«Народу было маловато…»

85 лет назад в нашем городе гастролировал великий русский певец Леонид Собинов.

«Вы — солнца луч, согревший нас»

Удивительно, но горожанам просто везло на талантливых, одаренных людей, почтивших своим вниманием наш провинциальный город. Уже летом 1902 года, когда и города-то еще не существовало, а был лишь поселок Новониколаевский, к нам на гастроли приезжала известная эстрадная певица Мария Каринская, обладательница звучного меццо-сопрано. Концертный зал в то время еще не построили, и певица вынуждена была выступать в частных домах. Новониколаевцы были так очарованы ее пением, что в память о гастролях подарили ей золотой браслет с надписью: «Вы — солнца луч, согревший нас».

Через четыре года Новониколаевск посетила знаменитая певица, исполнительница романсов и русских песен «несравненная» Анастасия Вяльцева. Ее концерты проходили уже в летнем саду «Альгамбра», где до этого выступали другие знаменитые артисты. А вот выдающийся русский певец Леонид Собинов в 1910 году проехал мимо Новониколаевска. Его импресарио посчитал, что город не заслуживает внимания великого артиста. Однако в 1928 году наши пути все-таки пересеклись. Леонид Витальевич просто не мог миновать быстрорастущий центр Сибири.

«Голос его прямо золотой…»

К тому времени имя певца было всемирно знаменито. Он гастролировал не только по России, но и пел в миланском театре Ла Скала, в Монте-Карло, Мадриде, давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. Его лирический тенор не мог никого оставить равнодушным. «…Голос его прямо золотой, — писал один из рецензентов, — полный металла и в то же время мягкий, ласкающий, богатый красками, чарующий нежностью…»

Другая итальянская газета писала: «Он пел с грацией, нежностью, легкостью, которые, уже начиная с первой сцены, завоевали ему всеобщее расположение публики. У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос редкий и драгоценный, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом».

Кто бы мог подумать, что помощник присяжного поверенного известного адвоката Плевако (Собинов закончил юридический факультет Московского университета) станет оперным певцом. Да и обстановка в родительском доме никак не располагала к занятию искусством. Отец был суров характером. Он развозил муку по губерниям, служа у одного купца. Мать Собинова хорошо исполняла народные песни и учила петь сына.

Леонид родился в Ярославле, там же закончил гимназию. Уже на родине он начал «подпевать» в духовном гимназическом хоре. Во время учебы в университете все время пел в двух студенческих хорах — духовном и светском. Одновременно стал заниматься вокалом в филармоническом училище.

После окончания учебы Леонид Собинов всецело отдался своей любимой профессии, был выбран в состав московской адвокатуры. Пение для него стало лишь хобби. Но друзья-артисты настаивали, чтобы Леонид прошел пробы в Большом театре. К несказанному удивлению, он прошел их блестяще и в апреле 1897 года уже дебютировал в опере «Демон». Успех молодого певца превзошел все ожидания. Критика писала: «Голос певца, так нравящийся в концертных залах… не только оказался пригодным к огромному залу Большого театра, но произвел там чуть ли не более еще выгодное для себя впечатление». Вскоре Собинов стал исполнять в театре ведущие партии.

«Обладая великолепными качествами певца, музыканта и драматического актера и редким сценическим обаянием, а также особой, неуловимой, «собиновской« грацией, — писала о нем известная певица Катульская, — Леонид Витальевич Собинов создал галерею образов, явившихся шедеврами оперного исполнительства». Он исполнил партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), князя («Русалка» Даргомыжского), царя Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова) и другие.

После Февральской революции Леонид Собинов становится художественным руководителем Большого театра. 13 марта на торжественном открытии спектаклей певец, обращаясь со сцены к публике, сказал: «Сегодняшний день — самый счастливый день в моей жизни. Я говорю от своего имени и от имени всех моих товарищей по театру, как представитель действительно свободного искусства. Долой цепи, долой угнетателей! Если раньше искусство, несмотря на цепи, служило свободе, вдохновляло борцов, то отныне, я верю, — искусство и свобода сольются воедино».

После Октябрьской революции артист категорически отказался эмигрировать за границу. Его назначили вначале управляющим, а затем комиссаром (директором) Большого театра в Москве. В 1921-м он вновь возглавлял театр, стремясь сохранить в нем классический репертуар.

«Город замечательный — «строящийся»

Но Собинова не устраивала административная работа, он хотел петь. Поэтому колесил по всей стране: Свердловск, Пермь, Киев, Харьков, Тбилиси, Баку, Ташкент, Ярославль и… столица Сибири Новосибирск.

К нам великий оперный певец приехал в августе 1928 года. На афишах сообщалось: «Сибгостеатр. Пятница, 17 августа, и воскресенье, 19 августа. Два концерта народного артиста республики Леонида Собинова. Начало первого концерта в 8 часов вечера, второго концерта — в 10 часов вечера. Оставшиеся билеты в кассе Сибгостеатра с 12 ч. до 14 ч. и с 17 ч. до 21 ч. вечера». «В 8 часов и 10 часов 19 августа концерт Собинова. По заявкам ФЗ и МК отпуск билетов со скидкой 30% производится вне очереди».

Из Новосибирска Собинов отправил несколько писем родным и близким. Погуляв по городу, Леонид Витальевич поделился своими впечатлениями с женой и дочерью: «Вот я и в Новосибирске… Город замечательный — «строящийся». Всюду громадные здания и пустыри, да готовая планировка. Гостиница «Центральная« совсем столичная — громадная, блеск и чистота. День чудесный, а ночь была холодная и туманная».

Действительно, здание «Центральной» гостиницы, или «Доходного дома» (ныне памятник архитектуры, в нем расположены супермаркет «Зебра», магазин «Аркада» и т. д.), было в то время только что выстроено и являлось достопримечательностью столицы Сибири.

На следующий день он написал родным: «Пел я вчера замечательно в обоих сеансах. Между прочим, был новый номер: романс Денца со скрипкой. Файнгет отлично сопровождал мое пение. Вот, к сожалению, народу было маловато. Такой уж, говорят, город, да и публика еще на даче…»

Нагрузка у певца была большая: «два сеанса» — это два вечерних концерта — в 8 часов вечера и в 10 часов почти без перерыва. Новый номер — романс итальянского композитора Луиджи Денца «Шепнув: прости…» А Файнгет — это скрипач, который сопровождал на гастролях великого тенора.

Жаль, конечно, что у Собинова сложилось не очень лестное мнение о горожанах: «такой уж, говорят, город». Понятно, что знаменитому русскому певцу, которому рукоплескала вся Европа, обидно было видеть полупустой зал в каком-то провинциальном Новосибирске, претендующем на столичность. Развеселил его и случай с новосибирским театральным пожарным. На вопрос артиста, нравится ли ему концерт, тот «определенно подтвердил, что нравится, но добавил: «А с вас что же спрашивать — вы старый, и голос у вас теперь старый». И хотя Собинову шел 57-й год, голос у него, по мнению современников, был великолепным. Недаром певца называли «родником русской вокальной лирики».

Среди друзей Собинова был артист театра «Красный факел» Матвей Кириков. Он был поражен «собиновским необыкновенной красоты голосом» еще в 1897 году, когда тот исполнял партию Синодала в опере Рубинштейна «Демон». «…Он, несомненно, был красивее и звучал лучше, чем даже голос тогдашнего короля теноров итальянца Анджело Мазини», — вспоминал Кириков.

В 1934 году Леонид Витальевич стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского. В этом же году он поехал за границу подлечиться, но внезапно умер в Риге в ночь с 13 на 14 октября.

P. S. С 1937-го по 1992 год имя Собинова носил один из переулков Москвы. Улицы, названные именем певца, есть в Иванове, Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Донецке, Ярославле и других городах. Имя Собинова носит Саратовская консерватория. Ежегодно проводится Собиновский музыкальный фестиваль. А на его родине — в Ярославле — в прошлом году торжественно открыли памятник.

Людмила Кузменкина

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
«Анастасия Вяльцева. Ее концерты проходили уже в летнем саду «Альгамбра», где до этого выступали другие знаменитые артисты». Насколько я знаю, с точностью до наоборот. Этот сад, точнее эстраду, строили именно под Вяльцеву. И после этого он уже стал называться Альгамброй, т.ч. никакие «другие знаменитые артисты» «до этого» здесь НЕ выступали.

Добавить комментарий

Target Image