Опубликовано по книге: Баландинские чтения: сборник статей VII научных чтений памяти С. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2012 г./ сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. гос. архит.-худ. акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – Новосибирск, 2013. –344 с.
Люди всегда интересовались историей, и на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий, стремились найти материальные свидетельства из былых времен.
История - это область знаний, интерес к которой пробуждается весьма рано, еще в дошкольном возрасте. Начиная с бабушкиных сказок и повествований об Илье Муромце, в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости. Мифы позволяют понять свою историю, культуру, дух нации и по-другому взглянуть на мир вокруг себя. Люди всегда пытались найти в окружающем мире элементы мистики и таинственности. Узнавая новые тайны и легенды, мы можем взглянуть по-новому даже на свой родной город.
Городская легенда - современная разновидность мифа: короткая и на первый взгляд правдоподобная (хотя обычно не соответствующая действительности) история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающая глубинные проблемы и страхи современного общества. Для проверки правдоподобности и разбора городской легенды необходимы специальные знания.
Миф города - это эмоционально окрашенные и каким-либо образом озвученные коллективные и индивидуальные представления об актуальных для носителей мифа необычных моментах истории, жизнедеятельности, жителях города и городском пространстве. В рамках мифических представлений город мыслится как целостный «живой» культурный организм. Сами истории воспринимаются как верные, но их достоверность логически недоказуема.
Городская легенда является частью современного фольклора, передаваемого из уст в уста, невероятный случай, считающийся настоящим. Городская мифология является важным элементом локальной истории и географического образа города.
Типы легенд:
1) Современные сказки. Сюда относятся истории, основанные на модернизированных сказках и легендах, которым может быть уже более сотни лет.
2) Бывальщины, былички. Это истории, рассказываемые от лица участников или знакомых участников событий как реальные происшествия. Обязательно указание конкретных лиц, участвующих в событиях. Исключается волшебство, но описываются события, в которых человек сталкивается с проявлением или персонажем сверхъестественного мира.
3) Криминальные истории. Как правило, рассказывают об успешных преступниках и о неспособности органов правопорядка им противостоять.
4) Истории о правительственных заговорах. Навеянные шпионскими фильмами истории о тайных правительственных заговорах. Часто абсурдные и ничем не подтвержденные, тем не менее, вызывающие большой интерес у части аудитории.
5) Мифы о секретных технологиях. Обычно включает в себя информацию о засекреченной технологии в собственной стране или стране, которая является вероятным противником.
6) Мифы о похищениях людей. В качестве похитителей выступают инопланетяне, преступники или тайные организации (тут возможны определенные реальные предпосылки).
7) Истории, основанные на страхе и непонимании. Значительная часть городских легенд основывается на страхе или непонимании тех или иных явлений.
Известный пример развития экзотического имиджа города благодаря мифу - деревушка на берегу шотландского озера Лох-Несс. Ее маркетинговая стратегия проста до гениальности: несколько удачных фото с «чудовищем Несси» и правильный выбор медиаканалов для их тиражирования. Сейчас поселения на берегах этого вечно холодного и неприглядного озера не знают отбоя от туристов и занимают лидирующие места в Шотландии по объему доходов муниципальной казны на одного жителя. Остается только раз в пятилетку ненавязчиво напоминать о лох-несском чуде - и у местной экономики не будет проблем.
В России появились города, берущие на вооружение маркетинг. Вся страна знает о маленьком городке Мышкин на Волге, создавшем уникальный Музей Мыши [1]. Проект пользуется такой популярностью, что сейчас городская администрация принимает попытки по включению Мышкина в Золотое кольцо России. Город Великий Устюг стал родиной Деда Мороза [2] и с каждым годом умножает приток инвестиций от сезонных туристов со всей России.
Также на страницах интернет-сайтов в списках «Городские легенды России» можно найти следующие примеры городских легенд:
– рубины в Кремлевских звездах (легенда была популярна до 1991 г., в действительности звезды изготовлены из «рубинового стекла» на основе селена);
– крысы-мутанты и порталы в параллельные миры в метрополитене;
– легенды о мистических местах в Москве (например, «Голосов овраг», Фантом-великан на углу улицы Сретенки и Даева переулка в Москве);
– городские легенды города Самары о призраках в доме Ленина, об НЛО над Жигулевскими горами и других аномалиях Самарской Луки, о Царевом кургане и кладе Стеньки Разина, о бункерах и подземельях, о туннеле под Волгой;
– подземные ходы под городом Томском, возрастом старше города, и курганы Чингисхана в Томском районе, на месте бывшей деревни Таловка в верховьях р. Басандайка и возле д. Сухоречье в верховьях р. Ушайка.
Мифотворчество существует и в Новосибирске, но не выходит за пределы печатных изданий. Большое количество мифов «хранятся» на страницах книг, но так и не используются для создания яркого имиджа города.
Встреченные нами мифы города Новосибирска можно разделить на три группы:
1. Мифология подземного города. Сюда относятся мифы, связанные с описанием подземного мира Новосибирска. Упоминаются подземные ходы от оперного театра до ЦУМа, от бывшей гостиницы «Метрополь» и другие. Существование подземного города подтверждают и некоторые факты, например, выписка из Сибирского агентства новостей за октябрь 2010 г.: «В Новосибирске рабочие обнаружили старинный подземный ход, который соединяет галерею Краеведческого музея и территорию под современным Красным проспектом».
2. Тайны Обского моря. Обское море стало неотъемлемой частью образа Новосибирска. Множество тайн скрыто на дне этого моря. При обмелении Обского водохранилища в 2012 г. на поверхность
вышли улицы затопленной части города Бердска и начался настоящий бум кладоискателей.
3. Мифы, связанные со статусом Новосибирска как крупнейшего научного центра. Ходят легенды о секретных лабораториях на скрытых этажах институтов Академгородка. Мифы наукограда Кольцово Новосибирской области, где располагается центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», связанны с опасными культурами, например, вирусом Марбург, по слухам, разработанным и опробованным в качестве биологического оружия американцами в Африке.
К основным преимуществам использования легенд и мифов при создании имиджа города можно отнести:
– повышение интереса к городу как местных жителей, так и гостей, появление новых положительных стереотипов о городе среди населения других городов России;
– привлечение большего количества туристов, в том числе иностранных;
– повышение конкурентоспособности города, привлечение инвестиций;
– возможность создания общего стиля города;
– новые, оригинальные программы патриотического воспитания в детских садах и школах.
Указанные преимущества использования мифотворчества возможно реализовать и при создании имиджа Новосибирска. Знание мифов и применение их на практике позволят вывести город на новый уровень имиджевого позиционирования.
Литература
1. Мышгород - столица музеев. Официальный сайт Мышкинского народного музея и музея Мыши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshgorod.com.
2. Дом Деда Мороза, г. Великий Устюг. Официальный сайт [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dom-dm.ru/news.
О.А.Ащепкова, М.В.Артамонова, Е.Г.Ефремова
Комментарии
Не упомянут самый
очепятка - имиджеобразующий
Добавить комментарий