Печатается по: История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 603-614.
Новосибирск традиционно отличался многонациональным составом и многоконфессиональностью. Этому способствовали активные переселенческие процессы конца XIX – начала XX веков, развивающаяся многоотраслевая экономика и особенности его географического положения. Быстрое развитие промышленности, транспортных связей, строительных отраслей привлекали в молодой город выходцев из европейской части страны, представителей сибирских народов и народов Азии. Среди наиболее многочисленных и активных национальных групп можно выделить украинцев, татар, белорусов, евреев, поляков, литовцев, латышей. Однако преобладающим по численности всегда оставалось русское население.
Сообразно сложившемуся национальному составу складывалась и конфессиональная обстановка. Самой крупной конфессией в городе всегда была Русская православная церковь. Одно из первых мест занимал ислам. Кроме этого, в Новониколаевске-Новосибирске действовал целый ряд других религиозных объединений: старообрядцев, католиков, иудеев и т.д.
Практически сразу с возникновением православных общин в городе началось строительство храмов, сложилась широкая система церковно-социальной работы. При храмах создавались церковно-приходские школы, учебные заведения по подготовке медицинских сестер, церковные больницы, благотворительные столовые, приюты, сестричества, которые играли заметную роль в жизни города, особенно в тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн.
Ислам в основном исповедовало татарское население, на средства которого в 1916 г. в Новониколаевске была построена Соборная мечеть. Наряду с этим в городе также были построены католический костел и синагога.
Первая мировая война и бурные события 1917-1919 годов всколыхнули всю сибирскую глубинку и актуализировали проблемы многонациональной империи. Резко возросла политизация городского населения. Повсюду создавались религиозные и светские культурно-просветительские организации, представляющие этническое многообразие региона: Общество мусульман-прогрессистов, Общество просвещения евреев, Еврейское литературное общество, польские, литовские, украинские – образовательные, издательские, литературно-драматические центры. В эти годы постоянно проводились многочисленные этноконфессиональные съезды и учредительные собрания. Так, в начале 1903 г. состоялся первый съезд евреев Сибири, в 1916 г. учредительное собрание Латышского комитета по оказанию помощи беженцам, в 1917 г. – собрание эстонцев Новониколаевска и окрестностей, в 1918-1919 гг. прошли съезды армян, украинцев, грузин, латышей, поляков, немцев, евреев, литовцев, белорусов и др.
Заложенные в этот период нормы и принципы совместного бытия стали возрождаться после окончания Гражданской войны. В городе возобновляется деятельность национальных землячеств и кружков, сопровождающаяся появлением творческих коллективов, периодических изданий на национальных языках.
Судьба религиозных объединений Новосибирска в свете пропаганды всеобщего атеизма не отличалась от судьбы религиозных организаций всей страны. Нередки были репрессии священнослужителей, административный зажим деятельности религиозных общин. Многие храмы и церковные здания были конфискованы и приспособлены под различные хозяйственные нужды и тем самым обречены на медленное разрушение и уничтожение.
Некоторое оживление в сфере этноконфессиональных отношений Новосибирска вызвала Великая Отечественная война. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.08.1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» положил начало массового переселения немцев в Сибирь и Казахстан, и уже осенью 1941 г. в Новосибирскую область прибыли десятки тысяч российских немцев.
Учитывая тяжелое положение страны и настроения людей во время войны, советская власть приняла ряд мер, облегчающих положение религиозных организаций. Со своей стороны, многие церкви заняли активную позицию в борьбе против фашизма. В это время верующие постоянно собирали пожертвования на укрепление Советской армии и на подарки воинам.
В дальнейшем вплоть до конца 80-х годов деятельность в сфере межнациональных отношений носила эпизодический характер и выражалась в сохранении самодеятельными коллективами культуры и этнической самобытности народов, проживающих на территории города и области.
В 50-е и 70-е годы, несмотря на сложное отношение советской власти к религиозным организациям, в городе появились первые общины евангельских христиан-баптистов, лютеран, меннонитов, христиан веры евангельской, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др. К началу 80-х годов в городе насчитывалось около 20 религиозных организаций и 11 конфессий. Понемногу стала оживать жизнь православных приходов, других традиционных для города конфессий. Определенным показателем сохранения религиозных традиций являлась церковная обрядность – наметившийся численный рост крещений и венчаний. Религиозные организации начинают принимать активное участие в миротворческих конференциях и мероприятиях, перечисляют значительные финансовые средства в Фонд мира. В 1988 году пять священнослужителей Новосибирска за активную миротворческую деятельность награждены почетными грамотами и медалями Советского фонда мира.
Особое потепление государственно-церковных отношений произошло в период подготовки и празднования 1000-летия крещения Руси в 1987-1988 годах. Новосибирск стал центром проведения юбилейных торжеств межрегиональных структур Русской православной церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня. Именно в этот период в Новосибирске началось активное возрождение религиозной жизни. Устраняются многие деформации в решении религиозных вопросов, происходит нормализация государственно-церковных отношений.
Важную роль в этом процессе сыграло принятие нового Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», согласно которому религиозные организации получили право юридического лица, права обладания собственностью, свободу пропаганды своих вероучений. Государство отказалось от вмешательства во внутренние дела религиозных организаций и тотального контроля за их деятельностью.
С начала 90-х годов началось резкое увеличение числа вновь созданных церквей. За пять лет общее количество религиозных организаций увеличилось в три раза, а число конфессий достигло 40.
Такой же процесс активизации произошел и в сфере межнациональных отношений. В 1989 г. представители российских немцев первыми в стране создают общественное объединение «Видергебурт» («Возрождение»), которое позже дополняется еще несколькими немецкими объединениями: «Родные просторы», «Айнхайт» («Согласие»), «Возвращение» и др. Несколько позже возникают четыре объединения русского, три объединения украинского, по одному – татарского, польского и литовского населения города и области.
Понимая важность поддержки деятельности общественных организаций по возрождению и сохранению своей национальной самобытности, органами власти области принимается решение о придании шести самым крупным национальным центрам статуса государственных. Это позволило им содержать за счет областного бюджета необходимый штат профессиональных сотрудников, иметь свою материальную базу, оплачивать коммунальные услуги, проводить различные национальные мероприятия. Так в области начали действовать Новосибирский центр фольклора и этнографии, Русский дом народных традиций «Красота», Новосибирский областной немецкий культурный центр, Новосибирский областной украинский культурный центр, Новосибирский областной татарский культурный центр, Новосибирский белорусский культурный центр.
Середина и конец 90-х годов ХХ века для Новосибирска отмечены особенно большой активностью и расширением деятельности конфессий. Укрепив свою юридическую и материальную базу, получив широкий доступ к средствам массовой информации, религиозные организации развернули интенсивную пропаганду религии, активно включились со своих позиций в процессы духовно-нравственного оздоровления общества. Резко возросло влияние церковных институтов на светскую жизнь города. Укреплению положения церкви в обществе в немалой степени послужила ее позиция борца за духовное возрождение и социальную справедливость.
Привлекательное географическое расположение Новосибирска способствовало тому, что в городе разместился ряд региональных и межрегиональных религиозных центров: епархиальные управления Русской православной церкви и Русской православной старообрядческой церкви, Курия Римско-католической апостольской администратуры Азиатской части России, Западно-Сибирская конференция церкви христиан адвентистов седьмого дня, Канцелярия старшего пресвитера евангельских христиан-баптистов по Западной Сибири и др. В это же время создаются крупные благотворительные, духовно-просветительские организации и миссии: православное общество «Милосердие», католическая организация «Каритас», «Библейское общество», протестантская миссия «Гедеоновы братья», христианская миссия «Библейская лига в Сибири» и многие другие.
В Новосибирске стали успешно решаться первоочередные проблемы возрождения религиозной жизни: возвращение и помощь религиозным организациям в восстановлении храмов и богослужебных зданий, выделение земли и оказание помощи в строительстве новых. За короткое время появилось более 20 православных храмов, соборная мечеть, католический костел, синагога, дома молитв церкви евангельских христиан-баптистов, лютеран, адвентистов седьмого дня, пресвитериан, христиан веры евангельской и др.
Межнациональные отношения также продолжали свое развитие. В 1995 году представителями ряда национальных объединений создается Ассоциация национальных организаций, цель которой – защищать их общие интересы. В 1996 году после принятия Федерального закона «О национально-культурной автономии» начался процесс создания городских и областных национально-культурных автономий, как формы национально-культурного самоопределения.
В настоящее время этноконфессиональные отношения в Новосибирске составляют существенную часть общественных отношений и напрямую оказывают важное влияние на сохранение гражданского мира и согласия.
К числу наиболее крупных религиозных организаций относятся: Русская православная церковь, Русская православная старообрядческая церковь, Новосибирская община мусульман, Римско-католическая церковь, религиозные объединения евангельских христиан-баптистов, лютеран, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской. Большинство из них в своей структуре имеют многочисленные приходы, поместные церкви, религиозные общины и группы, братства, сестричества, монастыри, благотворительные миссии, духовные учебные заведения и воскресные школы.
На первом месте по количеству верующих и действующих религиозных общин находится Новосибирская епархия Русской православной церкви, насчитывающая более 100 приходов, 6 монастырей и 25 подворий, православные братства и сестричества. В епархии выходит газета «Новосибирский епархиальный вестник» и журнал. Многие годы на городском телевидении ведутся православные передачи. В 1995 году в регионе появился собственный центр подготовки православных священнослужителей – был открыт Православный Богословский институт. Кроме того, действует сеть воскресных школ, иконописные мастерские, идет активное строительство новых православных храмов.
При епархии действуют две православные гимназии. В 2005 году одна из гимназий – гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского вошла в десятку лучших школ России.
Православные приходы опекают учреждения для престарелых, больницы, реабилитационные центры, дома ветеранов, интернаты и дома малютки, другие социально-медицинские учреждения, проводят постоянную работу в воинских частях, в исправительно-трудовых колониях. Ведут духовно-просветительскую деятельность во многих общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях. Одним из направлений деятельности православной церкви стало сельскохозяйственное производство. Многие приходы и все монастыри имеют землю и свое подсобное хозяйство. Традиционно в летний период организуется отдых для детей из малообеспеченных семей в детских православных оздоровительных лагерях.
На протяжении многих лет по инициативе епархии и при поддержке администрации области организуются совместные благотворительные духовно-просветительские акции для сельских жителей области: поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь «Андрей Первозванный». Основной программой их работы стало проведение богослужений, духовных бесед, творческих встреч, концертов, выставок литературы, оказание бесплатной медицинской и социальной гуманитарной помощи, юридических консультаций.
С Русской православной церковью тесные взаимодействия осуществляют ряд национальных организаций в основном славянской направленности: русские, украинские, белорусские. Стало традицией проведение совместных праздников и мероприятий. Так, на протяжении многих лет в области торжественно отмечается День славянской письменности и культуры, Масленица, День Святой Троицы, Рождественские и Пасхальные праздники.
Традиционной для города конфессией является старообрядчество. В деятельности Новосибирской старообрядческой общины «Во имя Рождества Пресвятой Богородицы» принимают участие не только жители Новосибирска, но и верующие из близлежащих сельских районов области. В 1999 г. закончено строительство одноименного Кафедрального собора. Как и многие традиционные организации, старообрядческая церковь ведет большую духовно-просветительскую работу, издает свою газету «Сибирский старообрядец». При соборе действует воскресная школа.
Мусульманское население области представлено в основном татарами, а также казахами, азербайджанцами, узбеками, таджиками, ингушами и представителями ряда других народов. Кроме религиозных мусульманских общин, действует ряд тюркских государственных и общественных национальных организаций. Наиболее активную деятельность ведут Новосибирский областной татарский культурный центр, региональная национально-культурная автономия татар, казахский, таджикский, узбекский и азербайджанский культурные центры. Главной их задачей является работа в сфере возрождения, сохранения и развития языка и национальной культуры. Между руководителями общественных организаций и лидерами религиозных общин налажено постоянное сотрудничество. Среди мероприятий, проводимых совместно с мусульманской общиной, можно отметить «Ураза-Байрам», «Курбан-байрам», тюркский праздник «Сабантуй». Ряд представителей национальных организаций входят в Совет мусульманской общины.
Одной из крупных и активных общин является местная мусульманская религиозная организация. В городе действуют три мусульманские мечети. В 1998 г. закончено строительство самого большого здания Соборной мечети вместимостью около 1000 человек. В этом же здании размещается медресе. В настоящее время мусульманская община рассматривает вопрос о строительстве еще одной мечети в левобережье Новосибирска.
Новосибирская община мусульман постоянно проводит активную работу по духовному воспитанию верующих-мусульман, а также по мере сил и возможностей принимает участие в решении социальных проблем мусульманского населения. На протяжении нескольких лет при общине действует медресе, которое дает духовное образование желающим мусульманам. Общиной оказывается духовная помощь осужденным верующим-мусульманам в одной из исправительных колоний. Силами мусульманской общины издается газета «Истина», ведется трансляция исламских телевизионных программ.
Римско-католическая церковь в Новосибирске имеет около десяти приходов и организаций. Церковью построен Кафедральный собор, благотворительный детский приют Святого Николая на 50 мест, открыта епархиальная предсеминария, работает духовный центр «Иниго», при котором создан филиал Московского теологического колледжа, действует католическое сестричество Матери Терезы и благотворительная католическая организация «Каритас». Церковью выпускается «Сибирская католическая газета» и другие издания, работает телестудия «Кана». Традиционно среди активных верующих и прихожан католической церкви много представителей польской, литовской и немецкой диаспор. Они активно участвуют в жизни общины, приглашают представителей церкви для участия в своих мероприятиях.
Большую роль в жизни еврейского сообщества играет религиозная иудейская община «ЯТаД». За последние годы общине удалось объединить еврейскую диаспору, а также значительно расширить сферы ее деятельности. Община ведет широкую работу с еврейским населением: богослужения, духовно-просветительская и социально-благотворительная деятельность, информационная работа и др. Заканчивается строительство нового общественного еврейского центра с расчетом, что в части здания разместится синагога, а в другой части здания могут разместиться общественные еврейские организации.
В тесном сотрудничестве с иудейской общиной в области работают еврейские общественные организации. В 1993 году был создан Новосибирский еврейский благотворительный фонд «Эстер», а затем на его базе Еврейская национально-культурная автономия Новосибирской области.
С 1994 года в Новосибирске действуют Израильский культурный центр (ИКЦ) и Сибирское отделение еврейского агентства в России «Сохнут». При них действуют воскресные школы, творческие самодеятельные коллективы, кружки по изучению национальных еврейских традиций, культуры и языка иврит. При финансовой поддержке международной организации «Джойнт» в Новосибирской области работает Еврейский культурный благотворительный фонд «Атиква». Главная его цель – профессиональное оказание благотворительной помощи нуждающимся и культурно-просветительная деятельность. При поддержке фонда действует благотворительная столовая, выдаются продуктовые наборы, больным оказывается помощь лекарствами. Для пожилых людей организован хор и постоянно действующий клуб с разнообразной культурной программой, работает молодежный клуб «Гилель».
В 1999 году создан специализированный еврейский лицей «Ор-Авнер», который в 2003 г. получил государственную аккредитацию. При лицее функционирует детский сад. В настоящее время в лицее и дошкольных группах занимается 130 детей. Главная цель лицея – возрождение еврейской культуры и традиций в сочетании с высоким качеством общего среднего образования. В нем приоритетным является изучение предметов национального цикла (иврит, еврейская культура и традиции, еврейская история, еврейские мелодии) и реализация национального компонента в гуманитарных дисциплинах. В 2003 году в лицее состоялся первый выпуск. В летний период для учащихся лицея организуется отдых в арендуемых детских лагерях Новосибирской области.
Еврейские и иудейские организации ведут активную общественную работу в Новосибирске и области, участвуют во многих городских и областных мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Регулярно отмечают еврейские национальные и религиозные праздники. Из числа протестантских церквей наиболее многочисленными и крупными религиозными объединениями являются общины евангельских христиан-баптистов различных направлений. В общинах организованы группы по изучению Библии; регулярно проводятся обучающие конференции и семинары для молодоженов, родителей, проповедников, молодежи и т.д.; проходят творческие вечера, посвященные поэзии и музыке; работают воскресные школы для детей, детские летние лагеря и площадки. Верующие оказывают помощь больным, престарелым, малоимущим, сиротам. Ведется работа среди заключенных. В 1994 году стало работать Новосибирское издательство «Посох», которое осуществляет выпуск духовной литературы. В 2000 году открылась Новосибирская библейская богословская семинария, действуют вечерняя библейская школа для проповедников и заочный библейский институт евангельских христиан-баптистов.
С февраля 2001 года в Новосибирске открылись три реабилитационных центра для людей, находящихся в наркотической и алкогольной зависимости, а также один адаптационный центр для освободившихся от этой зависимости, для их полной и эффективной социальной адаптации. Лютеранская церковь также представлена в Новосибирске рядом различных организаций и объединений. Традиционной является евангелическо-лютеранская община. Большинство прихожан лютеранской церкви изначально составляли российские немцы – переселенцы и депортированные во время Великой Отечественной войны из Поволжья на территорию Сибири. Для них эта религия являлась традиционной и помогала сохранить язык и обычаи. По этой причине проповеди велись в основном на немецком языке. За последние годы, главным образом из-за отъезда российских немцев-прихожан в Германию, община численно уменьшилась и насчитывает всего около 100 человек. Помимо церковной деятельности, прихожане церкви ведут различную социально-благотворительную работу с одинокими, престарелыми и инвалидами.
Кроме этой общины, в Новосибирске в начале 90-х годов ХХ века были созданы еще три лютеранские общины: Западно-Сибирская христианская миссия, Новосибирская христианская миссия «Евангелическое лютеранское служение», Конфессиональная евангелическая лютеранская церковь. Международные центры этих религиозных организаций находятся в ближнем и дальнем зарубежье. Для данных общин характерно проведение активной миссионерской и социальной работы в больницах, детских домах, домах инвалидов и престарелых. На их базе созданы благотворительные организации, постоянно получающие гуманитарную помощь из-за границы. При общинах действуют детские воскресные школы.
Заметную роль в области играют и другие давно существующие протестантские организации, представленные адвентистами седьмого дня – 7 общин, христианами веры евангельской, пятидесятниками – 12 общин, церковью «Свидетелей Иеговы» – 2. Наряду с этими конфессиями в Новосибирске действует ряд совершенно новых для города организаций (в основном пришедших из-за рубежа): Новоапостольская церковь, Новосибирская христианская церковь, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, буддийские, кришнаитские и др. общины.
Большинство конфессий ведут широкую миссионерскую работу, реализуют программы по духовно-просветительской и социально-благотворительной работе среди населения города. Они работают в учебных заведениях различного профиля, в детских домах и приютах, в домах инвалидов и престарелых, в больницах, в воинских частях и местах лишения свободы. Ряд религиозных общин включились в работу по профилактике наркомании и оказанию реабилитационной помощи наркоманам и их семьям. Укрепляется положение церкви в системе образования: открываются воскресные школы, ведутся факультативные занятия по религиоведению в общеобразовательных школах, организуются различные курсовые занятия и семинары. В городских средствах массовой информации важное место занимает религиозная тематика.
Религия и церковь стали важными составляющими социально-психологической жизни многих новосибирцев. Религия имеет надежную социальную базу, официальную поддержку и ее общественный авторитет и социально-политическая роль постепенно укрепляется и возрастает.
Подобная ситуация сложилась и в сфере межнациональных отношений. По итогам последней Всероссийской переписи 2002 года в Новосибирской области проживают представители около 140 национальностей и этнических групп, в том числе – русские – 93%, немцы – 1,76%, украинцы – 1,26%, татары – 1,04%, казахи – 0,44%, белорусы – 0,31%, евреи – 0,27%, чуваши – 0,26% и т.д. Объективные показатели переписи, наряду с общей убылью населения в Новосибирской области, указывают на уменьшение численного состава наиболее многочисленных диаспор, проживающих в Новосибирской области, таких как немецкая, украинская, белорусская, татарская. При этом в 3,4 раза увеличилось количество представителей армян, в 2 раза азербайджанцев, в 3,9 раза – таджиков.
Согласно официальным данным, на территории города Новосибирска и Новосибирской области насчитывается более 50 национальных общественных и государственных объединений и организаций. Они проводят активную работу по сохранению и возрождению своих национальных обычаев, традиций и языка.
Стало традиционным проведение больших межнациональных праздников: Сибирского фольклорного фестиваля, Сибирского областного и городского фестивалей национальных культур. Наиболее заметными среди национальных мероприятий стали: немецкие – региональный фестиваль фольклора российских немцев и областной фестиваль танца российских немцев; тюркские – «Науруз», «Областной фестиваль татарской песни», «Областной праздник семьи», «Сабантуй»; украинские – «Сорочинская ярмарка», праздник «Роде наш красный»; еврейские – «Ханука», «Рош-а-шана» (Новый год), «Пурим»; фестиваль греческой культуры «Эхо Эллады», дни белорусской культуры в Новосибирской области и праздник «В гостях у Лявонихи», Мельниковские чтения и «Масленица», проведенные русскими областными центрами, праздник польской культуры в рамках Всемирного дня поляка и др.
На протяжении нескольких лет ведется работа по созданию Новосибирского дома дружбы, который должен стать основным местом для мероприятий национально-культурной направленности. Одной из форм финансовой поддержки национальных организаций является привлечение их к участию в конкурсах социальных проектов на выделение грантов администрации области.
Проводимые под эгидой Ассоциации национальных организаций и национально-культурных автономий Новосибирской области научно-практические конференции «Культура и образование этнических общностей Сибири», участие в городских и областных фестивалях национальных культур и в других мероприятиях являются ярким примером желания приумножать культурное и научное наследие Новосибирской области.
Практически при каждой национальной организации открыты и ведут работу воскресные школы по изучению национального языка и литературы. В Новосибирске созданы и ведут свою работу: специализированный лицей с этнокультурным еврейским компонентом образования «Ор-Авнер», «Русско-немецкий университет», немецкая прогимназия № 1. С 1998 года на базе библиотеки имени А.П. Чехова функционирует отдел национальных культур. Библиотека стала постоянным местом проведения многочисленных разноплановых мероприятий организуемых национальными общественно-культурными организациями.
Более 10 лет проводит свою работу телерадиокомпания «Молодая культура Сибири». В рамках его вещания функционируют немецкий, татарский, еврейский, армянский, азербайджанский каналы, также транслируются передачи на белорусском, польском, греческом и турецком, грузинском, украинском языках. Содержательная часть вещания включает в себя новостные блоки, передачи общественно-политического характера, культурно-просветительные, развлекательные и музыкальные программы. Периодически канал также транслирует различные духовно-нравственные и образовательные программы. Силами ряда диаспор осуществляется выпуск национальных изданий: немецкая – «Сибирише Цайтунг плюс», азербайджанская «Страна огня», корейская «Сибирские корейцы», еврейская «Наша община», белорусская «Мая Радзiма» и др., в которых освещаются социально значимые, культурные, образовательные события, происходящие в жизни диаспор Новосибирской области.
В 2005 году религиозные и национальные организации приняли самое активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и чествовании ветеранов.
Конструктивные и взаимоуважительные отношения между религиозными и национальными организациями в нашем городе давно уже стали традиционными. Несмотря на широкий этноконфессиональный спектр, Новосибирск относится к числу тех городов, где сложилась устойчивая межнациональная и межрелигиозная обстановка и стабильно поддерживается мир и согласие в обществе.
Комментарии
"В 50-е и 70-е годы, несмотря
Добавить комментарий