Эпиграфическое наследие дореволюционного Ново-Николаевска

Работа посвящена изучению одной из малоизвестных страниц историй нашего города, эпиграфическим надписям дореволюционного периода Ново-Николаевска.

Основанный в 1893 году наш город сохранил не большое количество дореволюционных памятников архитектуры, а эпиграфических надписей и того меньше. Данная тема ранее не кем не исследовалась. В ходе учебно-краеведческих экскурсий учениками этноархелогического клуба «Кыпчак» был обнаружен ряд как известных, так и не известных ранее эпиграфических надписей.

Целью работы является изучение и обобщение информации о эпиграфических надписях дореволюционного периода Ново-Николаевска.

Задачи:1.Обобщение имеющейся информации об эпиграфических надписях Ново-Николаевска;2.Рассмотреть значение эпиграфических надписей Ново-Николаевска как исторического источника.

Остановимся на терминологии:

Эпиграфика - (от греч. επιγραφ? - «надпись») наука, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.

Эпита́фия - (греч. επιταφιος - надгробный) - надгробная надпись, главным образом стихотворная.

На территории нашего города нами выявлено 4 надписи или их элементов. Надписи сосредоточены в двух районах города Новосибирска - в Октябрьском и Железнодорожном.

Переходим к их описанию:

Железнодорожный район: обе надписи расположены в районе Железнодорожного вокзала «Новосибирск Главный», у тоннеля – путепровода 1913 года постройки:.

1) Тоннель-путепровод 1913 года постройки, памятник архитектуры городского значения. Был построен в 1912-1913 годах как часть железнодорожных коммуникаций транссибирской магистрали. Над въездом в тоннель расположена закладная доска с датой «1913». Слева от входа, со стороны вокзала Новосибирска Главного в двух метрах от земли расположена чугунная закладная доска с надписью. Впервые надпись была упомянута в своде «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области» Книга №1, Новосибирск, 2003 и более она не исследовалась. Там говорится: «На портальной стене находится мемориальная доска, которая представляет самостоятельную ценность, поскольку была установлена во время сооружения самого тоннеля в 1913 г.» (1,с.12). Текст надписи: «ПОСТРОЕНЪ в 1913 г., при начальникъ (е) сиб. ж. д. инж. С.М. БОГАШЕВЪ (е), при начальникъ (е) сл. пути инж. Б.П. ХРАПОВИЦКОМ, при зав. (ассе)ссор 2-го инж. С.Г. ЧЕРНЯВСКОМЪ, при начальникъ(е) 11 участка инж. В.И. Петкове, проектъ и исполненiе фирмы Ц. Люблинскiй и Э.Векеръ».

Упомянутые в тексте фирма «Ц. Любинский и Э. Векер», специализирующаяся на строительстве из железобетона. Фирма являлась крупнейшим подрядчиком в строительстве крупных объектов в г. Томске и Томской губернии ( 5 ,с.12; 2, 6).

На сегодняшний день, эта надпись, является единственной полностью сохранившейся и полной по содержанию дореволюционным памятником эпиграфики нашего города. Её содержание позволяет нам получить информацию не только о фирме изготовителе, но и о представителях заказчика этого сооружения

2) Церковно – славянская буква на цоколе Водонапорной башни № 2.  Осенью 2011 года в ходе учебно-краеведческой экскурсии клуба активистами клуба «Кыпчак» во время знакомства с архитектурными памятниками рубежа 19 и 20 веков в районе улицы Владимировской при осмотре каменного цоколя водонапорной башни № 2, 1902 г. постройки, нами была выявлена выбитая буква «Б». Этот памятник поставлен на учёт в отделе охраны памятников в 1987 г. (2, с.138), и о выбитой букве при описании башни нет ни слова. Надо отметить, что буква «Б» имеет необычную форму и характерна для церковно-славянского написания.

Дело в том, что до 1917 году в Российской империи в равной степени в школах обучали, как гражданскому алфавиту, так и церковно-славянскому. Буква, скорее всего, была выбита на блоке цоколя, ещё до постройки башни, т.к. расположена своей продольной частью горизонтально по отношению к нынешнему положению блока. И закрашена в красный цвет, как и весь цоколь башни. Наличие выбитой буквы церковно-славянского алфавита, позволяет нам получить некоторые представления об уровне грамотности в строительных бригадах на Трансибе. В начале ХХ века.

3). Эпитафия на могильной плите с Закаменского некрополя, Нововниколаевска. Закаменским районом раньше назывался Октябрьский район Новосибирска. – Каменные надгробия с этого некрополя уже изучались ранее нашими клубовцами в отдельных научных работах. Нами были выявлены и изучены два одинаковых надгробия, размером 97 х 61 х 42 см. толщина плиты 13см. На одном из надгробий сохранилась эпитафия. Надгробие сделано из песчаной плиты, с высеченным рельефным крестом основание которого опиралось на прямоугольную площадку для посмертной эпитафии.

Надпись начинается с середины креста: «Здес покоится; мл.(аденец?); Сиргей В. Тараканов. рожд. 1914; 20. iюн. сконч. 1918; 11 авгус. и. мла. (денец?); Димитрiй. В.; рожд. 1918. 25. ма (рта/я?); сконч. 21. сентяб.

Эта надгробие являются единственным сохранившимся памятником этого типа начала 20 века, сохранившего надпись в дореволюционной грамматической традиции. В 1918 году, была проведена реформа алфавита, с отменой мало употребляемых букв. Например и с точкой. Память о которой сохранилась в поговорке «расставить все точки над «i». И хотя, надгробие датируется 1918 годом, оно даёт представление о генеалогии горожан этого периода (3 ,с.13).

После анализ картографических данных, нами было установлено, что Закаменский некрополь (назван автором условно по местонахождению – С.П.) относился к Богородице – Казанская церкви. т.к. ближайшим к некрополю храмом являлся не принятый после постройки гарнизонный собор военного городка г. Новониколаевска.

Обращение к архивным данным метрической коллекции Богородице – Казанская церкви, позволили нам установить имена место выхода по рождению родителей усопших детей, а также ближайшего окружения.

Так согласно метрической от 1918 г. Сергей и Дмитрий Таракановы родился в семье выходцев из Вятской губернии Сарапульского уезда деревни Заболотной крестьянина Василия Анисимовича Тараканова и Февронии Парфёновны Таракановой. При крещении и погребении принимал участие один и тот же священник Дмитрий Касаткин и диакон Тимофей Нагарин. Имеющиеся данные позволили получить материалы по родословной этой семьи. Дети Сергей и Дмитрий, помимо родителей Февронии и Василия, имели дядю по отцовской линии Семёна женатого на Елене. Причиной кончины обоих детей указано заражение брюшной полости, тиф (ГАНО оп.1 д. 2749 л.24).

4). Металлическая табличка – Ново-Николаевского взаимного страхового от огня общества. Осенью 2011 года при осмотре территории стройплощадки по ул. Садовая, на месте предполагаемого нахождения археологического памятника «Чёртово городище» археологом В. А. Суминым была выявлена латунная штампованная пластина прибитая к ещё жилому дому, с надписью по периметру «Ново-Николаевское взаимное страхование, вокруг герба Томской губернии. Диаметр её 24, 5 см., с четырьмя отверстиями по краям. Позднее нами так же была осмотрена эта табличка. Дальнейшая судьба её пока остаётся неизвестна. Но аналогичная табличка есть в фондах Санкт-Петербургского музеем страховых обществ, только в отличии от нашего экземпляра она покрыта позолотой. Судя по аналогичному расположению отверстий, можно сделать вывод об их идентичности и едином месте производства. Табличка относилась к Ново-Николаевскому взаимного страхования от огня общества. Которое работало на территории Томской губернии в период с 1904-1918 гг. ( / Инв. № КП 464 ).

Интересно отметить, что в экспозиции Новосибирского краеведческого музея имеются таблички от подобных страховых компаний (4, с.7).

В заключении своего исследования хочу подвести некоторые итоги:

Наши учебно-краеведческие экскурсии позволили выявить ранее неизвестные эпиграфические памятники ранней истории нашего родного города и это не смотря на малое количество сохранившихся зданий конца 19- нач. 20 века.

1. Самой ранним памятником является буква «Б» 1896 г., самой поздней эпитафия из Закаменского района Новосибирска.

2.  Имеющиеся материалы позволяют нам констатировать бытование в равной степени двух алфавитов. Гражданского и церковнославянского.

3. Эпиграфические материалы отражают разные виды деятельности и профессиональной ориентации горожан Ново – Николаевска от профессии каменотёса со специализациями строителя и гробовщика, до клерков страховых компаний. Всех этих людей объединяет одно, знании письменной культуры. Эпитафия позволяет нам узнать о горе в Семье Таракановых, которая по неизвестным нам причинам за короткий срок потеряла двух сыновей Сергея и Дмитрия. А финансовое состояние этой семьи судя по эпитафии, было не велико, т.к. информацию об обоих утратах нанесли только на одно надгробие и то с выходом за края «поля» для эпитафии.

Изучение эпиграфических надписей позволяет по - новому взглянуть на историю нашего города, услышать его жителей, увидеть их жизнь, прислушаться к отголоскам шагов стихающих в дали прошлого.

Список использованной литературы:

1. Архитектура Новосибирска \\ http://nsk.novosibdom.ru/node/266

2. «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области» Книга №1, Новосибирск, 2003

3.  Пилипенко С.А., Снегурова О.К. Надгробия первой четверти ХХ века из Ново- Николаевска // История Алтая от древности до наших дней. - Курган, 2008, - с. 12-15.

4.  Музей Стаховых компаний России. http://www.insros.ru/museum/doski9.php

5.  http://firemarks.ru/novonikolaevsk

 © С.А.Пилипенко 2013

Печатается по книге: Сборник материалов международной научной конференции «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность», Т.1, Новосибирск, СГГА, 2013 г.

 

 

 

подкатегория: 
Average: 4.7 (3 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Дело интересное, но Закаменский некрополь – это круто. Интересно, где ребята плиту нашли? Я думал, на Закаменском кладбище ничего не осталось. Фотографий не хватает. А букву Б на башне как-нибудь пробовали расшифровать? И еще вопрос - почему гарнизонный собор военного городка «не был принят после постройки»? Преображенский храм без перерыва работал с 1913 года. Хотя, скорее всего он тут и ни при чём - гражданское население все же было в приходе Казанской церкви. В продолжение работы предложу ребятам из клуба поизучать надписи на старых рельсах (коих достаточно много), на нивелирах. Могли сохраниться надгробные плиты и в Березовой роще.

Опубликовано пользователем Автор))
1. Отсутствие фотографий к тексту объясняется условиями публикации в сборнике. т.е. только текст. 2. наличие буквы Б объясняется в тексте. хотя как вариант- Башня). Хотя вряд ли можно вообще как то интерпретировать от дельные буквы. 3. гарнизонный Преображенский храм не мог работать, в архиве нет акта о сдачи его в эксплуатацию, а следовательно он не был освещен. Как известно, в церковной практике нет традиции проводить службы в неосвещенных храмах. В этом храме служили приписные внештатные священники. 4. В Березовой роще надгробия отсутствуют. 5. Благодарю за пожелания .

Опубликовано пользователем Лана Николаевна
Хотела бы знать-кто строил путепровод-туннель в 2013....откуда рабочие были? Никто об этом не пишет...

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
1913-го? Начальники строительства на памятной табличке есть. А рабочих - попробуйте порыть архивы

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Есть очень хорошая книга, с которой теперь нужно начинать изучать историю новосибирских захоронений и связанную с ними историю мест памяти: Новосибирский некрополь / редкол.: С.В. Бондаренко, М.Н. Щукин, В.В. Шамов, Е.А. Косякова, А.А. Обижаева, Е.В. Шамова. Новосибирск: ИД "Сиб. горница", 2009. Там и про Закаменское кладбище есть материал, и даже со снимками.

Добавить комментарий

Target Image