Чем должны были заниматься советские люди в походах и на экскурсиях.
В понятие «туризм» каждый вкладывает свой смысл. Для одних – это дорогие отели, песчаные пляжи с зонтиками, для других — изучение достопримечательностей, ценностей культуры и искусства другого народа, для третьих нет ничего милее, чем взять рюкзак, гитару и махнуть куда-нибудь в горы. И это нормально. Современная индустрия туризма может предоставить каждому что душе угодно: хоть Мальдивы, хоть Горный Алтай. Прежняя беда туристов — дороги и дальность расстояний. Сегодня это не помеха. Современные лайнеры доставят вас в любую точку мира.
Человека всегда тянуло ехать в новые, неизвестные места и местечки, познавать мир, изучать окружающую среду, родной край или «иностранные державы». Туризм для этого — уникальная возможность. А когда же появились первые туристы в Сибири?
Чем отличался пролетарский туризм от дореволюционного и современного? Об этом очень подробно смогут рассказать документы Государственного архива Новосибирской области. Особенно личный фонд Владимира Ивановича Шемелева, известного профсоюзного деятеля, одного из организаторов сибирского туризма, разработавшего и описавшего свыше 20 маршрутов.
Кто такие «воздушники»?
Некоторые считают, что началом развития туризма в нашей стране следует считать 1777 год, когда в «Московских ведомостях» появился план путешествия содержателя благородного пансиона Вениамина Генша. Генш хотел съездить с группой молодых дворян в Европу, посетить один из университетов, познакомиться с искусством, фабричным делом. Но, скорее всего, за точку отсчета нужно брать конец XIX века, когда появилось Российское общество туристов (РОТ).
В XIX веке туризм был уже и в Сибири. На Алтай организованно и самостоятельно двигались путешественники, чтобы насладиться красотой природы и подышать целебным горным воздухом. Таких людей называли «воздушниками». Ехали они из Томска, Барнаула, Новониколаевска, Бийска. В Сибири побывали в разное время известные люди, в том числе знаменитый историк Г. Миллер.
А самый ранний документ по истории туризма в Новосибирском архиве — это документ из фонда Новониколаевской городской управы о путешествии учащихся Новониколаевского реального училища, открытого в 1912 году, на Телецкое озеро под названием «Экскурсия на золотое озеро».
Что смотрели туристы в Новосибирске?
После революции, в начале 20-х годов, иногда устраивались экскурсии по Новониколаевску и походы в его окрестности. Это был так называемый «ближний туризм».
В марте 1921 года части гарнизона подведомственных Новониколаевску дивизий в течение недели изучали чугунолитейный, мыловаренный заводы, завод «Труд», макаронную фабрику, мельницу и другие предприятия. Летом этого же года комсомольцы на лодках с агитационной целью проехались по Оби до села Мало-Криводановка.
А в 1928 году в Новосибирск прибыла первая группа экскурсантов — 49 сельских школьников из Бердска и Сосновки. Вслед за ними прибыли еще пять групп. Самым популярным объектом посещения стала первая широковещательная радиостанция, на которой за один летний месяц побывали 137 человек.
Разрабатывая маршруты, Владимир Шемелев отмечал, что в Новосибирске можно посмотреть краеведческий музей, Сибметаллзавод, Сибмашстрой, познакомиться со строительством Сибирской железной дороги, моста через Обь, с историями большевистской организации и борьбы за власть Советов. Можно проехаться от вокзала к центру города по кольцевой автомобильной линии на Ельцовку.
Бодро и весело, но босиком
«Дальний туризм» только зарождался. Учитывая уже накопленный дореволюционный опыт, в горы, в тайгу чаще всего отправлялись школьники — «бодро и весело, но босиком».
В 1924 году Сиббюро ВЦСПС организовало первую опытную горную экскурсию рабочей молодежи по маршруту Бийск — Чемал — Телецкое озеро со сплавом на плотах по Бии. В ней принимали участие 30 человек.
Шемелев — большой знаток Горного Алтая (он родом из Бийска), был экскурсоводом. Воспользовавшись его очерком, представим себе, как все происходило. Экскурсия проходила под лозунгом: «Укрепим здоровье — силу для труда-борьбы». Цель — здоровый отдых.
«В Новониколаевске погрузились в вагон-теплушку. Комсомольцы — основное ядро экскурсии. Они быстро сводят знакомство друг с другом. Здесь и горняцкая молодежь из шахт Кузбасса — в большинстве дюжие и несколько угрюмые ребята. Подвижные и жизнерадостные железнодорожники. Типографские фабзайчата — более хилые, с серо-свинцовым оттенком на лицах. Девушек не хотели брать в экскурсию — куда им по горам лазить. Не выдержат. Пусть сидят дома. Но трое таки прорвались через все рогатки и едут с нами». Позже юноши признали, что девушки еще как выдержали трудности. Во время пути молодежь все время распевала песни — и комсомольские, и собственного сочинения.
«Дружно сели мы в вагон,
И пошел у нас гомон...
Мы в вагоне подружились,
Ажно головы вскружились».
Но вагон застрял на целые сутки на станции Алтайская. Ребята занимались спортом, играли, строили «пирамиды».
Экскурсия была полупешеходной. Участники шли пешком, а вещи и продукты везли на подводах. Уставшие по очереди могли немного подъехать. Бийчане вслед качали головами: «Это вперед-то вы громко поете, пока не шагали. Посмотрим, что будет потом».
Решили идти берегом Катуни. В день проходили по 55 верст. У местных жителей покупали продукты, ночевали чаще в деревенских школах. В Манжероке остановились по совету сельсоветчика в сторожке близ церкви. «Расположились не так удобно, беспокоили главным образом коровы, которые с любопытством глазели на неведомых пришельцев». По дороге изучали пещеры, собирали диковинные растения, «ели-пили досыта, не боялись ни черта, по порогам и приторам мы гремели дружным хором». Так,
«Отшагавши верст немало,
добрались мы до Чемала.
Трое суток отдыхали,
кумыс пили, ели, спали».
Отдых был нужен, потому что почти все стерли себе пятки в кровь. За это время туристы успели поставить пьесу «Коммунистка», прочитать доклад, со всеми перезнакомиться и подружиться. А впереди было самое главное. «Сушим сухари, коптим и вялим на солнце, по алтайскому способу, мясо. Готовимся к переходу в 7-10 дней глухой безлюдной тайгой». В путь экскурсанты взяли 10 вьючных лошадей с необходимым снаряжением и продовольствием и проводника-алтайца Прокопия. «Говорят, что он бывший бандит. Но что нам до того — лишь бы знал горы». По плану туристы хотели пройти на верхний конец Телецкого озера. Алтаец предупреждал, что не знает этот путь, лучше бы по длинному, но верному, но его уговорили.
«Как взбирались на хребет,
Прошибал нас сильно пот.
А в палатках ночевали-
Зуб на зуб не попадали».
Так по непроходимым тропам прошагали семь дней. Видели и снежные вершины, и альпийские луга, и горелую тайгу. Но конца пути не было видно. Заблудились... Не было подножного корма на голых камнях лошадям, закончились и последние сухари. Решили добыть марала или убить лошадь.
«...Пустота у нас в мешках,
Революция в кишках».
Марала подстрелить не удалось.
Потому что:
«Так мы пели и орали,
Всех маралов распугали,
Всех козлов и всех медведей-
Никакой не видно снеди».
Пришлось съесть лошадь. К счастью, встретились охотники, которые накормили и вывели к людям.
Путешествующие горожане познакомились с жизнью обитателей аилов. К ним принесли маленького мальчика, покрытого коростами, прося помощи. У алтайцев не принято было мыть детей с рождения, и стирать они тоже не умели. Пришлось подарить мыло и устроить «показательное мытье» всех ребятишек, потому что местные не знали, как это делается. Перестирали и все рубашонки.
...И снова в путь. Теперь на лодках по Телецкому озеру. На это ушло два дня. А потом — шесть дней на плотах до Бийска. И здесь приключений хватило.
«На плотах мы все потели
И купаться захотели (на ходу).
И как в Бию прыгали,
Только ножки дрыгали».
И, как говорится в таких случаях, «довольные и уставшие, они вернулись домой». «Группа оборванцев с выцветшим красным флагом шагает по пыльным улицам Новониколаевска. Сапоги и ботинки сбиты, брюки порваны».
После медосмотра врач дал заключение, что состояние у всех улучшилось, увеличился вес, емкость легких. Переживали только, что из-за плутания в тайге потеряли сверх отпуска 10 дней.
Эта экскурсия была лишь первой ласточкой. Впоследствии Горный Алтай стал маршрутом всесоюзного значения.
Новая эпоха – новый туризм
Массовое туристическое движение как по стране, так и в Сибири развернулось в конце 20-х годов. Это было связано с возрождением Российского общества туристов. Позже оно стало называться «Общество пролетарского туризма». Кроме него, в стране занималось туризмом экскурсионное государственное акционерное общество «Советский турист». В июне 1928 года в Новосибирске состоялось общегородское собрание туристов, на которое прибыли представители Томской, Омской, Барабинской, Каинской туристических организаций. В это время разрабатываются схемы маршрутов (на Алтай, по Кузбассу, на Тельбесстрой), продумываются вопросы строительства туристических баз, маршруты для иностранцев. Выходит справочник «Спутник туриста по Сибирскому краю».
Окончательное оформление краевого общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) было завершено в 1930 году. В этом же году в Новосибирске состоялась первая Сибирская краевая конференция пролетарских туристов. На нее со всех уголков Сибири собралось 90 человек. Долго спорили, чем отличается туризм от бродяжничества, каковы цели и задачи туризма. Оказывается, турист обязан не только любоваться природой, но и вести разъяснительную работу среди местного населения о роли партии, комсомола, о ходе социалистического строительства, разведывать сырье «для станков пятилетки». Штаб СибВО предлагал туристическое движение увязать с обороной страны, с военным делом. Туристы должны были научиться разведывать местность, изучать места боев Гражданской войны.
На путешественников большие надежды возлагали географы, биологи, геологи. Существовала даже особая инструкция: что собирать, замечать, записывать. Например, регистрировать все полезные ископаемые и наносить их на карту, искать и собирать окаменелости, описывать озера, реки, брать пробы воды, регистрировать газовые источники.
Большой пропагандистской работы ждали от московских групп, но они не оправдали надежды сибиряков. По мнению многих, они ничем не отличались от местных. «...Разве только мосты ломали на Алтае, цены набивали на плоты, продукты, равняясь по московским ценам и располагая другими суммами, а нашим ребятам было туговато». Или так о них говорили: «Все московские туристы едут просто жир накапливать, они аполитичны».
По мнению Владимира Шемелева, туристы должны прежде всего укреплять здоровье, а уж потом познавать край и привлекать общественное внимание к задачам советского хозяйства и культурного строительства.
На байдарках и пешком…
Бум туристского движения пришелся на 30-е годы. Куда только и на чем только не отправлялась молодежь! И на байдарках, и на шлюпках, и верхом на лошадях, и на велосипедах, и на лыжах.
В 1933 году состоялось первое групповое восхождение на восточную вершину горы Белуха. В этом же году только в местных экскурсиях (Западно-Сибирский край) участвовало более 12 тысяч человек. Общий поток туристов на Алтай в 1936 году составлял более тысячи человек.
Много маршрутов было по Кузбассу — «сибирской кочегарке». Туристы спускались в шахты, посещали заводы, рудники.
В 1939 году впервые появился значок «Турист CCCP».
Однако многие разработанные маршруты, которыми сейчас могли бы воспользоваться представители туристического бизнеса, остались на бумаге. Нужно только заглянуть в архивные документы...
Людмила КУЗМЕНКИНА
Добавить комментарий