В Новосибирске были военные судоверфи

Интересный факт о том, что в сухопутном Новосибирске в годы войны строили боевые корабли, нигде не упоминается. Причин тому много, в том числе и сверхсекретность.

До Великой Отечественной войны боевые корабли строили вблизи действующих флотов, хотя были и исключения: Сормовский завод на Волге возле Горького, «Красная Кузница» в Киеве, несколько предприятий на верхней Волге и знаменитый Зеленодольск около Казани.

Немецкая военно-морская разведка кое-что знала, но знания эти были далеко не полными и касались лишь территории до Урала. То, что находилось восточнее, должны были знать азиатские союзники немцев - японцы. Но и они за время войны так и не получили информации о неизвестной продукции Новосибирского судоремонтного завода.

В конце июля 1941 года возникла идея строительства малых кораблей на судостроительных заводах Сибири. Тогда и было решено строить в Новосибирске военные корабли. В качестве основного предприятия выбрали судоремонтный завод на левобережье. Новосибирцам предстояло дать флоту пять бронекатеров, хотя был вариант, по которому эта цифра увеличивалась в три раза. 13 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны утвердил это задание.

Путь от решения до реализации был неблизким. Наш завод почти ничего не имел. Опытные кадры давно ушли на фронт, а вновь прибывшие из ФЗУ пацаны узнали интересную новость только в ходе работы. Лишь в конце ноября из Ленинграда в Новосибирск прибыла группа морских инженеров с рабочими чертежами.

В начале 1942 года были заложены четыре бронекатера и произведены заготовки на пятый. Дело сдвинулось с места. Главной задачей стало дать флоту первый бронекатер. В трудных условиях - при отсутствии опыта, необходимых механизмов и оборудования - заводчане продолжали строить катера. В 1943 году на завод прибыла команда краснофлотцев. Моряки сутками помогали рабочим, но по ряду причин головной катер вышел на Обь для ходовых испытаний лишь в сентябре 1944 года. Водохранилища тогда не было, поэтому все испытания проводились севернее Новосибирска.

Испытания прошли успешно. Мало того, катер отстрелялся по береговой цели и буксируемому щиту. Вскоре под именем БК- 47 он вступил в строй боевых кораблей. Война на Западе подходила к концу, поэтому его по железной дороге перевезли в Хабаровск и приняли в состав Краснознаменной Амурской военной флотилии. Позднее он принимал участие в Маньчжурской наступательной операции и за героические действия его экипаж был отмечен командованием. Командир катера капитан-лейтенант Сокольников был награжден орденом Отечественной войны II степени, а главстаршина Масленников - медалью Ушакова. После войны катер прослужил на Амуре до 1961 года. Гвардейский БК-47 лишь в 1962 году разрезали на металл.

Немного странно сложилась судьба второго катера новосибирской постройки - БК-67. Он был выпущен в феврале 1945 года и сразу перевезен в Киев. Хотя корабли Днепровской военной флотилии участвовали в битве за Берлин, наш катер оставили в учебном отряде на Рыбальском острове и лишь через год привезли на Амур. Там он прослужил до 1961 года.

Третий катер - БК-346 - прошел испытания в мае 1945 года. Все шло по сценарию, с соблюдением сверхсекретности, как и в случае с БК-47, но с проявлением еще большей бдительности, так как война с Японией была уже предопределена. Однако вместо Амура катер привезли в Киев. В 1951 году после расформирования Днепровской военной флотилии корабль перевели на Дунай, где он прослужил еще 16 лет.

Самой неожиданной оказалась участь четвертого катера - БК-344. Его так же, как и БК-346, перевезли на Днепр, где он оставался в составе учебного отряда флотилии до 1951 года. А в сентябре 1951-го на катере сменились экипаж и флаг. Вместо советских моряков появились болгарские. Военно-морское командование широким жестом подарило братскому народному флоту звено бронекатеров. Четвертый катер новосибирской постройки прослужил в ВМФ Болгарии на Дунае 16 лет, а после списания еще два года использовался для подготовки будущих моряков в оборонно-спортивной организации Болгарии, подобной нашему ДОСААФ.

Сергей Слугин

Опубликовано по газете «На вахте» №8, 2013 год

подкатегория: 
Average: 3.7 (3 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Ярушин Василий
Около пожарки размещалсь моряки.Смотрел ,как они тянули воздушную кабельную телефонную связь..А когда катер выходил из Затона на Обь,то нас,пацанов,чуть не смыло волной от катера в Затон.Вот это мне запомнилось в 1945г.

Добавить комментарий

Target Image