Первого сентября 1581 года (435 лет назад) дружина казачьего атамана Ермака двинулась на покорение Сибири.
Сотрудник музея Сибирского военного округа, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, казачий войсковой старшина Юрий ФАБРИКА рассказывает, что значит для нас это событие.
– 435 лет назад Ермак Тимофеевич со товарищи перевалили через седой Урал и вклинились в Сибирь. Обратимся к истории. Историк Карамзин дает внешний облик этого великого человека: «Он был благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное; бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного». Исследователи ставят Ермака в ряд с величайшими героями, говорят о его храбрости, отваге, решительности, уме и красноречии. Долгий и нелегкий путь прошел Ермак, прежде чем стать атаманом. Донской казак, он с юных лет знал военное дело, десятилетиями постигал ратную науку, участвуя во всех войнах, которые в то время вела Россия.
Донские казаки в конце XVI века славились удальством, грабили азиатских купцов по пути в Москву, а иногда и казну государя Иоанна Грозного. Особенно отличались пятеро волжских атаманов, среди них был и Ермак Этим решили воспользоваться купцы Строгановы. Ермаку и его товарищам они направили письмо: «У нас есть и крепости, и земли, но мало дружины, идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства». Ермак, по сказанию летописей, заплакал от умиления и в то же время дал обет начать новую жизнь.
Подняв знамя, он собрал с товарищами 540 казаков и 21 июня прибыл к Строгановым, которые предложили Ермаку очистить землю Сибирскую и выгнать безбожного царя Кучума. Ермак согласился. Он и его казаки серьезно подготовились к походу. У них было три пушки, триста пищалей, дробовые ружья, стрелявшие «невидимыми стрелами». Но и армия Кучума (около 10 тысяч человек) тоже представляла серьезную силу. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Ермака в решительном сражении на берегу реки Иртыш разбил главные силы Кучума, и 26 октября 1582 года, через четырнадцать месяцев после выступления, казаки заняли столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер).
До сих пор существует точка зрения, что процесс вхождения Сибири в состав России — это завоевание, покорение. Мы принципиально не согласны с этим. За исключения некоторых небольших стычек, народы Сибири вошли в состав России добровольно. Это было избавление от чужеземного ига. Сюда русские пришли как освободители от Кучума. В отличие от Америки в Сибири не было уничтожено ни одного этноса, ни одного племени. Народы, страдавшие раньше от непрерывных набегов с юга, от деспотизма ханов, подвергавшиеся постоянным унижениям, теперь обрели надежного защитника в лице русского воина, помогали ему осваивать просторы Сибири. Казаки приходили сюда, главным образом, холостыми. Они мигом переженились на нерусских красавицах и породнились уже кровью.
Хочу еще заметить, что процесс продвижения Московской Руси в Сибирь и вхождение Сибири в Россию – это результат мудрой российской политики московских государей. Это не было стихийным процессом и желанием казаков двигаться неизвестно куда и зачем. Если вы посмотрите переписку Москвы со Строгановыми, то увидите последовательную, четкую, принципиальную линию. Продвижение это было вызвано причинами экономическими, политическими и стратегическими.
Через год мы будем отмечать юбилей Сибирского казачьего войска. Оно было основано в 1582 году, через год после прихода Ермака в Сибирь. Сибирские казаки – прямые потомки первопроходцев Сибири. Начало сибирскому казачеству и всем казачьим войскам азиатской России положили именно воины дружины храбрейшего казачьего атамана Ермака. Именно сибирские казаки, как продолжение донского казачества, в течение жизни одного поколения (50-60 лет) прошли путь от Урала до Тихого океана и подарили России территорию размером в две Европы – одну восьмую часть всей суши – и в течение последующих столетий оберегали границы державы в Западной Сибири и Средней Азии. В песне, распространенной в Сибирском казачьем войске, поется:
Нам смерть не может
быть страшна,
Свое мы дело
совершили:
Сибирь царю
покорена,
И мы не праздно
в мире жили.
Нужно напомнить сегодняшним казакам об их исторических корнях, о верной службе российскому государству, православной вере, о возрождении казачества в конце ХХ века и о роли современной России. Нужно помочь им осознать важность просветительской, патриотической работы с молодежью с целью сохранения и приумножения лучших казачьих традиций, воспитания чувства ответственности за судьбы Отечества.
В Новосибирской области существует около двадцати зарегистрированных и незарегистрированных казачьих организаций. Они начали возрождаться в 1990 году. К сожалению, это движение не достигло еще единства. В казачьей истории существует разрыв в несколько поколений. На то были объективные причины…
В Мошковском районе Новосибирской области есть деревня Умревинка, а недалеко от нее на берегу Оби есть место, где находился первый казачий острог. Назывался он Умревинский. Казаки продвигались в Сибирь и основывали остроги, которые со временем превращались в крупные села или даже города. Долгое время место расположения Умревинского острога найти не удавалось, его нашли только в 1992 году, хотя старейший новосибирский краевед, кандидат архитектуры Кузьма Петрович Зайцев это место вычислил еще в 1946 году.
Умревинский острог был поставлен в 1702 году отрядом служилых людей под руководством томского сына боярского Алексея Кругликова для охраны русских поселений на южной границе Томского уезда от набегов калмыков. Сейчас после раскопок уже обозначены границы острога, на месте храма стоит огромный крест, невдалеке находится часовня.
Уже в течение нескольких лет идут разговоры о сооружении памятника Ермаку. Эту идею выдвигали и сибирские казаки. Даже был объявлен конкурс на устройство памятника пионерам Сибири. Памятник предполагалось установить на площади Калинина. А может быть, и площадь со временем переименовать в честь пионеров Сибири – Ермака со товарищи.
Хочется, чтобы в оформлении памятника было подчеркнуто, что казачество всегда было многонациональным. В составе первой дружины Ермака были не только донские, но и волжские казаки, представители многих народов. В своем движении на восток казачество непременно пополнялось местными племенами. Некоторые хотят видеть казачество исключительно славянским, исключительно православным. Я принципиальный противник такого подхода. Это противоречит истории. В будущем памятнике непременно должна быть отражена идея «Россия – матерь всех народов».
Ю.А. Фабрика
Комментарии
И после этого хотите сказать
А Вы хотите сказать, что есть
Фабрика собрал всю мифологию
А где правду узнать?
Серьезная научная работа:
Ознакомился, спасибо. Мало
Да, хорошо бы Константин
Сегодняшние казаки - звучит
Насколько мне известно, после
Почитал статью. Да, как
А на лекции он почему-то
Добавить комментарий