В поисках созвучия (заметки о народном творчестве Новосибирска)

Печатается по: История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 567-590.

«Справочник по городу Ново-Николаевску» за 1912 год сообщал: «Необходимые спутники нашего пришлого населения – пьянство и картежная игра поглощали большие суммы, зарабатываемые на железной дороге. Питейный, отстоящий от поселка в двух верстах, торговал от 8 до 9 тысяч рублей в месяц, всего около 100 тысяч рублей в год, и на каждую, даже детскую душу приходилось пропитых денег по 20 рублей в год. Такое положение давало свои результаты: кражи, грабежи и убийства не заставили себя ждать. Малочисленная полиция того времени, содержимая на частные средства, была бессильна оградить жителей от хулиганов». Наблюдая непривлекательные картины разгула, инженер Будагов задался целью наладить культурно-просветительную работу среди строителей. Власти же не принимали к этому никаких мер. Весь груз забот и ответственности Будагов вместе с единомышленниками взял на себя.

И действительно, по инициативе и на средства инженера Г.М. Будагова в поселке у моста открылась первая одноклассная с тремя отделениями бесплатная школа для детей строителей. Недалеко от устья Каменки Г.М. Будагов выделил барак под школу, открыл библиотеку дешевых изданий и воскресную читальню. Вскоре ученики создали кружок любителей сценического искусства и в 1895 году показали первые спектакли. Томские «Губернские новости» откликнулись на это событие публикацией первой в истории города театральной рецензией на любительский спектакль, считая, что он прошел «весьма удачно», в игре исполнителей «чувствовалось умение и опытность».

В 1896 году по инициативе инженера с Украины В.К. Жандра, модельщика Ф.А. Белорукова и техника железнодорожных мастерских А.П. Комлева на средства рабочих и служащих при станции Обь на улице Владимировской, открылась еще одна школа для детей железнодорожников, на 50 человек. В школе была сцена для любительских спектаклей и фисгармония.

Следует заметить, что самодеятельное народное творчество шло тогда рука об руку с просвещением и религией. Школа и церковь являлись первыми помощниками в поддержке творческой инициативы народа.

В январе 1899 года на средства, собранные священником Посельским и семьей Горловых, была устроена новогодняя елка для 200 детей школьного возраста. В соборе Александра Невского под управлением псаломщика И.Н. Завадского  создан церковный хор. В здании Будаговской школы обычным делом стали любительские спектакли. Дошли сведения о постановке комедии Ленского «Кто в лес, кто по дрова» и водевиля Черепанова «Невольный двоеженец». В них участвовал один из первых профессиональных актеров города Г.А. Соколов. Собранные средства отдали на нужды добровольного пожарного общества, так как в ту зиму заметно увеличилось количество пожаров. Впоследствии любители сценического искусства объединились вокруг Г.А. Соколова и показали спектакли «Не в свои сани не садись», «Шельменко-денщик», «Чародейка». Наверное, уже тогда в нашем городе прошли и первые опыты так распространенных сегодня мастер-классов. Известная эстрадная певица М.А. Каринская в свободное от концертов время прослушивала детей, давала консультации. В память об этих гастролях новониколаевцы подарили певице золотой браслет с надписью «Вы – луч солнца, согревший нас».

Новониколаевск не отставал от событий в жизни России. В июне 1906 года в связи с 20-летием со дня смерти А.Н. Островского Товарищество драматических артистов вместе с любителями поставило в летнем театре Общественного собрания комедию «Без вины виноватые». Спектакль прошел очень удачно. В ноябре этого года кружок любителей драматического искусства сыграл спектакль по пьесе А.Н. Островского «Доходное место», который смотрели многочисленные зрители, преимущественно рабочие.

Новониколаевский музыкально-драматический кружок отметил столетний юбилей Н.В. Гоголя и 50-летие со дня рождения А.П. Чехова.

За 1908-й и начало 1909 года было дано более 20 благотворительных спектаклей, сборы от которых перечислили на нужды библиотек, школ и детского приюта «Ясли». Деятельность музыкально-драматического кружка стала столь заметна, что в апреле 1912 года была приостановлена полицией за постановку пьесы Черешнева «Частное дело», отразившей действительное положение вещей в российской школе.

В сентябре 1906 года учебное заведение П.А. Смирновой, готовившее мальчиков и девочек для поступления в гимназии, преобразовали в женскую прогимназию, где активно работали хоровой, драматический и музыкальный кружки. Конечно, не зря трудились преподаватели над формированием вкуса у молодых людей. Яркий пример неудачно гастролирующая труппа Палиева.  О провальном исполнении оперы «Евгений Онегин» газета сообщала: «Исполнители были единодушно отвергнуты. Публика наглядно выявила то, что уровень ее вкусов развит в достаточной степени и что нельзя с халатностью относиться к творчеству Чайковского».

Не последнюю роль в воспитании художественного вкуса у горожан  сыграли драматические и музыкальные кружки, активно работавшие в городе. В то время ими на суд зрителей, как сообщали местные газеты, были представлены «такие серьезные произведения, как «Пер Гюнт» Грига и «Вильгельм Телль» Россини».

В сентябре 1913 года при Обществе приказчиков по инициативе Г.Е. Авксентьева создается первый в Новониколаевске оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. Позже оркестр перешел в ведение местного Общества попечения о народном образовании, в оркестре усовершенствовали музыкальную подготовку более 200 человек.

Когда в Новониколаевске разразилась эпидемия сыпного тифа, Городская дума утвердила смету на борьбу с этим опасным заболеванием. Внесли свою лепту и любители драматического искусства, устроив благотворительный вечер в пользу госпиталя.

В январе 1917 года в бесплатной вечерней школе Общества попечения о народном образовании был организован струнный оркестр, выступавший с большим успехом. Революция и Гражданская война надолго прервали не столько стремление к творчеству, сколько возможность заниматься им. Недаром говорят: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Голод, разруха, болезни, смерть собирали свою обильную жатву на просторах России. Не миновал этой участи и наш молодой город, часто оказывавшийся в эпицентре трагических событий кровавой междоусобицы.

Но уже 20-е годы стали предощущением нового расцвета народных талантов. Тяжелые, трудные годы, но полные надежд и веры. Современники вспоминают о том, как они почувствовали какие-то новые силы, желание реализовать себя, помогать друг другу и стране. Понимание близости, родственности стране было таким сильным, что его порой ставили выше кровных связей. Творческий азарт охватил молодежь, самодеятельные коллективы росли, как грибы. В выступлениях лидеров новых и самых разнообразных направлений часто отвергались рамки традиционных искусств.

«В коммунистическом обществе не будет живописцев и музыкантов – будут лишь люди, которые наряду с прочими будут заниматься живописью и музыкой. Профессионализм в искусстве есть историческая категория, возникшая в классовом обществе на основе разделения труда. Профессионализм умрет вместе со смертью старого общества при коммунизме». Автор этих запальчивых строк ссылается на К. Маркса («Немецкая идеология»), Г.В. Плеханова («Основные вопросы марксизма»), Гущина («Проблемы самодеятельного искусства»).

Воспоминания красноармейца Виссариона Васильевича Липатова переносят нас в 20-е годы, когда по распоряжению управления РККА в Новосибирске был создан первый клуб Автобазы в бывшем магазине купца Кетова (судя по всему, в здании, что находилось по Красному проспекту, рядом с аптекой № 2). Красноармейцы совместно с артистами театра Махотина создали драматический кружок и хор. Перед началом и в завершение лекций, спектаклей, концертов хор исполнял «Интернационал». Лекции были созвучны времени: о советской власти и Гражданской войне, об интервенции, на антирелигиозные темы. Режиссер Арбельяни ставил
А.Н. Островского («Без вины виноватые», «Гроза», «Лес», «Бедность не порок», «На бойком месте»). И рядом в репертуарном списке «Парижская коммуна», «Бродяга», «Касатка». Явно чувствовался недостаток современного материала, искали идеологическую опору  в русской классике. Коллектив выступал в воинских частях, в здании Городского корпуса, выезжал в Затон, в летний театр «Сосновка» (на Фабричной улице).

В 1928 году ЦК Пролеткультов посылает из Москвы в Сибирь своего уполномоченного, которому поручает организовать в Новосибирске отделение Пролеткульта. Перед Сибирским Пролеткультом ставится задача: подготовить из рабочей молодежи актерские коллективы будущих рабочих театров и руководителей клубных кружков художественной самодеятельности для рабочих клубов.

Во второй половине 1928 года на предприятиях города проводится отбор рабочей молодежи в театральную и ИЗО студии Пролеткульта. Эти студии в то время собрали в свои стены немало творчески одаренных людей, энтузиастов искусства, которые, не считаясь ни с какими лишениями, готовы были самоотверженно и работать, и учиться, и заниматься искусством.

Условия для этих занятий были исключительно тяжелыми. Бригада Сибискусства, проверявшая работу Новосибирского Пролеткульта, отмечала отсутствие учебных помещений для занятий и самых элементарных условий жизни: студийцы спят на полатях там же, где идут репетиции, хронически недоедают, не обеспечены верхней одеждой. И все же никто не собирается покидать Пролеткульт.

После того, как были организованы периферийные Пролеткульты в городах Кузбасса, Новосибирский Пролеткульт становится головным, дает идейно-творческие установки, проверяет работу и обеспечивает кадрами руководителей подведомственных ему организаций.

Между тем и в самом головном Пролеткульте с подготовкой кадров для будущего рабочего театра дело обстоит плохо. Учебный процесс организован кое-как, студийные занятия систематически срываются. Да и сами руководители Пролеткульта ясно не представляют себе, что им следует делать.

К тому времени советская драматургия уже располагала рядом выдающихся произведений, вошедших впоследствии в золотой фонд репертуара советских театров, таких, как «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» Тренева, «Мятеж» Фурманова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Лавренева. Но Новосибирский Пролеткульт почему-то игнорировал все эти произведения, а взялся за постановку устаревшей, давно исключенной из репертуара Московского Пролеткульта пьесы «Слышишь, Москва». Через некоторое время работа над этим спектаклем прекращается и заменяется пьесой «Шторм», но и эта постановка не была завершена. Впоследствии Новосибирский Пролеткульт неоднократно брался за постановку разных, далеко не лучших пьес, но все эти работы, как правило, не доводились до конца.

Одновременно театральная студия Пролеткульта готовила эстрадные миниатюры, работала в области малых форм, предназначая их для репертуара специальных театрализованных агитбригад, которые направляли в промышленные районы края. Работа над малыми формами тоже не шла далее эстрадных  программ развлекательного характера.

В это время при Наркомпросе РСФСР организуется Центральный штаб по мобилизации искусства России для обслуживания хозяйственно-политических кампаний. Даются указания об организации аналогичных штабов во всех краях, областях и автономных республиках. Центральный штаб, во главе которого в то время находился начальник Главискусства Ф.Я. Кон, посылает для помощи на места своих уполномоченных. В их число попадает и С.К. Соколов. Его назначают уполномоченным Центрального штаба по Западно-Сибирскому краю.

В прошлом «избач», прошедший курс обучения в Центральном Доме работников искусств, который в то время занимался подготовкой организаторов и руководителей художественной самодеятельности для краев, областей и автономных республик,  С.К. Соколов в своих воспоминаниях пишет о том, как студенты группами «легкой кавалерии» ходили в редакции газет, журналов, издательств, различных массовых организаций столицы с требованием, чтобы писатели создавали злободневные материалы для самодеятельности, композиторы новые песни, а центральные органы профсоюзов и кооперации способствовали развитию массовых искусств. Для Соколова осталась незабываемой встреча с М.И. Ульяновой (она возглавляла редколлегию газеты «Правда») и беседа с ней о первоочередных нуждах художественной самодеятельности.

С именем С.К. Соколова связано появление на сибирской территории слова «диск» в необычной трактовке. Для легкоатлетов это спортивный снаряд, для современных молодых людей это слово связано с компьютером, с современной записью звука и изображения. В 30-е годы ДИСКом называли Дом самодеятельных искусств, а сибиряки уточнили по-своему Дом искусств Сибирского края. Его первым директором и стал С.К. Соколов, прошедший школу борьбы с пролеткультовцами, которые, по словам автора, «путались в вопросах теории пролетарской культуры».

Итак, решением Западно-Сибирского крайсовнарпроса и крайсовпрофа от 18 июня 1931 года в г. Новосибирске был организован первый в Сибири ДИСК. Это означало, что государство взяло под свое крыло руководство самодеятельным искусством. В 1936 году ДИСК был преобразован в областной Дом народного творчества, который подчинялся областному отделу искусств до 1958 года, а с 1953 года, в связи с преобразованием областного отдела искусств в областное управление культуры, Дом народного творчества находится в ведении последнего.

Вынесение слова «народный» в название организации означало тогда многое. Ведь высшая оценка работы профессионала или самодеятельного коллектива так и называлась: народный артист СССР, народный театр, народный хор. С работой в областном Доме народного творчества связано много известных в Новосибирске имен: поэты Е.К. Стюарт и В.М. Пухначев, заслуженный художник РСФСР И.В. Титков, впоследствии первый директор Новосибирской студии телевидения Г.И. Казарновский. В разные годы возглавляли областной Дом народного творчества В.И. Кошеленко, Р.Н. Афанасьева, В.А. Галич, Т.С. Долина, с 1991 года заслуженный работник культуры России Л.А. Жиганова.

Сначала ДИСК занимался концертной работой и только в 1932 году приступил к учету и руководству кружками. Для обслуживания хозяйственно-политических кампаний по краю было организовано 362 бригады с 3 629 участниками. К концу 1932 года было организовано до 600 кружков, и в этом же году  была проведена первая областная олимпиада. В феврале 1933 года пленум крайкома Рабис отметил «огромные успехи в области количественного роста художественной самодеятельности в крае, достижения в улучшении социального лица низовых самостоятельных ячеек, клубов, изб-читален, красных уголков, где основными участниками кружков являются рабочие, колхозники, комсомольцы, ударники производства».

1934 год характеризуется переходом ДИСКа к методологической работе, направленной на активизацию художественной самодеятельности, на повышение качества ее работы.

Деятельность ДИСКа вливается в активную культурную жизнь города. В это время выходит журнал «Сибирские огни», открыт Дом им. В.И. Ленина, работает первая в Сибири широковещательная радиостанция, Сибирский театр революционной сатиры, Сибгоропера. Спектаклем Л. Макарова «Тимошкин рудник» открылся первый за Уралом Театр юных зрителей. В числе профессиональных актеров, воспитанников Ленинградского ТЮЗа, оказался деревенский парень В.И. Макаров, впоследствии заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии. Из школьной самодеятельности пришла в театр З.Ф. Булгакова, получившая за исполнение ролей на сцене ТЮЗа звание заслуженной артистки РСФСР. Все это было совершенно естественным для тех лет самодеятельность часто пополняла ряды профессиональных актеров.

1 октября 1933 года открылся Новосибирский передвижной деревенский театр. Первую труппу театра составили актеры «Красного факела», бывшие студенты Пролеткульта, участники художественной самодеятельности. Первой премьерой стал спектакль по пьесе В. Чуркина «Прорыв в любви». Творческий коллектив был небольшим 11-15 человек. Условия работы тяжелые: ежедневно на лошадях, пешком, в дождь и снег труппа кочевала из колхоза в колхоз. Старейшая актриса театра Р. Томина вспоминала: «…мы не жаловались, знали, что наше искусство нужно народу».

В 1942 году театр получил название Областного драматического, а с июня 1992 года носит имя Новосибирский драматический театр «Старый дом».

Тысячи человек участвовали в районных, городских олимпиадах, обслуживая десятки тысяч жителей города и области. Районные смотры стали первым серьезным шагом в привлечении новых сил в самодеятельность. В 1940 году количество театральных кружков в городе 131; хоровых 68; струнных оркестров 29; духовых оркестров 26; ансамблей песни и пляски 9; изокружков 21; музыкальных 5; всего кружков в городе 286. Во Всесоюзный смотр театральной самодеятельности включаются 400 театральных коллективов.

В 1940 году прошел смотр народной песни и сказа. Смотр привлек 504 народных поэта. Были отмечены на смотре работы 80 авторов, например, такие: «Две правды» Трухина, «О луганском слесаре Климе Ворошилове» Рослякова, «Памяти Ленина» Рогожина. Пропаганда лучших образцов устного народного творчества велась по радио и в обзорах газеты «Советская Сибирь». В 1940 году ДНТ приступил к организации самодеятельного Сибирского ансамбля песни и танца с целью пропаганды образцов сибирского народного творчества.

24 июня 1 июля 1940 года в Новосибирске проводится первая областная олимпиада детского творчества, в которой приняли участие 1 412 школьников. Они представили 343 экспоната по технике, 1 550 художественных работ, 34 литературных произведения. За активное участие в олимпиаде премированы руководители 22 кружков, 111 школьников получили ценные подарки, 25 коллективов отмечены почетными грамотами.

Со дня начала войны вся деятельность художественной самодеятельности связана с военной тематикой. Издаются сборники: «Песни о Родине»; «Победа за нами». Выпущены одноактные пьесы о войне местных авторов. В первые дни войны участники художественной самодеятельности объявили себя мобилизованными на оборонную работу культурного фронта. Выступали на улицах города, на призывных пунктах. В Новосибирске было дано 114 концертов. В саду
им. Сталина прошла выставка самодеятельных художников «Оборона СССР».

1942 год. Большинство руководителей художественной самодеятельности ушли на фронт. Зрительные залы использовались для других нужд. По решению XVIII Всесоюзной партконференции самодеятельность изменила свои формы, от массовых перешла к малым. В основном работали агитбригады. За 1942 год дали 780 концертов, в Фонд обороны собрано 37 208 рублей.

1943 год. Все служило делу Победы. От Новосибирской области на фронт было отправлено пять агитбригад. Выступали на Украинском, Воронежском фронтах, на Северо-морском флоте. Выступали успешно. В этом году прошел областной смотр художественной самодеятельности, в котором принимали участие 263 человека.

1944 год. Из поездки к подшефным морякам Северного флота возвратилась бригада художественной самодеятельности клуба имени Клары Цеткин. За 32 дня пребывания на флоте бригада дала 86 концертов. Ее художественного руководителя А. Емельянова наградили значком «Почетный подводник».

1945 год. Прошел областной смотр художественной самодеятельности. Он был хорошо подготовлен, отличался массовостью. Приняли участие 1160 коллективов, 1100 индивидуальных исполнителей. Впервые выступили на смотре национальные ансамбли: чувашский, эстонский, татарский, белорусский, украинский. После длительного перерыва была организована художественная выставка. Во многих районах смотры проходили как праздник. Характерным явлением было участие исполнителей разного возраста. Репертуар тоже был своеобразен: преобладали литмонтажи и старинные обрядовые народные песни. В 1945 году на курсовой базе обучалось более 800 человек, многие выпускники стали профессиональными актерами созданных в Новосибирске театров, филармонии.

1946 год. Основными мероприятиями этого года были: художественное обслуживание выборов в Верховный Совет СССР, проведение областного смотра художественной самодеятельности, художественное обслуживание сельскохозяйственных кампаний, проведение Всесоюзного смотра музыкального и хореографического искусства рабочих и служащих. На смотре, как новое явление после войны участие духового оркестра и джаза, значительное число баянистов, впервые появившиеся клоунады и акробатические номера. В мае был проведен смотр лучших исполнителей для отбора на профработу. Из 26 12 получили предложение перейти в профессиональное искусство. Смотры музыкальный и хореографический были немногочисленны. Работа коллективов народных инструментов была остановлена из-за отсутствия струн.

1947 год. Основные мероприятия этого года: смотры художественной самодеятельности, обслуживание выборов в Верховный Совет РСФСР.

В районных смотрах принимали участие 588 кружков с 4 398 участниками и 1 632 индивидуальными исполнителями.

Советские авторы занимали в репертуаре 29%, классика и народное творчество 63,8%. Новым явлением стало обилие монтажей, составленных местными авторами, причем тематика их современна: «Победа», «4-я Сталинская пятилетка», «Молодая гвардия».

Эта сухая статистика количественных показателей, которые записаны в отчетах, говорит о том, что количество начинает переходить в качество. Наступает  время расцвета самодеятельных талантов.

Именно в эти годы начал работать хормейстером Герман Иванович Молодцов, так много сделавший для хоровой культуры Новосибирска. Он создает огромный академический хор (более ста певцов) сначала на базе окружного Дома офицеров, затем в клубе железнодорожников «Транспортник», а в 70-е годы уже в новом Дворце культуры железнодорожников на улице Челюскинцев. «Пожалуй, можно со всей ответственностью утверждать, пишет О.Н. Попурова в книге «Хоровое искусство Новосибирска», что в 40-50-х годах Новосибирск не располагал другим самодеятельным хоровым коллективом подобного исполнительского уровня».

Параллельно Г.И. Молодцов организует детский хор при Доме художественного воспитания детей. Многие семьи тогда жили в крайней нужде, у многих ребят отцы не вернулись с фронта, и встреча с чутким, добрым руководителем, который находил время не только для репетиций, но и для загородных поездок, задушевных разговоров, давала очень многое. Среди солистов детского хора был и Юра Брагинский.

Для того, чтобы родился знаменитый Академический хор НЭТИ, нужна была встреча двух замечательных людей: преподавателя Новосибирской консерватории 33-летнего Юрия Александровича Брагинского и ректора одного из самых ярких вузов города НЭТИ Георгия Павловича Лыщинского. Это ли не созвучие? От этого созвучия родился хор такого уровня, равного которому с тех далеких лет так и не появилось в Новосибирске. Хор, который с блеском выступал на любых сценах Советского Союза, который своим искусством пробил «железный занавес» и открыл для студентов НЭТИ зарубежье. Именно тогда, в 60-е годы, могло произойти и произошло такое событие. В техническом вузе закладывались культурные традиции. Создавались факультетские хоры. Со сцены НЭТИ звучала народная хоровая классика, народная музыка и музыка современных авторов. Репертуар академического хора НЭТИ включал сложнейшие произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, С. Рахманинова и сибирских композиторов А. Мурова, Ю. Юкечева, Ю. Шибанова, Г. Иванова.

9 марта 1964 года в 503-й аудитории собрались 84 человека. С этого всё началось. Всего за год с небольшим самодеятельный хор добился невероятного:  в мае 1965 года хор НЭТИ совместно с хором дирижерско-хорового факультета консерватории исполнил концерт, где зазвучали сложнейшие фрагменты «Большой Мессы» Моцарта. «Чистая интонация пения, хорошая дикция покорили слушателей. Не было конца аплодисментам», написал А. Генкин в статье «Сто минут настоящего искусства». Хор услышали и полюбили. Сотни и сотни бывших студентов НЭТИ утверждают, что хор «расцветил, обогатил, озарил жизнь», многие до сих пор считают эти годы самыми яркими и счастливыми.

«Прошли годы… Нет с нами Г.П. Лыщинского и Ю.А. Брагинского. НЭТИ стал НГТУ, пишет директор Ассоциации выпускников НГТУ-НЭТИ В.Б. Пономарев. Но академическое пение в техническом вузе продолжается. Работают два хора, по-прежнему радуя своих поклонников великолепным пением, руководят этими коллективами ученики Ю.А. Брагинского. Студенческим коллективом «Академический хор НГТУ им. Ю.А. Брагинского» руководит О. Захваткина. А академическим хором НЭТИ, в котором поют выпускники института разных лет, так называемые «академики», руководит  А. Париман».

Живы традиции. Об этом говорит ученица Ю.А. Брагинского, продолжательница его дела О.Е. Захваткина:

«Юрий Александрович вдохнул в свое детище такую мощную жизненную силу, что ее хватает до сих пор. Эта сила – в традициях!

На наш взгляд, самой важной традицией является отношение к исполняемой музыке. А точнее, к себе как исполнителям музыкальных произведений. Профессиональная работа хормейстера с непрофессиональными певцами – первое условие успешности творческого коллектива! Второе, не менее важное условие для «здоровья» хора, это принцип отбора хористов. В Уставе было написано: «Нам вовсе не нужны хорошие певцы!… Нам нужны хорошие люди, любящие хор и друг друга!» Думаю, что и эту традицию мы сохранили… В хоре сегодня поют и те, чьи родители когда-то пели в хоре Брагинского. В хоре нет людей случайных, тех, кому чужда академическая культура. В хоре нет плохих людей! Еще Юрий Александрович говорил, что хор, как организм, отторгает дурных людей. Они не приживаются в коллективе, где искренность и эмоциональная отдача ценятся столь высоко. А еще мне кажется, что хор «лечит» от дурных мыслей и поступков. Будто существует  кодекс чести – не подведи, не предай, будь деликатным с товарищем, щади его чувства».

Чтобы рассказать о другом ярком музыкальном коллективе, мы должны вновь и вновь возвращаться в легендарные 60-е годы. Это было время соревнования институтов на ниве искусства. Строительный институт был известен своим театром миниатюр и эстрадным ансамблем под управлением В. Аксенова, НЭИС эстрадным ансамблем под управлением Ю. Кальница, в НГУ и НЭТИ зарождался  новосибирский КВН.

В НЭТИ был свой лозунг: «В НЭТИ лирика, как физика, обязательный предмет». И действительно, Дни поэзии собирали начинающих и известных поэтов, Дни музыки маститых композиторов и музыкантов и рядом Академический хор НЭТИ, Большой эстрадный оркестр НЭТИ, ансамбль скрипачей, ансамбль баянистов.

В Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, в кинотеатрах шли фильмы «Веселые ребята», «Карнавальная ночь», «Серенада Солнечной долины», «В джазе только девушки». В этой атмосфере росло новое поколение эстрадных и джазовых музыкантов, которому, однако, не так просто было пробить себе дорогу. Но НЭТИ опять повезло. Институт получил талантливого музыканта, энтузиаста джазовой музыки Евгения Втюрина. Под его руководством играли и пели в оркестре более ста пятидесяти студентов института. Несмотря на то, что оркестр был самодеятельным, он неоднократно становился лауреатом многих профессиональных конкурсов джазовой и эстрадной музыки. Эстрадный квинтет НЭТИ, потом Большой эстрадный оркестр, вокальный ансамбль «Синекола» были очень популярны в стенах института и за его пределами. Студенты тех лет вспоминают, как зрители стояли в проходах и сидели на подоконниках. При полностью распахнутых дверях оркестр просто слушали, даже не видя, что происходит на сцене. «То, что Женя был талантлив, – это факт,вспоминает руководителя оркестра Евгения Втюрина солист Эдуард Вагин. Причем талантлив во многих сферах деятельности. Строитель по профессии. Классный музыкант. Гитарист. Потрясающий организатор. Специфика любого студенческого коллектива – полная смена состава раз в три-четыре года. Так вот, мало того, что Женя умел все организовать, он мог так увлекать и обосновывать, что некоторые наши музыканты осваивали доселе незнакомые им инструменты. Так надо было для оркестра. О том, что он сам писал партитуру и расписывал партии для отдельных инструментов, сам дирижировал оркестром – об этом говорить не стоит. Это очевидно. Женя столько отдавал нам всем, что можно только удивляться, как его хватало так надолго».

Через много лет вернуться в свою юность задумал Юрий Петрович Миняйло, участник оркестра в самые его звездные сезоны, любитель сольной игры на тромбоне, особенно в составе диксиленда. В 2000 году он возродил эстрадный оркестр НГТУ и стал его руководителем. Традиции НЭТИ сохранились.

Есть в Ялте, в Никитском саду, аллея, где растут эвкалипты. Останавливаясь около них, гид обязательно подчеркивает: эти деревья обладают особенным свойством выделять большое количество фитонцидов, отчего воздух вокруг них всегда необыкновенно чистый и свежий. Наверное, истинные творцы имеют подобную ауру. Взгляните на афишу творческих встреч студенческих хоровых коллективов г. Новосибирска 28 марта 1977 г. и вы узнаете имена тех людей, которые заставили петь весь город. Казалось, у всех студентов появился идеальный слух и прекрасные голоса.

«В начале 60-х годов, в период так называемой оттепели, в устных диспутах и на страницах газет и журналов усиленно обсуждалась проблема, получившая название «физики и лирики». Примечательно, что в это же время, а точнее – в феврале 1963 года, в Новосибирске началась деятельность коллектива, раз и навсегда решившего для себя проблему физиков и лириков не умозрительно, а на практике. Речь идет о симфоническом оркестре ДК «Академия», в настоящее время обладающем званием «Народный коллектив» и многими лауреатскими титулами, – пишет Б. Робинсон в статье «Музы в храме науки». Далее продолжает Наталья Яковлевна Вайсман, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН. В Академгородке с 1963 года. В оркестре с 1964 года.

«Это было счастливое и романтическое время с его идеалами самоотверженности и бескорыстия в науке, искренности чувств; время лириков в среде физиков, биологов, математиков, экономистов. Тогда было модно выражать себя во всем, реализовать свои способности – в первую очередь знать, уметь, работать. Люди стеснялись быть стяжателями, ходили легенды о физиках-экспериментаторах с их пренебрежением к излишним благам. Жители городка видели на месте нынешнего Сибакадембанка клуб «Под интегралом», где собирались «башковитые» и в непринужденной обстановке обсуждали всевозможные проблемы. Любители самодеятельной песни пели под свои гитары в клубе «Песня», а в киноклубе «Синема», который сохранился до сих пор, можно было посмотреть японского «Идиота» Акиры Куросавы или польский «Пепел» с Анджеем Ольбрыхским в главной роли, и еще много из того, что не шло в прокате. Улицы городка не были замусорены киосками-«комками» и базарами.

В те годы жителями Академгородка по большей части были научные сотрудники, приехавшие из столичных и больших городов европейской части России. С их помощью многие культурные традиции пересаживались на благодатную сибирскую почву. Среди переселенцев было достаточно людей, любящих серьезную музыку, владеющих музыкальными инструментами, имеющих навыки музыкальных занятий в коллективе. Когда в городке еще не было Дома ученых, в уютном зале кинотеатра «Москва», как сначала назывался наш ДК «Академия», проходили разнообразные концерты, и в небольшом фойе в антракте можно было встретить молодых и известных ученых, студентов и академиков.

В духе времени родители стремились дать детям и общее, и музыкальное образование. Государство поддерживало стремление граждан к самовыражению, помимо профессионального творчества, выделяя немалые средства для регулярных смотров художественной самодеятельности, поездок детских и взрослых любительских коллективов на гастроли по стране и даже за рубеж. Причем для артистов-любителей любого возраста занятия были бесплатными. Отцы города и Академгородка тоже не возражали, чтобы разного сорта «самодеятельность» процветала и у нас. В такой исторической ситуации было предопределено возникновение симфонического оркестра наряду с другими музыкальными коллективами: оркестром народных инструментов под руководством Бориса Швецова, джаз-оркестром Владимира Виттиха, джазовым ансамблем Геннадия Белоглазова клуба-кафе «Под интегралом».

Вошло в традицию начинать историю оркестра с февраля 1963 года. Однако во имя исторической справедливости нужно сказать, что оркестр  появился одним годом раньше. Зародился он благодаря неукротимой любви к музыке студента-математика НГУ, выпускника 6-й музыкальной школы Новосибирска по классу скрипки, первого концертмейстера оркестра Владислава Шелепова. Солист оркестра скрипач Аскольд Всеволодович Тригубов подтверждает: «Прежде всего, мы начали искать друг друга. Сначала это был маленький состав – то ли трио, то ли квартет. Меня позвал в эту компанию Игорь Волков. Постепенно число участников увеличилось, и в 1963 году Анатолий Синицкий возглавил первый состав симфонического оркестра». Такова «прелюдия» из музыкальной жизни оркестра.

С осени 1964 года «власть» переменилась, и, несмотря на то, что занятия проходили в очень тесном помещении, гостеприимно предоставленном кинотеатром «Москва», последующие четыре года были исключительно продуктивными для оркестра. В ряды любителей влились новые силы. В 1967 году после успешных выступлений перед авторитетной комиссией в стенах своего дома со сложной программой (первая часть Симфонии Моцарта № 40, «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад») и в концертах фестиваля самодеятельности оркестр  увенчали первыми почетными званиями — «Народный коллектив» и «Дипломант I Всероссийского фестиваля самодеятельного творчества трудящихся», с вручением диплома первой степени. Только через десять лет появились новые награды.

Музыкальным руководителем, дирижером и вдохновителем коллектива был Евгений Ионесян, в то время выпускник Московской консерватории по классу скрипки. Теперь Евгений Вартанович известен в музыкальном мире как дирижер, достигший высочайших вершин мастерства.

Е.В. Ионесян вспоминает: «Для меня, профессионального дирижера, воспоминания о годах, когда я музицировал (не хочется говорить «работал») с самодеятельным симфоническим оркестром, – это как сон в розовых тонах. Вот где была искренняя, почти детская увлеченность музыкой и только музыкой. Вот где был благоговейный трепет в отношении к композитору, горячее стремление вложить всю душу и сердце в исполнение каждого сочинения. Да и как же иначе? Люди с инструментами приходили ко мне ведь не на работу, а после работы. Это были уже известные ученые М. Яковлева, И. Волков, В. Башкатов, А. Тригубов; студенты университета Э. Синявская, Л. Магарилл, Т. Суконина. Скрипачки Г. Благовещенская, Л. Еремина и Л. Бажина приезжали на репетиции из других районов города. Двери были открыты для всех, в том числе и для профессиональных музыкантов, живущих в Академгородке и не считавших, что музицировать можно только за деньги. И они очень органично вписались в наш «ученый» оркестр. Это кларнетист Э. Левин, который тогда еще и руководил духовой группой, виолончелист А. Бороздин, возглавлявший группу виолончелей, пианистка Н. Нифонтова, которая выступала с оркестром как солистка.

Для меня наши репетиции были очень интересными еще и потому, что общение с людьми из мало известного мне мира науки происходило иначе, чем в привычной для меня среде музыкантов. Здесь это было не так эмоционально, а напротив, очень взвешенно, спокойно и аргументированно. Атмосфера на репетициях тоже были для меня необычной. Ученые со степенями и прочими заслугами сами расставляли стулья, пульты. Раскладывали на них ноты, не ожидая, когда это за них сделают рабочий сцены и библиотекарь».

Произведения из репертуара оркестра полюбились, стали близкими, запомнились на всю жизнь. «Я эти годы вспоминаю, как исключительно счастливые. Тот заряд энергии, который я получила от общения с интересными людьми, прекрасными дирижерами, наложил определенный отпечаток на мою дальнейшую жизнь. Я нахожусь под этим впечатлением все свои последующие годы. Ту атмосферу оркестра в городке ни с чем, никогда не сравнить», скажет на Новосибирском радио через многие годы первая скрипка оркестра 1966-1972 годов программист Галина Кубланова.

Шло время, оркестранты-любители взрослели, приобретали профессию и по разным причинам покидали коллектив. Теперешние старейшины оркестра, играющие со времени появления его на свет, доктор геолого-минералогических наук И.А. Волков, доктор геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии А.В. Тригубов, инженер А. Кужутов составляют основу коллектива, его ствол, вокруг которого в непрерывном движении нарастали все эти долгие годы молодые побеги. Можно смело утверждать, что дело оркестра держится во многом благодаря этим людям, их личному примеру.

Особая роль в жизни оркестра принадлежит его дирижерам. Ведь оркестр это сложный коллективный организм, жизнедеятельность которого по большей части определяется личностью лидера. Очень непросто работать с любителями, здесь руководителю нужны специфические качества: терпимость к невысокому уровню техники музыкантов и фальшивым нотам, к частым отступлениям от репетиционной дисциплины людей, занятых параллельно своей профессиональной деятельностью; стойкость и педагогическая выдержка во время длительного разучивания репертуарных произведений.

Оркестрантам повезло встретить на жизненном пути замечательных людей – дирижеров и наставников. В течение сорока лет за дирижерским пультом в разное время стояли: преподаватель НГК Анатолий Синицкий (1963-1964); профессор НГК, заслуженный артист России дирижер Евгений Ионесян (1964-1968); преподаватель десятой музыкальной школы, заслуженный деятель культуры России Эдуард Левин (1968-1970); дирижер Вольдемар Нельсон (1970-1971); дирижер Новосибирского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России Алан Жоленец (1971-1972); профессор НГК, заслуженный деятель культуры России, дирижер Илья Зайдентрегер (1972-1999); преподаватель 7-й музыкальной школы, заслуженный деятель культуры России Борис Тростянский (с 1999). Несмотря на то, что длительность работы с оркестром у всех была разная, каждый из руководителей внес свой незаменимый вклад в развитие и жизнь оркестра.

Коллективное музицирование – это не только слияние голосов разнотембровых инструментов в новом звучании, это единение многих душ в одном порыве чувств. Духовная близость при совместном созидании музыки формирует ощущение общности и рождает настоящий коллектив с неформальными отношениями. Самодеятельные музыканты вместе переживают и горести, и радости, между ними возникает дружба на долгие годы, создаются семьи.  В оркестре теперь играют целые династии выпускников 10-й школы – семьи Маслобоевых, Войтишек, Дуботоловых, Бекешевых. Более двух десятков лет оркестр поддерживала семейная пара скрипачей и лидеров коллектива, преподавателей городских музыкальных школ Новосибирска Марины и Бориса Тростянских.

Волшебство музыки, познание неизвестных сочинений, достижение новых вершин исполнительства – все это приносит оркестрантам ощущение полноты их существования. «Мы, дилетанты, никак не можем сравниться с профессионалами. Но сделайте хоть маленький шажок в мир музыки, и это обогатит вас. Чем вы дальше пройдете по этому пути, тем интересней и содержательней будет ваша жизнь», – призывает заниматься в оркестре одержимых музыкой самый почетный участник коллектива, солист оркестра скрипач Игорь Александрович Волков.

Современный обновленный оркестр возглавляет Борис Павлович Тростянский – новый состав, другие солисты, своя репертуарная политика.

У каждого коллектива, рожденного в 60-е годы, есть свои любимые авторы, свои ориентиры, свои руководители. Но всех объединяет творческий порыв и постоянная поддержка зрителей.

Народное искусство начисто лишено притворства и фальши, являясь по сути своей открытой системой, оно открывает и всех к нему прикоснувшихся.

С именем прекрасного музыканта, истинного ценителя и знатока сибирского фольклора Н.П. Королькова связано появление яркого коллектива «Ваталинка». Начиналась история будущей «Ваталинки» с самодеятельного коллектива Дворца культуры им. Калинина. Николай Петрович сам ходил по цехам завода им. Чкалова в поисках голосистых юношей и девушек. «Неутомимый энтузиаст всего, что касалось песенного и танцевального фольклора, – отмечает О.Н. Понурова, – он записал десятки народных песен, которые в его обработке до сих пор входят в репертуар многих народных исполнителей. До конца жизни Н.П. Корольков прививал своим подопечным – самодеятельным певцам – любовь к народной песне».

Со временем репетиции продолжились в ДК им. Чкалова. Там «Ваталинка» и обрела настоящую силу. Хор, оркестр, танцевальная группа стали единым ансамблем. Известность принесли композиции, в которых участвовал весь коллектив: «Зимушка», «Сибирские снега», «Сибирские сапожки», знаменитая сибирская народная песня «Ваталинка», «Сибирь – краса России». Ансамбль получил признание и высшее звание — народный. Многие сибирские композиторы отдавали право первого исполнения своих произведений этому талантливому коллективу: А.П. Новиков, В.С. Левашов, Г.Н. Иванов. А песни «Хлеб – всему голова», «Деревенька моя» и «Слово о матери» Н.М. Кудрина стали визитной карточкой ансамбля и с успехом исполняются до сих пор.

Ансамбль постоянно исполняет неповторимые по красоте композиции, непосредственно связанные с Сибирью, с любимым городом — Новосибирском: «Венок свадебных песен Новосибирской области», «Венок сибирских частушек» с музыкой Александра и Геннадия Заволокиных. Большим успехом в зарубежных поездках пользовалась песня В. Байтуганова «Сибирь – мой край родной».

«Без песни не могу, – говорит солистка ансамбля Л.В. Аликова, – песни для меня – это жизнь. И смеюсь, и плачу, слушая русские песни. И стараюсь вложить в них всю душу, когда пою».

Как хороший садовник выращивает сад, так растил Корольков свой ансамбль. «Есть у нас и свои ветераны, даже целые семьи поют, –  рассказывает Николай Петрович в одном из интервью. – Вот, например, супруги Татьяна и Семен Дроздовы, Анфиса и Виктор Астфуровы, Раиса и Юрий Боковиковы. Иногда хористам бывает не с кем оставить ребятишек, когда надо идти на занятия хора. Приходится брать их с собой в Дом культуры. Сейчас у нас здесь открыта даже специальная детская комната…». Говорят, когда вместе собирается семья Дроздовых, песни не умолкают. Поет Татьяна Степановна, поет муж, поют дочери – обе окончили музыкальную школу. Поют так, что заслушаешься.

Много наград у «Ваталинки», более ста дипломов и почетных грамот, в том числе, и от Министерства культуры СССР, ВДНХ, Универсиады – 73, облсофпрофа и других организаций. Несколько лет назад ярко светилось на Дворце культуры им. Чкалова звонкое слово «Ваталинка». Теперь же, увы, крупно: «Джинсы», «Новая мебель» и мелко, почти незаметно: «Ваталинка». Таков знак времени. Обидно. А «Ваталинка» живет. И каждый год в День города мы убеждаемся в этом.

Первые сведения о существовании оркестра народных инструментов при рабочем клубе железнодорожников относятся к дореволюционным временам.

В 1947 году в клуб «Транспортник» пришел А.А. Иванов, человек необычайной энергии, который приложил немало усилий для создания русского хора и оркестра народных инструментов, а затем и ансамбля русской песни и танца. Сейчас в составе оркестра 45 человек — людей разного возраста и профессий. Руководит оркестром вот уже на протяжении 30 лет заслуженный артист России Н.Н. Самойлов, солист Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии. В 1977 году оркестр исполнил большую концертную программу. На областном конкурсе оркестров и ансамблей «Русские напевы» получил высшее звание «народный коллектив».

Много за эти годы было встреч со зрителями. И всегда успех, всегда благодарные отзывы и добрые пожелания в адрес оркестра.

«Живой голос, как и живой огонь, обладает притягательной силой. К природному, не усиленному микрофонами голосу испытываешь такое же ностальгическое чувство, как к костру, огонь которого всегда будет манить и притягивать…» – это из зрительских откликов о народном коллективе – ансамбле русской песни и танца, руководят которым заслуженные работники культуры Российской Федерации Виктор Васильевич Коровин и Алексей Иванович Давыдов. Ансамблю 50 лет.

Его собрату, клубу народной песни Дома ученых всего 20 лет. Студенты и инженеры, педагоги и экономисты, строители и кандидаты наук – все с увлечением открывают новые пласты музыкального фольклора. Водят обрядовые хороводы, поют заклички и колядки, которым не одна сотня лет. Дело первого руководителя Л.В. Перфилова продолжает Н. Оболенская. Свои представления участники клуба показывают на солнечных праздниках: Масленицы, Осенины, Коляды, а на Купалу ходят на Обское море. Многие жители Академгородка участвуют в этих праздниках.

 

В 1956 году по инициативе Бориса Левина и под руководством Вадима Гнедкова был организован Городской студенческий театр миниатюр. В 1957 году состоялась премьера спектакля «О многом понемногу». Веселые сатирические зарисовки, правдивые, полные юмора картинки на злободневные молодежные темы сыграли студенты разных вузов: Н. Афанасьева, Г. Кочержинский, Л. Моисеева, И. Ситниковский, И. Виницкий, Н. Самохин,  А. Кушнер. У театра сразу появилось много почитателей, и это давало силы, настраивало молодежный коллектив на продолжение работы. Репетировали по вечерам в одной из комнат горкома ВЛКСМ. Миниатюры писали Н. Самохин, В. Суховерхов и В. Гнедков. В июне 1958 года состоялся второй спектакль «Мы рады вас видеть». Режиссер – В. Гнедков, балетмейстер – Г. Рыхлов, оформлял спектакль А. Чернобровцев. В рецензии В. Бессонова в газете «Молодость Сибири» было рекомендовано: «Тому, кто хочет посмеяться от души, избавиться от плохого настроения, отдохнуть, советуем: посмотрите новую программу городского студенческого театра миниатюр. Получите большое удовольствие! Это могут единодушно свидетельствовать все 500 зрителей, заполнивших 23 июня ТЮЗ».

К сожалению, у театра не было своего помещения, приходилось кочевать из института в институт. Да и у режиссера В. Гнедкова появились проблемы: все сложнее было совмещать работу в студенческом театре и на студии телевидения. Сохранилась папка Вадима Николаевича, где записаны будущие проекты, которые, однако, не удалось осуществить. Студенческий театр миниатюр пережил второе рождение в стенах НЭТИ.

Чехов говорил, что «провинция отсасывает у людей крылья». Наверное, одно из предназначений любительского театра в том и состоит, чтобы хоть немного это «отсасывание» компенсировать. В течение многих лет артистам-любителям помогали стать на ноги и справиться с «бескрылостью» режиссеры и актеры профессиональных театров города: заслуженный артист РСФСР В.В. Лиотвейзен, заслуженная артистка России К.И. Орлова, заслуженный артист России Н.М. Попков, заслуженный артист РСФСР М.А. Стрелков, А.Т. Левит, А.Л. Рогачевский, В.В. Петухова. В руководимых ими коллективах ставили советскую, зарубежную и русскую классику. Но, в отличие от профессионального театра, главным считался не спектакль, а работа над ним, в процессе которой рождался творческий коллектив.

Самым ярким примером на поприще самодеятельного театра можно считать опыт заслуженного деятеля искусств С.С. Иоаниди. В 1958 году в драмкружке ДК им. К. Цеткин он поставил спектакль «Ромео и Джульетта», после чего коллективу был присвоен статус народного театра. В этом же году Иоаниди создает студию при народном театре (1958-1963 гг.). И уникальный случай: театральная студия стала основой для рождения профессионального театра «На левом берегу». С 1982 г. по 1998 г. С.С. Иоаниди осуществляет художественное руководство этим театром. Из студии вышли ведущие актеры единственного на левобережье театра В. Овчаров,
О. Сибиркина, С. Ламброзо, Е. Богатырева. В репертуаре театра пьесы Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского и современных авторов.

Иногда для рождения театра нужна просто встреча двух творчески созвучных людей. Так судьба свела директора гимназии № 1 В.Г. Касьяненко и заслуженного артиста РСФСР А. И. Дорожко. Это было время, когда в каждом классе гимназии создавали драматические кружки, когда стали обязательными школьные фестивали и ребятам потребовалась помощь профессионалов. Отправной точкой для кандидата медицинских наук Г.В. Дорожко и ее мужа – заслуженного артиста РСФСР А.И. Дорожко было желание подготовить третьеклассников (там учился их внук) к очередному смотру художественной самодеятельности. Встреча школьников и актера оказалась интересной для обеих сторон, решено было поставить сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Опыт удался и стал толчком к организации театральной студии. Идею активно поддержал директор гимназии В.Г. Касьяненко. И на стендах, где обычно сообщалось об успехах учащихся в математических конкурсах и олимпиадах, стали появляться сведения о победах участников театральной студии. Думаю, не каждому профессиональному театру по плечу тот репертуар, который был сыгран этим молодым коллективом. Каждый год – спектакль. Да не просто спектакль, а «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (1998-1999 гг.), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1999-2000 гг.), «Антигона» Софокла (2000-2001 гг.), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (2001-2002 гг.). Все спектакли – лауреаты городского фестиваля детского и юношеского театрального творчества были сыграны на школьной сцене и на сцене театра «Глобус». За работу с детьми А.А. Дорожко по заслугам награжден медалью «Сердце, отданное детям».

«Школьная студия помогает посмотреть на привычные вещи немного по-другому, – говорят студийцы. – В пьесах мы видим настоящую любовь и крепкую дружбу. Репетиции нас сближают, мы лучше узнаем друг друга. А еще мы имеем возможность оторваться от обыденности и прикоснуться к чему-то прекрасному, кажется, что, выходя со спектакля, зрители не будут хамить и обижать кого-либо».

Городские Дворцы культуры стараются строить свою работу так, чтобы привить интерес молодежи и одаренных детей. Грамотно петь, держаться на сцене, танцевать учатся участники образцового эстрадного вокально-хореографического ансамбля «Ровесник». С 5-летнего возраста занимаются дети в ансамбле «Радуга» (руководитель – отличник народного образования Г.П. Александров).

Молодежный ансамбль «Играй, гармонь!» не только пропагандирует народную песню, но и является популяризатором самобытной музыкальной культуры игры на гармони, проводя один раз в два года Всероссийский фестиваль гармонистов имени И.И. Маланина.

Известен в городе театр танца «Апельсин», где занимаются более 200 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 14 лет (руководитель А.В. Гришаев). Народный молодежный ансамбль танца имени Льва и Ксении Беззубиков стал поставщиком исполнителей в профессиональные коллективы: Сибирский государственный хор, ансамбль СибВО, эстрадный театр «Гжель», Государственный ансамбль танца Белоруссии.

С 1968 г. успешно выступает первый в стране самодеятельный коллектив «Балет на льду», впоследствии преобразованный в детский театр на льду и роликах «Сказка». Участники детской студии «Теремок» получили диплом выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Родная земля» в Москве.

В последнее время стенды музеев и выставок демонстрируют возрождение народных ремесел: резьба по дереву, корнепластика, деревянная скульптура, лозоплетение, берестяной промысел, лоскутное шитье, вязание. Имена таких новосибирских мастеров, как Геннадий Пронин, Марина Ворошилова, Ирина Густайтис, Татьяна Ванда, известны не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Их произведения занимают достойное место в коллекции музеев Германии, Франции, США, Италии. Путь к мировой известности открыл им Новосибирский государственный областной дом народного творчества.

Ежегодно в День города в сквере у Театра оперы и балета, на так называемой Аллее мастеров, выставляет свои работы Геннадий Пронин: корзинки и блюда, сплетенные из корней сибирских деревьев. Про одну шкатулку Пронина однажды сказали, что ее не стыдно подарить английской королеве. Профессионалы-искусствоведы высоко оценили его работы, они отмечены Почетным дипломом Международной Марсельской ярмарки, золотой медалью Сибирской ярмарки.

В зале Краеведческого музея хранится уникальное произведение Сергея Николаевича Калугина «Погост Кижи», сделанное из пяти сортов сибирских деревьев, состоящее из 4,5 млн деталей. В 22 года начал эту работу слесарь завода им. Чкалова С. Калугин, а закончил через шесть лет.

«Лоскутное шитье перестало быть ремеслом, оно стало искусством», – утверждают победители конкурса «Свежее искусство Сибири» Т. Андреева, А. Ульянова и Н. Мешкова, члены квилт-клуба «Витраж» в Доме ученых Академгородка. Вспомнились далекие времена, когда из кусочков ткани умелые женские руки могли создать необходимые предметы быта. Рукодельем занимались и царственные особы. Известен исторический факт: Екатерина I собственноручно выстегала лоскутное одеяло для своего мужа Петра Великого. Оно хранится до сих пор в одном из дворцов Петергофа.

Сохраняя традиции и опираясь на них, современные мастера совершенствуют приемы лоскутного шитья, в результате появляются великолепные произведения прикладного искусства.

«Материал лоскутниц прост: кусочки ткани – гладкокрашеной или с готовым узором. Их можно соединить в единое полотно, подчиненное общему замыслу, можно организовать в палитру, разобрав по нескольким признакам: по основным тонам, по насыщенности внутри каждой цветной группы. Черный и белый цвета – целая философская концепция! Видение цвета раздвигает горизонты восприятия жизни», – рассказывает Нина Мешкова. Ее поддерживают рукодельницы при ДК железнодорожников.

Многие годы руководит коллективом, учит из кусочков ткани делать  сюжетные композиции талантливый человек, носящий почетное звание «Отличник образования Российской Федерации», Наталья Александровна Тарантина. Надо обладать поистине феноменальной фантазией, чтобы создать эти необычные ковры, одеяла, грелки для чайников и кастрюль, фирменные жилетки, нужно быть на «ты» с формой и цветом. На каждой выставке восхищенные посетители любуются работами «Сибирушек» как произведениями искусства. Недаром все участники квилт-клуба «Сибирушка» имеют удостоверение «Мастер – золотые руки».

В прошлом инженер, Светлана Владимировна Кабардина теперь учит детей рукоделию. Сама она умеет многое: и лоскутное шитье, и вязание кружев, и шитье костюмов – все у нее получается отлично. Доказательство тому ее награды. Диплом лауреата областного конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «Новосибирск юбилейный», Большая золотая медаль Сибирской ярмарки за уникальные авторские костюмы, посвященные Дню славянской письменности и культуры на IV Всесибирской духовной выставке; диплом областной выставки «Кружева ремесел» за создание авторских работ в технике художественного кружевоплетения, диплом II степени областной выставки-конкурса лоскутного шитья «Любимый город».

Учатся у Светланы Владимировны девочки древнему искусству своих бабушек, возвращая в сегодняшний день изысканные наряды из кружев. 4 марта 1962 года по инициативе участников Гражданской и Великой Отечественной войн при Доме офицеров Красной армии организуется хор ветеранов. Среди первых участников были Клавдия и Надежда Щетинкины, дочери революционера Щетинкина, дочь Дуси Ковальчук – Анна Федоровна. Первым руководителем хора была Е.С. Глейзерова, концертмейстер – знаменитый сибирский мастер баяна – И.И. Маланин. Активно работали с хором композитор А.П. Новиков, поэты В.М Пухначев, К.Л. Лисовский.

Каждое выступление хора – это всегда волнующая встреча с замечательными людьми, одаренными природными вокальными данными и, главное с участниками событий, о которых они пели. Это были встречи с живой легендой, и каждая из них являлась своеобразным уроком мужества.

…Шли годы. На смену одному поколению ветеранов – любителей песни – приходило другое. Менялись руководители, но неизменным оставались традиции и направленность репертуара хора. Постепенно хор рос, набирался опыта, осваивал вокальную технику. В 1991 году хором стала руководить Т.М. Яговкина. Будучи талантливым мастером своего дела, она терпеливо и настойчиво помогает коллективу овладеть вокально-хоровой техникой, добиваясь профессионального исполнения хоровых произведений на четыре голоса.

За высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность и военно-патриотическую направленность репертуара хор награждался почетными грамотами командования СибВО, областной, городской, районной администрациями Новосибирска, советами ветеранов войны и труда, не раз становился дипломантом и лауреатом областных и городских фестивалей и конкурсов. В 1997 году хору присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Как и прежде, хор выезжает с концертами в воинские части, на призывные пункты, в Дома офицеров, санатории, школы, высшие учебные заведения, Дома культуры. Он постоянный участник праздничных концертов на площади им. Ленина, в парках культуры и отдыха в дни празднования Дня Победы, Дня города и других знаменательных дат.

В 1965 году Г.С. Глейзерова организовала хор ветеранов войны и труда «С песней по жизни» в ДК им. Горького. С той поры ветераны действительно не расстаются с песней, радуют своими концертами благодарных зрителей в домах престарелых, домах инвалидов, домах-интернатах.

Флагманом культуры Западно-Сибирской магистрали сегодня называют Дворец культуры железнодорожников. Здесь гармонично уживаются различные формы работы: праздники, фестивали, конкурсы, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха.

Ни один праздник, ни одна встреча ветеранов железной дороги, ветеранов района не обходится без участия народного коллектива – хора ветеранов войны и труда – коллектива, в котором столько интересных личностей, что его можно назвать уникальным. В его репертуаре – произведения от церковных песнопений до зарубежной классики. За более чем тридцатилетнюю историю существования спето много песен. Слушая исполняемые хором произведения, убеждаешься в точности высказывания «Есть еще порох в пороховницах!», потому что седовласые мужчины и женщины  придерживаются выбранного однажды девиза: «Пока мы поем – мы живем!». Их энергии и доброй силы, которая исходит со сцены, хватает на каждого сидящего в зале – и старого, и малого!

Фестиваль творчества «Поклонимся великим тем годам» стал настоящим праздником талантов. Более 700 человек со всех отделений Западно-Сибирской железной дороги песней, танцем, поэзией радовали зрителей в концертной программе, длившейся более 4 часов. «Таланту участников концерта могут позавидовать многие профессиональные певцы и танцоры», – сказала в завершение фестиваля председатель жюри, народная артистка России, профессор Новосибирской государственной филармонии им. М. Глинки Зинаида Захаровна Диденко.

Действительно, после каждого выступления зал гремел аплодисментами, исполнителей провожали восторженными криками: «Браво! Бис!».

«Такие концерты нужно чаще транслировать по телевизору, чтобы как можно больше людей увидели, что жива истинная российская культура и что на Западно-Сибирской магистрали есть замечательная традиция ее беречь, сохранять и развивать!» – таков был отзыв ветерана Великой Отечественной войны Н. Алешкиной.

Многие ветераны самодеятельного искусства хорошо помнит те времена, когда Новосибирское телевидение уделяло большое внимание народному творчеству, и не от случая к случаю, а систематически, ежемесячно, в одной из самых больших по времени программ – «Сибирские узоры». Активно поддерживала это направление в художественном вещании главный редактор Л.М. Ведищева.

Цикл передач «Вечный родник», посвященный сибирскому фольклору, вел кандидат филологических наук, доцент педагогического института, исследователь и составитель фольклорных сборников М.Н. Мельников. Совместно с редакцией музыкальных передач проводились телевизионные фестивали «Край наш сибирский», «Народные таланты Сибири», «Сибирские самоцветы».

Звезды народных талантов зажигались на телевизионном небосклоне. «Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно…». Да, теперь то же самое небо, но другие звезды блистают на голубом экране. Телесериалы, реальные и нереальные шоу, телеигры и конкурсы отодвинули в сторону народные таланты. Им остались завоеванные позиции: Дом народного творчества, Дома культуры, которым еще удается сохранить свою территорию в борьбе с богатыми конкурентами, а главное – собственное убеждение в том, что мир без творчества скучен и одномерен. Поэтому – продолжение следует, поиск созвучия неостановим.

 

Литература:

1.  Приказы, справки, материалы к методическому пособию ДИСКа, отчеты областного Дома народного творчества и Домов культуры г. Новосибирска.

2.  О.Н. Понурова. «Хоровое искусство Новосибирска». Новосибирск, 2004 г.

3.  Академический хор НГТУ-НЭТИ. Новосибирск. 2004 г.

4.  Большой эстрадный оркестр НЭТИ. Новосибирск, 2001. Ассоциация выпускников.

5.  Э. Вагин. «Это было недавно». Новосибирск. 2003 г. Ассоциация выпускников.

6.  Журнал «Народное творчество». 1999 г. №№ 2, 3, 4, 5, 6.

7.  Журнал «Народное творчество Новосибирской области». 2005, № 1(2).

8.  «Информационный сборник № 2». Новосибирск, 2001. Управление культуры администрации Новосибирской области, Новосибирский государственный областной Дом народного творчества.

9.  Газета «Молодость Сибири», 1958, июнь.

10.  «Новосибирск. 100 лет. События. Люди». Новосибирск, «Наука», 1993.

Издательство: 
Издательский дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2006 г.
подкатегория: 
Голосов пока нет

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
«Справочник по городу Ново-Николаевску» за 1912 год сообщал: «….». Наблюдая непривлекательные картины разгула, инженер Будагов задался целью наладить культурно-просветительную работу среди строителей. Ну так нельзя… У автора есть понимание времени? Дальше не лучше – «Г.М. Будагов выделил барак под школу»

Добавить комментарий

Target Image