«Сибирь изначальная»

В Центре истории развития Ленинского района появились уникальные макеты, аналогов которым нет в России.

17 мая, в канун праздника Международного дня музеев, Центр истории развития Ленинского района принял участие в акции «Ночь в музее» и приготовил для посетителей сразу несколько приятных сюрпризов. Самый главный из них – открытие комплекса макетов «Сибирь изначальная». Гостям была представлена уникальная авторская работа мастера Александра Хавина и сотрудников музея Гущиной Марины Алексеевны и Мигулиной Екатерины Матвеевны в 8 картинах:

1. Первобытная стоянка народа кетов, 10 тыс. лет до н.э.

2. Первобытная охота. Восточная Сибирь, 1 век н.э.

3. «Прощание с отцом». Тюркское погребение, 6 в.н.э.

4. Стычка хакасов с монгольскими воинами, начало13 века

5. «Возвращение из набега». Енисейские кыргызы, 11 век н.э.

6. Камлание монгольского шамана неподалеку от оз. Байкал, 15 век

7. Сбор ясака воинами хана Кучума, 16 век

8. Ермак в Сибири, 16 век.

Будто бы ожившие исторические персонажи, сцены из жизни древнейшей истории завораживают и восхищают. Кажется, будто бы ты сам находишься среди более 50 игрушечных фигурок. Так и хочется сорвать спелое яблоко с яблони, спугнуть птицу в ветвях, потрогать студеную воду в реке…

Никто и не предполагал, что такое, вообще, можно создать. Более того, подобных вертикальных макетов нет не только ни в одном из музеев Новосибирска, но и на всей территории за Уралом. Такого макетного комплекса,  скорее всего, нет и в России. Конечно, штучные миниатюры из пластики, металла без ландшафта есть во многих музеях. Но чтобы такое, когда перед зрителями предстают целые картины из жизни народов – здесь нужна особая авторская методика и макетная техника.

Как говорят, мечты сбываются. Ровно год назад, во время торжественного открытия Центра истории развития Ленинского района его руководитель, Марина Львовна Мерзлякова, загадала желание, чтобы в этом музее появились макеты, которые помогли бы школьникам изучать историю не только по толстым скучным учебникам, но и наглядно представлять себе исторические события. Судьбе угодно было познакомить сотрудников Центра с уникальным мастером – Хавиным Александром, который изготовляет авторские игрушки, подарки ручной работы.  Его сувениры есть в этнопоселении «Юрта», находящимся в Заельцовском парке. Первоначально там планировали делать и макеты, чтобы люди приходили в этнопоселение и видели не только элементы быта сибирских народов, но и могли посмотреть какие-то исторические сюжеты в 3D проекции. Но проект не удалось реализовать из-за проблем с финансированием.

В Центре истории развития Ленинского района все получилось. Пожалуй, главной составляющей успеха было то, что здесь собрался коллектив талантливых мастеров. Александр Хавин изготавливал уникальные фигурки людей и животных, а ландшафт делали художники Марина Гущина и Екатерина Мигулина. «Без ландшафта фигуры людей были бы пустыми», – рассказывает Александр.

– Я приносил только модели людей, лошадей, а мне показывали макеты, которые создавались. Когда я увидел сцену охоты, то у меня навернулись слезы. Это было настолько красиво и образно, что дух захватывало.  Экспозиция делалась месяцев семь-восемь. А от начала идеи прошел уже год. Мы долго собирались с мыслями, чертили чертежи. В итоге – рассчитав кто, где будет находиться, какая будет тематика, мы решили, что это будет история Сибири, растянутая по различным регионам и во времени.

Александр часами может рассказывать про совместное творение.

– Первая часть экспозиции  – поселение народа кетов (10 век до нашей эры). Этот уникальный народ существует до сих пор (сейчас их всего около тысячи человек). Есть версия, что народ кетов и родственные им народы во времена 20-25 тысяч лет до нашей эры через Берингов пролив ушли в Америку и дали начало многочисленным индейским племенам. Мы воссоздали первобытное поселение. Правда, сделали только один тип жилища и показали то, чем могли заниматься люди. Здесь можно увидеть женщину с грудным ребенком, которая обучает старшую дочь или сестру выделке шкур. Женщина в возрасте сидит около чума, крытого берестой, и рассказывает, как нужно толочь из различных кореньев лекарство. Под навесом можно рассмотреть юношу, который слушает, как нужно делать из кости наконечники копий и стрел. Представлена композиция, как два охотника возвращаются с охоты с убитым диким козлом. Интересна сцена рыбалки. Старый дед ловит рыбу на импровизированную удочку. Здесь есть также макет бредня и гарпуна. Мы постарались показать много мелких деталей, которые могли помочь в хозяйстве. А маленький мальчик на берегу разводит костер и помогает своему дедушке.

Вторая картина – это сцена охоты. Первобытная стоянка. По времени это рубеж тысячелетий. В одежде не прослеживается никакой народ. Это может быть любой сибирский народ. Здесь главное показать, как люди охотились. Медведь ранен, но он успевает ранить и охотника, к которому на помощь спешат два его товарища.

Третья картина – «Прощание с отцом» тюркское погребение 6 в.н.э. Это небольшой курган в разрезе, на котором стоит каменное изваяние воина, обязательно с усами, с головным убором, в руке чаша и оружие. В самом погребении лежит мертвый тюрк. На нем много убранства из золота. Здесь же лежит все, что необходимо в загробном мире: лук, колчан со стрелами, браслеты, гончарные изделия с яствами. Покоились тюрки на боку со скрещенными на груди руками в позе "спящего". Мы обыграли, что на макете сын прощается с отцом, мысленно разговаривая с ним. Слева можно увидеть брата с женой усопшего. У древних тюркских народов было два обряда прощания: сожжение и курганное погребение. Здесь показан второй вариант. Захоронение одиночное, поскольку тюрки не всегда хоронили вместе с умершими их жен, когда уходили в иной мир. Также, здесь не показано, что вместе с воином в могилу клали убитого боевого скакуна. Это будет рассказываться, но формат макета не позволил это осуществить.

Следующий сюжет – стычка хакасов с монгольскими воинами. Это начало 13 века. Когда монгольские орды двигались на Кавказ, часть их оказалась в Алтайских горах. Раньше хакасы жили и на Алтае, и на территории Казахстана. Здесь показана стычка в горном ущелье, скорее всего засада. Монгольские воины оказались подвергнуты обстрелу, убита лошадь, ранен человек.

Рассказ можно продолжать и дальше, но лучше всего увидеть макеты своими глазами. Поверьте, это того стоит. А вот предысторию создания этих удивительных макетов и планы на будущее мы узнали у Александра Хавина.

– Создание макетов – это уже не первый опыт? Когда Вы начали заниматься таким необычным творчеством?

– Такие макеты я создавал впервые. А, вообще, такая экспозиция – это мечта детства. Лепкой я увлекся с пяти лет, постепенно развивая и усложняя технологию. В основе фигурок – пластилин на проволочном каркасе, чтобы фигуры были подвижные, легкие, чтобы у них сгибались руки в локтях, ноги в коленях. Кисти, стопы и головы – это пластика, полимерная глина, которая выпекается в духовке. А сверху наклеивается одежда, оружие. Причем, одежда может быть съемная, а оружие – вытаскиваться из ножен.

Кто Вас обучил такой технике?

– Сам придумал. Где-то в 12 лет у меня был резкий скачок в развитии технологии, я стал использовать ткань, до этого только лепил. Каждый день я выдумывал что-то новое.

Сколько всего фигурок изготовили для этих макетов?

– Где-то штук 55 , включая грудных младенцев. А рыбок и животных мы не считали. Там есть даже птицы, которые спрятаны в ветвях, для того, чтобы каждый человек, разглядывая выставку, открывал для себя что-то новое. Может быть, какие-то мелкие детали мы будем добавлять в течение года, чтобы они обогатили экспозицию.

Процесс изготовления макетов был сложным или все делалось легко и быстро?

– Эти макеты делались довольно долго, были какие-то моменты критики, согласования. Иногда художники подсказывали некоторые моменты. Когда у меня в голове рождался образ, они показывали свой макет ландшафта, который делали только они. Как правило, макеты были лучше того, что я придумал. Я только говорил, что здесь будет стоять такой-то человек, а здесь такой. А художники готовили место под фигуру. Единственное, что я делал, это жилища и различные элементы быта. Долго изготавливались и фигурки. У меня на протяжении этого года график жизни изменился настолько, что раньше двух-трех часов ночи я спать не ложился, вставая в половине седьмого на работу.

Соблюдена ли историческая достоверность? Изучали ли Вы исторические материалы, чтобы подготовить сюжеты?

– Каждую сценку я просматривал: как люди одевались, какие материалы использовали. Если честно, здесь 70% историчности, а 30% – по мотивам. Отчасти не все, что было в истории, документально зафиксировано. Где-то наши домыслы могут оказаться правдой. Все, что касается оружия, быта, одежды, жилищ создано с максимальной достоверностью. Но при серьезном исследовании можно увидеть неточности.

А как оценили макеты профессиональные историки?

– Они их еще не видели. Но я сам по образованию историк, окончил Новосибирский педагогический университет.  Историческая достоверность, конечно, важна, но я хотел сделать сцены образно, ярко, чтобы у детей, которые это увидят, появился интерес к родной истории. Пускай это будет не исторично, но если это будет масштабно, эпически, ребенок захочет понять, а так ли одевались древние люди на самом деле? Такое ли оружие было у них? Лично я, когда начал интересоваться историей и лепкой, читал все, что связано с архитектурой, историей моды, с лошадьми. Очень много сопутствующих тем пополнили мой интеллектуальный багаж. Это очень сильно развивает детей. Если экспозиция что-то всколыхнет в ребенке или во взрослом человеке – это будет главная цель, которую хотелось достичь.

– Планируется ли продолжение экспозиции?

– Я надеюсь на продолжение. Сейчас будет небольшой перерыв. А с осени мы планируем сделать еще четыре-пять сцен, ведь Ермаком история Сибири не ограничилась. Мне бы очень хотелось показать 17 век, может быть, это будет строительство острога, когда казаки заселяли Сибирь. 18 век – это каторга при Екатерине,19 век – ссылка декабристов в Сибирь и их влияние на развитие Сибири. В 20 веке хотелось показать время Гражданской войны, революции в Сибири, когда страна была на переломе, может быть, это будет время правления в Сибири Колчака. В 21 век мы пока не заглядываем, хотя, может быть, что-нибудь придумаем.

В планах – изготовление переносных макетов или фигурок сибирских народов. Они будут такого же размера как в экспозиции, но на подставочке, чтобы люди со слабым зрением могли потрогать их руками. Сейчас я буду делать всадников, вооружение, чтобы были не только мирные охотники, купцы, знатные татары, но и воины. Наша цель – пробуждать интерес к истории вообще, не обязательно к истории Сибири.

Осенью в Центре истории развития Ленинского района планируется выставка по мотивам фэнтези, которое я придумал сам. Три года я пишу книгу, уже заканчиваю третий том. Друзья читают, им нравится. В ближайшее время хочу ее отредактировать и отдать в печать. События альтернативной истории происходят в мире похожем на наш и сравнимом с 10-11 веком. На фоне жизни главных персонажей, переживающих порой весьма грозные времена, рисуются образы государства похожего на домусульманский Восток. Также дана панорама народов, которых можно сравнить с якутами, таежными и степными племенами Сибири. Некоторые из описываемых народов имеют много общего с финно-уграми и славянами из нашей истории. Историческая основа в книге есть, но многие элементы быта, обрядовости, мировоззрения и т.п. придуманы мной. В процессе работы я впитывал сюжеты, обряды и исторические реалии, которые были на самом деле, перерабатывал их и отражал на страницах книги. Придуманный мной мир получился красочным, реалистичным и, надеюсь, в чем-то узнаваемым. «Красной нитью» в сюжете проходят темы истинного бессмертия человека, дружбы народов и тема цены в достижении результатов. Герои всегда ставятся перед выбором, на грани жизни и смерти. И многие из них, на протяжении книги, меняются сами и меняют окружающих, своими поступками или примером. Мне хотелось создать эпос и я постарался вложить в него все свои мысли и душу.

По мотивам книги у меня есть порядка 400 моделей, но они 90%-й готовности. Надо еще сделать женщин, стариков, детей, мужчин-воинов. Но это будет не чисто моя экспозиция, мы привлечем к творчеству детей, потому что они тоже много умеют делать руками. Хотелось, чтобы на выставке была представлена огромная палитра детского и моего творчества. Я уверен, что мы делаем очень нужное дело – история Сибири в наглядном виде принесет неоценимую пользу.

Беседовала Людмила Кузменкина

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Ludmila
Константин, а мне по секрету сказали, что в Центре истории развития Ленинского района собираются делать макеты по истории Кривощеково на основе Ваших трудов. Ждем с нетерпением!

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Да, затрагивали мы эту тему с Мариной Львовной года два назад. Да и с Дарьей Бушма. Силами, так сказать, студентов.

Опубликовано пользователем Леонид
Сегодня были в музее. Прекрасный макет! Особенно понравилось "тюркское погребение".

Опубликовано пользователем Александр Хавин
если все получится. то осенью в быстром темпе начнем продолжение. Тем не охваченных еще очень много. Каторга, декабристы. гражданская война, строительство острогов, экспедиции горнопромышленников, революция....Богатая у Сибири история.

Добавить комментарий

Target Image