(10.IV. 1927, Чита - 1.V. 1979, Москва) - прозаик. Род. семье журналиста-ссыльнопоселенца и учительницы. Учился в Новосибирском ин-те военных инженеров транспорта, Колпашевском учительском ин-те. Окончил историч. ф-т Томского пед. ин-та. С 1951 по 1964 работал в томских газ. «Причулымская правда», «Красное знамя», «На боевом посту» Забайкальского военного окр. В 1964 - 1966 был соб. кор. газ. «Сов. Россия» (Чита), затем соб. кор. газ. «Правда» (Брянск). Газ. работа дала ему богатейший запас жизненных наблюдений, долгие годы питавших его творчество, и возможность познакомиться с прототипами многих будущих своих произведений: лесорубами, сплавщиками, речными капитанами, рыбаками, командирами производств. С 1967 жил в Москве, преподавал в Лит. ин-те им. А.М. Горького. Был секр. правления СП РСФСР. Л. начал лит. деятельность в 1956 и получил широкую известность в 1960-х. Публ. в ж. «Знамя», «Юность», «Молодая гвардия». Первая кн. - «Шестеро» (Чита, 1958). Автор кн. «Глухая мята» (1960), «Стрежень» (1961), «Чужой» (1964), «Деревенский детектив» (1968), «Игорь Саввович» (1978), «И это все о нем... » (1983) и др., выходивших в Чите, Новосибирске, Москве.
Притягательность прозы Л. объяснялась и актуальностью совр. проблематики, и остротой конфликтов, и яркостью их воплощения. Люди труда, их внутренний мир, микроклимат рабочего коллектива всегда находились в центре внимания писателя. Человек и его дело, НТР и личность, руководитель и коллектив - вот магистральные проблемы его прозы. В ранних повестях и рассказах Л. обычно изображал столкновение людей внешне обыденных, малоприметных, но духовно глубоко наполненных, с людьми на первый взгляд поражающими своей силой, энергией, неординарностью, оказывающимися на поверку лишенными внутреннего стержня, пустыми. Л. показал себя еще и знатоком сиб. быта, пейзажа и сиб. характера. Для произведений 1960-х характерен приключ. элемент, авантюрная фабула. Но в нач. 1970-х наблюдается отход от внешней занимательности и усиление психоанализа. Проза Л. обращена уже не столько к социальным, сколько к морально-этическим и нравственным проблемам. Главная из них -проблема нравственного неблагополучия общества. С особой остротой встает она со страниц романов «Игорь Саввович», «И это все о нем...», «Повесть без названия, начала и конца». Более психологич. углубленным и в то же время динамичным, напряженным, сочным и колоритным в языке и деталях, ироничным делается его повествование. В произведениях 1970-х Л. ведет поиск новой художественности: все активнее использует приемы условности, заранее установленные правила игры и даже прямые отступления от жизнеподобного реализма в сторону смоделированности ситуаций и характеристик. Все большую силу набирают в прозе Л. 1970-х притчевый подтекст и все острее становится социальный анализ. Л. охотно использует прием иронич. гиперболы, пародируя официальный стиль эпохи. Но липатовская ирония часто перетекает в горький сарказм. Не в последнюю очередь и по этой причине некоторые произведения Л. при его жизни не увидели света. В частн., последний роман Л. «Лев на лужайке» о головокружительной карьере обаятельного журналиста-конформиста. Творчество Л. стало заметным явлением рус. сов. лит-ры второй пол. XX в.
Соч.: Собр. соч. в 4 т. - М., 1982 - 1985.
Лит.: Яновский Н. Липатов Виль Владимирович. // КЛЭ. - М., 1967. Т. 4; Родянская И. К спорам вокруг Аниськина. // «Новый мир», 1968, №2; Дедков И. Сто задач и сто ответов. // Литература и современность. - М., 1976. Сб. 14; Выходцев В. В.В. Липатов. // Литературная Сибирь. Писатели Вост. Сибири. - Иркутск, 1971; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Бикбулатова К. Липатов Виль Владимирович. / / Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. словарь в 2 т. - М., 1998. Т. 1.