Обречённый на заклание

К публичным слушаниям 14 сентября

Появилась информация о проекте постройки нового микрорайона на левом берегу Оби. С неудобным названием «Заобской Затон». Да бог с ним с названием – оно рабочее, поправимое. Но я бы все равно посоветовал застройщикам своевременно оформить границы территории, название и микрорайона, и улиц его застройки. А то получат новоселы прописку с названием, непонятно каких улиц. Как жители, хотевшие жить на Ясном берегу, вынуждены теперь оформлять документы на 1-ю Чулымскую, хотя, на мой взгляд, это тоже неплохое, историческое название.

Но это отступление. Не о том хотел сказать. А о том, как наш новосибирский Затон, называемый в репортажах «сказочным», умирает.

Когда-то река Обь была половинкой транспортного перекрестка Новосибирска, его неотъемлемой частью. Она работала, работала и вдруг стала не нужна. Грузооборот упал, судов всё меньше, материально-техническая база всё жиже. Так и до сноса речпорта доберёмся. Прогресс не остановить (если это прогресс).

Очень жаль, что мы теряем Затон. Напрасно нас уверяют, что сейчас на месте будущего райского микрорайона лишь безлюдная пустошь, неухоженные деревья и редкие рыбаки. «Все, что попадает в зону строительства — как жилищного, так и рекреационного, — оно, конечно, подлежит сносу», — резюмирует главный архитектор города Виктор Тимонов. Это, в первую очередь – РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) речного флота, которая находится здесь более века. Сначала мы распродали хорошие суда, разрезали на металлолом отличные корпуса, которые могли ещё ходить и ходить, уничтожили большой слип (оборудование для ремонта судов), теперь добрались до остатков. А здесь есть ещё плавучие доки, мощный земснаряд производства ЧССР, тот самый, которому в 1984-м удалось вырвать со дна реки «сибирский Титаник» - пароход «Совнарком», трагически затонувший в 1921 году и унесший жизни 300 человек.

Эта база – родина Затона. Она была основана в 1909 году. Тогда здесь на зимовку встали суда фирмы «Братья Нобель» с баржами, пароходы «Ново-Николаевск», «Остяк», две наливные баржи. Поначалу речники жили вокруг зимующих судов в землянках. Скоро возник и рабочий поселок.

В 1924 году неподалёку, на берегу Яренской протоки, построили мастерские, жилые бараки. Появился судоремонтный завод. Для доставки угля сюда провели железнодорожную ветку. Местность быстро обрастала частным сектором. Здесь до сих пор существует удивительная «местечковая» сплоченность населения, которые живут одной рекой, одной работой, одними радостями и одними бедами.

В годы Великой Отечественной войны на судоремонтном заводе выпускали 100-миллеметровые минометы, мины, изготавливали для них тару.  Сюда из Киева был эвакуирован завод «Ленинская кузница», вместе с затонцами построивший 4 бронекатера. Наши новосибирские суда успели принять участие и в боевых действиях. Два из них ушли на Дунай, два на Дальний Восток. В 1975 наш БК-302 будет поставлен на постамент в Хабаровске.

С 1952 года завод серийно выпускает мелкотоннажные суда. За 40 лет в Новосибирской РЭБ построено 317 единиц речного флота.

Есть чем гордиться сносимому району. Основные корпуса самого завода и посёлок в ближайшие годы под снос не попадают, но на генплане их уже нет. Вопрос времени. И при всей неотвратимости сноса, авторам планировки нового микрорайона (компания ООО «Сибирское проектное бюро») необходимо предусмотреть создание мемориала и музея речной славы города и тех людей, что работали на месте возводимой «Сибирской Венеции».

Сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев

Комментарии

Опубликовано пользователем Гость
Очепятка. "на судоремонтном заводе выпускали 100-миллеметровые минометы, мины": - в СССР не было 100 миллиметровых минометов. Интересно, какие на самом деле выпускали

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Спасибо за замечание. Источник вот - http://katera.ru/files/magazines/196/126-127.pdf Посмотрел тему. Интересно , что это не единственная очепятка. На территории нашего жиркомбината «разместились отдельные цехи Тульского оружейного завода, выпускавшего стомиллиметровые минометы, запасные части к ним и бутылки с зажигательной смесью». http://www.ngonb.ru/docs/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%92%D0%9E%D0%92/2008.pdf Двойное попадание? Самый распространенный калибр был 82. Скорее всего, он и был.

Опубликовано пользователем Виктор
"Для доставки угля сюда провели железнодорожную ветку." - не было такого. Да и не к чему - зачем столько угля? Завод был небольшой, это же не ТЭЦ.

Добавить комментарий

Target Image