В 30-е – 40-е годы прошлого века Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) являлся единственным в стране высшим учебным заведением, которое осуществляло подготовку квалифицированных гражданских и военных специалистов для железнодорожного транспорта. Выпускники вуза получали диплом инженера железнодорожного транспорта и офицерское звание лейтенанта железнодорожных войск. Они были способны замещать должности младшего командного состава службы военных сообщений частей Красной Армии, а также профессионально заниматься в военное время восстановлением и разрушением железных дорог и иных транспортных магистралей, эксплуатацией железных дорог в прифронтовой и фронтовой полосе. В данной статье раскрывается роль летних (выездных) лагерных сборов НИВИТа в системе подготовки будущих военных инженеров транспорта. Начиная с 1935 г. и вплоть до начала войны слушатели института ежегодно проходили месячную военную подготовку в полевых условиях, где закреплялись теоретические знания, полученные в аудиториях. На основе архивных материалов автор статьи реконструирует ход подготовки и проведения лагерных сборов, раскрывает их содержательную сторону, показывает роль и место военных кафедр института, командного и преподавательского состава, обслуживающего персонала в организации и проведении выхода в лагеря. Каждый лагерный сбор, по мнению автора, совершенствовал систему подготовки будущих командиров транспорта. В годы Великой Отечественной войны выпускники НИВИТа положительно зарекомендовали себя по службе в железнодорожных войсках, управлении военно-восстановительными работами, в специальных формированиях службы военных сообщений, воздушно-десантных частях и службах тыла.
Добавить комментарий