12 августа 1896 года – сход с избранием первого мэра (староста) Ильи Титлянова !!!!!!! (после событий 21 мая 1896 г.) 1 декабря на него была подана жалоба томскому губернатору, а уже 24-го пришла телеграмма с уведомлением, что Илья Григорьевич в должности не утверждён, так как избран «самочинно». Было предписано впредь сходы не проводить и старост не избирать, а управление передавалось полицейским чиновникам. Несмотря на то, что губернатор Тобизен мешал, улица Тобизеновская так и осталась.
Изумительная телеграмма жителей царю (20 января 1897 года):
« Выбранного нами старосту уничтожили, общественные питейные заведения отдали частным виноторговцам, схода и собраний не разрешают, мотивируя тем, что бунтуем… Мы на устройство домов утратили последние средства, должны их оставить и совсем разориться. Нет средств устроить школу, церковь, пожарную команду и больницу… Явите Царскую милость, Ваше Императорское Величество, внемлите 10-тысячной мольбе (7832 если точно – И.П.) верноподданных рабов Ваших, уступите землю за 40 коп. с десятины и учредите общество поселка Ново-Николаевский, посадское или городское. Сейчас находимся без всякого управления…».
Население городов в 1897 г.: Томск- 52221, Барнаул -29400, Бийск -17200, Колывань – 12000 (начало ХХв.), Бердск – 6000 (1914г.) Новгород - 25736 .
И тут, Асинкрит Асинкритович Ломачевский, новый губернатор, рассмотрев ситуацию в Новониколаевске, (население в Новониколаевске уже 16 тысяч) нашел, что поселок может стать городом. Это первый губернатор, который позитивно рассмотрел прошение будущих горожан. Естественно, в честь этого губернатора была названа улица, но почему-то в честь имени – Асинкритовская.
Министр императорского двора, генерал-адьютант барон Владимир Борисович Фредерикс (16 ноября 1838 г. — 5 июля 1927 г.) рассмотрел вопрос о преобразовании поселка в город. И он в 1908 году стал первым по времени почетным жителем Новониколаевска, «...ввиду его заслуг городу в деле выкупа земель у Кабинета Его Величества». Позднее он был возведен в «графское Российской империи достоинство».
Но 6 марта 1917 г. чрезвычайное заседание Городской Думы вынесло постановление «Первого Почетного жителя города Новониколаевска, министра Двора, графа, Фредерикса лишить этого почетного звания». Причиной этого решения стало возмущение новониколаевских депутатов тем, что 2 марта 1917 г. в 15 ч. 5 мин. в городе Пскове Фредерикс в соответствии с основными функциями его должностного положения скрепил подпись Его императорского Величества Николая II об отречении от престола.
Из сообщения министра Императорского двора министру внутренних дел о преобразовании Новониколаевкого поселка в город и условиях выкупа 1903г.: « Кабинет пришел к следующим главным выводам: Что по состоянию поселка представляется вполне своевременным преобразованием его в город…». Население Новониколаевска 22257 человек.
Из циркулярного письма Томского вице-губернатора от 23.01.1904:
«ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР в 28 день декабря 1903 года высочайше повелеть соизволил: поселение Ново-Николаевск при станции Обь, Томских уезда и губернии, возвести на степень безуездного города того же наименования… И.д. губернатора –вице-губернатор Бирюков»
Весна 1896 г.
Межевщик Кабинета Кузнецов на основе материалов землемеров Пеньковского и Хребтова наметил первый в истории города план отвода земли под усадьбы. Группа межевальщиков, руководимая мастерской Алтайского округа (Барнаул) А.А.Лесневским, разработала план основных магистралей будущего города. План город нарезан из трех районов ортогональных сеток: Центральная часть, которая скрепляет два поселка: Закаменского района и Вокзального поселка при железнодорожной станции. Эта сетка один в один была создана как Манхэттенская сетка. Новониколаевск имел характер американского города. Основанием города считалось возникновение магазина Жернакова 20 марта 1894 года. До революции эта дата являлась основанием города.
Сегодня за оградой Художественного музея еще можно обнаружить пни того реликтового леса, который вырубили. А около детской больницы №3 лежит черный камень. Есть такая легенда, что этот камень упал с телеги, когда его везли на строительство Александра Невского. По примете его решили не брать, и он остался лежать там до сегодняшнего дня.
Николай Павлович Литвинов приехал в Новониколаевск как фельдшер. Но занялся совсем другой деятельностью. В 1897 открыл первый книжный магазин. В1900 году – первую типографию. В 1906 году стал издавать три газеты: «Народная летопись», «Обская новь», «Алтайское дело». Издал первый фотоальбом о Новониколаевске и первый справочник о Новониколаевске. Местный издатель открыток о городе.
1905-1913 гг.
1.Рост населения - в 2,5 раза.
2.Рост бюджета города – в 14,5 раза!!!
3.Рост доли бюджета на душу населения – в 8 раз!!!
В 1910 г. городское управление собрало 387 тыс. рублей на постройку 13 школ (61 % бюджета !!!)
Во главе города стоял 33-летний предприниматель, который занимался мукомольной промышленностью – Владимир Ипполитович Жернаков. Это первый почетный житель города Новосибирска.
Он добился того, чтобы Алтайская железная дорога пришла в Ново-Николаевск, а не в Томск. В результате, бюджет города вырос более чем в 3,5 раза, потому что к нам пришла алтайская мука. Он ввел должность главного архитектора (им стал Рамман) и составил договор с известным томским архитектором Андреем Дмитриевичем Крячковым, который построил Реальное училище и 12 школ. В результате строительства этих школ в городе было введено всеобщее начальное образование. Новониколаевск чуть ли не первый город в России, который ввел всеобщее начальное образование. Вторым был город Москва. В 1913 году Новониколаевск стал лучшим городом по организации начального образования.
Но построены школы были нецелевым способом. Сначала деньги потратили на строительство кирпичного завода. Кирпичный завод дал дешевый кирпич, в результате, на те же деньги построили 12 школ, инфекционную больницу и торговый корпус.
Введена должность главного архитектора;
- договор с А.Д.Крячковым и постройка реального училища и 12 школ;
- введение всеобщего начального образования;
- 1913 год лучший город по организации начального образования;
-строительство кирпичного завода;
- запроектирован водопровод;
- пущена первая электростанция;
- строительство торгового корпуса;
- строительство инфекционной больницы
- благоустройство города
Андрей Дмитриевич Крячков
1906 г. - Проект здания общественного собрания (I премия на конкурсе)
1909 г. – проект и постройка механизированного кирпичного завода
24 мая 1910 г. – договор по проектированию и надзору над строительством базарного корпуса и 13 школ
Июнь 1910 г. – проект Реального училища.
Он фактически основал архитектурное образование за Уралом. В Сибстрине Крячков организовал кафедру и с этого пошло архитектурное образование в Сибири.
Почему строили школы? Жернаков – промышленник, ему нужно было грамотное, образованное население, ему нужно было Реальное училище, а не гуманитарный институт, ему нужны были технари.
Торговый корпус – тоже очень интересное здание. Нам трудно представить, что здесь была и городская управа, и магазины, и банк. Торговый корпус принес большое количество прибыли. Была даже идея построить второй торговый корпус, но ее не удалось осуществить.
Но не все было так хорошо. В 1914 году начинается Первая мировая война, и все расходы ложатся на города, у которого не хватает средств, чтобы выплатить ссуду и выкупить землю у царского Кабинета. Мы берем кредит у петербургских и московских банков, а к 1917 году у нас нет денег, чтобы выплатить кредит. В 1917 году должен был произойти дефолт, разорение города. Если бы город попал в такую ситуацию, он попал бы под управление Томского губернатора и развитие его пошло бы в другом ракурсе. Но случилась революция. Денег мы платить никому не стали. Новониколаевск решили сделать центром сибирского края, и город получил невероятное развитие. Революция дала колоссальное развитие для Новониколаевска.
В заключение, хочется процитировать слова древнегреческого философа Алкея, жившего около 600 лет до н. э.: «Город – не просто дома с изящными кровлями, не прочные каменные стены, не каналы и не верфи. Город – это люди, умеющие воспользоваться теми возможностями, которые им дает жизнь».
Записала Л.Кузменкина
Комментарии
Большое спасибо за
Действительно, лекция была
Фредерикса лишили почетного
Очень интересная статья!
конечно, не верно) Вы спутали
"Эта сетка один в один была
Верно ли, что ул. Кузнецкая
У меня нет данных, но думаю,
улица Кузнецкая названа в
Кузнецкая - несомненно, по
сколько пустейших глупостей
Будет что обсудить уважаемым
Добавить комментарий