Сибирская «малютка»

В истории Северного флота существовала не одна, а три подводные лодки с именем Новосибирска на борту.

Комсомол плюс флот СССР

Тридцатые предвоенные годы вошли в историю как годы небывалого развития физкультуры, спорта, оборонно-массовой работы. Мальчишки буквально бредили небом и бескрайними морскими просторами. И хотя в Сибири не было выхода к морям и океанам, активная «военно-морская работа» проводилась и здесь. Нас выручали реки. Летом молодежь активно организовывала шлюпочные походы. Ничего не стоило, например, «рвануть» из Новосибирска в Карское море на парусно-весельном баркасе.

В Новосибирской области с 1932 по 1940 годы было организовано и проведено 63 краевых и областных шлюпочных походов, в которых участвовало до 520 человек, и 110 шлюпочных походов, в которых приняли участие команды из 33 городов и населенных пунктов области.

А в 1939 году VIII пленум ЦК ВЛКСМ принял решение установить шефство всего комсомола над созданием большого морского и океанского флотов СССР. Новосибирск оказался в числе городов, активно поставляющих лучших комсомольцев на Тихоокеанский флот. В 1939 году туда было направлено только нашим городом и областью 458 человек.

Единство фронта и тыла

1943 год. «Новосибирский комсомолец» отправляется на флот

В годы Великой Отечественной войны связь между сибиряками и моряками укрепилась еще больше. Трудящиеся шефствовали над боевыми кораблями и частями Военно-морского флота. Новосибирцы были шефами Северного флота. Нашими подопечными являлись: летчики-североморцы, 12-я Краснознаменная бригада морской пехоты и подводная лодка.

В рамках шефства предполагалось обмениваться делегациями и подарками. Так, 25 июня 1943 года Новосибирский обком комсомола направил на флот125 девушек-добровольцев. В том же году воины-североморцы и трудящиеся Новосибирской области обменялись своими делегациями трижды. К 26-й годовщине Великого Октября мы направили для подшефных частей Северного флота 16 вагонов с подарками, среди них — киножурнал «Сибирь во время Отечественной войны», десять гитар, десять балалаек, десять мандолин, три баяна и др.

В гости друг к другу ездили и творческие коллективы. На Северном флоте побывала концертная бригада новосибирского завода N 179. А перед самой победой в наш город приезжал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные фронтовые песни «Плещут холодные волны», «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера.

Но, пожалуй, одной из важных страниц в истории Великой Отечественной, весомым вкладом в усиление боевой мощи армии и флота стало участие трудящихся Сибири в сборе средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной армии. Уже в первые дни войны комсомольцы начали собирать деньги на постройку эскадрильи самолетов.

В конце 1942 года по всей Сибири развернулся сбор средств на строительство кораблей для Военно-морского флота.

К 14 мая 1943 года комсомольцы и молодежь Новосибирской области собрали 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. На следующий день бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ рассмотрело вопрос постройки подводной лодки и звена истребителей и передачи их морякам-североморцам. Бюро приняло решение просить наркома ВМФ Кузнецова приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». Нарком с этой идеей согласился. И 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа «М» XII серии приказом наркома было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».

Закладка подводной лодки М-107 состоялась еще до войны – 30 октября 1940 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово». Подобные лодки проектировались ЦНИИ военного кораблестроения (главный конструктор Сердюк). В 1935–1941 годах лодки усовершенствовали, они стали значительно надежнее, но сохранили слабое вооружение и малую глубину погружения. Ласково их называли «малютки».

Спуск на воду нашей сибирской «малютки» произошел 14 апреля 1941 года (в разных изданиях даты не совпадают). С началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано. В октябре 1942 года ее отправили по железной дороге в Мурманск и дальше доставили для достройки в Молотовск. Строительство лодки было продолжено благодаря средствам, собранным по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ трудящимися города и области. 24 июня 1943 года на субмарине был поднят военно-морской флаг, и приказом народного комиссара ВМФ М-107 была включена в списки Северного флота. Лодка базировалась в городе Полярном в Екатерининской гавани.

«Счастливого плавания и скорых побед!»

10 августа 1943 года состоялась торжественная передача подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам-североморцам. На флот из нашего города была направлена делегация комсомольцев в составе Гончарова, Никитина и Протопопова. Вот как описал это событие корреспондент газеты «Правда»:

– Новая подводная лодка, на рубке которой надпись «Новосибирский комсомолец», стояла у пирса, украшенная гирляндами флагов расцвечивания. На борту выстроилась команда.

На торжество поднятия флага прибыли командующий флотом, делегация комсомольцев Новосибирской области, командиры и краснофлотцы подводных лодок. По команде – «На флаг! Смирно! Флаг поднять!» в торжественной тишине над лодкой взвился военно-морской флаг.

Перед строем краснофлотцев и командиров был зачитан приказ о вступлении в строй подводной лодки «Новосибирский комсомолец».

Представитель делегации комсомольцев Новосибирской области товарищ Гончаров сказал:

– Мы вручаем вам боевой корабль. В него вложены не только наши средства, но и наш труд, наша горячая любовь к Военно-морскому флоту. Мы призываем вас, товарищи моряки, еще крепче бить врага, чтобы приблизить день нашей победы. Счастливого вам плавания и скорых побед!

От имени экипажа лодки выступили капитан-лейтенант Кофанов и старшина 1-й статьи Арвачев.

«Если тебе комсомолец имя…»

В свой первый боевой поход М-107 отправилась 6 сентября 1943 года (по другим данным, 7 сентября) к берегам Норвегии. И сразу же открыла свой боевой счет. Лодка произвела торпедную атаку конвоя, состоящего из одного транспорта и двух тральщиков. Был потоплен германский сторожевой корабль, на борту которого погибло 29 фашистов. 12 сентября лодка вернулась в Полярное.

Вскоре в Новосибирск пришла телеграмма, подписанная капитаном 1-го ранга Колышкиным, в которой сообщалось, что подводная лодка открыла боевой счет, потопив фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн.

Во второй боевой поход лодка ушла 6 октября в район Варангер-Фиорда, где, по данным разведки, наблюдалось оживленное движение фашистских кораблей. И снова удача – потоплен транспорт.

Третий поход – с 21 ноября по 29 ноября 1943 года был не совсем удачным: плохая видимость, сломался перископ. Так что пришлось возвращаться на базу ни с чем.

В четвертый и последний поход лодка ушла 2 апреля 1944 года и 9 апреля подводники с победой возвратились на базу.

Всего за год войны лодка «Новосибирский комсомолец» совершила четыре боевых похода (в общей сложности – 24 дня), трижды выходила в атаку, израсходовав шесть торпед, и потопила три транспорта противника.

В составе Северного флота подводная лодка М-107 «Новосибирский комсомолец» находилась до мая 1944 года, после чего совершила переход в Архангельск, откуда 14 мая была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти и 6 июня 1944 года вошла в состав Черноморского флота. К концу войны за боевые успехи экипаж лодки был награжден медалью «За оборону советского Заполярья».

В 1956 году экипаж лодки был расформирован, а она сама превратилась в объект для тренировок водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой.

С именем Новосибирска на борту

 Но в истории Северного флота существовала не одна, а три подводные лодки с именем Новосибирска на борту.

Вторая лодка «Новосибирский комсомолец» представляла уже третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок. Наименование «Новосибирский комсомолец» ей было присвоено по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ в мае 1984 года. Оно просуществовало до апреля 1992 года, когда не стало ни партии, ни комсомола… Позже по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова лодка была отремонтирована и установлена в качестве музея на набережной.

Эстафету «Новосибирских комсомольцев» продолжила подводная лодка «Новосибирск». Это почетное название ей присвоили в июле 1998 года после обращения тогдашнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского к Главнокомандующему ВМФ РФ. С тех пор она стала нашей подшефной лодкой. Во время встречи с командованием было решено призывать для прохождения военной службы на лодке новосибирцев по два-три человека.

«Наша» подводная лодка считается одной из лучших в дивизии. Каждый год официальная делегация областной и городской администраций во главе с мэром Новосибирска Владимиром Городецким ездит в Полярное, чтобы встретиться с подшефными и раздать подарки.

Однажды в «Вечерку» пришло письмо от бывшего подводника Владимира Евдасина. Он предложил в недалеком будущем установить у набережной Оби подводную лодку, ныне носящую имя «Новосибирск», и создать там музей истории шефства горожан над Военно-морским флотом.

По его словам, командир бригады подводных лодок не возражал бы против передачи субмарины нашему городу, когда та отслужит свой срок.

Место издания: 
Новосибирск
Average: 3.5 (2 votes)

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image