Своеобразной визитной карточкой Новосибирска давно является аэропорт «Толмачево», хотя есть еще аэропорт «Северный» и летное поле при заводе имени Чкалова. Вроде бы так было всегда, но история покорения воздушного пространства Сибири начиналась лишь в первые годы уходящего столетия.
Освоение сибирского неба началось так. После неудачного окончания русско-японской войны части побежденной армии стали передислоцироваться с востока России в западные регионы. Именно тогда в город Новониколаевск попала 2-я рота 1-го Сибирского воздухоплавательного батальона. Необычным подразделением командовал поручик Н.Т. Горлицкий. Эта рота разительно отличалась от других частей и подразделений местного гарнизона. Она состояла из четырех команд: газовой, транспортной, строевой и нестроевой. В ней числилось чуть более сотни солдат и унтер-офицеров. Кроме поручика, было еще два офицера. Подразделение держалось особняком. Практически весь личный состав был грамотным, более половины солдат являлись бывшими ремесленниками или рабочими из городов и поселков Центральной России, лишь солдаты-ездовые были сельскими жителями. В конце января1907 года poту расквартировали в казармах за станцией Обь (недалеко от нынешнего вокзала Новосибирск-Главный»), отдельно от подразделений Енисейского полка.
Первое время солдаты занимались караульной службой в гарнизоне, изучением материальной части (змейкового привязного аэростата немецкой фирмы «Персеваль») и зубрили словесность (в Советской Армии это называлось политподготовкой). Общеизвестно, что армиям должна «двигать мускулами» – проводить маневры и учения. Во время одного из учений в небо Новониколаевска и взмыл аэростат.
Ранним утром 26 апреля 1907 года обоз из двадцати подвод воздухоплавательной роты потянулся в сторону складов товарищества «Нобель» в устье Первой Ельцовки. Развернув материальную часть роты - газовую установку для производства водорода, коим наполняли оболочку аэростата, - рота начала готовиться к запуску. Первым делом выставили охрану из нижних чинов. Оно понятно – воздухоплавательная рота, особое подразделение. Поэтому ее сильно не афишировали, а личный состав был овеян ореолом таинственности, почти как у первых ракетчиков в начале 60-х годов XX века.
Когда аэростат наполнился водородом, в корзину, перекрестившись, забрался младший унтер-офицер Харченко. Через несколько минут аппарат был уже на высоте 70 саженей (около 150 метров). После выполнения ряда наблюдений и замеров аэростат вместе с наблюдателем Харченко благополучно совершил посадку. Это событие позволяет считать местность в районе Первой Ельцовки первым аэродромом Новосибирска.
В июле 1907 года планировался очередной подъем аэростата, но рота не получила заявленного порошкообразного алюминия и едкого натра для получения водорода. Кстати, тогда хотели запускать летательное средство с площади восточнее устья Ельцовки (нынешняя территория завода им. Чкалова). Вскоре роту передислоцировали в город Омск, где уже было управление 1-го сибирского воздухоплавательного батальона и две роты. С тех пор до августа 1911 года в небесах над Новониколаевском летали лишь птицы.
С развитием техники вскоре появились аппараты тяжелее воздуха - аэропланы. 28 августа 1911 года в Новониколаевске летчик Я. И. Седов совершил полеты на аэроплане «Фарман». Для взлета и посадки использовалась относительно ровная местность в районе нынешней улицы Ипподромской. Необычный аттракцион привлекал внимание тысяч новониколаевцев. Импровизированная площадка больше не использовалась как аэродром, а летное поле через восемь лет появилось в совсем необычном месте Новониколаевска. Мало того, оно было действующим почти десять лет.
В 1913году,который принято считать пиком развития дореволюционной России, авиаторы не посещали Новониколаевск, не устраивали воздушных представлений, и в самых смелых мечтах никто не предполагал, что через шесть лет в городе будет уже не один аэроплан на местном аэродроме.
Вскоре за октябрьскими событиями 1917 года началась Гражданская война, и уже летом 1919 года в Новониколаевск привезли в разобранном виде аэропланы 1-го Сибирского авиаотряда капитана С.Н. Бутко. Местом сборки летательных аппаратов избрали ровную площадку в районе нынешней ГПНТБ, на улице Восход. Сравнительно небольшой отряд (четыре «Ньюпора» и один «Сопвич») быстро освоил летное поле. Эти самолеты использовались для связи и разведки. 13 августа 1919-го года Новониколаевск стал: своеобразной авиационной столицей. Из 19 авиаотрядов у нас было уже два - прибыл 3-й сибирский авиаотряд поручика М.П. Веселовского. Двум отрядам было уже тесно на летном поле, и часть аэропланов из числа вновь прибывших разместили на ровной площадке возле реки Иня. Ныне это часть трассы Новосибирск – Барнаул. Подчиненные поручика Веселовского помимо разведки занимались агитпропагандой - сбрасывали листовки, рассказывавшие о зверствах красных в Центральной России.
1-й и 3-й Сибирские авиаотряды пробыли в Новониколаевске до поздней осени, а потом вместе с другими частями колчаковской армии отступили на восток. После освобождения города летное поле на берегу Ини больше не использовали, а аэродром возле военного городка через некоторое время стал принимать аэропланы рабоче-крестьянской Красной Армии – 18-й и 19-й авиаотряды.
Только в августе1922 года на летном поле в Октябрьском районе обосновался 16-й отдельный авиаотряд Сибирского военного округа. Как у белых, так красных в авиационных частях были «Ньюпоры», «Сопвичи»" и «Блерио».
События середины 20-х годов очень напоминают современность. Тогда тоже имела место военная реформа - вооруженные силы сократили в 10 раз, а наиболее перспективные из родов войск неоднократно переформировывали и передислоцировали. Вскоре вместо 16-го авиаотряда аэродром принял 8-й разведывательный авиаотряд, который. в летнее время перелетал в Юргу, поближе к артполигону им. Л. Троцкого.
Во время перелета части отряда 18-июня 1925 года на Новосибирское летное поле приземлился отряд самолетов из Москвы. Они совершали первый в СССР дальний перелет по маршруту «Москва-Пекин». В составе этого отряда было шесть самолетов Р-1, два «Юнкерса-13» и один АК-1. Тогда 6476 километров они преодолели за 52 летных часа с несколькими посадками.
В 1927 году 8-й разведотряд переформировали в 6-й корпусный авиаотряд. Кроме того, на летное поле «села» очень необычная войсковая часть – 43-й авиапарк, своеобразная база резерва самолетов. Из него пополнялся состав 19-го и 25-го авиаотрядов в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Из-за появления большого количества аэропланов в летний период 1927 года в пос. Бердск перелетела часть 6-го авиаотряда. 20 августа 1927 года на наш аэродром, совершая дальний рекордный перелет по маршруту «Москва-Токио-Москва», приземлился самолет АНТ-13.
Годом позже было организовано регулярное почтовое сообщение по маршруту «Новосибирск-Москва» и обратно. Тогда для этого использовали немецкие аэропланы «Фоккер».
С установлением почтового сообщения самолетам на аэродроме стало тесно, да и присутствие на военном объекте гражданских самолетов и людей в штабах не приветствовали. Поэтому после нескольких обращений военных и гражданских руководителей в крайкоме ВКП (б) приняли решение начать строительство гражданского аэродрома в северной части Новосибирска. Одной из причин форсированного строительства было и то обстоятельство, что со временем планировалось организовать и регулярное пассажирское сообщение.
К 1930 году гражданский аэропорт был практически построен, и вскоре там появились самолеты из Москвы. Перелет из столицы Сибири в столицу СССР совершался с четырьмя посадками в Омске, Кургане, Свердловске и Казани. За 28 летных часов и 250 полновесных сталинских рублей трехмоторный АНТ-9 перевозил 8 пассажиров.
1930 год был ознаменован еще и необычным решением построить аэропорт в левобережной части Новосибирска. Предполагалось при Доме обороны иметь площадку размерами 450 на 650 метров для посадки планеров и авиеток. Тогда авиетками называли легкие самолеты с двигателями до 35 лошадиных сил. Если бы планы краевого Осоавиахима удалось реализовать, то вместо площади Маркса и начала одноименного проспекта было бы летное поле и ряд построек и ангаров. Одной, и, наверняка, главной, причиной отказа от постройки левобережного аэродрома явилось активное строительство жилого фонда для «Сибкомбайна». Жилье в ту пору было важнее.
Несмотря на грандиозные успехи советской авиации, очень многое оставалось «за кадром» – поломки, отказы двигателей и случаи гибели самолетов с экипажами. Тогда официальная пресса редко публиковала сообщения о трагедиях, но партийные товарищи прекрасно осознавали последствия падения военного самолета почти в центре города – за 20 лет не забыли пожара в Новониколаевске в 1909 году. Учитывая эти обстоятельства, в середине 1933 года 6-й авиаотряд передислоцировали в Толмачево, а еще через полгода переформировали в авиабригаду из пяти эскадрилий. Около 150 самолетов И-5, Р-5, ТБ-1, ТБ-3: заняли огромное летное поле далеко за городом, и в случае аварии уже не могло быть большого количества человеческих жертв.
Гражданский аэропорт в северной части Новосибирска к 1934 году уже был одним из крупнейших за Уралом. На его летном поле базировалось уже 14 самолетов: три АНТ-9 , семь П-5 и 3 У-2. Последние использовались для производства химобработки полей и для тренировки пилотов. Тогда появились новые запасные аэродромы в Коченеве, Чулыме, Каргате и Барабинске.
Самолеты нашего аэропорта летали на запад до Москвы и на восток до Хабаровска.
В 1935 году к существующим самолетам добавились К-5, АИР-6 и «Сталь-2». Машины советского производства стали массовыми, иностранных почти не осталось. Авиатранспорт все еще оставался экзотикой. Летали на запад и восток партийные работники, советские чиновники, важные специалисты и представители творческой интеллигенции. Но из этого правила было исключение. В августе 1935 года большую группу передовиков производства на самолетах АНТ-9 прокатили над Новосибирском и окрестностями.
В те далекие годы первых пятилеток у многих молодых людей возникало желание стать летчиками, но для первого шага в небо нужна была подготовка. В связи с этим вновь встал вопрос о строительстве спортивного аэродрома. О планах размещения в левобережье уже не вспоминали, а в решениях II краевого съезда Советов было записано положение о выделении земельного участка под строительство аэродрома легкомоторной авиации в районе реки Плющиха. Ныне это участок ул.Большевистской напротив острова Кустовой.
Принятое решение не торопились исполнять. Третий аэродром - уже излишество, так считали некоторые советские чиновники. Юные пилоты и планеристы Осоавиахима тренировались вплоть до событий июня 1941 года на гражданском аэродроме.
Весной 1936 года увеличилось количество авиарейсов: из Новосибирска. Самолеты кроме Москвы, Хабаровска и Владивостока уже летали в Барнаул, Сталинск (ныне Новокузнецк) и Кемерово. Билет до Барнаула стоил 80 рублей, до Кемерова – 65 рублей. Авиапассажир в те времена мог взять с собой бесплатно 5 кг багажа. Интересная особенность – пассажиры, имевшие билеты: на авиарейс, бесплатно доставлялись автотранспортом к самолету.
Памятный 1937-й вошел в историю не только как год репрессий; но и как год ударного авиационного строительства. Именно тогда приняли решение о перепрофилировании завода горного оборудования в авиазавод. Одновременно в северо-восточной части Новосибирска началось строительство аэродрома для авиационного завода. На свой страх и риск инженеры-строители сделали взлетно-посадочную полосу несколько длиннее, чем требовалось для самолетов И-16. Это и спасло их от ГУЛАГа и от клейма врагов-вредителей.
Дело в том, что уже через три года вместо «ишачков» И-16 завод стал выпускать истребители ЛаГГ-1. 1 мая 1939 года со взлетно-посадочной полосы взмыл в небо первый новосибирский самолет.
В Толмачево в том грозном году сформировали Новосибирское авиационное училище, готовившее летчиков-истребителей. Кроме местного аэродрома было задействовано и летное поле в Коченево. Так или иначе, процесс подготовки «сталинских соколов» был поставлен на поток, и наше авиаучилище быстро завоевало авторитет. Немало его выпускников сражались с фашистскими асами в небе Испании, а один из них - лейтенант А.Е. Романов - стал Героем Советского Союза.
В том же году 134-я бомбардировочная авиабригада в Толмачево была переформирована в 38-ю бомбардировочную авиационную дивизию. В дальнейшем, уже в ходе Великой. Отечественной войны, она была снова переименована: на этот раз во 2-ю гвардейскую авиационную бомбардировочную Берлинскую Краснознаменную орденов Суворова и Кутузова дивизию.
Тогда же, в 1939-м, авиаучилище стало готовить пилотов для бомбардировщиков СБ. Огромное пространство толмачевского аэропорта с высоты птичьего полета представляло тогда собой внушительное зрелище. На земле и в ангарах стояло более 200 самолетов! Подобное в то время было лишь в Подмосковье и под Киевом.
Кстати, шестьдесят лет назад военный аэродром в Толмачево принимал и гражданские воздушные суда. Впервые - 22 мая 1940 года, самолет «Стйль-2», следовавший из Омска в Новосибирск, из-за неполадок в топливной системе вынужден был спланировать прямо перед стоянкой бомбардировщиков СБ. Внезапное появление гражданского самолета не застало врасплох наземные службы. Красноармейцы быстро накрыли нежданного «гостя» брезентом, вытащили из кабины пилота. «Чужой» аэроплан откатили подальше от боевых самолетов и поставили под охрану. Пилота, И.Б. Черникова долго мучали вопросами дивизионные особисты, но, выяснив все, отпустили с миром. Четыре пассажира-хозяйственника все это время тряслись в самолете от страха. После регулировки топливной аппаратуры и дозаправки «Сталь-2» взял курс на новосибирский аэропорт.
С лета 1940 года из Новосибирска в Москву стали летать ПС-84 (более известные как ЛИ-2). На борт они принимали 21 пассажира. Рейс длился 12 часов 25 минут. В конце августа один из этих самолетов, выполнявший обратный рейс из Москвы, ввиду непогоды сел в Толмачево. Пилота особисты уже не обижали, но аппарат от греха подальше зачехлили.
Когда же метеоусловия позволили, ПС-84 благополучно покинул военный аэродром Толмачево и совершил посадку в Новосибирском аэропорту.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война несколько смешала функции трех аэродромов. На летное поле в Толмачево и на заводской аэродром иногда совершали посадки самолеты гражданской авиации (ГВФ являлся, по существу, военизированной организацией). А гражданский аэропорт был запасным для завода. Кроме того, с весны 1943 года он принимал американские истребители, перелетавшие к нам из Красноярска. На нем обслуживались, дозаправлялись и готовились к дальнейшему перегону машины, поставлявшиеся заокеанскими союзниками по лендлизу.
С лета1943 года завод им. Чкалова стал выпускать уже Як-7. Для приема американских самолетов стал использоваться и аэродром в Толмачево. Там же приземлялись гражданские борты с представителями оборонных наркоматов.
Лишь лето 1945 года все расставило по своим местам. Аэродром в северной части города вновь стал полностью гражданским, заводской аэродром принимал уже новые «Яки». А в Толмачево готовились «сталинские соколы» для военной авиации.
Развитие авиатехники шло тогда семимильными шагами. Вскоре после войны военная авиация получила реактивные самолеты. Следом и КБ А.Н. Туполева разработало реактивный бомбардировщик Ту-16. Через некоторое время появился созданный на его базе гражданский самолет Ту-104, совершивший в сентябре1956 года первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва-Омск-Иркутск. Первыми осваивали новую машину москвичи, за ними последовали иркутяне. Затем пришел черед новосибирцев.
Для новой техники – реактивной и скоростной нужны были и новые аэродромы. Городской аэропорт Новосибирска для ТУ-104 не подходил. В 1956 году было принято решение передать большую часть военного аэродрома для базирования гражданских реактивных самолетов. Военное училище и учебные самолеты вскоре перегнали на Алтай, часть военных самолетов – на аэродром в Коченево.
С ноября 1956 года гражданский аэропорт, созданный на базе военного, начал принимать первые реактивные лайнеры Ту-104. Надо отметить, что военная инфраструктура не соответствовала гражданским требованиям, и многое предстояло переделать.
Слугин Сергей Анатольевич
Комментарии
Примечательная статья, очень
«Аэродром возле военного
"1 мая 1939 года... В
В Красноярске перед войной
Добавить комментарий