Надежды маленький оркестр….

Архивные документы о единственной в Новосибирске школе музыкантских воспитанников.

Общеизвестно, что начиная с февраля 1943 г. в некоторых городах нашей страны в связи с приказом Верхового главнокомандующего Вооруженными силами СССР И.В. Сталина стали создаваться школы музыкантских воспитанников. Создана была такая школа и в Новосибирске.  Однако, сведения о времени её создания, её деятельности практически отсутствовали. Весьма скупую информацию об этой школе можно было почерпнуть в телефонных справочниках 1950 г., 1954 г., 1960 г. 1962 г., где в перечне школ упоминается Школа музвоспитанников с указанием адреса - ул. Линейная, 189.    

Узнать о жизни школы, её воспитанниках, педагогах позволяют архивные документы этого учреждения, сохранившиеся в Новосибирском городском архиве. Они охватывают период с 1947 г.  по 1962 г.[1] Несмотря на небольшой временной отрезок документов и отсутствие их за начальный период деятельности учреждения, документальный состав фонда позволяет более полно исследовать историю столь важного для города на тот период учебного заведения.

Возможно, ввиду указания сокращённого названия учреждения в большинстве документов школы за ним на более чем 50 лет закрепилось ошибочное название: Новосибирская школа музыкальных воспитанников, которое впоследствии и перешло в наименование фонда. Однако, подробно исследовав все имеющиеся в фонде документы, мы пришли к выводу, что созданная в 1943 г. школа называлась Новосибирская школа музыкантских, (а не музыкальных) воспитанников Советской Армии. Впоследствии, при передаче школ музыкантских воспитанников в 1956 году из ведения Министерства обороны в Министерство Просвещения РСФСР из наименования были исключены слова «Советской Армии», а с 1959 г. в документах и на печати школы значится наименование Новосибирская средняя школа музыкантских воспитанников.[2] Это название сохранялось и до момента её ликвидации в 1962 г.

В первую очередь, нам важно было установить точную дату создания школы. Но к сожалению, лишь только в двух документах мы встречаем косвенные сведения о дате создания школы. Так, в одном из протоколов педагогического совета от 31 марта 1958 г. (номер отсутствует) в докладе директора школы Федора Михайловича Мясникова «Об итогах работы школы за III четверть» отмечается, что педагогическим коллективом и учащимися «большая работа была проведена по подготовке к 15-летию школы»[3]. Кроме этого, протоколом № 1 общешкольного педагогического совета от 30 августа 1958 г. в общешкольный план работы на 1958-1959 гг. было внесено дополнение, согласно которому школа планировала организовать стенд «15 лет школе» к 20.09.1958 г. Таким образом, несмотря на обнаруженные сведения, установить точную дату школы музыкантских воспитанников по имеющимся документам так и не удалось. Хотя с уверенностью можно утверждать, что это учреждение было создано в г. Новосибирске в 1943 году.

Размещалась школа в 3-х этажном кирпичном здании, которое «…использовалось под учебные классы и общежитие воспитанников». В нем располагались учебные кабинеты, спальни для воспитанников, столовая, физкультурный зал, площадью 42 кв. м., библиотека и др. кабинеты. Рядом со зданием школы располагались деревянные овошехранилище, конюшня и гараж.

По имеющимся документам можно установить, что одним из первых руководителей, возглавлявших школу, был майор а/с (так в документе) Мясников Дмитрий Павлович, 1902 г.р., уроженец г. Ленинграда, предположительно прибывший из Свердловской школы музыкантских воспитанников. Дмитрий Павлович, как и многие преподаватели школы, был награжден орденами Ленина и Красного Знамени, а также медалями «За Победу над Германией». 

         На основании решения Новосибирского горисполкома от 18 мая 1949 г. № 203 «О передаче на бюджеты районов некоторых учреждений» с 01 января 1949 г.  школа музыкантских воспитанников была передана на бюджет Заельцовского района.[4] Примечательна служебная записка, отложившаяся в деле смет и отчетов по местному бюджету от 3 марта 1950 г., направленная в адрес заведующего районо Заельцовского района. В ней авторы «бывший начальник школы, майор а/с Мясников, начальник школы майор а/с Сигалов, старший бухгалтер Эльпидина» информируют вышестоящее руководство о том, что в «апреле месяце 1948 г. бывший бухгалтер Новосибирской школы музыкантских воспитанников Советской Армии сбежал из школы, присвоив себе деньги в сумме 3676 рублей 40 копеек.», о чем было «поставлено в известность 13-е отделение милиции». В связи с отсутствием результатов по расследованию данного инцидента авторы письма просят о списании «с баланса школы Музыкантских воспитанников Советской Армии этой суммы».[5] Более поздние документы, в частности годовой бухгалтерский отчет школы за 1950 г., уже подписан вышеупомянутым  майором а/с Сигаловым, что позволяет утверждать, что смена руководства  была проведена в период  1948-1949 гг..

         Точно установить, кто возглавлял учреждение в период с 1951-1956 гг.  не удалось. Документы этого времени заверялись разными людьми - майором а/с Сигаловым, подполковником А. Садовниковым и подполковником Мякишевым (ининциалы не установлены).

Выпуск Новосибирской школы музыкантских воспитанников, 1956 год

В связи с переводом учреждения в гражданское ведомство изменилось и наименование должности руководителя. Как свидетельствуют документы с августа 1956 г.  директором школы являлся Федор Михайлович Мясников. (вероятнее всего однофамилец первого начальника – авт.), который оставался её руководителем до 1962 г.

Решение о создании подобных школ в стране было основано на обострившейся в связи с Великой Отечественной войной проблеме беспризорности, сиротства и увеличением количества неполных семей.

 Именно поэтому, знакомясь с анкетными данными воспитанников школы,  в графе «Состав семьи» мы видим   записи только об одном из родственников ребенка - матере, отце, дедушке, брате, тети, дяде, брате или встречаем более трагическую запись «Родных нет» - это были воспитанники из детских домов. Из 65 воспитанников, зачисленных в школу в 1954 году, 29 детей до этого проживали в детских домах.

Дети поступали в школу не только из Новосибирска и Новосибирской области. Здесь жили и учились ребята из Красноярского и Хабаровского краев, Алтая, Тюмени, Иркутска, Томска, Ленинск-Кузнецка, Омска, Батуми и др. городов. Некоторые ребята переводились сюда из музыкантских школ Ленинграда, Москвы, Иркутска, музыкальных взводов Западно-Сибирского пехотного училища, Омского Краснознаменного военно-пехотного училища им. М.В. Фрунзе, Новосибирского военно-пехотного училища, музыкального училища Ленинск-Кузнецка, Омского учебно-танкового полка военных отдельных военных частей.[6]

Мальчики определялись на обучение в школу музыкантских воспитанников с 5 класса. Ввиду вхождения учреждения в систему Министерства обороны СССР 5 класс в школе считался 1 курсом обучения. При зачислении ребята проходили специальный отбор, в ходе которого у них проверяли музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма. По анализу результатов, которые отражены к книге регистрации кандидатов, поступающих в школу, можно говорить о том, что для педагогов, делающих отбор детей в данное учебное заведение, определяющим все-таки было не наличие абсолютных музыкальных способностей, а какие-то иные факторы, т.к. многие дети имели весьма посредственные оценки по результатам проведенных испытаний.[7]  Группы по обучению на тех или иных инструментах комплектовались в соответствии с музыкальными задатками воспитанников. 

 Наряду с общеобразовательными предметами: математикой, русским языком и литературой, историей и географией, биологией, физикой и астрономией, химией, иностранным (немецким) языком, физкультурой и черчением мальчики обучались игре на музыкальных инструментах.[8] В рамках получения музыкального образования учебный план школы музыкантских воспитанников предусматривал следующие предметы: специальный инструмент, из разряда духовых (флейта, тромбон, тенор, баритон, бас, гобой, валторна, кларнет, труба), ударных или клавишных, оркестровый класс, элементарная теория музыки, развитие слуха, гармония, хоровой класс, музыкальная литература.[9] Для занятий по элементарной теории музыки, развитию слуха, гармонии каждый класс делился на группы. Специальный инструмент по фортепиано учащиеся изучали в порядке индивидуальных занятий.

Из годовых отчетов школы видно, что наполняемость классов год от года менялась: в более младших она, как правило, превышала 30 человек, особенно в с 1 по 7 класс, в более старших классах средняя наполняемость была не более 20 человек.[10] Штатная численность учителей общеобразовательных предметов в разные годы составляла от 10 до 17 человек, преподавателей специальных дисциплин до 26 человек, воспитателей, руководителей кружков, пионервожатых, библиотекарей и др. персонала, за исключение обслуживающего, до 20 человек.[11]

 Следует сказать, что профессиональный и образовательный уровень преподавателей, как общеобразовательных предметов, так и специальных был весьма высоким. Так из 17 педагогов, преподающих общеобразовательные дисциплины, 6 закончили Новосибирский педагогический институт, остальные имели дипломы Московского, Томского, Удмуртского педагогических институтов, Сталинского учительского института, Московского, Кишинёвского и Иркутского университетов. Среди преподавателей специальных дисциплин наряду с педагогами, имеющими дипломы различных музыкальных училищ, были сотрудники, окончившие Московскую, Киевскую, Свердловскую государственные консерватории и институт военных дирижеров[12]

Протоколы методических совещаний и педагогических советов школы ярко показывают, как много внимания педагоги уделяли не только учебе ребят, но и их воспитанию. Большинство обучающихся – дети со сложными судьбами и характерами, а это накладывало свой отпечаток на их учебу, поведение и дисциплину. 

В школе, где дети не только учились, но и проживали, как и в любом учреждении с круглосуточным пребыванием детей, был установлен свой распорядок. С 7 часов утра и до 22 часов вечера дети были заняты учебой, музыкальными занятиями или спортивно-массовой работой.  Утром, с 8 ч.30 мин. до 10 ч. 30 мин., дети  занимались подготовкой домашнего задания. После 4 –х уроков, заканчивающихся в 14 ч.15 мин., и короткого 15 минутного перерыва ребята ещё 4 урока посвящали обучению игре на инструменте и музыкальной грамоте. Специальные занятия длились до 18 ч. 40 мин. После ужина учащимся отводилось 2 часа для различных спортивных и культурно-массовых мероприятий. В течение дня детям давалось всего два свободных 15-минутных перерыва, когда можно было заняться какими-то личными делами.[13]

Ввиду того, что в фонде не отложились документы, которые бы освещали деятельность школы в период нахождения учреждения в ведомстве Министерства обороны, не удается проследить как строилась учебная и воспитательная работа в  эти годы.

Более поздние документы, отражающие состояние учреждения в период его передачи в систему гражданского образования, свидетельствуют о достаточно сложной и не совсем благополучной обстановке, складывающейся в это время в школе. Так, в акте, составленном инспектором школ ГорОНО Тимаковой Н.И. по итогам проверки школы, проводившейся с 25.10.1956 г. по 03.11.1956 г. отмечается плохая подготовка помещений к новому учебному году: «ремонт проведен плохо, санитарное состояние всех помещений школы (классные комнаты, спальни, коридоры и т.д.) недопустимое. В коридорах, залах, комнатах на стенах толстым слоем лежит пыль. Пол во всех помещениях грязный, не промывается, панели грязные, очень неуютно, холодно в спальнях. Постельное и нательное белье (воспитанников – авт.) землисто-грязного цвета, постели крайне пропылены, если слегка хлопнуть по постели, пыль столбом. При утренней уборке постелей простыни не встряхиваются, на них много земли, песка, грязи.

Место для хранения полотенец и одежды не определено. Шинели и шапки лежат тут же, в спальнях. В шапках ходят по коридору, даже в них входят в столовую. Внешний вид детей запущенный, ходят грязные, костюм у многих изорванный, грязные подворотнички, обувь не всегда по размеру и развалившаяся, носков ребята не имеют, портянки грязные, некоторые из них гниют.

Личные навыки гигиены детям не прививаются, навыки культурного поведения тоже.

Весь режим в школе музвоспитанников организован и выполняется неудовлетворительно...

…Дети умываются без мыла, у многих нет полотенец… В столовую идут с грязными руками…. В столовой слишком много народу, тесно, шумно, отсутствует нужная посуда, а имеющаяся алюминиевая или эмалированная, накрыты столы небрежно. Хлеб режется кусками по 200 гр. Ребята часть съедают от этого куска, а остальное идет в помои…

… Навыки и привычки культурного поведения детям не прививаются: кушают с грязными руками, не здороваются, курят в спальнях, ложатся на кровати в обуви, плюют на пол, бьют лапочки»[14].

Отмечается в акте и неудовлетворительная работа воспитателей, которые не организуют детей на выполнение домашнего задания, не готовятся к занятиям с детьми. Плохо контролируют выполнение домашнего задания, в результате чего, «уроки выполняются плохо, неряшливо и на уроках (дети –авт.) получают двойки…  Фактически самостоятельная работа по музыке проводится по всему зданию и никто ею не руководит…

 Дети занимаются на духовых инструментах совершенно самостоятельно, кто где захочет (даже в грязной и вонючей уборной)…

…Воспитатели оторваны от учителей. На уроках они не бывают, состоянием успеваемости глубоко не интересуются и не чувствуют своей ответственности в деле её повышения». Проверяющая также указывает на слабую организацию «массово-воспитательной работы… Организованные в школе кружки, «Умелые руки», радиокружок, фотокружок, хоровой и др. свою работу ещё не развернули».[15]

Вот такую школу получил для руководства новый директор -  Федор Михайлович Мясников.

К моменту, когда проверка зафиксировала столь плачевное состояние учебного заведения, педагогический совет школы 21 сентября 1956 г. уже утвердил развернуый и очень подробный план работы, в который был призван реализовать следующие задачи:

«1. Повысить идейно-теоретический уровень и педагогическое мастерство всех работников;

2. Сохранить жизнь и здоровье детей и обеспечить их всестороннее физическое развитие;

3. Добиться высокой успеваемости воспитанников и укрепить дисциплину;

4. Организовать детский коллектив, провести выборы в учком (учебный комитет – орган самоуправления школьников - авт.), комитет комсомола, вовлечь их в борьбу за высокую успеваемость и хорошую дисциплину в школе;

5. Привлекать воспитанников к труду, осуществляя на практике решения советских и партийных органов о трудовом воспитании;

6. Ликвидировать все недоделки хозяйственного порядка.»[16]

Большой перечень мероприятий был запланирован на предстоящий 1956/1957 учебный год по организационно - педагогическому, учебно- воспитательному направлению, по охране здоровья и физическому воспитанию детей, а также в хозяйственной сфере. План определял конкретные сроки и ответственных за выполнение тех или иных мероприятий.

Намеченная учебно-воспитательная работа была нацелена на устранение недостатков в работе воспитателей, расширяла их взаимодействие с учителями и учащимися, предполагала более активное их участие в воспитательном и учебном процессе, в том числе планирование занятости учащихся в выходные дни.

Предполагаемая внешкольная работа предусматривала организацию в школе 7 кружков, проведение литературных вечеров, лекций, встреч с участниками революции 1905 г. и Великой Октябрьской социалистической революции, посещение «зрелищных учреждений» города, организацию концертов.  Большой блок мероприятий был направлен на привитие детям любви к книгам и чтению.

Охрана здоровья и физическое воспитание детей должно было осуществляться через регулярное проведение медицинских осмотров детей, систематическое проведение различных физкультурных мероприятий (походов, игр, вечеров, соревнований, планирование) летнего оздоровительного отдыха детей. Особое место в плане работы по данному направлению занимали санитарно-гигиенические мероприятия, предусматривающие график проведения влажных и генеральных уборок в помещениях школы, очистки прилегающей территории, контроль за качеством приготовления пищи, установленный порядок и правила посещения школьниками столовой и др. мероприятия.[17]

Степень реализации этого плана легко прослеживается по отчетам работы школы в последующие годы.  Уже в итогах работы 1957/1958 учебного год отмечается, что «большая работа всего коллектива работников и воспитанников была проведена по ремонту школы в течение более чем месяца», в ходе которого удалось провести «полную замену электросети, капитальный ремонт отопительной системы с заменой котла, перепланировка 1 и 3 этажей. переоборудование санузлов и вестибюля и т.д.»[18] Кроме того, значительные средства были затрачены на «преобретение одежды, обуви, оборудования. Куплены 300 стульев, 17 шифоньеров, новая парадная форма, новые сапоги, сшиты форменные шинели, куплены новые шерстяные одеяла, скатерти и др. имущество». Однако, несмотря на большие капитальные затраты, школе не удалось обрести нормальные условия для работы. По - прежнему, было «недостаточно спецклассов, нет звукоизоляции классов, музыкальный инструмент стар и мало пригоден, школьные помещения (особенно спальни) тесны и недостаточны, нет гардеробной и канализации).[19]

Весьма существенным для школы было то, что к  началу учебного года школа была полностью укомплектована педагогическими кадрами. Большинство учителей общеобразовательных дисциплин имели большой педагогический опыт и стаж работы. При этом, ощущалась некоторая нехватка воспитателей и технического персонала.

Последовательная работа по устранению недостатков в учебной и воспитательной деятельности ярко прослеживается в протоколах педагогических и методических советов. На заседаниях педагогического коллектива школы регулярно рассматриваются вопросы качества преподавания тех или иных предметов, методов воспитания и обучения, улучшения дисциплины учащихся. В результате этого, уже через год отмечается рост успеваемости у детей, как по основным, так и по специальным предметам. Повседневные единые требования педагогов и воспитателей позволили улучшить ситуацию с дисциплиной учащихся, были изжиты пропуски уроков, а самоподготовка стала проводиться более организованно. [20]

Как отмечается в отчете, школа «демонстрировала достижения своих воспитанников «на вечере в Горисполкоме, 2 раза на торжественном вечере (7 ноября и 1 мая)…» и  «…эти выступления были положительно встречены общественностью города и района».[21]

Группа учащихся с педагогом ШМВ

Педагоги старались разнообразить жизнь ребят, сделать её насыщенной и интересной. Вместе с детьми они готовили и проводили праздничные вечера, посещали концерты в филармонии, ходили в театры и кинотеатры, летом ходили в туристические походы. Как правило, средства на эти мероприятия зарабатывались самими воспитанниками. Так в 1961 г. играя в оркестре Новосибирского театра оперы и балет ребята заработали 1000 рублей. На эти средства дети смогли совершить туристические походы в Искитим, Калпашево, Батурино.[22]

 Много внимания педагогами уделялось внешнему виду учащихся, воспитанию у них опрятности и аккуратности, следованию строгой дисциплине. Иногда даже чрезмерно строгой. В этой связи примечательно выступление на педагогическом совете воспитателя Турукалова В.И., работавшего преподавателем по классу трубы   и валторны, являвшегося также дирижером оркестра учащихся V курса. Выступая он сказал: «Надо вести работу по воспитанию наших ребят. Так, например, воспитанники ...V курса являются с расстегнутыми воротничками на оркестровый класс. Многие воспитанники ведут себя развязано со старшими… и пускаются в рассуждения о программном материале по оркестровому классу.»[23]. Возможно, в тех условиях, высказывание учениками своего мнения об учебном материале и было верхом дерзости, но наверняка, современным школьникам данный факт покажется по меньшей мере странным.  

         К началу 1960-х годов в г. Новосибирске стало возрастать количество учащихся начальных классов, школы-интернаты также были переполнены. В связи с этим остро встал вопрос о педагогических кадрах. В городе не хватало педагогов начальных классов, квалифицированных преподавателей музыки и пения, из-за чего во многих школах преподавание по этим дисциплинам не велось. Кроме того, Новосибирск испытывал большую потребность в средних педагогических учебных заведениях, которые бы готовили педагогов по вышеуказанным направлениям. Учитывая все это, 14 марта 1962 года Новосибирский горисполком принимает решение за № 193 «О реорганизации школы музыкантских воспитанников в музыкально-педагогическое училище»[24]. Предполагалось открыть в обновленном учреждении   5 групп на базе 8- х классов и 2 группы на базе 10-11 классов. Набор должен составить 210 человек. Городской отдел народного образования должен был к 01.06.1962 г. укомплектовать созданное учреждение лучшими учительскими кадрами города; провести набор учащихся «из числа способных и имеющих желание и склонность к педагогической работе»[25], при этом рекомендовалось учеников школы музыкантских воспитанников, не имевших родителей, определить в школы-интернаты или детские дома, а детей, «желающих стать учителями оставить в педучилище для продолжения образования».[26]

          Отрадно отметить, что сегодня, рожденная в самые суровые для нашей страны годы, школа музыкантских воспитанников, воспитавшая не один десяток прекрасных музыкантов не исчезла совсем, не канула в лету, как это не раз бывало с выполнившими свою задачу на определённом историческом отрезке учреждениями, а её отголосок живет в созданном в 1962 г. на её базе  педагогическом училище – ныне носящем название государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 2», расположенный там же на  ул. Линейной.

Скорнякова Н.Г.,

зам. директора МКУ «Горархив»

[1] Список абонентов Новосибирской городской телефонной сети за 1950 г., 1954 г., 1962 г, ЛЛ. 117,67, 109 (соответственно); Адресно-справочная книга «Новосибирск», 19*60 г., Л. 43

[2] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 9. Л. 1

[3] НГА Ф. 283 Оп.1. Д. 36. Л. 11

[4] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 1. Л. 106

[5] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 1. Л. 107

[6] НГА Ф. 283 Оп.2. Д. 2.

[7] НГА Ф. 283 Оп. 2. Д. 15

[8] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 18. Л.38

[9] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 18. Л.41,45

[10] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 27.

[11] НГА Ф. 283 Оп. 2. Д. 48. Л.1 - 3

[12] НГА Ф. 283 Оп. 2. Д. 48. Л.1 - 3

[13] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 9. Л. 9

[14] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 8. Л. 1-2

[15] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 8. Л. 3-4

[16] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 9. Л. 1

[17] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 9.

[18] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 13. Л. 1

[19] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 13. Л. 1

[20] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 13. Л. 2

[21] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 13. Л. 3

[22] НГА Ф. 283 Оп. 1. Д. 24. Л. 13,21

[23] НГА Ф. 283 Оп. 2. Д. 44. Л. 4

[24] НГА Ф. 33 Оп. 1. Д. 1676. Л.106

[25] Там же

[26] Там же

Average: 3 (2 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Елизавета
Мясников Дмитрий Павлович - мой прадедушка. Его дочь (моя бабушка Виктория) пошла по стопам отца и связала свою жизнь с музыкой, работала преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе г. Ачинска Красноярского края. Моя мама также преподаватель хорового пения. Спасибо за опубликованный материал. Узнала много нового о своем прадеде.

Опубликовано пользователем Ludmila
Автор статьи - Скорнякова Наталья Геннадьевна написала: "Как приятно, что написанное находит отклик. Хотелось бы связаться, конечно, с правнучкой. Может у них сохранилось что-то от деда, например, его фото? Мы пытаемся дополнять такими сведениями этот фонд". Почта для связиl: bskkraeved@mail.ru

Добавить комментарий

Target Image