20 лет (1995) со дня создания хорового ансамбля Новосибирской филармонии «Маркелловы голоса».
Маркелл Безбородый, русский церковный композитор и мастер пения XVI столетия, конечно же, не мог предположить, что его именем в XX веке назовут хоровой ансамбль. 24 февраля 1995 г. в Новосибирске родился коллектив, получивший название «Маркелловы голоса». Его «крестным отцом» стал Игорь Тюваев, «крестной матерью» – Новосибирская филармония. По словам И. Тюваева, ансамбль назван по имени одного из первых русских церковных композиторов: до Маркелла Безбородого, положившего на музыку псалтырь, сочинители духовной музыки оставались анонимными, а творчество Маркелла настолько высоко оценено церковью, что его произведения стали подписывать именем автора; кроме того, Маркелл Безбородый – самый древний русский церковный композитор, чью музыку сейчас исполняют: музыкальные записи до XVI в. не расшифрованы.
В 2000 г., после отъезда И. Тюваева в Австрию, «Маркелловы голоса» превратились в «Новосибирскую баховскую капеллу», руководить ансамблем стал заслуженный артист России Павел Шаромов.
Этот ансамбль – одно из самых ярких явлений концертной жизни Новосибирска, он объединяет 16 музыкантов. Его основатель И. Тюваев несколько лет шел к осуществлению мечты о возрождении старинной капеллы, способной исполнять масштабные хоровые произведения эпохи ренессанса и барокко. Сделать это мог только достаточно крупный коллектив, близкий по составу старинной капелле. Эта идея и была взята за основу при создании на базе Новосибирской государственной филармонии «Маркелловых голосов».
Музыкантов привлекает эстетика исполнения этих произведений. Они поют не в той манере, которую принято называть академической. Это попытка реставрации манеры пения, соответствующей временам, в которые были написаны произведения из их репертуара. Существует такой термин – аутентичное пение, что означает «истинное», «натуральное». Задача аутентистов – максимально приблизиться к «чистой», изначально вложенной в произведение идее, транслировать как бы эту идею, отрекаясь от всего субъективного, исключая импровизацию с вариациями и пресловутое «я лично так слышу». Как в монастыре: отказываясь от самого себя, предаешься только Богу, так и тут – предаешься означенной идее, и только. Музыканты обращаются к старинной церковной музыке и поют так, как это было на протяжении многих веков. Они поют духовную музыку потому, что она предполагает именно такое исполнение. Привлекает эстетика звука, прозрачного и чистого.
Вокальная группа, исполняющая старинные церковные песнопения, просуществовав всего пол-года, получила свой концертный абонемент (обычно филармонические коллективы удостаиваются подобной чести через несколько лет своего существования, и уж никак не через полгода).
В составе коллектива работают артисты, владеющие уникальной техникой пения, обусловливающей звучание мужского голоса и тесситуру контртенора – высокого мужского голоса, близкого по звучанию женскому альтовому тембру. Работа ансамбля отличается легкостью вокальной манеры, отточенным мастерством и художественным вкусом в осуществлении сценических постановок. Исполнительский стиль коллектива покоряет свежестью и новизной тембровых красок.
Одна из идей, определяющих стратегию развития коллектива, заключается в том, что хор должен быть подобен хорошему оркестру, который может работать с разными дирижерами. Ансамбль является одним из немногих хоровых коллективов, в практике которых присутствует такая форма работы как осуществление проектов под руководством приглашенных дирижеров. Коллектив неоднократно работал с П. Филипс (Англия, Оксфорд), Малетто (Италия) – общепризнанными авторитетами в области старинной музыки. В этом направлении творческие контакты коллектива постоянно расширяются.
За 25 лет бурной творческой жизни английский дирижер Петер Филипс «изменял» своему хору The Tallis scholars лишь трижды: с Нидерландским камерным хором, хором Финского Радио и Парижской королевской капеллой. Четвертый подобный случай приключился с маэстро, когда он впервые выступил в качестве дирижера хорового ансамбля «Маркелловы голоса». Петер Филипс в какой-то момент вдруг понял, что хочет «услышать, как русские исполняют Ренессанс». Приехал, встал к хору и... изумился. Хоровой ансамбль сразу «поймал» его жест и не только «поймал», но и запел так, как будто всю жизнь исполнял исключительно музыку английского Возрождения. Дирижер, не скупясь на эпитеты, выразил коллективу свое восхищение.
Репертуар «Маркелловых голосов» отличается разнообразием жанров и стилей. Поначалу интересы хорового ансамбля лежали исключительно в сфере старинной духовной музыки: русской, грузинской, западноевропейской. В последнее время музыканты значительно расширили стилистические и временные горизонты своего репертуара. Теперь им подвластно почти все. Свою разноплановость и открытость разным стилям и жанрам «Маркелловы голоса» в полной мере демонстрируют в своих концертах. Музыканты часто делают действительно уникальные вещи, которые проходят перед зрителем считанное количество раз, и потом постепенно «умирают».
Универсальность, постоянный поиск новых исполнительских горизонтов – важнейшие качества коллектива, являющегося одним из лидеров хорового искусства Новосибирска. Профессионализм музыкантов (большинство из них – выпускники Новосибирской консерватории) позволяет «Маркелловым голосам» демонстрировать владение различными музыкальными стилями. Каждый концерт ансамбля – это своеобразный экскурс по различным национальным и историческим музыкальным традициям. В рамках одной программы можно совершить путешествие по разным странам и эпохам: музыка России (русский фольклор, уникальная коллекция песен семейских Забайкалья), Грузии (знаменитое «горное» многоголосие), Европы (шедевры классиков – Моцарта, Шуберта, Штрауса) и Америки (латиноамериканская рождественская драма, негритянский спиричуэлс).
Обращая свои взоры на разные страны и эпохи, знакомя слушателей с неведомой новозеландской музыкой, вводя новую праздничную традицию – день святой Цецилии, сравнивая рейнские и тобольские песни, «Маркеллы» устремляются к далеким, но одновременно и близким душе берегам Невы-реки, дабы музыкальное наследие культурной столицы России было явлено в красоте своей и завидном многообразии. Века XVIII и XX предстают перед слушателями в загадочной своей неизвестности и притягательной знакомости: звучит музыка композиторов XVIII века, песни Андрея Петрова из кинофильмов и произведения современных петербургских композиторов.
К особым творческим достижениям коллектива следует отнести осуществление многих премьерных проектов, когда первое исполнение в Новосибирске одновременно являлось и первым в России. Это такие проекты как Ян Дисмас Зеленка, месса «Dei filli»; Антонио Кальдара, Месса и Магнификат; Антонио Кальдара, «Missa dolorosa»; Джон Тавернер, месса Western wind; Томас Луис де Виктория, месса Pro de functis.
При участии «Маркелловых голосов» на сцене Новосибирской государственной филармонии осуществлен ряд театральных проектов: оперы Ф. Генделя «Ацис и Галатея» и Г. Перселла «Дидона и Эней»; мадригальная комедия А. Банкъери «Барка из Венеции в Падую».
Голоса новосибирских исполнителей знают далеко за пределами Сибири и России. Первые гастроли состоялись в Сургуте и Москве в 1996 г. С огромным успехом проходили гастрольные выступления хора в Германии (Дюссельдорф, Орзой – сент. 1997), Австрии, Москве (Малый и Рахманиновский залы консерватории – янв. 1998), на фестивале «Московское действо» – июль 2000. «Маркелловы голоса» также участвуют в международных музыкальных фестивалях, проводимых в Новосибирске, таких как «Классика и современность», «Международный Рождественский фестиваль». Везде музыканты выступают в переполненных залах. На их концертах время пролетает, как говорится, на одном дыхании.
Музыкальность заставляет трепетать сердца слушателей и оставляет впечатления, которые незабываемы. Благодаря музыкантам ансамбля «Маркелловы голоса», а также двум «капитанам» – Павлу Шаромову и Владимиру Калужскому – разнообразные музыкальные потоки встречаются на концертах в едином мировом океане Музыки.
Л. М. Харчук
Литература и документальные источники
ФЕДОРЧЕНКО А. Андрей Федорченко: «Охоту на Снарка» объявляю открытой! : [Беседа с дирижером и хормейстером] / Подгот. К. Паршутина // Новая Сибирь. – 2003. – 22 авг. – С. 6 : ил.
ТЮВАЕВ И. Б. Игорь Тюваев: Я буду своим человеком на Западе : [Беседа с создателем ансамбля] / Вела А. Лаврова // Новая Сибирь. – 2000. – 14 янв. – С. 9 : портр. Литература и документальные источники
ТЮВАЕВ И. Б. Духовная музыка на светской сцене : [Интервью] / Подгот. Н. Кирста // Новосиб. новости. – 1995. – № 46. – С. 14 : портр.
«Маркелловы голоса» // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 508.
Опубликовано по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год.- Новосибирск: Новосиб.гос.обл.науч.б-ка, 2004.-140 с.,[10] л.ил.
Добавить комментарий