Дневник памяти - мемуары прадеда, семейная реликвия

В семье Яковлевых бережно хранится книга воспоминаний участника Великой Отечественной войны – Яковлева Иосифа Николаевича. Она называется «Моя судьба».

Судьба приготовила Иосифу Николаевичу много испытаний:  он был в плену, успешно бежал из него, партизанил, потом лагерь, реабилитация. Все это он изложил в мемуарах.

«Мемуары – настоящая, не придуманная история солдата Великой Отечественной войны. Эту книгу, а именно так мы дома называем мемуары, невозможно читать равнодушно, особенно жизнь в концлагере», – рассказывают члены семьи.

Правнучка Иосифа Николаевича – Яковлева Марина, ученица 9 класса МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия» подготовила презентацию о своем прадедушке.

Введение

Актуальность: Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. Я не могу сказать, что тема войны нова, но каждый человек, пропуская ее через себя, осмысливает и воспринимает ее по- своему.

В 2015 году состоится празднование 70 лет со дня Великой Победы – наш президент, В.В. Путин, объявил 2015 год годом ветеранов. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. С каждым годом документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу.

Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне – каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.

Мне повезло. В нашей семье есть настоящая реликвия. Это мемуары моего прадеда. Тринадцать тонких школьных тетрадей, переплетенных вместе (см. приложение №2). К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне моей семьей было принято решение об издании в печатном виде мемуаров (см. приложение №1). Исследования мемуаров особенно увлекли меня. При их чтении обнаружены интересные факты, такие как встреча прадеда с знаменитыми впоследствии писателями и людьми во время заключения. Эти документы пробудили у меня интерес к истории и событиям Великой Отечественной войны в тех местах, которые непосредственно описываются в книге прадеда. Это вызвало желание пополнить летопись новыми фактами из военной истории.

Степень изученности проблемы.

В новейших исследованиях Великой Отечественной войны изучаются источники личного  происхождения – с целью расширения глобальной картины войны и понимания психологии человека - воюющего.

         Мемуары фронтовиков о Великой Отечественной войне, наряду с другими источниками личного происхождения, играют настолько важную роль в общественно-политической и литературной жизни своего времени, что представляют вполне самостоятельный историка - культурный интерес.  

Исследование воспоминаний людей фронтового поколения расширяет границы изучения войны, переносит акценты с фактической стороны явления в плоскость личного восприятия, формирования психологии фронтовиков.

         В настоящее время в исторической науке наблюдается поворот от событий истории к истории народной или массовой. Обозначился интерес исследователей к проблеме человека в истории, истории становления его личности и осознания самооценки. Картина войны будет не полной без оценок и интерпретаций определенных событий Великой Отечественной войны самими их участниками и очевидцами.

Предметом изучения – летопись Великой Отечественной войны.

Объект исследования – мемуары моего прадеда, Яковлева Иосифа Николаевича.

Цель:  Изучить мемуары моего прадеда, а в параллели вести хронику тех событий, имевших место быть. На примере его биографии, прошедшего войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества.

            В процессе работы над этой темой решались следующие задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.

2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

Глава I. Начало нового пути.

                Приступая к изучению и анализированию мемуаров я решила изучить определения - мемуаров и дневника, для понимания общего и различия в мемуаров и дневника. Различия получаются в следующем:

- Дневник пишется сегодня и для себя.

 - Мемуары пишутся о прошлом и для других.

          Дословно мемуары – это автобиографические записки, рассказывающие о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора, основанные на его собственных воспоминаниях.

         На ряду с этим между дневником и мемуарами есть принципиальная общность: и в дневнике и в мемуарах автор рассказывает о событиях, участником и очевидцем которых он был сам.

         Моя работа с мемуарами прадеда велась следующим образом. Я прочитав все записи полностью решила рассказать о тех событиях, которые вызвали у меня наиболее эмоциональный всплеск. События, которые привели прадеда в плен, выживание в плену, анализировать увиденное им. Я решила, что в своей работе с мемуарами прадеда буду работать следующим образом: записывать выдержки из мемуаров книги - потом параллельно описывать события истории, которые происходили в то время.

«В жизни каждого человека бывает счастливый день. У меня тоже был счастливый день. Даже очень счастливый, о котором я мечтал с двенадцатилетнего возраста. Было это так. Председатель приемной комиссии Ленинградской военной Академии имени Толмачёва назвал фамилии тех, кто успешно выдержал вступительные экзамены и зачислен в Академию на первый курс. Сбылась моя мечта, 21 июня 1941 года я был принят в Академию. Я – счастлив» (см. приложение №3).

Я часто задумываюсь над тем, что важен в жизни каждый день. Казалось - мечта , цель - к чему стремился прадед - была так рядом и сбылась - он стал студентом Академии и....все рухнуло в один миг. Этот миг счастья остался в памяти прадеда на долго, поэтому оно и ценно.  

Историческая справка:

Доля военных вузов в Санкт-Петербурге (Ленинграде), как культурной столице нашей страны, всегда была велика. Особое внимание уделим военным академиям, готовившим командные, начальствующие и квалифицированные технические кадры для Центрального аппарата Народного комиссариата по военным и морским делам (с 1934 г. — Народного комиссариата обороны), крупных воинских соединений и объединений, различных учебных заведений. В предвоенные годы на территории Ленинграда располагались следующие вузы Красной Армии: Военная электротехническая академия имени С. М. Будённого, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Военно-морская академия имени К. Е. Ворошилова, Артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского (до 1932 г. — Военно-техническая академия), Военно-политическая академия имени Н. Г. Толмачёва (сейчас это военно-политическая Академия им.В.И. Ленина).

         Можно сказать, что репрессии в Красной Армии и начались с арестов в ленинградских вузах. В Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва в 1936 г. были арестованы 14 преподавателей, в 1937–1938 гг. — 12 человек из управления вуза (в том числе начальник академии, его заместитель и 4 начальника отделов), 40 человек из профессорско–преподавательского состава (10 начальников кафедр, 2 руководителя цикла, 17 руководителей, старших руководителей и старших преподавателей, 11 преподавателей), 4 слушателя и адъюнкта. (см. список литературы 1).

В ленинградских военных академиях произошла большая ротация кадров, многие работники и слушатели этих учебных заведений были выбиты из колеи. В результате репрессий научные кадры Вооруженных сил страны были основательно ослаблены: одни преподаватели и ученые оказались в тюрьме, другие не вынесли позора и преждевременно умерли, многих раньше срока уволили из армии и отрешили о науки. Тяжелый удар был нанесен и по их воспитанникам. Уже в 1940 г. удельный вес командно-начальствующего состава с высшим военным образованием по сравнению с 1936 г. снизился более чем вдвое. В итоге командный состав кадров с высшим образованием в 1940 г. составлял лишь 2,9 %, а запаса — всего 0,2 % общего числа 30. Такой показатель, как качество подготовки кадров, не проявляется сразу и явно, но цена его велика — она оплачивается кровью…

                Биографическая справка:

Отдел кадров НКО назначил прадеда командиром отдельного сапёрного батальона. Приказом НКО от 27 июня 1941 года прадед прибыл на фронт в Смоленскую область в действующую Красную Армию. При выходе из окружения восточнее г.Вязьмы был получен приказ от начальника инженерной службы дивизии – остаться в тылу с задачей подрывать мосты и дороги.

         Прадед вел подрывную деятельность успешно. Но становилось все труднее – партизанских соединений как таковых еще не было, связи с действующей Армией не было. Людей в группе то прибавлялось то уменьшалось. «Взрывчатых веществ оставалось всего 15 кг тола. Решили взорвать немецкий поезд на одном из перегонов. Операция была проведена успешно. Это была наша десятая операция.

         Немцы стали преследовать группу прадеда. Но им удавалось уйти. Решили идти в направлении г. Юхнова[1].

                Отряд вышел на поле - за которым была магистраль Москва-Варшава и лес. Ширина поля примерно 500 метров а длина более двух километров. Впереди идущие предали по цепочке - что видны посты немецкого караула. А впереди - в ста метрах - виднелись немецкие самолеты. Молниеносно принял прадед решение. "Вперед, бегом!" все побежали а немцы в это время стали обстреливать отряд из автоматов. Завязался не равный жестокий бой. Были видны горевшие немецкие самолеты. Они были уже позади отряда - впереди спасательный лес - который казался сам бежал на встречу войнам.....но.....в это время немцы открыли минометный и орудийный огонь по бежавшим.... Дым и комья земли вокруг нас. Стало темно. Что-то ударилось о землю- меня подняло вверх.....

         Очнулся прадед уже в кузове машины, держался за борт. Товарищи сказали, чтобы стоял тихо- немцы его искали - ведь он командир...

    Историческая справка:

                "Как писал в книге «Сталин» известный историк Д.А. Волкогонов, «Сталин уже в первые месяцы войны несколько раз интересовался масштабами потерь. Генштаб, Главное управление кадров (ГУК) НКО докладывали, но, похоже, тогда никто ничего толком не знал.

         Главной причиной огромного количества пленных сегодня называют малую боеспособность Красной армии летом 1941 года и совершенную ее неготовность к оборонительной войне. 

         Во-первых, это внезапность нападения Германии, которая, несмотря на многие предостережения и даже ощущение войны, свалилась на Советский Союз. 

         Во-вторых, полное господство германской авиации, а также атаки со всех направлений, отсутствие или просто неудовлетворительное управление войсками ошеломили бойцов и командиров Красной армии.

          В-третьих, Красная армия впервые столкнулась с примером «самостоятельного применения бронетанковых войск, выброшенных сильным ядром далеко вперед…»

         В-четвертых, Красная Армия впервые столкнулась с глубоким вклинением в свою оборону, когда наступление противника сразу же принимало характер преследования. При этом борьба разворачивалась не на каком-то определенном фронте, а сразу же распространялась на большую глубину.

         В результате советский фронт был разорван. Окружение отдельных групп, изолированных в различных районах на большой территории, – вот к чему привело почти безостановочное германское наступление. Все это привело к панике, дезертирству с поля боя и в пути следования к фронту, к членовредительству и самоубийствам, к общему шоковому состоянию. Имело место понижение моральной боеспособности советских войск. 
         «Боязнь окружения и страх перед воображаемыми парашютными десантами противника в течение длительного времени были настоящим бичом», – вспоминал Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. (список литературы 3)

         Таким образом, причиной массового пленения красноармейцев и командиров можно также назвать морально-психологический фактор. Однако на самом деле большая часть советских военнопленных оказалась в неволе не добровольно, а вынужденно. 

         Что же такое плен - задумалась я. Попасть в плен было страшнее смерти - ведь фактически ты оказывался для своих - оставшихся по ту сторону линии фронта - предателем. И не важно - что до плена ты уничтожил аэродром противника, убил роту противника и ты не сдался, не сломался - тебя просто контузило, ты не успел пустить последний патрон в себя. Как страшно оказаться там - где ты уже не человек, но ты жив и нужно сохранить себя и свою честь, честь человеческую и честь военную (см. приложение № 4).
      

Глава II. Плен

1. Испытание каменным мешком.

         Плен. Оказаться в плену, как уже стало известно мне из изученных материалов, это столкнуться с новым, не виданным - еще не изученным нашими солдатами. Каждый представлял себе плен по своему, ну и конечно никто не собирался туда попасть. Однако, военные действия диктовали свои, суровые условия.

         В данной главе я попытаюсь рассказать, проанализировать те ужасы, которые пережил прадед, находясь в немецком плену. То, что пережил сам или увидел, узнал - находясь там.

Были в плену и провокаторы- о которых прадед узнал позднее и поплатился своей жизнью. В мемуарах есть следующие записи. В бараке, в котором находился прадед в один из дней появился портрет Гитлера. В то время, из пленных, еще никто не знал - кто это? Пленные стали гадать - кто это и зачем он здесь.. Это великий Гитлер - ответил человек, которого раньше не было среди пленных. Прадед и другие не придали значения, появлению - внезапному появлению - двух человек - портрета Гитлера и нового пленного. Завязался разговор о Сталине и Гитлере. о Сталине говорили скромно, Гитлера же хвалили, сравнивали с Наполеоном и ставили в полководческом искусстве выше! Сталин не Кутузов. Это Кутузов победил Наполеона, а Гитлер победит Сталина. Победит тот, у кого солдаты будут морально устойчивее - ввязался в разговор прадед. Ты уверен, что русские победят?- спросил новенький. Да!!! - ответил прадед. Такой разговор продолжался часа два - спокойно и ровно.

         При раздаче вечерней баланды к нам зашли немцы-гистаповцы и спросили: где тот - который вел разговор о Гитлере и Сталине? Вот он - указал на прадеда "новенький", который вел беседу с ним сам. Прадеда схватили и вывели из строя. Немец-гистаповец начал речь - в позе самодовольного властного победителя. переводчик перевел. "За оскорбление доблестной немецкой непобедимой немецкой армии, немецкого народа арийской крови и оскорбление фюрера Адольфа Гитлера, следует наказание по немецким законам военного времени - через подвешивание. Господин капитан  человек очень гуманный и сочувствует русским пленным, берет на себя великую ответственность. Он заменяет подвешиваание на заключение в мешок из колючей проволоки.

         У меня опустились руки, ноги стали ватными - задрожали, на лице выступил холодный пот. Я стал совершенно безвольным и бессильным - как тряпка. Видел колонну людей в каком то тумане-все стояли спокойно и молчали. Меня взяли за руки и втолкнули в мешок из колючей проволоки и закрыли дверку мешка. Не смотря на мой малый рост и истощенность, мешок колол меня со всех сторон. Можно было стоять только строго вертикально - солдатиком, при этом малейшем наклонении- проволочные колючки сильно кололи, раздражали нервную систему. Мороз все усиливался. Я старался топать ногами, но поднять ноги не позволял мешок - можно было только шевелить ступнями - с пятки на носок. Постепенно я стал уставать, ноги переставали слушаться, слабо меня держали...я стал опускаться вниз и почувствовал, что зацепился за колючку воротником шинели. постепенно стало смеркаться. Послышался лай собак - это конвоиры гнали пленных с работы на раздачу баланды. Пленные около часа стояли в очереди за баландой и наблюдали за мной. Всех последующих пленных нарочно проводили мимо меня - видимо для устрашения.     Когда проходила последняя колонна - впереди шедший переводчик открыл дверцу мешка и силой вырвал меня из него и бросил к пленным. Вместе с этим он бросил фразу - "держи язык за зубами" - и именно эта фраза спасла в дальнейшем прадеда не раз от глупостей, предательства и провокаций (см. приложение №5).

Историческая справка:

         Основной причиной жестокого отношения к советским военнопленным в плену являлась нацистская теория о расовой неполноценности славян, в частности русских, которые воспринимались нацистами как «масса расово-неполноценных, тупых людей».

         Расовая ненависть гитлеровцев усугублялась идеологическим неприятием коммунизма. Фюрер на совещании высшего командного состава вермахта 30 марта 1941 года заявил:

Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. <…> Комиссары и лица, принадлежащие к ГПУ, являются преступниками, и с ними следует поступать как с преступниками.

Политические комиссары являются основой большевизма в Красной Армии, носителями идеологии, враждебной национал-социализму, и не могут быть признаны солдатами. Поэтому, после пленения, их надо расстреливать.. Комиссары в качестве солдат не признаются; никакая международно-правовая защита к ним не применяется.После произведенной сортировки их надлежит уничтожить.

         Многие бойцы кончили свою жизнь в немецком плену. Задачей немцев было уничтожение живой силы СССР в общем и военнопленных в частности. Создавались невыносимые условия для существования пленных. По дороге в лагерь их ничем не кормили. Они питались попадавшимися по дороге капустными листьями, корнями, ржаными колосьями с неубранных придорожных полей. Воду пили из дорожных луж. Останавливаться у колодцев или просить напиться у крестьян строго воспрещалось. 

         Тяжёлое положение советских военнослужащих в нацистском плену гитлеровское руководство объясняло тем, что СССР не призналГаагскую конвенцию 1907 года «О законах и обычаях сухопутной войны» и не подписал Женевскую конвенцию 1929 года, определявшую правовой статус военнопленных, хотя эта конвенция была подписана 47 странами.

         Основной причиной, по которой Советский Союз не подписал Женевскую конвенцию 1929 года в целом, было несогласие с разделением пленных по национальному признаку. Отказ же СССР от подписания конвенции позволил нацистам использовать этот факт и оставить советских пленных без всякой защиты и контроля со стороны Международного Красного Креста и других организаций, помогавших пленным западных стран. Начальник штаба главнокомандования сухопутных сил вермахта Ф. Гальдер на Нюрнбергском процессе приводил слова Гитлера: «так как русские не признают Гаагской конвенции, то и обращение с их военнопленными не должно быть в соответствии с решениями Гаагской конвенции».

         17 июля 1941 года СССР в правительственной ноте, переданной Германии через Швецию, заявил, что присоединяется к Гаагской конвенции, так же при условии взаимности. Однако эта нота была отклонена Германией. (смотри список литературы №4).

            Как же выжить в диких, не человеческих условиях - в которых ты очутился внезапно. Я поняла из мемуаров прадеда - важно не сломаться духом! Оставаться человеком - во всех проявлениях. Не смотря на голод, пытки, предательство, провокации. Выжить любой ценой. Часто у прадеда наступал момент, когда он думал - ну вот и все, пришла смерть и за мной. Однако сила духа, высокая моральная и духовная ценность воспитания, помощь его товарищей - все это не дало ему сломаться, опустится, сделаться подобным животным - потерять человеческий образ (см. приложение № 6).

 

2. Экзамены для пленных

                Находясь уже в Германии, на станции Якобшаль - прадед оказался в предлагере-лазарете. Далее следовал сам лагерь. Он находился на правом берегу Эльбы, в 60 км юго-западнее г.Берлина. Лагерь занимал более 30 гектаров и разделен на 4 самостоятельных лагеря - а в каждом - еще отдельные секции-боксы, разделенные забором из колючей проволоки. Барки в каждом лагере, в каждой секции были набиты людьми - на нарах по два-три яруса. Это уже был констрационный лагерь. Люди были изнеможенны, истощены. При этом они ежедневно отправлялись на работы и это считалось успехом - оказаться в строительном отряде - значит ты еще поживешь.

         Пленных экзаменовали для отправки на работы. Экзамен заключался в следующем: необходимо было пробежать всего 10 метров. Но большинство людей не выдерживало такого экзамена, падали в начале пути или в середине. Их отправляли в Освенцим, Майданек, Бухенвальд и т.п...

Историческая справка:

                Во время маршей военнопленные гибли сотнями как из-за голода и физического истощения, так и в результате расстрелов при неповиновении или попытках бегства.

         Советские военнопленные массово умирали в немецких лагерях военнопленных, особенно в сборных лагерях, в которых они содержались в первое время после пленения, от истощения в результате скудного питания; кроме того, нередко их целенаправленно уничтожали. Стремясь к массовому уничтожению советских военнопленных, власти нацистской Германии обрекали солдат Красной Армии на вымирание от голода и инфекционных заболеваний, не оказывая им никакой медицинской помощи.

         Концлагеря. Это самое ужасное, что могли только придумать захватчики. Именно в них "ломали" людей, превращали их в обезличенную, не человеческую массу и уничтожали или делали рабами. Прадед много писал о том, что не все выдерживали. Много наших солдат соглашались работать на немцев, боясь пыток и унижений. Они шли добровольно на сторону к врагу. И это то было страшно для тех, кто оставался. Ведь именно наши военнопленные, перешедшие на сторону к врагу становились сами жестокими и беспощадными к своим соотечественникам. Мне кажется это очень страшно, обидно. Ведь тебя мучает твой же "товарищ". Но так было.

3.  Казнь вшами

                Находясь в плену - в одном из лагерей - прадеду и всем находящимся в бараке немец - надзиратель запретил убивать вшей. Ведь именно вши помогают немцам одержать победу. Тогда они еще не знали - что существует казнь вшами. Прадеду удалось воочию увидеть этого заключенного - принявшего такую ужасную мучительную смерть. Пострадавший имел вид обглоданной кости собаками. Он представлял из себя человека - состоявшего из костей покрытых кожей, пораженной сильными маленькими ранами - укусами вшей в виде сита. Конечности ног и рук тряслись и сам весь дрожал. Прадед попросил рассказать - как все произошло - от начала до конца. Тот рассказал. Нас - наиболее крепких заключенных отобрали - человек 20 - и отвели в отдельный барак. Выдали чистое белье - приказали переодеться и ждать - скорой пойдете в баню. Все переоделись. Немцы забрали одежду пленных и ушли. В бараке были нары - покрытые линолеумом. Вечером принесли хлеб и баланду, но в баню никого не повели. На утро мы ощутили, что нас беспокоят вши. Через три дня их развелось столько, что они ползали по нарам и съедали нас. Через каждые трое суток приходили немцы - в защитных костюмах - и сметали с нар тифозных вшей в стеклянные банки и уносили с собой. Через двадцать пять дней люди стали умирать. За 5 дней умерло 19 человек. А как же вы выжили? - спросил прадед. Я и не помню - говорят похоронная бригада пленных увидела, что я еще шевелюсь - сжалилась - и бросила меня в заброшенный барак.

         Из тифозных вшей немцы вырабатывали сыворотку против тифа.... (см. приложение №8).

Историческая справка:

         Особо тиф из-за антисанитарных условий бушевал в немецких концлагерях, где от него погибали тысячами. В некоторых местах их правда губили не вши и мухи, а опыты, когда узников заражали и позже испытывали на них новые лекарства.

         Вошь, укусившая больного сыпным тифом или хронического носителя риккетсий, становится заразной и может распространять инфекцию, как это бывает во время эпидемий. Тифозные риккетсии размножаются в кишечном тракте вши, которая погибает примерно через 12 дней. Укус инфицированной вши непосредственно не приводит к заболеванию; заражение происходит при расчесывании, т.е. втирании в место укуса выделений кишечника вши, богатых риккетсиями. Инкубационный период при сыпном тифе продолжается 10–14 дней. Начало болезни внезапное и характеризуется ознобом, лихорадкой, упорной головной болью, болью в спине. Через несколько дней на коже, сначала в области живота, появляется пятнистая розовая сыпь. Сознание больного заторможено (вплоть до комы), больные дезориентированы во времени и пространстве, речь их тороплива и бессвязна. Температура постоянно повышена до 40° C и резко снижается примерно через две недели. Во время тяжелых эпидемий до половины заболевших могут погибнуть(смотри список литературы №5).

         …В Остланде находились следующие научно-исследовательские учреждения рейха: Институт медицинской зоологии при генеральном комиссаре Остланда в пригороде Риги Клейстах, Институт гигиены войск СС — в здании нынешнего анатомикума на бульваре Кронвальда. Бактериологическим отделом руководил д-р Гилль-Велер, техническое руководство отделом осуществляла Анна-Мария Шлоте. Бакотдел готовил пробирки с сыпнотифозными вшами и передавал их в отдел Института гигиены войск СС. В биолаборатории института хранились живые вши, которые по требованию Шлоте передавались в баклабораторию. Доктор Абсхаген имел также надзор над евреями — кормильцами вшей, если же последние были тифозные, то при кормлении присутствовала и Шлоте. Работа над вшами была следующая: вши инфицировались возбудителями сыпняка, потом евреи кормили их три-четыре дня. Вши впоследствии убивались, в их внутренностях возбудители умножались в два миллиона раз — затем эти внутренности перерабатывались и из них вырабатывалась сыворотка. Важным звеном технологической цепочки являлся созданный немцами во Львове Серологический институт имени Беринга (Беринг — изобретатель противодифтеритной сыворотки). Институт открыли во Львове сознательно, чтобы избежать при возможном бактериологическом выбросе заражения граждан рейха. Поляки и украинцы — жители Львова и окрестностей, естественно, в расчет не принимались(смотри список литературы №6).

Для возбуждения искусственной эпидемии собирались испражнения тифозных вшей. Евреи при чистке клеток вшей должны были четко собирать испражнения — последние складывались в пробирки и отправлялись в Институт гигиены войск СС. Известно, что испражнения сыпных вшей опасны — в них содержатся возбудители сыпняка. (см. приложение №9).

4. Лагерная градация

                При подготовке к побегу прадед выяснил - что на территории концлагеря существует три вида полицаев. С красной повязкой - внутрилагерная полиция. С зеленой повязкой - полицаи, несущие охрану лагеря, стоят на вышке. С белой повязкой - это сыщики среди пленных и населения (см. приложение №7).

Историческая справка:

         В каждом военном округе (всего 17), а позднее и на оккупированных территориях, переданных под гражданское управление, имелся «командующий военнопленными». Попавшие в плен военнослужащие изначально оказывались в дивизионных пунктах сбора пленных; оттуда они передавались в транзитные лагеря («дулаги»), где сортировались: бойцы и младшие командиры отправлялись в лагеря для нижних чинов («шталаги»), а офицеры — в отдельные офицерские лагеря («офлаги»). Из шталагов военнопленные могли переводиться в рабочие лагеря или штрафные лагеря.

Лагеря для военнопленных делились на 5 категорий:

·         сборные пункты (лагеря)

·         пересыльные лагеря («Дулаг», нем. Dulag)

·         постоянные лагеря («Шталаг», нем. Stalag) и офицерские лагеря («Офлаг», нем. Oflag от Offizierlager)

·         основные рабочие лагеря

малые рабочие лагеря. (список литературы №6).

       Изучив мемуары я поняла, что прадед не только героические подвиги, но и то, что каждый нормальный человек испытывает страх перед смертью. Но некоторые умеют побороть тот самый страх, не дают ему возможности выйти наружу. А некоторые, боясь за свою жизнь, готовы сдаться в плен, прислуживать немецкой власти. При этом они оправдываются, что отомстят за гибель товарищей. На войне молодые парни после первого боя становились мужчинами, девушки становились похожими на матерей. Они жалели парней, которые шли на гибель, жалели раненых, которым не могли помочь, им хотелось как-нибудь помочь молодым мужчинам, успокоить их, передать веру в них. И в это тяжелое время в их молодых сердцах рождалось чувство, о котором они мечтали дома. Несмотря на крадущийся в душу холодок от пережитого, от этого чувства хотелось петь и танцевать. Сердце согревала мысль, что где-то ждут тебя. Такое чувство, рожденное во время войны, было самым крепким и чистым. Но не все вернулись с войны, многие унесли любовь в своих сердцах в братские могилы.

        Такими были русские солдаты. Имена многих из них неизвестны, но жива память о них и их подвигах. И сегодня хочется гордиться их стойкостью, и мы благодарим за свободную жизнь наших предков, мы говорим им, погибшим на родной и чужой земле, выжившим в неравных боях: "Спасибо! Мы будем помнить о Вас!"

Заключение

В связи с поставленными задачами, я хотела бы подвести итог:

 1.При изучении мемуаров моего прадеда, Иосифа Николаевича, я смогла прожить эту войну и почувствовать все то, что чувствовал каждый солдат.

2.Роль моей семьи во время Великой Отечественной войны велика, как и велика роль каждой семьи. Уходит навсегда поколение фронтовиков.

3.Я считаю, что моя исследовательская работа, привлекла внимание моих сверстников. Лет через 20 уже мы будем рассказывать своим детям об этом тяжелом и страшном времени и о бессмертном подвиге солдат. Память о войне будет жить у нас, пока мы о ней помним, говорим, узнаём новые сведения.

И в завершении я хотела бы привезти цифры:

1418 долгих и ночей шла война. Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 38 лет...

Список литературы

1. С. Е. Лазарев, В. С. Мильбах Политические репрессии в военных академиях Ленинграда в 1930–1938 гг. - статья из Новейшая история России / Modern history of Russia. 2012. №2;

2. «Канун и начало войны», Документы и материалы, Л. 1991 г.
3. Волков В.К. «Советско-германские отношения  во  второй  половине  1940 г.».
 4. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999.

5. Литовкин В. Н. Виновен в том, что остался в живых // Независимое военное обозрение : газета. — Независимая газета, 23 января 2009.

1] Город Юхнов - небольшой город в Калужской области. Расположен на автодороге Москва-Рославль, на берегу реки Угра.

Яковлева Марина, ученица 9 класса МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

 

Рейтинг: 
Average: 4.9 (23 votes)
Категория: 
обучающиеся 9-11 классов