И поныне не ведают
Новой музы поклонники:
Где начало поэзии,
Где конец кинохроники.
М. Матусовский
«Идеальным кинематографом мне представляется хроника:
в ней я вижу не способ съемки, а способ восстановления,
воссоздания жизни»
А. А. Тарковский
На фото: архитектурно-скульптурная композиция «Фронтовому кинооператору» (г. Красногорск)
Накануне Великой Отечественной войны в Новосибирске и области работало более 300 кинотеатров и киноустановок. В ноябре 1930 г., еще во времена «Сибирской фабрики Союзкино», был издан приказ о создании «Базы Союзкинохроники». «База» располагалась при фабрике Союзкино, но подчинялась Москве и имела своего собственного руководителя. Задачей ее была съемка коротких оперативных сюжетов о событиях жизни края для «Союзкиножурнала», издававшегося в Москве, и выпуска журнала «Сибирь на экране». Через два года она стала «Съемочной базой Союзкинохроники», автономной от Сибтехфильма, а с 1938 г. – Новосибирской студией кинохроники. В годы Великой Отечественной войны студия «Сибтехфильм» оказалась единственной тыловой студией России, располагавшей солидной технической базой, способной принять эвакуированных коллег из Москвы и Ленинграда.
Здание Закаменского рабочего клуба – кинокопировальной фабрики – студии Сибтехфильм (1930-е годы)
В 1941–1942 гг. в Новосибирск были эвакуированы Всесоюзный кинофонд, ВГИК (на короткое время), Московская, Ленинградская и часть Киевской студий научно-популярных фильмов, часть цехов Московской кинокопировальной фабрики и административный состав Комитета по делам кинематографии при Совмине СССР. Это время стало самым продуктивным временем для Новосибирского кинематографа – можно сказать, город стал киностолицей Советского Союза и центром кинокопирования.
10 марта 1942 г. приказом Комитета по кинематографии при СНК СССР на базе эвакуированного оборудования Московской кинокопировальной фабрики создана Новосибирская кинокопировальная фабрика – в годы войны крупнейшее в стране предприятие, осуществлявшее массовое тиражирование черно-белых фильмов. Сюда шли съемки с фронтов, из которых монтировался «Союзкиножурнал» (с 1944 г. – «Новости дня»).
● Советская Сибирь. 1941. 25 декабря: «Советское кино в дни отечественной воины. С первых дней войны 100 кинооператоров, в их числе Р. Кармен, Н. Вихирев, М. Трояновский, Н. Гусев, находятся на фронтах. Еженедельно в Москве, Алма-Ате, Новосибирске и Куйбышеве монтируются очередные номера «Союзкиножурналов», куда включается много фронтовых кинокадров […] (ТАСС)».
В «Союзкиножурнале» иногда появлялись сюжеты, снятые сибирскими операторами Телятниковым, Цветковым, Хмелевым, Барковским, Давидсоном. Вот некоторые из них: «Письмо с фронта» (1941. № 88), «Больше оружия фронту» (1941. № 108), «Больше металла фронту» (1941. № 110), «Подарки бойцам» (1941. № 113), «Самолеты на фронт» (1942. № 71) и др.
Начало войны. Фронтовой кинооператор
На материалах фронтовой кинохроники в военные годы было выпущено 284 номера «Союзкиножурнала» и 45 номеров журнала «Новости дня», 102 короткометражных фильмов и 41 полнометражный.
Идея нового формата – короткометражек «Победа за нами» – родилась сразу на двух студиях – на «Мосфильме» и «Ленфильме». Первая новелла вышла уже через месяц после начала войны. Сегодня о точном их количестве не знают даже историки кино. На данный момент доподлинно известно, что в годы войны вышли на экраны 12 сборников, еще шесть были подготовлены, но по разным причинам зритель их не увидел.
● Советская Сибирь. 1941. 7 октября: «”Победа за нами”. […] С первых дней войны начали выпускаться боевые киносборники «Победа за нами». В работе над ними принимают участие крупнейшие мастера советского киноискусства: Г. Александров, В. Пудовкин, А. Мачерет, композитор И. Дунаевский, поэт Лебедев-Кумач, киноартисты: Б. Чирков, Л. Орлова, Н. Крючков, 3. Федорова и другие. В боевые киносборники «Победа за нами» включаются киноновеллы, короткометражные сатирические фильмы, киноочерки и песни. […] В короткий срок боевые киносборники приобрели широкую популярность у зрителей своей политической актуальностью и остротой художественной формы. В нашей области на экранах кинотеатров демонстрируются первый, второй и третий киносборники «Победа за нами». Только в Новосибирске их просмотрело свыше 60 тысяч человек. […]».
По указанию «сверху» в документальное кино были направлены лучшие кинорежиссеры игрового кино: А. Довженко и Ю. Солнцева («Битва за нашу Советскую Украину», 1943), С. Юткевич («Освобожденная Франция», 1944), Ю. Райзман («Берлин», 1945), А. Зархи и И. Хейфиц («Разгром Японии», 1945), а также И. Пырьев и Б. Барнет.
Фронтовой киносеанс
В отсутствие других средств массовой информации население страны, как в рабочем тылу, так и на фронте получало информацию о происходящем в стране и за рубежом из газет, радио и с экранов кинозалов (телевидение в СССР существовало с 1931 г., но только в крупнейших городах, а во время войны его работа была и вовсе прекращена). Кроме регулярно выпускаемых киножурналов, как всесоюзных, так и республиканских, региональных, коротких тематических выпусков кинохроники, освещающих события в тылу и на фронте, советские кинохроникеры продолжали работать над большими полнометражными хроникально-документальными фильмами, в которых в доступной для простых зрителей форме рассказывали об основных событиях Великой Отечественной войны.
Командование отлично понимало значение кинохроники для победы над врагом. Как писала газета «Красное знамя» (1945. 1 апреля. С. 3): «На войне хорошая кинокартина – большая радость, настоящий праздник для красноармейца. Полтора-два часа продолжается сеанс, а какую зарядку дает он бойцам, какой приятный отдых приносит им». С патриотическим подъемом встречали зрители такие документальные фильмы, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Ленинград в борьбе» (1942) и др. Ежедневно фронтовые кинооператоры снимали в среднем 2,5 тыс. метров пленки, что равняется объему полнометражного фильма.
В начале 1942 г. закончилась наладка Новосибирской кинокопировальной фабрики, и ее первенцем стал фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
● Кинооператор Р. Кармен в своих воспоминаниях «Но пасаран!» (1972) писал: «Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм «Разгром немецких войск под Москвой» – первый военный полнометражный документальный фильм […] работал, не зная отдыха, весь коллектив студии – лаборанты, монтажницы, ассистенты, редакторы, огромный отряд документалистов, возглавляемый режиссерами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым».
Кадр из фильма
18 февраля 1942 г. фильм вышел на экраны нашей страны. В 1943 г. он был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». В США русскую версию показали 15 августа 1942 г. в нью-йоркском кинотеатре «Глоб». 1 октября состоялась премьера адаптированной для американского зрителя версии этого фильма под названием «Москва наносит ответный удар» («Moscow strikes back»).
● Правда. 1942. 20 февраля: «18 февраля на экранах страны началась демонстрация фильма «Разгром немецких войск под Москвой». В первый день его смотрели 83 700 рабочих, служащих, бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Зрители восторженно встретили фильм. В кинотеатрах «Художественный», «Форум» и других перед началом сеансов выступали участники незабываемых боев под Москвой […]»
Новосибирская кинокопировальная фабрика тиражировала и другие фильмы и отправляла их в соседние области. Люди смогли посмотреть фильмы, снятые совсем недавно. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, кинофильмы посмотрели 310 млн человек.
● Советская Сибирь. 1943. 7 апреля: «Как печатали кинофильм «Сталинград». Срочно размножить исторический фильм «Сталинград»! Этот почетный заказ коллектив Новосибирской кинокопировальной фабрики выполнил в кратчайшие сроки. Отдел подготовки, где мастером коммунист тов. Батищев, вместо пяти дней по плану решил подготовить контранегатив в 48 часов и подготовил его за 23 часа. Отдел печати, проявки, сборки, где работают мастера тт. Соколова, Тимофеева, Семенова, Хорошавцева, Тарасова вместо трех дней выполнил свое обязательство в два дня. Коллектив фабрики изготовил 40 копий фильма «Сталинград» в три дня вместо пяти дней, как обязался. На пятый день работы был выполнен весь заказ – 72 копии […]».
● Советская Сибирь. 1943. 8 октября: НОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ выпускаются на-днях на экран гор. Новосибирска и области: «ОРЛОВСКАЯ БИТВА». Документальный фильм о провале летнего наступления немецко-фашистских войск. Авторы фильма – режиссеры Р. Гиков, Л. Степанова. С'емки производили операторы фронтовых киногрупп, лауреаты Сталинской премии: Казаков, Крылов, Кармен, Небылицкий, Софьин, операторы – Гафит, Лозовский, Леонтович, Могилевский, Малов, Марченко, Солодков, Посельский, Фролов. Текст Ю. Смирницкого. Музыкальное оформление В. Смирнова. Военный консультант генерал-майор С. Платонов. «НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ». Документальный фильм о героической борьбе партизан и партизанок в дни отечественной войны. Автор – режиссер лауреат Сталинской премии В. Беляев. Режиссер – Н. Комаревцев. Фильм снимали кинооператоры лауреаты Сталинской премии: И. Вейнерович, Н. Быков, М. Глидер, Б. Дементьев, Г. Донец, Л. Изаксон, Б. Макасеев, М. Сухова, Б. Эйберг. Композитор Астраданцев. Оба фильма – производства 1943 года. Центральной студии кинохроники. Выпуск Новосибирской областной конторы Главкинопроката».
На базе эвакуированных студий «Мостехфильма» и «Диафильма» была создана объединенная студия по выпуску военно-учебных фильмов (позднее она стала называться «Военфильм»). Фильмы нужны были для популяризации военных знаний среди широких масс, для подготовки новых резервов для армии, для помощи в овладении сложной боевой техникой. Подобные технико-пропагандистские инструктивные фильмы снимались и на местной студии «Сибтехфильм», главной базы производства фильмов для нужд воюющей армии: как отрыть правильно окоп, как правильно передвигаться зимой, как изготовить лыжи, как стрелять метко... Около двух сотен фильмов-лекций, фильмов-инструкций ушли за годы войны из Новосибирска на фронт. Не случайно ряд их создателей награждены боевыми орденами.
Фронтовые кинооператоры
Названия фильмов говорят сами за себя: «Боец-связист», «Пистолет-пулемет Рымаренко», «Прокладка полевых линий связи», «Стрельба по невидимым целям», «Умей читать карту», «Поход батальона зимой» («Марш зимой»), «Самолет-истребитель», «Перевозка войск по железной дороге», «Подготовка радиста», «Огнеметчики», «Сборка самолета Як-9», «Боец-разведчик», «Противотанковое ружье», «Переправа танка», «Как распознать вражеский самолет», «Разведка и преодоление заграждений в наступательном бою», «Противотанковое ружье», «Стреляй метко», «Форсирование рек», «Стрельба на рикошетах», «Подготовка самолета к боевому вылету», «Бомбометание с пикирования», «Борьба с вражескими минами», «Восстановление линий связи», «Продовольственное снабжение батальона-роты», «Стрельба гранатой с дистанционным взрывателем», «Танковый дизель», «Сборка узлов и машин Т-34» и т. д. и т. п.
● Советская Сибирь. 1941. 4 сентября: «НОВЫЕ КИНОФИЛЬМЫ. В киностудию «Сибтехфильм» поступил срочный заказ – сделать фильм «Светомаскировка станционных сооружений». Режиссер Раппопорт с помощью консультантов – инженеров тт. Абрамова и Нечаева в рекордно короткий срок закончил сценарий и приступил к с'емке. Фильм научит железнодорожников правильно маскироваться и безусловно поможет им в борьбе против воздушного нападения. В конце сентября картина выйдет на экраны. […]».
● Советская Сибирь. 1941. 25 декабря: «Кино в помощь всевобучу. Научно-технические киностудии в Новосибирске выпускают ряд короткометражных фильмов, помогающих готовить новые кадры для Красной Армии. Режиссеры В. Шнейдеров и В. Сутеев ставят по сценарию И. Василькова оборонно-инструктивный фильм «Грозное оружие» («Миномет»). В фильме показано устройство минометов разных систем, устройство самой мины, работа минометчиков на огневой позиции, взаимодействие минометных частей с пехотой и артиллерией. Фильм «Зимний поход» (сценарий Боголепова) ознакомит зрителей с условиями зимнего похода в полевой и лесной обстановке, с различными средствами передвижения и перевозки людей, материальной части и огневых средств. Фильм наглядно покажет также различные способы маскировки в зимних походных условиях, как согреться в поле, как предупредить обмораживание и т. д. Ставит этот фильм режиссер А. Литвинов. […] «Студия военных и железнодорожно-оборонных фильмов» работает сейчас над двумя короткометражными фильмами, посвященными маскировке на фронте. «Невидимый боец» – фильм, посвященный маскировке в зимних условиях отдельного бойца и стрелковой ячейки. Эта картина будет выпущена (постановка А. Челакова) в январе 1942 года. Затем будет выпущен на эту же тему короткометражный фильм «Индивидуальная маскировка» применительно к условиям летней боевой обстановки (режиссеры В. Шнейдеров и В. Сутеев). […] Темам овладения различного вида вооружением посвящен ряд фильмов, которые выпускают как новосибирские студии, так и Ленинградская студия научно-технических фильмов. Главное управление научно-технических фильмов Комитета по делам кинематографии выпустило с начала войны около 30 оборонных короткометражных картин. В Новосибирске же выпускается киножурнал «Наука и техника» (12 номеров в год) […] Ближайший номер журнала будет показан на экране еще до конца 1941 года».
● Советская Сибирь. 1942. 10 марта: «Зритель должен увидеть эти картины! Кинофабрика «Сибтехфильм» выпустила несколько короткометражных картин на оборонные темы. «Марш зимой» (реж. Литвинов, оператор Сухомлинов) и «Борьба с минами» (реж. Соколов, оператор Жилин) – это инструктивные картины. Авторы ставили себе ограниченную задачу – создать учебное пособие для всевобуча. Однако жизненная правда, соответствие с действительностью, достигнутые авторами фильмов (до известной степени, это заслуга не только с'емочного коллектива, но и специалистов-консультантов), сделали эти короткие картины поистине волнующими. […] Их должны видеть сотни тысяч зрителей. Они должны появиться на всех экранах. […]»
● Советская Сибирь. 1943. 22 июня: «Оборонные фильмы. В апреле 1943 года Новосибирская киностудия «Сибтехфильм» выпустила учебно-оборонную картину «Преодоление проволочных заграждений при наступлении». В фильме, автором которого является 3. Драпкин, показан метод разрушения защитных ограждений вражеской обороны в разнообразных боевых условиях во время наступательных операций. 20 июня студия получила письмо с фронта от командиров и бойцов Н-ской гвардейской части. Давая высокую оценку фильму и благодаря студию за его выпуск, авторы письма заканчивают свое обращение: «Гвардейцы обязуются бить врага только по-гвардейски до полного его уничтожения». В настоящее время «Сибтехфильм» работает над рядом новых учебно-инструктивных фильмов […]».
● Советская Сибирь. 1944. 12 ноября: «НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ. […] Прекрасную оценку от Главного Маршала артиллерии Воронова получил фильм «Стрельба на рикошетах». Его снимали режиссер Анци-Половский и оператор Клушанцев. Режиссер-орденоносец Рымаренко сделал фильм «Явления крена при погружении подводной лодки». […] В течение двух кварталов коллектив студии держит красное переходящее знамя ВЦСПС и Кинокомитета».
Выпускались фильмы и об организации жизни тыла в военное время: «Бомбоубежище», «Поточное производство самолетов», «Скоростные методы формирования поездов», «Стахановцы-коксовики», «Стахановцы‑прокатчики», «Стахановцы-доменщики», «Подготовка железнодорожного пути к зиме», «Прием паровозов», «Экономия топлива», «Сезонные ясли в колхозе», «Новаторы-производственники», «Ремонт и укладка коленчатого вала», «Местные строительные материалы», «Что должен знать инвалид о протезах», «Умей оказывать первую помощь», «Ранение гортани», «Охрана здоровья рабочих горячих цехов», «Употребляйте в пищу дикорастущие растения», «Строительство в зимних условиях», «Экономь горючее», «Коза», «О птице, которую вам следует завести» и другие. Киноплакаты «Вступайте в ряды общества Красного Креста» сжато и страстно призывают советских граждан к выполнению патриотического долга, показывая, в чем заключается работа обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и как осуществляется лечение раненых бойцов посредством переливания крови.
● Советская Сибирь. 1941. 4 сентября: «НОВЫЕ КИНОФИЛЬМЫ. […] Режиссер Плотский ставит фильм «Гигиена и санитария бомбоубежищ», в котором на примере одной семьи покажет, как должно вести себя население во время воздушной тревоги, каким должно быть бомбоубежище с отсеками для матерей с детьми, больных, подростков и т. д. Режиссеры Харьков, Соколов, Мурин и другие готовят несколько фильмов о работе железных дорог в военных условиях. Киностудия готовит, кроме того, несколько короткометражных фильмов-плакатов «Записывайтесь в санитарные дружины», «Вступайте в ряды доноров», «Обучайтесь в кружках ГСО» и т. д. В киностудии ведется интересная работа по популяризации методов лучших стахановцев. […] Интересный фильм о новых системах разработки угля в Кузбассе готовит режиссер Гофман-Згода. В этой картине будут показаны выгода и экономическая целесообразность применения щитов Чинакала, роль опережающего крепления, малой механизации и т. д. Сценарий написан режиссером».
● Советская Сибирь. 1942. 4 апреля: «Павел Ширшов и его товарищи на экране. На-днях Новосибирская студия Кинохроники (оператор тов. Кутуб-Заде) засняла на кинопленку работу тысячников энского завода – тт. Ширшова, Марцинкевича, Сиротина в др. для Союзкиножурнала № 14».
● Советская Сибирь. 1943. 26 июня: «Сельскохозяйственные работы на экране. Новосибирская студия Кинохроники снимает для ближайшего номера своего киножурнала работы по прополке зерновых на полях колхозов, обслуживаемых Елтышевской МТС, Ояшинского района. Одновременно будут засняты все процессы ремонта комбайнов. Съемку производит оператор С. Хмелев. Одна из лучших коневодческих ферм Новосибирской области находится в сельскохозяйственной артели Коченевского района. Отличные образцы работы показывают на ферме колхозницы, работающие в качестве наездниц-тренировщиц. Работу фермы снимает оператор Г. Цветков для одного из ближайших номеров киножурнала».
● Советская Сибирь. 1944. 12 ноября: «НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ. Киностудия Сибтехфильм к XXVII годовщине Великого Октября выпустила 19 учебно-оборонных фильмов, которые получили отличную оценку. Режиссером Задорожным и оператором Шлеминым сделан фильм «Ветеринарная служба в дни Отечественной войны». Фильм получил отличную оценку Кинокомитета. […] На широкий экран были выпущены плакаты и фильмы: «Береги глаза», «Что должен знать инвалид о протезах», «Чем заменить мыло в быту», «Коклюш» и другие […]».
Учебные фильмы – главный продукт Сибирского кинематографа тех лет. Но не только они предлагались жителям Новосибирска.
В первые дни войны коллектив Новосибирской студии заметно поредел – многие ушли на фронт. Хроникеры, резко сократившие свой коллектив за счет ушедших на фронт добровольцев и привлеченных к производству основной – военной – продукции, временно прекращают выпуск журнала «Сибирь на экране». Но вскоре он возобновляется. Для работы над журналом удается высвободить всего одного режиссера – Соломона Лукацкого, и он делал, казалось бы, немыслимое раньше – успевал справляться с тем, что обычно было по силам лишь троим-четверым – в одиночку обеспечивал еженедельный выпуск.
● Советская Сибирь. 1943. 30 июня: «”Сибирь на экране”. Мария Александровна Душкина восемь лет работает в свиносовхозе «Сибиряк», Ояшинского района. За примерную стахановскую работу Наркомат совхозов СССР наградил ее значком «Отличник социалистического соревнования». Душкина не допустила ни одного случая отхода за весь 1942 год. На каждую свиноматку она получила по 17 деловых поросят. Киноочерк о свиносовхозе «Сибиряк» и его передовых стахановцах – М. Душкиной и других заснят Новосибирской студией кинохроники и включен в журнал «Сибирь на экране» № 24. В этом же номере журнала будет показан очерк о подарках, посылаемых трудящимися Октябрьского района Новосибирска на фронт гвардейцам-сибирякам. 2 июля журнал появится на экранах новосибирских кинотеатров».
В годы войны кинематографисты Новосибирска освоили еще один жанр – публицистику, перейдя на выпуск отдельных короткометражек: «Добровольцы-сибиряки» (1942), «Сибиряки – фронту» (1942), «Фронт удаляется на запад» (1943/1944), «Александр Покрышкин» (1944), фрагменты которых и в наше время цитируются на центральном экране.
Кинооператор Новосибирской студии кинохроники С. В. Хмелев на съемках фильма «Фронт удаляется на Запад» в Воронеже, 1942–1943
● Советская Сибирь. 1941. 11 декабря: «”Сибирь поднялась!” Новый художественно-документальный фильм. В железном марше проходят по экрану колонны вооруженных бойцов... – Вам, дорогие братья, бесстрашные воины Красной Армии и Морского Флота, вам, герои великой битвы за счастье и свободу человечества, посвящают этот фильм-отчет сотни тысяч трудящихся Новосибирской области. Мы с вами, наши защитники, герои, наши дети и братья! – Помните: мы ждем вас с победой. Мы сделаем все, чтобы ускорить час жестокой расправы с проклятым фашизмом. Нашей работой, нашей жизнью руководит одна мысль: – Все для фронта! – Все для победы! Так начинается художественно-документальный фильм о героике сибирских будней […] Забыты довоенные нормы. То, на что в июне требовались недели, сейчас отнимает часы. […] Уже первые снятые кадры нового фильма свидетельствуют о большой творческой удаче кинорежиссера В. Геймана, который средствами киноискусства выразительно и высокохудожественно запечатлел для экрана патриотизм и любовь сибиряков к своей родине. Остается пожелать, чтобы Комитет по делам кинематографии обеспечил коллективу режиссера В. Геймана самые благоприятные условия для завершения его интересной и нужной работы».
● Советская Сибирь. 1942. 29 мая: «”Сибирь – фронту” (Новый документальный кинофильм). […] Сибирь! Короткое слово, за шестью буквами которого в сознании встают неисчислимые богатства нашей родины. Сибиряки – люди твердой воли и смелых дел. Вы видите их на экране, создающими сегодня все то, что необходимо фронту, что требуется для победы над трижды проклятым врагом. […] Документальный фильм «Сибиряки – фронту», созданный режиссером Виктором Гейманом, вышел на экраны области. Лента смотрится с хорошей волнующей гордостью. Она доходит до сердца ученого и пионера, колхозника и сталевара. Она понятна и близка каждому советскому человеку. […] Это талантливый и очень короткий рассказ. Это только эскиз картины, которую нужно создать о богатырской Сибири, сокровищах, которые питают фронт, вооружают нашу армию для победы над врагом. Мы верим, что она будет создана […]».
«Добровольцы-сибиряки» – так назывался одночастевый документальный фильм Новосибирской студии кинохроники, снятый в 1942 году (режиссер А. Литвинов, оператор С. Хмелев). Это, пожалуй, единственная картина в стране, где подробно рассказывается о формировании дивизии в годы войны. Фильм рассказывал о создании сибирской добровольческой дивизии. По воспоминаниям кинооператора С. Хмелева: «Когда появилось сообщение о формировании Сибирской добровольческой дивизии, мы, режиссер Литвинов, ассистент оператора Никифоров, администратор и я, сразу же, без сценария, приступили к съемкам. […] Фильм волнует и сегодня […]». Песня, звучавшая в фильме, написана новосибирским поэтом, фронтовым корреспондентом А. Смердовым.
После войны в 1946 г. из снятого операторами фронтовых групп материала, а также фильма «Добровольцы-сибиряки» на студии «Сибтехфильм» был смонтирован полнометражный фильм (6 частей) «Сибиряки-гвардейцы». Музыку и песни к этому фильму написали А. Новиков и М. Блантер.
В декабре 1942 г., как анонсирует газета «Советская Сибирь» (5 и 12 декабря), «на экраны области выпускается новый фильм – “Сибирь в дни войны”. Фильм посвящается славным сынам Сибири – гвардейцам, героически сражающимся на фронтах отечественной войны. Авторы сценария: А. Смердов, С. Koжевников, Е. Иванов, М. Кауфман, Я. Задорожный. Текст песен: поэта А. Смердова. Режиссеры заслуженный деятель искусств М. Кауфман, Я. Задорожный. Выпуск Новосибирской конторы “Главкинопрокат”». 13 декабря 1942 г. была опубликована рецензия А. Бруштейн на этот фильм.
● Советская Сибирь. 1942. 13 декабря: «[…] За время войны чрезвычайно возросло значение хроникальных картин, и это, конечно, не случайно. Из всех искусств одному только документальному фильму, пожалуй, дано запечатлеть жизнь во всей ее правде, не приукрашенной средствами художественного вымысла. Скупые кадры нашей хроники расскажут внукам и правнукам бессмертную правду борьбы и труда, тяжких испытаний, не сломленного упорства и нетленной славы народа. Одним из таких документов эпохи явится и картина «Сибирь в дни войны» (производство «Сибтехфильм»). Литературный сценарий, написанный любовно писателями-сибиряками: Е. Ивановым, С. Кожевниковым и А. Смердовым, пронизанный подъемной песней А. Смердова, творческие усилия режиссуры (заслуженный деятель искусств М. Кауфман, А. Литвинов и Я. Задорожный), хорошая работа операторов (М. Кауфман, А. Баранов, П. Клушанцев) помогли создать кинокартину интересную и ценную […] Все, что показано, сделано интересно и добротно, но хотелось бы, чтобы количественно этого было показано несколько больше».
По информации газеты «Советская Сибирь», в городе происходили съемки и художественных фильмов.
Кадр из фильма Иван Грозный (1 серия)
● Советская Сибирь. 1943. 12 июня: «С'емки фильма “Иван Грозный”. В алма-атинской киностудии (Казахстан) начались с'емки кинофильма «Иван Грозный» по сценарию С. М. Эйзенштейна, который является одновременно и постановщиком картины. Фильм охватывает огромный период в 37 лет царствования царя Ивана Васильевича, названного современным ему русским мемуаристом «вторособирателем Руси» Основная тема картины – борьба царя за единство и мощь русского государства против феодалов-бояр и внешних врагов: татар на Востоке и немецких рыцарей из Ливонского ордена на Западе. В картине снимается ряд выдающихся советских актеров: народный артист РСФСР Н. Черкасов (в роли Ивана Грозного), заслуженные артисты М. Жаров (Малюта Скуратов), А. Абрикосов, народный артист УССР Бучма и др. Натурные с'емки для ряда сцен будут производиться в окрестностях Новосибирска. Осенью С. Эйзенштейн приедет с постановочной группой в Новосибирск, где приступит к с'емкам сцен “Иван Грозный в Александровской слободе”, “Поход на Новгород”, “Лобное место на Красной площади в Москве” и др.».
● Советская Сибирь. 1944. 24 марта: «С‘емки кинофильма “Буря”. В Новосибирске ведется подготовка к с'емкам нового художественного кинофильма «Буря». Фильм снимают авторы сценария кинорежиссеры Л. Трауберг и Г. Козинцев. В фильме снимаются народная артистка СССР Корчагина-Александровская, народный артист РСФСР Скоробогатов, заслуженные артисты республики Толубеев и Жуковский, народная артистка СССР Ужвий. Павильонные и натурные с’емки будут происходить в Новосибирске, Ташкенте и Ленинграде. Фильм появится на экранах в текущем году».
В годы войны, отдав немалую часть коллектива фронту, студия продолжала выпуск журнала и фильмов. Встав на «боевые рельсы», режиссеры и операторы принимали активное участие во всех патриотических акциях страны.
● Советская Сибирь. 1941. 14 декабря: «Не ниже 20 процентов месячной зарплаты! Десятки тысяч трудящихся области приобретают билеты денежно-вещевой лотереи […] К полудню 12 декабря 153 работника киностудии «Сибтехфильм» подписались на 19.440 рублей, что составляет свыше 20 процентов их месячной заработной платы. Кинорежиссер А. Д. Форд подписался на 500 рублей, режиссер М. С. Каростин – на 450 рублей, режиссер Е. В. Грязнов – на 400 рублей. Администратор А. Е. Ратомская при месячном заработке в 400 рублей подписалась на 180 рублей и т. д. Подписка продолжается […]».
● Советская Сибирь. 1942. 14 апреля: «Вчера в Новосибирске. […] Через десять минут после оглашения постановления правительства о выпуске займа началась подписка в Новосибирской киностудии. Режиссеры тт. Соколов и Литвинов подписались на 3 тысячи рублей каждый и по 2.000 рублей внесли наличными. Режиссер т. Раппопорт подписался на 3 тысячи рублей и наличными внес полторы тысячи. Режиссеры тт. Коростин и Клейман подписались на 3 тысячи, режиссер т. Уманский – на 2 тысячи. Директор студии т. Мордухович и секретарь партийной организации т. Павлова подписались на 125 проц. своей месячной зарплаты. Всего охвачено подпиской 85 работников, подписавшихся на 63.425 рублей, то-есть, в среднем, на 125 проц. месячного фонда зарплаты».
● Советская Сибирь. 1945. 24 февраля: «Хорошо поставлена военно-физкультурная работа на Новосибирской кинокопировальной фабрике. На снимке: комсомолец, дежурный механик Тимофей Комалединов бросает гранату. Фото Шумакова».
В 1941–1945 гг. в Новосибирске работали курсы киномехаников звукового кино, где готовили квалифицированные кадры работников, способных обслуживать и кинопередвижки, и аппаратуру в кинотеатрах. На учебу ехали из многих областей Сибири.
● Новосибирская школа киномехаников начала работать в 1937 г. (хотя у Кино-Сибири и в 1920-е были курсы киномехаников) в двухэтажном деревянном здании на ул. Журинской, 74. В декабре 1941-го школу потеснили курсы связи ОСО и автошкола, а с марта 1943-го курсы вернулись на эту площадку. «Новосибирские курсы механиков звукового кино производят приём на курсы подготовки киномехаников стационарных и передвижных установок от государственных, общественных и профсоюзных организаций. В основную группу с 7-месячным сроком обучения принимаются с образованием не ниже 7 классов; в подготовительную группу с 9-месячным сроком обучения – с образованием не ниже 5 классов», – говорится в объявлении о наборе.
На курсах обучали профессии, обеспечивали общежитием, теплыми вещами на зиму, постельным бельем. Слушателям выплачивалась стипендия: отличникам (имеющим одни пятерки) – 150 руб., ударникам (имеющим хотя бы одну четверку) – 135 руб., и даже двоечникам (имеющим только одну двойку) – 85 руб.
Начинающий киномеханик
В октябре 1942 г. областное управление кинофикации открыло также курсы в госпиталях Новосибирска, где обучалось 50 киномехаников. Восемь человек, окончивших эти курсы, потом успешно работали в районах области.
● Советская Сибирь. 1944. 20 мая. С. 2 (Фото Б. Шумакова): «Новосибирская школа киномехаников готовит кадры для Сибири и Дальнего Востока. В нынешнем году она должна подготовить 400 киномехаников-звуковиков. До 40 проц. обучающихся – инвалиды Отечественной войны».
Кинопередвижка
● Советская Сибирь. 1944. 19 сентября: «С кинопередвижкой по колхозам. Участник Отечественной войны, киномеханик Виталий Морозов решил провести рейд с кинопередвижкой по колхозам Новосибирского района. В течение месяца – с 1октябя по 1 ноября – т. Морозов даст в колхозах 45 киносеансов, покажет лучшие фильмы и фронтовую кинохронику. Морозов обратился ко всем киномеханикам, обслуживающим сельские кинопередвижки, с призывом последовать его примеру».
В 2022 г. в Пятом павильоне «Ленфильма» открыт интерактивный проект «Пропавшие в кинохронике», посвященный фронтовым операторам и сотрудникам киностудии, работавшим в годы Великой Отечественной войны. В проекте присутствует и имя новосибирского киномеханика Парфира Дмитриевича Гребенщикова (Гребеньщиков? 1907 – 3 сентября 1942), выпускника школы киномехаников 1939 г., останки которого поисковики нашли недалеко от штаба, в местечке Дом охраны, перед Синявинскими высотами (Ленинградская область, Мгинский район).
Из военного времени кинематограф Новосибирска вышел заметно выросшим, окрепшим и возмужавшим. За годы войны было создано более 50 киножурналов и 101 документальный фильм. Потенциал использования этих кинодокументов огромен. Вот некоторые имена кинематографистов Новосибирска, участников Великой Отечественной войны: Александр Быстров (погиб в боях за Крым), Вера Гесск, Георгий Гребенкин, Евгений Качин, Олег Самуцевич, Михаил Силенко, Николай Старощук, Андрей Тарбеев (погиб под Москвой), Георгий Цветков, Борис Эйберг и др.
Мемориальная доска, посвященная погибшим кинематографистам, в здании Союза кинематографистов Российской Федерации, Москва
«До будущих времен дойдут единичные произведения игрового кинематографа. А хроника сохранится вся.
В ней отражена правда времени» О. Сулейменов
Ангелина Нафанаиловна Юмина
Источники:
Ананченко, Д. Кинематограф области в 1941–45 гг. / Д. Ананченко. – Текст : непосредственный // Народная память : альманах / [ред.-сост.: Т. И. Петрова]. – Новосибирск, 2010. – С. 122.
Ватолин, В. А. Век сибирского кино : (очерки истории кинематографа в Новосибирске) / В. А. Ватолин. – Текст : непосредственный // История города : Новониколаевск-Новосибирск : (ист. очерки). – Новосибирск, 2005. – T. I. – С. 723–772. – URL: https://bsk.nios.ru/content/vek-sibirskogo-kino-ocherki-istorii-kinematografa-v-novosibirske (дата обращения: 15.12.2024).
Ватолин, В А. Голливуд за Каменкой. Очерки зарождения и становления производства фильмов в Сибири. – Текст : непосредственный // Киноведческие записки. – 2005. – № 74. – С. 282–321. – Оконч. Нач.: 2004. № 70. – URL: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=613 (дата обращения: 15.12.2024).
Великая Отечественная война и кинематограф : [в 40 ч.]. (Часть первая). – Текст : электронный // Дзен : [лента публ.]. – URL: https://dzen.ru/a/X3HQESzWWQqZvulE (дата обращения: 03.02.2025).
Зяблицева, С. В. Кинопроизводство в Западной Сибири (1920–1950-е гг.) / С. В. Зяблицева. – Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. – 2011. – № 2. – С. 155–159.
Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – 1072 с. – Текст : непосредственный. – Из содерж.: Западно-Сибирская киностудия / Ватолин, В. А. – С. 333–334; Сибтехфильм / Ватолин, В. А. – С. 795–796.
Новосибирская кинокопировальная фабрика. – Текст : электронный // Новосибирск в фотозагадках : краеведч. форум. – URL: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=613 (дата обращения: 24.12.2024).
«От Советского Информбюро» и не только... – Текст : электронный // Муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска «Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района» : [офиц. сайт]. – URL: https://webirbis.lencbsnsk.ru/9-dney-maya_1_7/ (дата обращения: 24.12.2024). – (9 дней мая : информ. краеведч. проект. День 7).
Приглашаем на премьеру документального фильма «Новосибирская кинохроника на фронте и в тылу», которая состоится 14 и 15 ноября. – Текст : электронный // Музей Новосибирска : [офиц. сайт]. – URL: https://m-nsk.ru/priglashaem-na-premeru-dokumentalnogo-filma-novosibirskaya-kinohronika-na-fronte-i-v-tylu-kotoraya-sostoitsya-14-i-15-noyabrya (дата обращения: 24.12.2024).
Раппопорт, А. Как это все начиналось… / А. Раппопорт. – Текст : непосредственный // Сибирские огни. – 1980. – № 11. – С. 144–150. См. с. 148–149.
Самарин, И. В. Культурная жизнь Новосибирска в годы Великой Отечественной войны / И. В. Самарин. – Текст : непосредственный // Великая война – великая Победа : сб. материалов Межрегион. лит.-краевед. собр. 18–19 марта 2010 г. – Новосибирск, 2010. – С. 28–44. См. с. 42–44. – URL: http://infomania.ru/pdf/0404.pdf (дата обращения: 04.02.2025).
Светлаков, Ю. Я. Сибиряки-добровольцы на экране. – Кемерово, 2010. – 124 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Советская Сибирь, газета, 1941–1945 : 1123 номера с 21 июня 1941 г. по 30 июня 1945 г. – Новосибирск, 2005. – 1 DVD-ROM : черно-белый. – Текст. Изображение : электронные.
Шабанова, М. Кино и война : [публ. 09.08.2021] / М. Шабанова. – Текст : электронный // Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области : сетевое изд. – URL: https://ведомостинсо.рф/2021-32-dutch (дата обращения: 20.02.2025).
Школа (курсы) киномехаников в Новосибирске. – Текст : электронный // Новосибирск в фотозагадках : краеведч. форум. – URL: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=4475 (дата обращения: 20.02.2025).
***
Как проходила мобилизация в 1942 году в Сибири (кинохроника) : [реж. А. Литвин, оператор С. Хмелев, Новосиб. студия кинохроники. Оцифровка с кинопленки А. Антонова]. – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка. Текст – электронные // Одноклассники : [соц. сеть]. – URL: https://ok.ru/video/4450858176940; То же под назв.: Сибиряки – 1942 год. – URL: https://rutube.ru/video/35eb6c7baae08360341eca908bedf9db/ (дата обращения: 04.02.2025).
«Победа за нами!». Боевой киносборник № 1 [1941 г.]. – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка. Текст – электронные // Rutube.ru : [видеохостинг]. – URL: https://rutube.ru/video/51527d7c089b7d76dacb727b9b9931ab/?playlist=396148 (дата обращения: 04.02.2025).
Союзкиножурнал за 1941 год : [29 вып.]. – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка. Текст – электронные // VK Видео : [видеохостинг]. – URL: https://vkvideo.ru/playlist/-184522699_13 (дата обращения: 04.02.2025).
Добавить комментарий