Актуальность темы обусловлена рядом обстоятельств. Мы обозначим только два, которые считаем наиболее важными. Во-первых, одной из глобальных и важных проблем современности стала положение женщин в обществе. По словам Н.В. Паниной период Великой Отечественной войны стал тем временем, когда «женщина сыграла особую роль в укреплении военной мощи страны и достижении Победы» [5, с. 3]. Во-вторых, сибирские страницы сибирской истории являются неотъемлемой частью национального самосознания и региональной идентичности. Мы провели сплошной просмотр газеты «Советская Сибирь» за период 1941 – 1945 гг., отобрали материалы по нашей теме, проанализировали их и сформировали представление о том, как газетой «Советская Сибирь» конструировался образ жизни сибирских женщин в годы Великой отечественной войны. В результате работы материалы газеты «Советская Сибирь», посвященные женщинам, мы разделили на пять групп: 1) образ жизни женщин села; 2) образ жизни женщин работниц промышленных предприятий; 3) образ жизни женщин-медсестер; 4) образ жизни женщин жен фронтовиков; 5) образ социально-активной женщины.
Приведем примеры, иллюстрирующие образ жизни женщин села. Так, газета «Советская Сибирь» писала 21 августа 1941 г.: «В деревне Быково Новосибирского района – два колхоза: имени Орджоникидзе и «Завет Ильича». В первом – уборка в полном разгаре. В поле работает комбайн, жатка, лобогрейка, две косилки с приводами. Кроме того ежедневно не менее 15 женщин (курсив наш – В.Г., А.М., И.П.) убирают рожь серпами. Здесь стар и мал вышли на уборку урожая. 68-летняя Матрена Расакатская, Евдокия Первей и другие колхозницы постоянно выполняют и перевыполняют нормы по жатве хлеба. Достаточно сказать, что из 80 гектаров скошенной ржи 30 убрали женщины вручную» [8]. Газета, сообщая об уборке хлебов в колхозах Каменского сельсовета «Партизан Ярошенко» и имени Челюскинцев писала, что его «вязальщицы колхоза «Партизан Ярошенко» Федосья Клишевец, Вера Коновалевская и другие норму выполняют на 120 – 130 процентов. …А вязальщицы колхоза имени Челюскинцев Меланья Ведомцева, Мария Сопочкина, Агафья Галкина и другие вяжут по 700 – 800 снопов в день. Среди колхозниц нет ни одной, которая не выполнила бы нормы» [6]. Готовясь к весенней посевной 1942 г., утверждали, что «женщины в колхозе – большая сила. Девушки нашего колхоза Катя Аксененко, Антонина Артамонова, Лиза Малькова и многие другие пахали зябь не хуже любого мужчины. И весной на пахоте у нас будут работать, главным образом, женщины» [2]. В. Андреева писала о работе животноводов: « Люди на ферме, в большинстве своем, опытные, работающие много лет. Взять, к примеру, доярку Марию Иван овну Криницыну. В прошлом году от 12 коров она выходила 14 телят… . Хорошо работает свинарка Евдокия Вогина, пастух Ольга Санникова и другие члены бригады. … Не плохо и с овцами. За нынешний год стадо их выросло на 99 голов. Очень заботливо и любовно смотрят за ними колхозницы Анна Попова – жена фронтовика и Евдокия Конева. План развития овцеводства перевыполнен [1] . Газета писала, что «большую роль на косьбе сена играют женщины. У нас открыты детские ясли и площадка. Колхозницы спокойны за детей, оставленных в деревне, и работают старательно. Установлен премиальный фонд для поощрения передовиков сеноуборки» [10].
Характеризую вторую категорию, выделенную нами, приведем такие примеры. Так, в газете было напечатано письмо жены красноармейца Александра Изегова Серафимы Гавриленко, которая писала своему мужу: «Милый Саша! Я оказалась способной ученицей. Станок я уже освоила и вот второй день работаю самостоятельно. При чем в первый же день норму выполнила на сто процентов, а в ближайшие дни думаю дать двести процентов» [4].
Много заметок в газете «Советская Сибирь» посвящено желанию женщин добровольно стать медицинскими сестрами. Так, в заметке «Женщины Сталинска» читаем: «Три моих брата пожизненно избрали себе военную специальность, - говорит комсомолка Иванова. – Сейчас они – командиры и сражаются за счастье советского народа. Надеюсь, что и мне будет оказана честь, и меня пошлют, как медицинскую сестру в Действующую армию. А пока я обязуюсь подготовить десять бойцов-санитаров» [3]. В заметке «Подруги» мы читаем историю девяти девушек-студентов школы медицинских сестер, которых война застала на втором курсе медицинской школы: «И вот они, - девять подруг Валя Сухинина, Вера Игнатьевна и другие девушки пишут: «В райвоенкомат, от студенток 2 курса школы медсестер. Просим считать нас мобилизованными для работы на передовой линии фронта» [7]. Газета писала о подвигах медицинских сестер на фронте: «Шура Шелковникова – сибирячка из Сталинска, что в Кузбассе. Она вынесла из боя сорок два раненых. Удлинила сорок две жизни! Восемнадцатилетняя Шура - простая сибирская девочка с теплой искрой в серых глазах. Она училась. Она работала. .. Когда началась война, она ушла на фронт. … Ненависть пересиливала страх. Бояться было просто некогда. Надо было перевязывать, надо было выносить из огня. ... Бойцы потрясены. Девочка, а несет!» [ 9].
Красноречиво об образе жизни женщин – жен фронтовиков говорит заметка «Четыре письма»: «Ну а теперь о себе и о детях. Живем мы хорошо, ни в чем не нуждаемся. Вчера мне завод дал ордер на новую квартиру, завтра переходим. Дровами и углем тоже обеспечены. Так что о нас можешь не беспокоиться» [4].
Ярким примером образа жизни социально-активных женщин служит письмо уже упомянутой Серафимы Гавриленко. В своем письме она пишет, что для Красной Армии она тоже внесла подарок: «Отдала твои стеганые брюки и фуфайку. Когда придешь, новые купим. А всего мы собрали 5 полушубков, 25 пар пимов, 12 пар теплого белья, 5,5 метров шинельного сукна, 8 ватных фуфаек, 23 ватных брюк, 9 пар теплых носков, 2 суконных брюк, 3 суконных гимнастерки, 4 пары перчаток, 11 метров фланели, 5 овчин и много других вещей» [4].
Подводя итог, мы пришли к заключению, что в средствах массовой информации образ жизни советской женщины представлялся полным физических трудностей, так как женщины заменили мужчин в сельском хозяйстве и в промышленности. Женщина вела образ жизни, как и подобает советскому гражданину: была ответственной, сильной и трудолюбивой. Кроме того в «Советской Сибири» транслировалась мысль, что Советское государство оказывает всестороннюю помощь женам бойцов Красной Армии. Помимо того, что пришлось освоить мужские профессии, женщины уходили на фронт в роли медицинских сестер. Социальная активность сибирских женщин проявилась в организации и участии сборов средств для бойцов Красной Армии.
Библиографический список
1. Андреева В. Нa колхозной ферме //Советская Сибирь. 1943. 6 декабря.
2. Башев И. Женщины в колхозе – большая сила //Советская Сибирь. 1942. 20 января.
3. Женщины Сталинска //Советская Сибирь. 1941. 29 июня.
4. П.К. Четыре письма //Советская Сибирь. 1941. 28 сентября.
5. Панина Н.В. Исторический вклад советских женщин в обеспечение стабильности тыла и организацию помощи фронту в годы Великой отечественной войны: по материалам Российской Федерации: дис. на соискание степени д.и.н. М., 2002.
6. Перунов К. Во всеоружии встретим уборку яровых хлебов //Советская Сибирь. 1941. 12 августа.
7. Северный Я. Подруги //Советская Сибирь. 1941. 29 июня.
8. Соколов Г. Два колхоза //Советская Сибирь. 1941. 21 августа.9. Шкапская М. Сибирячка //Советская Сибирь. 1943. 13 апреля.
10. Юткин Г. Наш опыт сеноуборки //Советская Сибирь. 1944. 11 июля.
Галстян В., Маркова А., Полич И.
г. Новосибирск
МБОУ СОШ № 186, 11 класс
Научный руководитель: Антипенко В.М., учитель истории МБО СОШ № 186
Научный консультант: Котович Л.В., к.и.н., ведущий методист музея Железнодорожного района филиала МКУК «Музей города Новосибирска»
Добавить комментарий