Мы хотели переплюнуть Америку

85 лет назад в Новосибирске приступили к строительству завода по производству комбайнов.

«Сибкомбайн», «Сибтекстильмашстрой», «Сибметаллстрой», комбинат № 179, «Сибсельмаш», производственное объединение «Сибсельмаш»... Это все о нем — крупнейшем заводе-гиганте сельскохозяйственного машиностроения, строительство которого началось в январе 1930 года.

«Таких заводов, какой мы построим, в Америке нет»

Перед коллективизацией в стране было принято решение приступить к созданию заводов по производству комбайнов. В их число входил и новосибирский завод «Сибкомбайн». Газета «Известия» писала, что он сооружается первым и по масштабам будет превосходить подобные заводы Америки и Европы.

А пока в апреле 1929 года специальная комиссия выбирала место будущей стройки. Существовало два варианта: в районе деревни Инюшки, в междуречье Ини и Белоглинки, или на левом берегу, рядом с селом Кривощеково. Победил последний. Возможно, потому, что, согласно современным проектам застройки Новосибирска, промышленную зону города решено было развивать на левом берегу.

Первым директором будущего завода и начальником строительства назначили Александра Морина, члена экономического совещания при Совнаркоме РСФСР. В то время ему было всего 36 лет, но он уже имел большой опыт в хозяйственных делах — был заместителем председателя совнархоза Нижегородской губернии.

Когда он в первый раз приехал на место будущей стройки, то был несколько обескуражен: «Ездил на площадку завода. Стоит поле со снегом, поросшее кустарником, и как-то не верится, что тут вырастет тот гигант, о котором идут разговоры...»

В книге «Как это было» ветеран завода М. Зайцев рассказывает о судьбе первого директора, столь много сделавшего для своего первенца.

«Много забот, бессонных ночей, мучительных переживаний за судьбу стройки пришлось перенести ему. В период строительства завода он дважды выезжал в США, чтобы познакомиться с комбайновыми заводами, которых в то время в Советском Союзе не было. И каждый свой выезд за границу Александр Иванович тяжело переживал и просил разрешения досрочно вернуться на Родину, где кипела гигантская стройка...»

Интересно письмо, которое Морин прислал из Чикаго: «Путешествую по Европе и Америке. Ищу чудес заморских, а их нет как нет. Пока что больше разговоров о них, чем дела. Здесь так «хорошо», что я не знаю, как бы скорее отсюда выбраться. Таких заводов, какой мы построим, в Америке нет».

Судьба директора «Сибкомбайна» оказалась типичной для тех лет, возможно, благодаря его поездкам: в 1937 году он был репрессирован и только в 1955-м посмертно реабилитирован...

То взлёт, то падение

По плану Новосибирский завод комбайнов предполагалось построить к концу 1932 года. Ежегодно планировалось выпускать продукции на 110 млн рублей: 15 тысяч комбайнов, 35 тысяч сеялок, 30 тысяч тракторных косилок, 15 тысяч подборщиков и 45 тысяч разных прицепов и других приспособлений. Завод заранее называли невиданным в мире по величине продукции. Но пока это было заснеженное поле...

Интересно, но самыми первыми к работе приступили курсанты Новосибирской военной школы. Вооружившись тесаками и топорами, они под руководством своих командиров принялись расчищать заводскую площадку от бурьяна и кустарника. Было это 25 декабря 1929 года или (по другим источникам) 2 января 1930-го. Как назло, морозы этой зимой стояли сорокаградусные. Предполагалось в зимние месяцы расчистить площадку, подвезти стройматериалы, построить временные подсобные сооружения, а к лету начать возведение основных цехов.

Некоторые точкой отсчета истории завода «Сибкомбайн» считают 5 января 1930 года. Якобы в этот день крестьяне окрестных деревень доставили на стройплощадку первые кубометры леса, гравия, тысячи кирпичей. Но некоторые издания писали, что еще в конце 1929 года было завезено 100 возов кирпича и 80 возов леса.

В первое время к работе приступили 250 плотников, через полтора-два месяца насчитывалось уже более тысячи рабочих. В основном это были крестьяне близлежащих деревень. Работали более 80 инженеров и техников. К весне уже построили прорабские конторки, гараж, пожарное депо, столовую, баню и семь жилых бараков.

2 мая 1930 года стал знаменательным днем для «Сибкомбайна»: закладывались основные цеха завода — кузнечный, железозаготовительный, ремонтно-строительный, инструментальный, а также здания заводоуправления, магазина и фабрично-заводского училища. В честь этого события с правобережья прибыл целый поезд, украшенный флагами, лозунгами, который привез больше трех тысяч новосибирцев на торжественный митинг.

Однако летний строительный сезон проходил очень напряженно. Проект завода был получен только в конце апреля, с опозданием на два месяца. Его пришлось дорабатывать заводским инженерам: изменять, уточнять расчеты и даже самим проектировать один из цехов. Полученные из Москвы чертежи были очень плохого качества. Катастрофически не хватало специалистов. В результате к 1 сентября план строительства был выполнен только наполовину. Как всегда, такие проблемы в те времена решались «месячником штурма». На помощь «Сибкомбайну» пришли 3250 коммунистов города, 3500 юношей и девушек. Задания перевыполнялись в два-три раза, устраивались субботники, удлинялось время рабочего дня. «В условиях трудового подъема за сентябрь было выполнено 32% годового плана. К 10 октября отставание было ликвидировано, и план 1930 года был выполнен на 101,5%».

Казалось, впереди только радужные перспективы. И тут как гром среди ясного неба: финансирование строительства сократили почти вдвое, а дату пуска завода перенесли на 1933 год. Пришлось обращаться за помощью к председателю ВСНХ СССР Серго Орджоникидзе. Решение было положительным. «Сибкомбайну» дали на 1931 год 18 млн рублей вместо 3 млн 590 тысяч. Стройка снова ожила. Такие взлеты и падения сопровождали завод на протяжении всего его строительства.

Высокие гости

В июне 1931 года в Новосибирск приехал известный пролетарский поэт Демьян Бедный. Побывал он и на строительстве завода-гиганта. В честь его приезда рабочие взяли на себя повышенные обязательства, а бригада монтажников даже присвоила себе его имя.

М. Зайцев, проработавший на «Сибсельмаше» 25 лет, в своей книге вспоминает: «...Во второй половине дня Д. Бедный приехал на «Сибкомбайн». Он обошел все строящиеся и действующие цехи. Стоял жаркий июньский день. Неутомимый Демьян, сопровождаемый руководителями стройки, обошел все строительные участки, увидел эту гигантскую стройку во всю ширь. Здесь он был до конца рабочего дня. А в шесть часов вечера рабочие спешили на митинг — всем хотелось увидеть и послушать прославленного поэта и баснописца.

...Бурными аплодисментами рабочие встретили Д. Бедного на трибуне. Долго не смолкала его речь. Он говорил о наших достижениях, недостатках и трудностях, образно высмеивал бесхозяйственность, некачественную работу, которую он сумел заметить на отдельных участках... После его визита дети, которые тоже были на митинге, недоумевали: «Он так хорошо одет, и в шляпе, почему же его называют бедным? Разве он бедный?»

В августе этого же года на стройку нагрянул член Политбюро ЦК ВКП(б) Климент Ворошилов. Одна из старейших работниц завода Лидия Ливинцева рассказывала: «... Видела его в пяти-шести шагах, он шел среди других делегатов. Среднего роста или чуть выше, плотный, и мне показалось, что лицо в веснушках и нос точно как на портретах. На нем было коричневое кожаное пальто. На возвышенности, где стояла водонапорная башня, со стороны конторы, состоялся митинг».

 Приезд Ворошилова тоже вызвал подъем среди строителей «Сибкомбайна». Всюду прошли собрания и митинги. Принимались повышенные обязательства, создавались новые ударные бригады имени Ворошилова. Работавшие на стройке бывшие красные партизаны обратились с письмом к высокому гостю, где обязались завербовать на завод по пять человек из бывших партизан, проживающих в селе. «Мы не уйдем с производства, пока не задымят трубы завода».

5 августа 1933 года на предприятии побывал народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Он пробыл там около двух часов — знакомился с состоянием дел, беседовал с рабочими.

Новосибирский комбайн — лучший в стране

Первый пробный комбайн нового завода был готов к уборке 1931 года. Его испытания проводились 20 августа в районе Криводановки. Туда приехали руководители края, города и те, кто изготовил и собрал первую машину. «Испытания прошли успешно. Комбайн проработал на полях Криводановского колхоза три дня, затем вернулся на завод для отдельных доработок и корректировки чертежей».

Государственные испытания новосибирского комбайна проходили на полях Омской области, где одновременно испытывались комбайны Ростовского завода и завода «Коммунар». К большой радости сибиряков, наш комбайн признали лучшим. Макет этого комбайна секретарь комитета ВЛКСМ Михаил Круглов подарил делегатам девятого съезда комсомола в Москве.

Однако новосибирскому комбайну не суждено было попасть в серийное производство. Пока на «Сибкомбайне» преодолевали трудности, в стране уже успели построить три других завода, которые выпускали до 60 тысяч комбайнов в год и полностью удовлетворяли потребности села.

А наш завод в 1932 году решили перепрофилировать на производство текстильных машин одновременно с изготовлением запасных частей к сельхозмашинам и ремонт тракторов. Вместо «Сибкомбайна» он стал называть «Сибтекстильмашстрой». Кстати, комбайны он тоже выпускал, только в ограниченном количестве — до пяти тысяч в год.

В декабре 1933 года завод получает новое название — «Сибметаллстрой». Ориентир был взят на военное производство. С началом войны это был уже комбинат № 179, на территории которого разместилось несколько эвакуированных оборонных заводов.

Сегодня НПО «Сибсельмаш» не утратило роли одного из лидеров машиностроения в регионе. Оно предлагает сельскому хозяйству бороны, сеялки, рыхлители, пресс-подборщики и запасные части к ним.

Автор: Подготовила Людмила КУЗМЕНКИНА

Использованы материалы книг «Левобережье Новосибирска» и «История промышленности Новосибирска»

 

Комментарии

Опубликовано пользователем С. Быков
Как-то к концу тема потерялась. А кто нам расскажет, как тяжело переживают американцы, что у них нет таких заводов?

Добавить комментарий

Target Image