© etot-prazdnik.ru. Праздник МэрцишорОдин из лидеров общины молдаван в Новосибирске: «Для многих из нас Сибирь стала второй родиной»29 Авг 2021, 10:50
Молдаван в Сибири в разные времена жило не так много, но свой след в истории региона и в его культуре они оставили. О жизни своего народа в Сибири, праздниках и культурных особенностях Тайге.инфо рассказал один из лидеров молдавской общины Новосибирска Думитру Погоря.
Тайга.инфо: Молдаване как правило живут в Сибири лишь в городах. Это так?
— Начнем с того, что молдаване занимают 34 место по численности в России. Их насчитывается более 156 тыс. И, действительно, молдаване в России — очень урбанизированный народ. Более70% их проживает именно в городской местности. Понятно, что больше всего живет в Москве и Санкт-Петербурге, но дальше в списке идут Сургут и еще пять городов в Западной Сибири. В некоторых из них доля молдаван достигает 10% от всего населения.
Люди ехали в Ямало-Ненецкий автономный округ работать в нефтегазовой промышленности, поскольку там традиционно были высокие зарплаты, да плюс нужны были не только специалисты, но также и обычная рабочая сила. Мало кто знает, но были даже такие маршрутки как «Кишинев-Сургут» и «Кишинев-Нижневартовск».
Тайга.инфо: Но ведь первые молдаване появились в Сибири еще до революции.
— Конечно, но здесь мы не можем говорить о массовом переселении. Возьмем как пример Красноярский край, где традиционно есть сильная община нашего народа. Так вот, в Енисейской губернии молдаване появляются к концу XIX века. По переписи 1897 года там было отмечено 54 человека, говорящих на молдавском и румынском языках. Социальные потрясения эту цифру все время увеличивали: кто-то попадал в ссылку за революционную деятельность, кто-то прибыл как беженец или даже как военнопленный в годы Первой мировой. После войны этому способствовали и трагические события.
Тайга.инфо: Вы имеете в виду депортацию молдаван в 1949 году?
— В результате так называемой операции «Юг» из Молдавской СССР было выселено 35 796 человек, из которых 9 864 мужчины, 14 033 женщины и 11 889 детей. Ночью 6 июля 1949 года началась массовая депортация жителей: в Казахстан и Сибирь за сутки отправили 30 эшелонов. Дорога до определенных для жительства спецпоселений занимала от двух до четырех недель в очень трудных условиях. Высылали не только молдаван и румын, но также украинцев и гагаузов, болгар и евреев. В Сибири депортированных принимали Алтайский край, Курганская, Тюменская и Томская области.
Тайга.инфо: Если я не ошибаюсь, сейчас проводятся специальные «Экспедиции памяти»: в Сибирь из Молдовы едут специалисты, чтобы уточнить историю, восстановить какие-то события, отыскать следы пребывания молдаван здесь.
— Такие экспедиции побывали в Красноярском крае, в Новосибирской и Томской областях. По некоторым оценкам, в Западной Сибири оказалось около 15 тыс. молдаван. В состав экспедиции входят 10 человек: режиссер, оператор, студенты-историки. На родине многие активно откликаются на добытые сведения. Французский историк передал одной из экспедиций список населенных пунктов, куда ссылали молдаван в 1941 и 1949 годах. В них побывали экспедиции.
Вот один из примеров. В Иркутской области было село Молдаванка, жизни которому было отпущено всего-то шесть лет. Но ведь в нем жили и работали около 400 молдаван. И они там не одни землянки строили — появились даже школа и парикмахерская. На местном кладбище, которое обнаружили в 2017 году, планируется установить памятник депортированным.
Тайга.инфо: Трудно в таких условиях сохранить свой язык, культуру, традиции?
— Я думаю, что не нужно рассуждать об обстоятельствах — все зависит в конечном счете от человека! Вот еще пример: новосибирец Георге Беженарь был депортирован в 16 лет. Он не имел никакой возможности общаться с соотечественниками, но сохранил правильный и чистый молдавский язык! Оказалось, что он постоянно разговаривал сам с собой по-молдавски. Вы представляете: у него 17 детей, 136 внуков и правнуков!
Тайга.инфо: Мы говорим об истории, но есть еще реалии сегодняшнего дня. Не секрет, что в последние годы численность молдаван в Сибири изрядно уменьшилась. Это так?
— Мы говорили о Красноярском крае. Так вот, там численность молдаван достигла своего максимального значения в конце 1980-х годов — 5 101 человек. Молодежь активно приезжала на всесоюзные ударные комсомольские стройки. Например, большой отряд прибыл на Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Но перепись населения в 2002 году показала снижение на 18,5%, а еще 28% уехали к 2010 году. Причины кроются в экономике.
Те, кто остался, называют себя сибирскими молдаванами. Они укоренились в русской культуре, выросли на ней. Как сказал один из моих земляков: все уже стали сибиряками, все скучаем по своей родине, солнечной и цветущей Молдавии, но все столь же сильно привязаны и к Сибири, ставшей для нас второй родиной.
Тайга.инфо: Чем занимаются общественные организации молдаван?
— В Красноярском крае в 2003 году было организованно национальное культурное общество «Ватра» («Родной очаг»). Его силами проводятся национальные молдавские праздники и Дни молдавской культуры.
В Новосибирской области молдаван всего 0,04% от всего населения. По данным за 2016 год, в регионе проживало около 1100 молдаван, но первый съезд общественного объединения «Российский Круг родовых наследий молдаван «Лучафэрул» прошел именно в Новосибирске. Здесь хорошо знают и Мэрцишор — традиционный праздник встречи весны в Молдавии.
Чаще всего празднование проходило в Доме национальных культур имени Заволокина в Новосибирске, но отмечали, например, в Домах культуры в Верх-Туле и в Буготаке. Мэрцишор — это любимый всеми молдаванами праздник. В первые весенние дни люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков. При этом обязательно должны быть белый и красный цвета. Их будут носить на одежде целый месяц, а потом развешают на деревьях. Считается, что тому человеку, который правильно выполнил этот обряд, весь год будет сопутствовать удача.
В День Победы каждый год проводим акцию «Цена Победы»: собираем фронтовиков и тружеников тыла, проводим для них концерт, вручаем подарки. К сожалению, с каждым годом этих людей становится все меньше.
Многие, наверное, помнят, что в Новосибирске проходил Всемирный чемпионат снежной скульптуры. В 2014 году на площадке перед «Экспоцентром» появились работы российских и зарубежных мастеров, которые по тематике были посвящены талисманам зимних Олимпийских игр. Первое место в чемпионате заняла команда скульпторов из Республики Молдова, капитаном которой был Игорь Ламба. Их работа была посвящена одному из символов Олимпийских игр в Сочи — Зайке.
Раз уж речь зашла о спорте, то напомню, что в Центральном парке Новосибирска мы проводили национальный праздник, организовывали турнир по борьбе за традиционные призы: барана, петуха и кролика. Другие диаспоры очень активно в нем участвовали.
Тайга.инфо: Когда заходит разговор о молдаванах в Сибири, то на ум сразу приходит имя Сергея Лазо.
— Известный многим советский военачальник и государственный деятель, который принимал активное участие в установлении советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке, родился в селе Пятра в дворянской семье молдавского происхождения. В Сибири он впервые оказался в декабре 1916 года, когда был назначен в 15-й Сибирский запасный стрелковый полк в Красноярске. Там он сблизился с политическими ссыльными. Дальнейшая его биография вплоть до трагической гибели описана во многих книгах. Село Пятра в итоге было переименовано в Лазо, но после обретения независимости Молдовой в 1991 году снова вернуло прежнее название. На Дальнем Востоке в честь Лазо называли населенные пункты, установлены памятники ему.
Выходцем из Молдавии был и председатель Красноярского исполкома Советов Григорий Вейнбаум. В Красноярском мединституте в 1950-е годы заведовал кафедрой Семен Блинкин- известный микробиолог-инфекционист, профессор, заслуженный деятель Молдавской ССР. В Красноярске очень популярно регби — Молдову представлял сначала Андрей Маху: он с 2016 года играл на позиции нападающего за красноярский клуб «Красный Яр».А сейчас цвета команды защищает Виктор Архип.
Тайга.инфо: Но новосибирцам, конечно, больше всего известен Санду Бортник.
— Санду Ион Бортник, которого здесь часто называли Александром Ивановичем, с 1994 года жил в Новосибирске. Он преподавал скульптуру в НГХУ, выступал организатором и участником новосибирских симпозиумов каменной, деревянной и снежной скульптуры.
Новосибирцы хорошо знают работы скульптора. Это — памятники академику Мешалкину, мемориал «Древо жизни», бюсты Достоевскому, Гоголю и Крылову, памятник «Гимн Учителю» и декоративные рельефы в Технопарке. Произведения нашего земляка находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Новокузнецком и Томском музеях. Пример Санду Бортника говорит о том, что для многих молдаван Сибирь стала настоящей второй родиной.
Беседовал Владимир Кузменкин
https://tayga.info/171034?fbclid=IwAR00fcPd-Wgbl-5B_yfbmY7ZLv1BAZgJ3xfnF...
Добавить комментарий