Заведующий музеем Новосибирского речного училища Сергей Иванович Поспелов — ему сейчас за 90 лет — до сих пор помнит все подробности речной навигации Новониколаевска-Новосибирска и знает все о кораблях и пароходах, тонувших в разное время в водах Оби, горевших на воде.
В музее речного училища собраны уникальные экспонаты, модели и макеты судов, сделанные Сергеем Ивановичем и его помощниками. Поспелов собирает их более 20-ти лет. Он с удовольствием показывает всем интересующимся фотографию самого старого новосибирского парохода образца 20-х годов прошлого столетия, судовой колокол и даже самовар с затонувшего в наших водах пассажирского парохода.
Сергей Иванович с удивлением узнал от корреспондентов «ВН», что сегодня отмечается праздник Нептуна. Для него более важно другое событие — День Военно-морского флота.
— Мой отец до революции был урядником, — рассказал он, — и в 1921 году советская власть заставила папу с его семьей перебраться сначала в Омск, а затем в Новониколаевск. Я был сыном репрессированного, но это не помешало мне заняться делом, которое я любил и люблю. Корабли, пароходы и вообще все, что связано с водой, притягивало меня с детства. Я был свидетелем многих морских сражений и неоднократно наблюдал гибель судов. Нептун, насколько я помню, — хозяин водной стихии, бог, а значит, постоянно нуждается в жертвоприношениях, и, поверьте, он их немало получил. Я хоть не сторонник римской или греческой мифологий, но считаю, что что-то мистическое в реках, морях и океанах есть. Трагедии на Оби случались редко, но, как говорится, метко.
По словам Сергея Ивановича, новосибирская река хранит много тайн о различных кораблекрушениях — от дореволюционных времен до наших дней. Он может в подробностях рассказать о самом трагическом в истории Оби событии, произошедшем в ночь с 9 на 10 мая 1920 года под нашим железнодорожным мостом. Он считает, что это кораблекрушение очень напоминает трагедию знаменитого «Титаника».
Экспонат музея речного училища: самодельная модель корабля «Орел» XVII века. Фото Владимира ПОЛЯКОВА
…Пароход «Совнарком» отправился рано утром из Барнаула в Новониколаевск. Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал иностранной компании, а затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова — владелица самой крупной в Сибири пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся «Братья Мельниковы», получил новое имя «Совнарком».
Как оказалось, первый рейс парохода под новым советским именем стал последним. Майская ночь была темной, и, чтобы не рисковать жизнью пассажиров, экипаж корабля принял решение заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.
— Ситуация с огнями была абсурдной, — комментирует событие Сергей Иванович. — Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена «быка» — четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но «Совнарком» из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения.
В результате у «Совнаркома», как и у погибшего десятилетием ранее «Титаника», образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. «Совнарком» погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения — в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.
При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск». В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них — капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочище поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту «Совнаркома», удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
— Первым делом после крушения подняли со дна двигатели и паровые машины, которые можно было отремонтировать и пустить в эксплуатацию на других пароходах, — говорит Сергей Поспелов. — Сам же корпус совнаркомовского парохода еще много лет виднелся под злосчастным мостом, мешая другим судам. Удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.
После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.
Столкновение с мостом — единичный случай в истории кораблекрушений на Оби. Большинство трагедий происходили из-за пожаров. Самые масштабные катастрофы на воде именно из-за огня произошли в 1943 году с пароходом «Дзержинский» и в 1952 году с пароходом «Коллективист». В обоих случаях причиной пожаров было возгорание двигателей, в обоих случаях спасательных жилетов было гораздо меньше, чем пассажиров, и в обоих случаях из-за плохой организации спасательных операций погибло много людей.
Несмотря на то, что сегодня никто в Новосибирске конкретно не занимается поиском и поднятием из глубин Оби затонувших некогда судов и лодок, на дне нашей реки почти не осталось остовов крупных пароходов или теплоходов. Как рассказал Сергей Поспелов, самые распространенные обские «Титаники» — это обычные рыбачьи лодки, изредка — моторные лодки. Есть, правда, одно большое судно, которое до сих пор покоится на дне нашей реки: чуть выше села Колпашево в Новосибирской области с 20-х годов прошлого века лежит остов затонувшего пожарного парохода.
А что касается причастности богов или темных сил к пожарам и кораблекрушениям, то Сергей Иванович относится к этой версии скептически. Хотя некая закономерность все-таки просматривается. Имели суда обычные названия и ходили в рейсы спокойно, а стали «Совнаркомами», «Коллективистами» и «Дзержинскими»… Но Поспелов и это сравнение приводит, снисходительно усмехаясь.
— Вот тут — и бог, и царь, — говорит он, поднося палец к голове. — А если там пусто, то и пенять ни на кого не надо…
http://vn.ru/29.07.2006/society/78907/
Комментарии
Разрешите поинтересоваться,
Ха-ха! Вы, как всегда, правы,
Это ерунда по сравнению с
Добавить комментарий