Железнодорожная станция Купино: фрагменты истории

История города Купино практически всегда была связана с железной дорогой.  В период столыпинской аграрной реформы переселение крестьян из Европейской России в Сибирь привело к появлению новых населённых пунктов и развитию сельского хозяйства. В Купинской волости в 1907-1911 годах быстрыми темпами создаются маслодельческие артели и развивается производство масла. Но вывозу готовой продукции сибирских маслоделов мешало отсутствие железной дороги. Жители Купинской волости неоднократно направляют в губернскую администрацию прошения по поводу решения этой проблемы.

Много хлопотал о скорейшем строительстве  железной дороги Купино-Татарск – отец Евгений Крылов, настоятель Купинской церкви святого апостола-евангелиста Луки. «Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. У него готовы все цифры, доказательства убедительны – никто так не знает условий округи – как отец Евгений. Дорога нужна, она как клапан в насыщенный паром машине. И стоит любому совещанию, хотя бы тех же переселенческих чинов, состояться в Купине, отец Евгений уже ходатайствует о допущении его с совещательным голосом. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек». [1, с 26].

 В 1914 году акционерное общество Нехорошева приступило к строительству железной дороги; большую часть работ выполнили наемные работники – китайцы. В 1914 -1915 годах был построен участок железной дороги Татарск – Малиновое озеро, проходящий через Купино.

Закладка железной дороги, село Купино, 1914 год. 

 Первый поезд пришел в Купино 6 августа 1915 года и состоял он из 6 вагонов – двух пассажирских и четырех товарных. Первый поезд встречали жители Купино и окрестных сел, специально прибывшие посмотреть, как бегает «чугунка». Первый поезд пришел в Купино через специальную арку, украшенную цветами.

Прибытие первого поезда в Купино 6 августа 1915 года.

В 1916 году на юго-западной окраине Купино была построена водонапорная башня, для снабжения водой проходящих поездов.

Купино, водонапорная башня, фотография 2011 года. 

18.12. 2000 Постановлением главы администрации Новосибирской об­ласти Станция насосная с двумя водонапорными башнями, расположенная по адресу Купино, ул. Железнодорожная, 2 была внесена в перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области.

В октябре 1915 года был заложен первый камень в основание будущего локомотивного депо. Местом его строительства была избрана небольшая площадка на юго-восточной окраине Купино. В 1916 году все оборудование механических мастерских локомотивного депо состояло из 3 токарно-винторезных станков.

В 1916 году на станции Купино был проложен треугольник для оборота паровозов. Помещение дежурного по депо и канцелярия находились на угольном складе, а через год их перевели в вагончик, установленный на угольном складе.

В 30-е годы лучшие машинисты локомотивного депо Баженов и Огнянников доводят межпромывочный пробег до 18-19 тысяч километров. В 1936-1937 годах работники Купинского локомотивного депо П. Н. Андреев, А. Г. Болотов, Н. К. Мошков и И. К. Мошков были удостоены звания «классный машинист».

В 1939 – 1940 годах из промывочного ремонта стали выходить в месяц по 12-13 паровозов, а из подъемочного – 3-4, в среднем в год, соответственно 168 и 64 локомотива.

В 1939 году в депо было 87 , а в 1940 году 111 ударников труда. Многие из них были награждены нагрудными значками и другими знаками отличия.

К 1941 году приписной парк состоял из21 грузового паровоза и 7 пассажирских паровозов. Локомотивное депо также располагало 2 дизелями, одним компрессором, вагранкой, 10 электромоторами.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Купинского локомотивного депо ушли 140 работников. Вместо ушедших на фронт мужчин в цеха и на паровозы пришли 95 женщин. В числе таких работниц были: Устинова, Баглаева, Федорова, Семичева, Лещенко, Руденко, Леоненко. Женщины осваивали в Купинском локомотивном депо самые разные профессии: 13 из них работали помощниками машиниста, 21кочегарами, 6 слесарями, 5 станочницами.

О самоотверженной работе сотрудников свидетельствуют показатели июня 1943 года: среднесуточный пробег паровозов при норме 279, фактически составил 284 км. За месяц текущий промывочный ремонт прошли 16 паровозов. Простой на промывке составил 14-15 часов, а на подъемке 4 суток. Из подъемочного ремонта вышло 9 паровозов, вместо положенных 8. В течение того же месяца машинистами Купинского локомотивного депо было проведено 90 тяжеловесных составов.

Локомотивное депо, Купино

1943-1944 годах производительность труда Купинского локомотивного депо возросла по всем основным показателям: рабочие промывочного цеха отремонтировали за 1-е полугодие 73 локомотива, снизив простой паровозов в ремонте до 13 часов. У лучшего слесаря цеха подъемного ремонта Е. В. Даниленко выполнение нормы составляло 289 %. Токарь механического цеха Ю. А. Петраков, работая одновременно на 2-х и 3-х станках, довел выработку до 290-300 %. Машинист пассажирского поезда А. Д. Парфенов довел техническую скорость состава до 42 км в час. При этом сэкономил за полугодие 55 тонн угля, снизив расход смазочных материалов на 9% против нормы.

Цех подъемного ремонта паровозов.

Приписной парк локомотивного депо станции Купино составлял в годы Великой Отечественной войны в разное время от 15 до 22 паровозов. Пассажирские машины серий С-у, составляющие основную часть железнодорожного парка, использовались как грузовые. Довоенные грузовые паровозы использовались для работы на главных магистралях страны и в прифронтовых районах.

В первые послевоенные годы вырос приписной парк локомотивного депо, он состоял из 15 грузовых, 7 пассажирских и 3-х маневровых паровозов. Локомотивы были марок С-у, а с 1946 года их сменили паровозы серий Э-м. На маневровых работах по-прежнему оставались О-в, О-д.

В 50-е годы работники локомотивного депо регулярно перевыполняли план по ремонту паровозов: в 1959 году план промывочного ремонта составлял 280 локомотивов в год, а отремонтировано было 305; план по подъемному ремонту составлял 50 паровозов в год, в реальности было отремонтировано 70 паровозов.

В начале 60-х годов прошлого века локомотивное депо станции Купино было оснащено новыми локомотивами серии Л отечественного производства, ими же обслуживалась вся грузовая работа на участке Татарская – Карасук.

В 1973 году для коллектива локомотивного депо был построен 4-х квартирный жилой дом, который был сдан в эксплуатацию в январе 1977 года.

За отличную работу в локомотивном депо в 1972 – 1978 годах было поощрено 1840 человек. Они получили следующие награды МПС: знаки отличника соцсоревнования, почетные грамоты и ценные подарки.

В 4 квартале 1979 года, 4 квартале 1981 и 1 квартале 1982 года за перевыполнение государственного плана коллективу Купинского локомотивного депо трижды присуждалось переходящее Красное знамя управление железной дороги.

В 1986 – 1987 годах в локомотивном депо было внедрено 71 рационализаторское предложение, по которым был подсчитан экономический эффект на сумму 42,8 тыс. руб. в разработке рационализаторских предложений приняло участие 62 человека (Петраков С. Ю., Андреев Б. П., Давыденко А. А. и др.). В дальнейшем локомотивное депо Купино не смогло пережить все социально-экономические проблемы 90-х годов и было закрыто к 1996 году.[2]

Старый вокзал г. Купино, фотография 1957 года.

 Железнодорожное сообщение играло большую роль в экономическом развитии района. В 1935 году грузооборот ж. д. (ст. Купино) составлял 130,7 тыс. тонн, в том числе по прибытию 73,7 тыс. и по отправлению 56,9 тыс. тонн.[2]

По мере развития движения на Западно-Сибирской железной дороге возник вопрос о создании вагоноремонтного депо. В 1935 году приказом НКПС №171/Ц в качестве одной из важнейших задач было поставлено создание производственно-технической базы для ремонта вагонов. В этом году по всей территории страны в эксплуатацию вводилось 200 вагоноремонтных пунктов, в том числе вагоноремонтный пункт (ВРП-8) в Купино. Первоначально он был подчинён Славгородскому отделению дорог и службе вагонного хозяйства Омской железной дороги, в дальнейшем вагонное депо станции Купино перешло в подчинение Карасукскому отделению дороги и службе вагонного хозяйства Западно – Сибирской дороги. В момент организации в распоряжении Купинских железнодорожников были только механическая мастерская с небольшой кузницей, компрессорная, котельная и складское помещение.

         В 50-60 годы в вагонном депо работали такие рационализаторы как: Бояршинов Федор Михайлович, Макагон Андрей Ефимович, Нетаев Михаил Николаевич и др. В 1954 Купинское вагонное депо было награждено переходящим Красным знаменем Славгородского отделения железной дороги.

         В 1982 году Купинскому вагонному депо было вручено переходящее Красное знамя по итогам отраслевого Социалистического соревнования среди предприятий МПС, по итогам 4 квартала 1982 года. В 70-80-е годы многие работники ВЧД – 16 были награждены правительственными наградами: Божков Александр Давыдович – награжден орденом Трудового Красного знамени; Харькин Геннадий Иванович–награжден знаком «Почетный железнодорожник»; Павлов Анатолий Константинович – награжден орденом «Славы III степени»; Дегтярёв Михаил Иванович – награждён знаком «Почетный железнодорожник». Зеленин Моисей Георгиевич – награждён орденом «Славы III степени». Это всего лишь небольшой фрагмент истории Купинского вагоноремонтного депо.

 В 1990-2000 г.г.происходит дальнейшее техническое оснащение вагонного депо, усовершенствование системы ремонта вагонов. В 2006 году на территории вагонного депо возведен новый санитарно-бытовой корпус.

 18 июня 2008 года компания «Трансойл» стала собственником ремонтного депо "Купино, выиграв торги, организованные ОАО «РЖД». 22 июля 2008 года образовано ООО «Вагоноремонтная компания «Купино». С этой даты открывается новая страница в жизни предприятия.

 В июле 2011 года Вагоноремонтная компания "Купино" отметила трехлетие своей деятельности в новом качестве независимого коммерческого предприятия. За это время в развитие депо вложено более ста миллионов рублей: закуплено новое высокотехнологичное оборудование, реконструирован санитарно-бытовой комплекс, созданы офисные помещения, благоустроена территория, запущен участок по подготовке вагонов в ремонт и многое другое.

В феврале 2013 года, по результатам работы в 2012 году, ООО «Вагоноремонтная компания «Купино» удостоено высокого звания лучшего производственного предприятия Купинского района Новосибирской области.

В марте 2013 года в вагоноремонтной компании «Купино» началась модернизация и переоснащение цехов согласно последним научным разработкам. В качестве партнера реализации программы выбран Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (г. Омск).

В июле 2013 ООО "Вагоноремонтная компания "Купино" отметила свое пятилетие, был организован праздник на стадионе «Олимп» г. города Купино. Всего за 5 лет работы компании было отремонтировано свыше 24,5 тысяч единиц грузового подвижного состава, принадлежащего различным операторам железнодорожных грузоперевозок.

Но не все хорошо в настоящее время на станции Купино, ухудшилась ситуация с пассажирскими перевозками. С 6 сентября 2013 года поезд 627 Кулунда-Новосибирск, вместо привычного ежедневного сообщения, «ходит» в город всего три раза в неделю. По мнению многих жителей города и района, это неприятно психологически и очень неудобно. Без ежедневно сообщения с областным центром у многих жителей района появляется ощущение, что они живут в «медвежьем углу».

Овчинников Алексей

         При подготовке статьи использовались статистические данные, воспоминания железнодорожников, материалы сайта Вагонно-ремонтная компания Купино.  // http://depo-kupino.ru/about/news/.

Примечания

1В. П. Вощинин. На сибирском просторе.

2. Железные дороги СССР. Энциклопедия.

3. Купинский район.//Западно-Сибирский край. Города и районы. Новосибирск; 1936.

категория: 
подкатегория: 
Average: 4.1 (19 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Иванова Лариса ...
Материал о железнодорожной станции очень понравился, Спасибо Алексею Алексеевичу за отлично написанную статью.

Опубликовано пользователем Любовь
Очень мало рассказано о Локомотивном депо. легендой депо были такие люди как Самбор Владимир.отчество извините не помню. Пресняков Борис Петрович. Давыденко Алексей награжден орденом Ленина. человек который по солнышку водил паровозы и многие другие чьи родственники еще живы и можно у них было узнать.

Добавить комментарий

Target Image