Древняя Шалаболинская писаница в Красноярском крае теперь сохранена в формате 3D-тура

В Красноярском крае на реке Тубе уже в течение полутора веков исследователи вновь и вновь изучают труднодоступную Шалаболинскую писаницу. Теперь попасть туда проще благодаря разработанному новосибирским археологами виртуальному туру. 3D-путешествие создано при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

Шалаболинская писаница расположена юге Красноярского края, на реке Тубе, правом притоке Енисея. Это один из самых больших и один из самых древних памятников с петроглифами в Минусинской котловине. Изображения расположены на протяжении нескольких километров, на разных ярусах прибрежного скального массива.

Люди начали оставлять на писанице изображения ещё 7 тысяч лет назад, в эпоху неолита, и продолжали посещать святилище вплоть до этнографической современности. Самые древние петроглифы Шалаболинской писаницы — это изображения диких животных, на которых люди охотились. В пришедшую затем эпоху бронзы на памятнике возникли изображения окуневской археологической культуры, сделанные краской. «Окуневцы» были земледельцами и скотоводами и создали сложную мифологию. В центре их сюжетов обычно личины — изображения лиц людей или божеств, а также образы фантастических хищников. Позднее, в раннем железном веке на Шалаболинских скалах появилось воинственное население тагарской археологической культуры, оставившее после себя изображения боевых сцен, воинов с вооружением.

Иногда авторы изображений считали нужным дополнить образы других эпох. Например, на одной из плоскостей в центре памятника в эпоху ранней бронзы были нанесены фигуры людей. Некоторые из них были с хвостами, в рогатых головных уборах, держали в руках ритуальные предметы. Тысячелетия спустя, в эпоху развитой бронзы, художник окуневской археологической культуры добавил одному из этих персонажей расходящиеся от головы солнечные лучи, что было для «окуневцев» одним из важнейших сакральных символов. Изображение приобрело для современников новое важное значение.

К сожалению, многие «шалаболинские петроглифы» находятся в аварийном состоянии, как из-за естественного разрушения поверхности скального массива, так и из-за посещения людей, все еще оставляющих надписи. Нижние ярусы постоянно испытывают на себе воздействие паводка. Кустарники и деревья, растущие на берегу, своей корневой системой также разрушают целостность скалы. Время на то, чтобы оцифровать изображения на плоскостях и максимально полно их изучить, крайне ограничено.

Для справки: Шалаболинская писаница была открыта в конце XIX века, и с этого времени не прекращается его изучение. Наиболее полный набор эстампажей — то есть оттисков — с подробным описанием петроглифов впервые сделал известный исследователь наскального искусства Среднего Енисея А.В. Адрианов. Планомерное изучение памятника было начато конца 1970-х экспедицией Кемеровского госуниверситета под руководством Б. Н. Пяткина, продолжено в 2000-е командой А.Л. Заики и в 2010-е — сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН. Сегодня исследования проводятся с применением современных естественнонаучных и цифровых методов, что позволяет датировать изображения разных эпох и изучать их «взаимодействие» в многослойных композициях — палимпсестах.

Шалаболинская писаница, Курагинский район Красноярского края. Общий вид. Фото ИАЭТ СО РАН

Шалаболинская писаница, Курагинский район Красноярского края. Изображение оленя в «скелетной манере». Фото ИАЭТ СО РАН

Шалаболинская писаница, Курагинский район Красноярского края. Батальная сцена «скифского» времени. Фото ИАЭТ СО РАН

Шалаболинская писаница, Курагинский район Красноярского края. Изображение охотников с луком, этнографическое время. Фото ИАЭТ СО РАН

Пресс-служба Института археологии и этнографии СО РАН

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image