Сказание об учителе
Козлов Николай Васильевич (1869-1932)
первый штатный учитель 1-й Новониколаевской школы им. Г. М. Будагова.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 207-214.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.
В летописи города немало педагогов, заслуживающих общественное признание и добрую память за их беззаветную преданность школьному делу, за творческие устремления по воспитанию юных умов и умение развивать хорошее в каждом ученике. Один из них – Николай Васильевич Козлов, первый штатный учитель 1-й Новониколаевской школы им. Г. М. Будагова.
Родился Н. В. Козлов 4 декабря 1869 года в городе Усть-Каменогорске Семипалатинской области. По происхождению я – сын мещанина, – так пишет он о себе. – Отец мой перечислился в мещане тогда, когда я и мои братья были малолетними, а нас как малолетних, перечислить было нельзя. Перечисляли только совершеннолетних. Так я и остался в казачьем сословии. По профессии отец мой был писец, получавший 12 рублей жалованья в месяц да 8 рублей в месяц зарабатывал как музыкант общественного собрания. Как жила семья в восемь человек на такие средства, говорить не приходится, всякий, испытавший это, поймет.
Учиться Николай начал поздно, с 11 лет. В 17 он поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1890 году. С 1 июля этого же года начал учительствовать в начальных школах Семипалатинской области, сначала в селе Семиярском, потом в городе Павлодаре.
В 1896 году 1 сентября Н. В. Козлов назначен первым штатным учителем в будаговскую школу поселка Новониколаевска. Ему было определено жалованье 480 рублей в год, а его жене – Стефаниде Павловне Козловой, младшей учительнице – 300 рублей в год. Она окончила курс в Семипалатинской женской прогимназии (4-х классное учебное заведение, соответствующее четырем младшим классам гимназии, учреждена в России в 1864 году).
Будаговская одноклассная, с тремя отделениями, бесплатная школа для детей строителей была открыта в октябре 1893 года, не дожидаясь специального решения. Открыта по инициативе начальника строительства моста Г. М. Будагова и его товарищей и на их средства. Первым учителем по вольному найму стал техник Апполон Егорович Трубин, а его помощником – жена священника Мария Ивановна Посельская, окончившая курс в Воронежском епархиальном училище. Школа находилась около речки Каменки в самом начале Трактовой улицы (ныне Большевистская). Ее первые ученики – 41 мальчик и 39 девочек.
По воспоминаниям сына Г. М. Будагова, математику в школе преподавал его отец. Перед началом занятий на фасаде здания был вывешен большой плакат: «Ученье – свет, неученье – тьма!». Но прибывший в школу полицейский приказал его убрать. Официальное разрешение на открытие школы было получено от попечителя Западно-Сибирского учебного округа лишь 19 декабря 1894 года. Осенью этого же года по инициативе Г. М. Будагова на средства его и местных коммерсантов выстроили народную читальню со сценой для постановки любительских спектаклей.
В начале 1895 года мною были учреждены воскресные чтения для рабочих, для которых было выстроено бревенчатое рубленое здание, здесь была открыта бесплатная школа… – записал Будагов в своем дневнике, хранящемся в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. В первый год для народного чтения приобретено 127 томов книг, организована «Народная библиотека дешевых изданий». Кроме платных спектаклей, устраивались посещения читальни с «туманными картинками» (так назывался тогда показ картин через диаскоп). По свидетельству «Томского листка», они привлекали от 100 до 200 человек на каждое чтение. Вместительный зал всегда был полон зрителей. Чтения являлись бесплатными, на них присутствовали главным образом рабочие и члены их семей.
После отъезда Г. М. Будагова в Томск в августе 1895 года школа содержалась на средства от спектаклей и на пожертвования. Ответственность лежала на главном инженере строительства моста Владимире Александровиче Линке, который 10 октября 1895 года был назначен также попечителем стройки церкви во имя Александра Невского. В знак уважения и признания заслуг Г. М. Будагова первую школу и первую улицу поселка с 1894 по 1920 год называли Будаговской.
В книгах по истории Новосибирска и во многих газетных и журнальных публикациях, в частности в книгах Л. М. Горюшкина, Г. А. Бочановой, Л. Н. Цепляева «Новосибирск в историческом прошлом» и «Так начинался Новосибирск» указывалось, что Г. М. Будагов в открытую им осенью 1893 года школу первыми учителями пригласил Степаниду Павловну (настоящее ее имя – Стефанида) и Николая Васильевича Козловых.
Это было не совсем точно, и ради истины следует заметить, что поводом для искажения послужили воспоминания С.П. Козловой, опубликованные журналистом Я. Егерманом в газете «Вечерний Новосибирск» еще 3 мая 1958 года.
При подготовке этого материала мною в фонде государственного архива Новосибирской области в отделе народного образования Новониколаевского Губисполкома были обнаружены опросные листы школьных работников Новониколаевска и Новониколаевского уезда за 1919-1920 учебный год. Среди них находятся листы С. П. и Н. В. Козловых, лично ими заполненные 28 февраля 1920 года, в которых даны подробные биографические сведения.
В этом фонде хранится также личное заявление Н. В. Козлова в Новониколаевский уездный отдел народного образования с просьбой предоставить ему занимаемую им должность заведующего 6-м высшим начальным училищем и на будущее время или, если это возможно, дать ему место учителя в одном из городских училищ 2-ой ступени. Эти документы долгое время были неизвестны историкам и краеведам, они опирались лишь на воспоминания, записанные участниками событий уже в преклонном возрасте, вследствие чего нередко допускались смещения во времени. В действительности же Козловы прибыли в Новониколаевск в начале 1896-1897 учебного года.
1 августа 1897 года Будаговская школа была переведена в ведение Алтайского горного округа. В то время в ней обучались уже 140 человек. В этом же году в школе состоялся первый выпуск с вручением от управления народных училищ похвальных листов лучшим учащимся – Назаровой, Новоселову, Сухоручковой. На школьном спектакле, посвященном выпуску, присутствовал начальник Алтайского горного округа генерал В. К. Болдырев.
В ту далекую пору у истоков народного образования поселка оказались люди энергичные, искренне преданные просветительской миссии. В школе с энтузиазмом работал драматический кружок («народный театр», как его назвали строители), ставились пьесы А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. Декорации рисовали инженеры и техники-железнодорожники. Костюмы шили их жены. Н. В. Козлов был режиссером, как преподаватель пения являлся еще и организатором детского хора. Наряду с преподаванием русского языка и математики он вел уроки музыки.
С момента своего появления в Новониколаевске Н.В. Козлов активно участвует в развитии школьного дела. 27 июня 1906 года создается комиссия для разработки условий открытия в городе среднего учебного заведения и составления предварительной сметы расходов. Он входит в ее состав как заведующий Новониколаевским горнозаводским училищем. Город рос, открывались различные новые учебные заведения – гимназия, реальное училище, 4-х классное городское училище. С каждым годом увеличивалось число учителей (в 1905 году их было 35, в 1908 – 53, в 1909 – 72, в 1910 – 97). К этому времени в городе имелось одно реальное училище, частная женская гимназия, субсидируемая городом, и 29 начальных училищ, с помощью которых город подходил к разрешению вопроса о всеобщем образовании.
С 1 января 1909 г. Н. В. Козлов работает в городском училище. Городские училища – повышенные начальные школы с шестилетним сроком обучения, пришедшие в 1872 году на смену уездным училищам. В 1912 году их преобразовали в высшие начальные училища.
Н. В. Козлов был одним из организаторов общества попечения о народном образовании, созданного 4 ноября 1909 года. Общество было призвано содействовать распространению образования, расширению сети начальных училищ, общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, изыскивать средства для народных училищ, воскресных школ, народных библиотек, читален и музеев.
В 1910 году благодаря деятельности общества в городе функционировали три воскресные бесплатные школы для рабочей молодежи. В них без всякого вознаграждения работали учителя начальных школ Козлов, Полянская, Козакова, Кузнецова, Агафонова и другие.
Общество попечения о народном образовании стремилось улучшить положение существующих школ, оказывать помощь беднейшим детям в приобретении одежды и обуви, организовывало при школах горячие завтраки, а также заботилось о развитии в городе дошкольного воспитания и внешкольного образования.
В 1910 году в город прибыли студентки-«фребелички» (выпускницы московских фребелевских курсов по дошкольному воспитанию). Они занимались с детьми, обучая их лепке, вышиванию, разным полезным играм. Опираясь на опыт выдающихся педагогов, они внушали родителям, что детей не следует ограничивать правилами аккуратности и даже абсолютной безопасности, им нужно давать возможность играть в такие игры, в какие им только хочется, осуществлять такие идеи, которыми они загораются. Это право детства.
Н. В. Козлов опекал и поддерживал начинания дошкольных воспитателей по развитию любознательности у детей, приобщения их к ремеслам. Он считал, что для учителя обязательным должно быть владение техникой какого-нибудь искусства или ремесел. Сам Николай Васильевич был знаком с переплетным, столярным и малярным делом.
К 1913 году город Новониколаевск вышел на первое место в России по введению всеобщего начального бесплатного образования. Этому во многом способствовало завершение в августе 1912 года строительства 12 прекрасных типовых двухэтажных кирпичных школ по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Несмотря на отсутствие тогда общегородского водопровода и канализации, необходимое сантехническое оборудование для школ завезли из Варшавы, электрифицировали их. При каждой школе была создана библиотека.
Введение всеобщего начального образования обеспечивали городское четырехклассное училище, два железнодорожных училища (мужское и женское), 31 начальное училище, в том числе три двухклассных мужских училища, два двухклассных женских училища, одно одноклассное женское училище, девять одноклассных училищ, 16 одноклассных смешанных училищ.
В Новониколаевске обучалось 3540 детей, работало 137 учителей. Новониколаевская школьная исполнительная комиссия одной из первых в Сибири подняла вопрос о совершенствовании преподавания, привлечении кинематографа и постановке общеобразовательных сеансов для учащихся.
В те годы особое внимание уделялось пробуждению интереса к краеведению, сибиреведению, родиноведению, мироведению. Создается Новониколаевское отделение общества изучения Сибири. Публичное его открытие состоялось 6 мая 1913 года. Как потом отмечалось в информации общества, это повысило уровень образованности и общей культуры учащихся.
Это было время, когда благодаря деятельности общества попечения о народном образовании зарождались традиции города – отмечать памятные даты великих людей России и земли сибирской, выдающихся личностей мирового масштаба, даты важнейших событий отечественной и мировой истории; проводить народные чтения, публичные лекции, к участию в которых привлекались представители местной интеллигенции, ученые из других городов Сибири и центральной России.
С особой теплотой готовились и проводились юбилейные даты выдающихся русских писателей. В 1906 году в день 20-летия кончины А. Н. Островского поставлена пьеса «Без вины виноватые». 9 июля 1907 года в день 55-летия литературной деятельности Л. Н. Толстого ему была послана телеграмма:
Тула. Ясная поляна. Льву Николаевичу Толстому. В день 55-летия литературной деятельности шлем наш скромный привет из далекой Сибири великому мастеру, художнику, мыслителю земли, слово которого – бессмертный голос совести народов. О чем вспомнят потомки тех веков, когда война между людьми исчезнет с лица земли. Привет великому учителю.
В январе 1910 года в связи с 50-летием со дня рождения А.П. Чехова проведен большой праздничный вечер, в декабре 1913 года состоялся вечер, посвященный творчеству И. С. Тургенева, в 1914-м – к 100-летию Т. Г. Шевченко. В год смерти Льва Толстого в городе были организованы толстовские чтения. Правление общества выразило С. А. Толстой сердечное соболезнование в телеграмме, опубликованной в ноябрьском номере «Обского вестника»:
Новониколаевское общество народного образования выражает свою глубокую скорбь по поводу кончины великого русского мыслителя и человека Льва Николаевича. Желаем Вам бодрости и сил перенести эту неизмеримо тяжелую для Вас и всего человечества дорогую потерю. Умерло тело, но дух и гений Льва Николаевича будет вечно жить в сердцах людей.
С 1 июля 1913 по 20 августа 1914 года Н.В. Козлов работал в г. Каинске (ныне Куйбышев) учителем городского училища и мужской гимназии. Затем, после окончания летних педагогических курсов в Томском учительском институте, вновь вернулся в Новониколаевск учителем русского языка и математики в 1-ом высшем начальном училище. 4 декабря 1918 года местный училищный совет избрал его на должность заведующего 6-м высшим начальным училищем.
После освобождения города от колчаковцев началась перестройка системы народного образования на основе «Положения о единой трудовой школе» от 30 сентября 1918 года, установившего социалистические принципы построения системы народного образования: связь школы с жизнью, последовательное проведение социалистического демократизма, осуществление национального и полового равенства, обучение на родном языке, преемственность различных ступеней обучения, самоуправление, введение пятилетней школы первой ступени и четырехлетней – второй ступени.
10 января 1920 года при Сибревкоме организовали отдел народного образования — СибОНО (или Сибнаробраз). Ему было предоставлено право самостоятельно решать все основные вопросы организации народного образования, учитывая особенности Сибири. В феврале 1920 года СибОНО приступило к созданию программ для школ 1-ой и 2-ой ступени на 1920/21 учебный год. Видное место в них занимало трудовое обучение. Самообслуживание в школе рассматривалось как начало трудового воспитания детей. В школах стали открываться мастерские. Детей в них обучали тем видам труда, которые давали возможность производить продукцию, необходимую для удовлетворения нужд самой школы и местного населения (столярные, слесарные, сапожные и прочие мастерские и сельскохозяйственные участки).
В письме в Новониколаевский уездный отдел народного образования Н. В. Козлов так выразил свое отношение к перестройке системы народного образования: «Стоя на платформе Советской власти, вполне разделяю ее идею по устройству Единой Трудовой школы».
Николай Васильевич всячески поощрял увлечения учащихся, развивал их способности, воспитывая в них лучшие человеческие стремления, учил рисовать, петь, играть на народных инструментах. Сам был прекрасный музыкантом, художником и артистом. Он относился к тем, кто считал, что без полотен старых мастеров, без серьезной музыки, без Пушкина и Толстого жизнь обмелеет, лишится красок и поэзии.
По воспоминаниям его современников, он умел направить ко благу различные особенности характера детей, ценил учеников любознательных, с острым умом. Скольких начинающих жизнь согрел он отцовской заботой, окрылил напутственным словом. В городе у него сложился непререкаемый авторитет, он обладал высокими нравственными качествами, и коллектив отвечал ему искренней признательностью, уважением и доверием. Он был в хороших отношениях с родителями учащихся. Простой в общении, вежливый и внимательный, он был очень близок к ребятам, играл с ними в волейбол, ходил на рыбалку с ночевкой. Сам увлекался бегом, рыбной ловлей, любил охоту.
Супруги Козловы были прекрасной парой, дружной и заботливой. У них была дочь – Татьяна Николаевна Прахина (работала в 8-й детской больнице Железнодорожного района врачом-терапевтом), и на воспитании девочка-сирота. Когда умерла сторожиха училища, у нее осталось трое детей. Двух старших мальчиков устроили в детский приют, а младшую дочь Козловы взяли к себе. Эта необыкновенная семья стала зачинателем многих добрых дел на ниве культуры и просвещения.
Стефанида Павловна Козлова, например, в содружестве с Т. И. Фавстовой и Ф. Я. Левиной в 1932 году составили букварь для городских школ под названием «Мы – ударники!», изданный Западно-Сибирским краевым отделом народного образования. Литературным консультантом стал сибирский писатель Г. М. Пушкарев.
Своей жизнью и деятельностью Николай Васильевич Козлов являл яркий пример русского интеллигента. Его творческая активность продолжалась до последних дней жизни. Умер он 6 января 1932 года в возрасте 62 лет. И жизнь его стала для многих примером беззаветной преданности школьному делу, бескорыстного служения людям и обществу.
Комментарии
Дочь Козловых Н.В. и С. П. -
Добавить комментарий