Город без рождения

В год празднования 130-летия Новосибирска предлагаю вновь обратиться к сакральной дате – 30 апреля 1893 года, которую мы официально считаем днём основания нашего огромного города, третьего в России по численности населения.

Мы не будем сегодня бегать по возможным «вариантам» основания: от петровских времён до начала 20 века; и не будем спорить о берегах и понятиях: основание, образование, рождение, возникновение; не будем перечислять имён «основателей» фактических и легендарных. Этому вопросу посвящён целый ряд работ академических учёных и не очень учёных.

Рассмотрим 30 апреля или 12 мая по новому стилю. Данная версия даты основания Новосибирска в 1978 году была обоснована доктором исторических наук Л. М. Горюшкиным: «...На наш взгляд, основание города следовало бы датировать 30 апреля 1893 года, когда с началом навигации на правом берегу Оби появились рабочие, первые строители железнодорожного моста <...> Новосибирск основали рабочие».[1] Идеологически правильный советский посыл: наш город впервые был основан не царским повелением, не лихими служивыми или пронырливыми купцами, а пролетариатом, рабочими!

Хорошо, но мы точно знаем, что строители железнодорожного моста, прибывшие 30 апреля, сошли не на пустынный берег, и были вовсе не первыми. «Местность на правом берегу Оби при устье Каменки находится в бору, уже застроена с давних времён как по ту, так и по другую сторону речки Каменки».[2] Люди здесь уже жили, были переправы, на Каменке как минимум с 1860-х годов работали мельницы, больше десятилетия существовал у устья речки и Кривощёковский выселок.

Некоторые исследователи относят устройство здесь причалов и складов пароходств даже на 1889 год, а о уже состоявшемся переселении на правый берег семей кривощёковцев упоминает множество архивных документов: «к сему и усмотрели удобные места, неподалеку от прежнего жительства, по правую и по левую стороны реки Оби. Первое относится к правому берегу Оби и находится на самом берегу при устье небольшой реки по названию Каменка, которая, впав своим течением в главную реку Обью <…> и на сих обозначенных местах в настоящее время уже некоторые в довольном количестве имеют домостроительство».[3]

Также в 1892 году Кривощёковский сельский сход «имел суждение» и приговорил к прошению о переносе села. Здесь же указывалось, что переселение практически уже идёт – «в настоящее время многие из нас жители переселились на гору, а другие на противоположную сторону за реку Обь, где в настоящее время имеется построенных домов 40 слишком».[4]

В телеграмме жителей посёлка на имя императора также сказано: «С 1892 года по берегу реки Обь, у железнодорожной станции Обь мы заселили посёлок с разрешения начальства».[5] Тот же Горюшкин пишет, что известный в будущем почётный железнодорожник И. А. Волколаков пришёл сюда «в 1892 г. в составе большой партии вместе с десятилетним сыном»,[6] писал о раннем заселении посёлка и первый его староста И. Г. Титлянов.[7]

Далее приказчик купца Е. А. Жернакова М. В. Можаров свидетельствует об уже развернувшихся тут работах: «в 1892 г. начались подготовительные работы по постройке через р. Обь железнодорожного моста, и вместе с тем к месту работ прибыло много строителей и рабочих».[8]

Сибирский биолог и географ Х. Х. Мелеск на основании «данных дневника работ на 20.03.1893 г.» утверждает, что строительные работы в глубине Приобского бора – на станции Обь уже кипели: «Начаты рубка просек и отсыпка насыпи от ст. Обь на восток, начато строительство станции, отправлено пароходом оборудование для лесопильного завода и временных мастерских».[9]

Об этом 35 лет спустя, в марте 1928 года упоминает в своей исторической записке один из первых поселенцев посёлка Н. П. Литвинов. В очерке «К развитию Новониколаевска ныне Новосибирска» он пишет: «Работа на железной дороге еще не начиналась. Шли заготовки камня, подвозили и собирали кессоны, рыли котлованы, возводили временные и постоянные постройки. Восточный участок к нашему приезду уже начинал строился, он шёл с правого берега Оби до Тайги и далее. <…> Выше по Каменке также врытые в её высокие берега и по эту сторону ныне Мостовой улицы с дороги, сквозь ажуры леса, виднелись легкие домики, неизвестных мне и по сие время людей. Одна, широкая, наезженная дорога, вела поперек бора к деревне Каменке, а другая, в одну колею, вела на станцию (видимо, «Обь» – К.Г.) Обе дороги обступали величественные сосны, они стояли задумчиво чуть шевеля хвоей, и даже грозные ураганы, по словам стариков, не мешали им покойно дремать и смотреть вглубь веков».[10]

Вся эта нестыковка с официально принятым 1893 годом видна потому, что мы почему-то совершенно затеняем постановление Кабинета министров Российской империи от 1892 года: «Утвердить направление Западно-Сибирской железной дороги от Челябинска на города: Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, с переходом р. Оби у села Кривощекова до станции Почитанской, Средне-Сибирской железной дороги, в обход гор. Томска».[11]

Оно было высочайше утверждено 8 мая 1892 года, после чего и приехали на место будущего мегаполиса первые строители, и началось активное переселение на правый берег кривощёковцев.

Да, ещё оставался на рассмотрении правительства вопрос выбора устройства перехода через сибирские реки: будут это временные паровые переправы или нужно строить постоянные мосты, но станция «Обь» уже была утверждена и прибытие на её место строителей всё равно отодвигает даже «пролетарское решение» вопроса почти на год.

Но вернёмся в «исторически выверенный» 1893 год. 16 февраля на соединенном присутствии Комитета Сибирской дороги, Комитета Министров и Департамента Государственной Экономии Госсовета принято Положение «утвердить направление Средне-Сибирской железной дороги от перехода р. Оби у сел. Кривощекова. <…> разрешить сооружение постоянных мостов через р.р. Иртыш, Обь и Енисей»,[12] через 11 дней опять же утвержденное императором Александром III. Ещё одно высочайшее решение относительно выбора Кривощёково, и на место строительства готовятся к отправке новые рабочие партии.

И вот, уже через два месяца, 30 апреля с началом навигации к устью Каменки пришвартовались пароходы (баржи) с первым отрядом квалифицированных рабочих-железнодорожников, которых привезли к нам со строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Именно этот день сегодня и считается общепринятой датой основания Новосибирска.

Немного задумаемся.

«С началом навигации». Сегодня, когда Обь перекрыта Новосибирской ГЭС, и ледовая обстановка на реке другая, паводки не такие страшные, навигация у нас открывается, как правило, 1 мая. Хотя дата эта достаточно условная. А наши строители прибывают уже 30 апреля. Почему нет? Но было же и время в пути. И откуда они отплыли? Железная дорога не проложена ещё даже до Кургана. Т.е., вероятно, рабочие гужевым путём добрались до Тобольска, а там уже на Иртыше сели на баржи и двинулись… на север, к слиянию с Обью. Видимо, по первой воде, сразу после ледохода. Сколько ход баржи от Тобольска до Новосибирска? С ночёвками и против течения. В прошлом, 2022 году в Сургуте ледоход прошёл 5 мая (или 23 апреля по календарю 1893 года). А через неделю они были у нас. В принципе, можно успеть. По только что освободившейся воде. Но жёстко и холодно.

Следующий момент. В очерке 1924 года, также приписываемому тому же Н. П. Литвинову, уже была допущена ошибка, которая, к сожалению, размножилась у Л. М. Горюшкина и других историков: «весной 1893 года прибыли на пароходах Западно-Сибирского пароходства и торговли на место постройки моста технические силы».[13]

Но такого Товарищества в тот год ещё не существовало. В начале 1890-х основные перевозки на Оби осуществляли суда тобольских купцов-миллионеров Ивана Корнилова и Михаила Плотникова, тюменского купца Василия Жернакова, барнаульского дворянина Михаила Функа. А «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли» (Товарпар) образовано лишь через 5 лет, в 1898 году. Эти документы у нас в архиве области есть. «Занималось грузопассажирскими перевозками по рекам Западной Сибири, располагая для этого своими пароходами, баржами, парусными судами, а также складскими помещениями и пристанями. Товарищество имело агентства в Тюмени, Ачинске, Барнауле, Бийске, Новониколаевске и т.д. Правление товарищества находилось в г. Тюмени, а с 1912 г. в Санкт-Петербурге».[14] В период с 1898 по 1917 годы на балансе Товарпара состояло 55 паровых судов разной грузоподъемности и мощности.

Дальше больше. Уважаемый Н. П. Литвинов, всё более становящийся походить на сказочника, в своём очерке уже 1928 года, пишет «31 апреля 1893 г. В этот день из с. Колывани выехал поезд, состоявший из шести экипажей. То двигался поезд инженера Будагова. 3,5 часа езды и наконец долгожданная деревня, впрочем, в ней была чахлая церковка, а потому называлась селом. Село грязное, дома старые покосившиеся, впрочем, имелась одна каменная лавка и большой деревянный дом купца Жернакова».[15] И здесь тоже напутал - Можаров пишет, что поставил этот магазин на левом берегу лишь в августе.

Из проведённого анализа источников можно сделать вывод, что факт прибытия рабочих-строителей железной дороги и моста через Обь на берег поселения под названием Кривощёковский выселок именно в день 30 апреля не зафиксирован ни одним документом. Во всяком случае, на сегодняшний день они не обнаружены. Эта дата упомянута лишь в данном рукописном очерке Литвинова, который написал и про 31 апреля, и про несуществующее пароходство, и про дом Жернакова, и далее ещё про то, что «с этого момента (20 марта 1894 года по ст. стилю) гор. Новониколаевск ведет свое летоисчисление».[16]

Ну, автор записок мог, конечно, и не знать, что пароходство это было создано лишь в 1898 году, но что 31 апреля в календаре отсутствует – автор разве не знал? А может просто описался или решил так подшутить над нами?  В общем, как-то всё поставил под сомнение. Как-то слабоватая, путанная база для определения даты основания мегаполиса.

С одной стороны, у нас есть два решения императора России (1892 и 1893 годов) относительно роли села Кривощёково, которых мы не замечаем (или не хотим замечать), с другой обрывок рукописной записки с датой 31 апреля, с которым мы безусловно соглашаемся. Как-то не равновелико.

Что ж, выбор историками сделан, но выражу мнение, что данная памятная дата не связана с наукой, условна, не документальна и не состоятельна, а выделена искусственно и сформирована в советский период с политическим социальным акцентом, что город основан не царским правительством, а писателем–социалистом (Н. Г. Гариным-Михайловским) и пролетариями, рабочими-строителями. Дату обосновывают и экономически: с 1893 года жители бывших здесь поселений с сельскохозяйственного производства в целом перешли к индустриальному. Именно эта дата (30 апреля) прописана во всей справочной литературе, к ней привыкли и власти, и жители, она и называется историками «датой общественного согласия».

В 1990 году специальная комиссия Новосибирского горсовета под председательством директора ИИФФ СО АН СССР Л. М. Горюшкина дополнительно рассматривала данный вопрос и снова пришла к выводу: «12 мая 1993 года можно считать днем векового юбилея города…».[17] Выводы комиссии были приняты девятнадцатью голосами против одного.

Но я напомню прекрасные слова кандидата исторических наук из Барнаула, уважаемого Аркадия Васильевича Контева: «Общепризнанность суждения не является доказательством его истинности».[18] Отсутствие документа об основании 30 апреля прекрасно их подтверждает.

Конечно, вопрос даты основания Ново-Николаевска – Новосибирска действительно волнует местных краеведов и часть общественности, он требует серьёзной проработки и необходимости дополнительного комплексного изучения документов, а многие из которых, ещё не исследованных и не введённых в научный оборот, хранятся не здесь, а в архивах Москвы и Петербурга.

Конечно, гораздо привычнее и спокойнее отмечать дату, не существующую ни в одном документе. Но мне думается, что для самосознания Новосибирска будет полезным сконцентрировать научные силы города и региона, сосредоточить их усилия на дальнейшем изучении данного вопроса на основе новых документов, свежих теоретических подходов, корректных научных дискуссий.

Эта работа, выполняемая с целью установлению согласованной точки отсчёта его основания и городского образования, потребует значительного времени и не меньшего периода обоснования результатов исследования как среди российского научного сообщества, так и жителей города и Новосибирской области.

Ну, и напоследок, раз Николай Павлович Литвинов задал нам в своих записках такой шутливый тон, то я сразу прошу прощения и тоже позволю себе несколько похулиганить и описать как мне видится «общепризнанный» момент основания Новосибирска.

Морозное утро 31 апреля. К обеду выглянуло солнышко, и вот к абсолютно дикому, пустынному берегу швартуются призрачные баржи, летучие голландцы. Проснувшиеся и голодные медведи выглядывают из леса и с аппетитом разглядывают несколько десятков абсолютно трезвых рабочих, которые после нескольких недель ледяного и утомительного плавания спускаются по сходням на берег. За плечами у них кирки и лопаты, впереди красное знамя. На берегу тружеников встречает известный писатель (который это место и разведал) революционер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с раскрытой книгой Карла Маркса. От волны нестерпимого запаха медведи спешно прячутся в тайгу. Город Новосибирск основан!

Константин Голодяев, научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска»

Список литературы:

1. Город Новониколаевск. Исторический очерк // // Весь Новониколаевск, адресно-справочная книга на 1924-1925 гг. Новониколаевск. 1924.

2. Горюшкин Л. М, Бочанова Г. А, Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск: Наука. 1978. 296 с.

3. Задорожняя О. А. Паровой флот «Товарищества Западно – Сибирского пароходства и торговли» (1898-1917 гг.) [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parovoy-flot-tovarischestva-zapadno-si...(дата обращения 13.09.2022).

4. Мелеск Х. Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири // Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Мелеск Х.Х. (отв. ред.) и др. Москва: Роскартография. 1993. 119 с.

5. Об утверждении направления Средне-Сибирской железной дороги. СПб: МПС. Упр. казен. жел. дор. Тех. отдел. 1893. 51 с.

6. Саблер С. В., Сосновский И. В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем / под гл. ред. статс-секр. Куломзина. СПб: Гос. тип. 1903. 472 с.

Статья опубликована в электронном журнале «Сибирский архив». 2023. № 2

под названием «Недостаточность документальной базы

в отношении выбора даты основания Новосибирска».

 

 


[1] Горюшкин Л. М, Бочанова Г. А, Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск: Наука. 1978. 296 с. С. 45.

[2]Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 3. Оп. 1. Д. 879. Л. 13.

[3]Там же.  Л. 1, 2.

[4]Там же.  Л. 4.

[5]Там же. Д. 81. Л. 27.

[6] Горюшкин Л. М… 1978.  С. 36.

[7] Там же. С. 45.

[8] Можаров Мих. К 25-летию г. Ново-Николаевска // Русская Речь. Ново-Николаевск. 2 апреля 1919 г. № 69. С. 1, 2.

[9]Мелеск Х. Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири // Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Мелеск Х.Х. (отв. ред.) и др. Москва: Роскартография. 1993. 119 с. С.2.

[10]Новосибирский государственный краеведческий музей (НОКМ). ОФ-17417-1.

[11] Начало железнодорожных работ между Челябинском и Омском // Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни. 1892. № 71. Приложение 23 июня. С. 1.

[12] Об утверждении направления Средне-Сибирской железной дороги. СПб: МПС. Упр. казен. жел. дор. Тех. отдел. 1893. 51 с.

[14] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-145. Оп. 1. Д. 51.

[15] НОКМ. ОФ-17417-1.

[16] Город Новониколаевск. Исторический очерк…

[17] Из материалов комиссии горсовета по истории // Вечерний Новосибирск. 1990. № 237. 13 октября. С. 4.

[18] Контев A. В. Легенда о тайной плавке А. Демидовым алтайского серебра: факты и вымысел // История Алтайского края. XVIII-XX вв. / отв. ред-р Щеглова Т. К. Барнаул: издательство БГПУ. 2004. 430 с. С. 11-43.

Комментарии

Опубликовано пользователем Наталья Минина
Главный аргумент К.А. Голодяева за 1892 год: «Вся эта нестыковка с официально принятым 1893 годом видна потому, что мы почему-то совершенно затеняем постановление Кабинета министров Российской империи от 1892 года: «Утвердить направление Западно-Сибирской железной дороги от Челябинска на города: Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, с переходом р. Оби у села Кривощекова до станции Почитанской, Средне-Сибирской железной дороги, в обход гор. Томска». Автор делает вывод, что как раз после этого решения «и приехали на место будущего мегаполиса первые строители». Но давайте прочитаем полностью этот источник – заметку «Начало железнодорожных работ между Челябинском и Омском» в газете «Сибирский вестник», за процитированным пунктом следует распоряжение: «Разрешить в текущем году приступ к сооружению, под непосредственным распоряжением казны, участка названной линии от Челябинска до Омска». То есть, процитировал то, что укладывается в "теорию", а дальше - выкинул. Но это невозможно, это подлог! Да и для тех, кто хоть немного знаком с историей Транссиба, очевидно: в 1892 г. постройка Западно-Сибирского участка от Челябинска только началась, было построено 100 верст, а у Кривощеково начали работать в 1893 г., и об этом полно опубликованных документов. О чем вообще речь, Константин? Мучает необыкновенная легкость в мыслях?

Опубликовано пользователем Себер
Полковник Квятковский, Польша, 1986 год: "Когда не о чем писать, то пишут о национальном характере поляков или о лох-несском чудовище". Наши краеведы уже полвека пишут о дате основания Новосибирска.

Опубликовано пользователем Наталья Минина
много каких "мудростей" есть о тех, кому нечем заняться... Но нашему всемирно известному краеведу всегда найдется занятие, потому как не терпится сказать свое слово, да и в интернетах много всякого, что можно бесконечно компилировать.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Видите ли, Наталья, к сожалению, у нас нет основополагающих документов ни по 1892, ни по 1893 году. И ни «Сибирский Вестник», ни «Губернские ведомости» не оповещают нас о приезде строителей на Обь, что очень странно. Хотелось бы увидеть эти "полно опубликованных документов". У меня есть лишь несколько мемуарных источников по 1892-му, приведённых выше, если это не опечатки, конечно, и 31 апреля по 1893-му. Возможно, я действительно не вхож в местный ковчег. И легкость в мыслях, у меня, конечно, есть, я ведь не обременён, как и вы впрочем, научными степенями, поэтому просто высказываю своё личное мнение, краеведческое. И не в научном РИНЦевском журнале, а на нашем простом, любимом краеведческом портале. Обмен мнениями в научном сообществе приветствуется, если не выливается в оскорбления, конечно. Данной работой я пытался инициировать проведение конференции по рассмотрению источников по данному вопросу, но научное сообщество пока отнеслось к этому прохладно - нет источников, нечего и обсуждать. Тяжек ещё груз советской доктрины о прогрессивном писателе Гарине-Михайловском. Время рассудит, время покажет.

Опубликовано пользователем Наталья Минина
нет, Константин, не вижу. Во-первых, не надо мне лично приписывать приверженность к "советской" дате 30 апреля - я о ее ущербности не раз говорила на лекциях. А документы о дате, с которой все началось, есть, и даже статьи написаны (научные, а не вот это, что ты пишешь). Историка Канна С.К. ты уже забыл? - Сергей Константинович писал о "точке бифуркации" лет наверно 10 назад... Я в сборнике документов (2020 год) опубликовала выдержки из Отчета о постройке Средне-Сиб. ж/д, где все "основополагающее" имеется, а также воспоминания Литвинова с 31 апреля. А вот то что ты начинаешь разносить личность Литвинова - это прям стыдная история. Смотри, а то на тебя тоже плевать будут (и будут обязательно). Не надо прятаться за "я краевед, а не историк", потому что краеведение - это историческая дисциплина. И ты не ответил на конкретный вопрос: почему ты перевираешь источник, используя его только для того, чтобы защитить свою версию? - Ты считаешь читателей глупее себя?!

Опубликовано пользователем Читатель
"Суздальский боярин Кучка владел селами по р. Москве. Там, где сейчас СПб, были крепости Ниеншанц и Ниен. В пределах Севастополя - древний Херсонес. А на место будущей Одессы была маленькая крепость Гаджибей. Непреложные факты: Москву основал Юрий Долгорукий, Санкт-Петербург - Петр I, Севастополь и Одессу - Екатерина II". Это из недавней телеги В.Мединского. Не обязательно с Владимиром Ростиславичем соглашаться во всем, но здесь он прав. Деревню Кривощекову основал Федор Ильин сын Некрасов по прозвищу Кривощек в начале 18 в. Кривощековский выселок заселили, возможно, Трофим и Ермолай Утевы со товарищи, "приехав из России" в 1877 г. А поселок Новониколаевский основали в 1893 г. строители железнодорожного моста, и все образованные новосибирцы это знают.

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
За конкретную дату - 30 апреля (12 мая) совсем не обязательно держаться, тем более, что День города всё равно в другое время года отмечаем. А вот 1893 год как таковой - вполне себе фундированная дата основания Новосибирска. В этом году было основан уже поселок ГОРОДСКОГО типа, а не сельское поселение, с соответствующим составом населения, соответствующим образом жизни, быстро переросший в полноценный город. Эта дата основания закрепилась уже с конца XIX в., за 130 лет вошла в самые авторитетные справочники и энциклопедии, школьные учебники, в публицистику и даже художественную литературу. Стала прочным достоянием общественного сознания, одной из опор новосибирской городской идентичности, исторической памяти горожан. По моему убеждению, все предлагавшиеся иные даты, даже имея определенные резоны, не обладают такой научной и общественной релевантности.

Опубликовано пользователем Себер
Прекрасное обоснование 1893 году дает "Рапорт управляющего Томским имением начальнику Алтайского округа с "историческим обзором" Ново-Николаевского поселка..." (11 февр. 1902 г.). "С весны 1893 года приступлено было к постройке железной дороги, и уже в начале мая этого же года устроен перевоз через Обь. <...> 22 октября 1893 г. подлесничий Алтайского округа Кривощековского участка Хлебников доносил округу, что "на правом берегу р. Оби и на левом берегу речки Каменки в боровом месте разные пришлые рабочие по железнодорожной постройке выстроили себе небольшие избушки в числе 63-х, заняв площадь земли до 4-х десятин; там же, по донесению подлесничего, поселились крестьяне выселка Кривощековского, построив себе до 15 дворов... В образовавшемся таким образом маленьком селении имелась уже, по донесению подлесничего, одна лавка... Кроме того, на полосе отчуждения построено было рабочими еще 5 домов, временные балаганы, землянки и одна лавка с съестными припасами". (История города Ново-Николаевска (1893-1908): сб. док / авт. сост. Н.А. Минина. Новосибирск, 2020. С. 82).

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Наталья Алексеевна, работы Сергея Константиновича я очень уважаю (хотя мы были оппонентами в отношении личности Гарина-Михайловского) и постоянно цитирую, как и Вас. И не нужно домысливать об оскорблении Литвинова, описка-шутка «31 апреля» только подчёркивает его замечательное чувство юмора, не нужно уводить в научные статьи и поздние отчёты и т.д. Просто хочу увидеть документ, датированный 1892 или 1893 годом. Мемуарные упоминания и того и другого привёл в статье, но прошу документ. Пока безрезультатно. Но, уверен, найдём. И дату «научной и общественной релевантности», Владимир Александрович, тоже не предлагаю пересматривать, о чём не раз говорил. Просто документ хочу. Пачпорт! «Нет докУмента – нет и человека».

Опубликовано пользователем Наталья Минина
нет документа - нет человека, говоришь? - Ок. Давай свой документ об образовании, а то ты такую ахинею пишешь, что я уже сомневаюсь в твоем аттестате зрелости!

Опубликовано пользователем Инфа=100%
Ох, тяжела ты, "шапка Мономаха" научного сотрудника связанного с историей заведения (музей), когда не имеешь профильного высшего исторического образования соответствующего ВУЗа. Приходится на ходу импровизировать и вертеться, как великий комбинатор Остап Бендер. А может, да ну её, эту "шапку"? Взять, да и переквалифицироваться в управдомы! ) "Просто хочу увидеть документ, датированный 1892 или 1893 годом." Документ по основанию посёлка/города? Так его никто и не основывал, а он появился лишь как следствие прокладки ж.д. Какие-то административные указания могли быть отправлены в Колывань и в конце 1892-го, типа подготовки жилья к приезду тех же инженеров и прочего связанного с этим. Но зачем нужен этот 1892-й, если тут и до этого года на обоих берегах жили люди, а масштабные работы с приездом инженеров-исполнителей начались именно весной 1893-го? Не стоит в текстах статей думать за других, используя вместо "Я" местоимение "МЫ", что неоднократно сделано в тексте статьи выше. Чтобы потом не удивляться, откуда взялся термин ГОЛОДЯЕВЩИНА ) : "МЫ официально считаем" "МЫ не будем сегодня" "МЫ точно знаем, что" "МЫ почему-то совершенно затеняем" "МЫ не замечаем (или не хотим замечать)" "МЫ безусловно соглашаемся"

Опубликовано пользователем С Ленинского
Это всё от любви. Она виновата. Но любовь не к краеведению, а к себе

Добавить комментарий

Target Image