Доктор исторических наук, профессор Владислав Кокоулин рассказал о военных годах в Новосибирске, современных учебниках истории и неразгаданных тайнах Великой Отечественной войны.
В кинотеатре «Победа» были цеха
- Владислав Геннадьевич, был ли резким переход от мирного времени к военному в Новосибирске?
- Надо учитывать, что газеты печатали тогда ночью, а к утру они выходили. В ночь на 22 июня печатали газеты мирного содержания, и издания за 22 июня еще не производят впечатления изданий военного времени. 22-го утром горожане читали о вполне рядовых и обыденных вещах, и только потом срочно начали писать о начале войны. Тем не менее, 22-го в городе об этом стало известно многим. 23-го уже всем стало очевидно, что война началась. Но газеты первых военных дней не содержат той информации, которую мы знаем сейчас. Тогда не писали, насколько продвинулись фашистские войска, каков был масштаб катастрофы. Все это стало появляться на страницах газет где-то к октябрю. Поэтому горожане долго были настроены довольно оптимистично.
- А как город жил в военные годы?
- К началу Великой Отечественной войны Новосибирск был крупным индустриальным городом. Согласно переписи, в 1939 году здесь проживало 404 тысячи человек, в начале 1943 года – уже 597 тысяч, а в 1944 – 609 тысяч. То есть население увеличилось в полтора раза. Это произошло за счет тех, кто приехал в город из блокадного Ленинграда. Они составляли пятую часть населения Новосибирска и впоследствии оказали на город большое влияние. В частности, культурное и научное развитие Новосибирска в послевоенные годы закладывалось благодаря тем силам, которые были сюда перебазированы. Да и толчок индустриальному развитию дали эвакуированные заводы и тот опыт организации производства, который был заложен во время войны.
В Новосибирск были эвакуированы крупнейшие предприятия. Даже в кинотеатре «Победа», который раньше назывался «Октябрь», расположились цеха. Там выпускалась военная продукция. Очень многие заводы строили вдоль линии дороги в чистом поле. Позже там появлялись жилые бараки и землянки. У нас ведь в годы войны всего десять трамваев ходило, другого транспорта не было. Они не могли обеспечить город транспортным снабжением, и люди старались селиться там же, где работали.
В это время в городе было три основные проблемы. Во-первых, проблема с продовольствием. На территории, которую оккупировали фашисты, оказалась треть зерна, которое производилось в стране, 80% производства сахара и половина предприятий пищевой промышленности. Это надо было как-то восполнять, к тому же надо было кормить армию. При этом количество трудоспособного населения сократилось. Соответственно, сократилось и общее количество продовольствия. С октября 1941 года в городе были введены продовольственные карточки на хлеб и сахар, с ноября 1941 - карточки на мясо, рыбу, жир, крупу и макароны. Но очень многие продукты заменяли суррогатами. Вместо мяса выдавали субпродукты, вместо сахара - карамель. Хлеб был более низкого качества.
Фото из архива Владислава Кокоулина
Площадь Маркса была огородом
- Конечно, государственная политика тогда была направлена на улучшение снабжения населения. К концу войны горожане получали уже примерно 65% продовольственной корзины. Но было тяжело. Как выживали? На предприятиях Новосибирска раз в месяц рабочий получал то, что сейчас называется отгулом. Он брал домашние вещи и отправлялся по окрестным деревням, чтобы обменять их на какое-то продовольствие. За счет этого появлялась дополнительная возможность как-то кормить семью. Кроме того, вся земля в городе, которую можно было использовать под огороды, была распахана. Распахивали буквально все газоны. Современная площадь Маркса тоже когда-то была огородом. В основном картофель сажали. Причем вырезали глазки и этими глазками рассаживали. Для предприятий создавались еще и подсобные огороды. Сибсельмаш, например, имел совхоз «Обской».
Количество рынков, на которые крестьяне сами возили свою продукцию, сократилось. В 1943 году в городе было шесть базаров, где уже в два часа дня торговля заканчивалась.
Вторая проблема – это проблема с одеждой. Для нас сейчас непредставимо, что в годы войны хлопчатобумажная кофточка, галоши и кирзовые сапоги были предметом роскоши. А тогда тот, кто имел эти предметы, считался шикарно одетым. Новосибирцы делали примитивные ботинки. К деревянной подошве пришивали верх из ткани и кусочков кожи. Зимой те, кто работал на предприятии, получали фуфайки и ватные брюки. Но одежды все равно катастрофически не хватало. Если мы посмотрим на военные фотографии, то увидим, что люди в основной массе одеты достаточно примитивно.
Чтобы получить воду, использовали снег
- Третья проблема – трудности с жильем. Но если в 1940 году у нас было три квадратных метра на человека, то, когда началась эвакуация и население увеличилось в полтора раза, горожане начали уплотняться, как только возможно. Строили бараки, полуземлянки и землянки. В общежитиях ставили двухярусные кровати вместо одноярусных, семьям отгораживали углы. И вот в этих очень скученных условиях люди вынуждены были жить. Электростанции обеспечивали в основном предприятия, поэтому электричество для горожан было роскошью. На каждый барак давали две свечи в месяц. Такой был норматив. Воду привозили один раз в день, а зимой, чтобы получить ее, просто использовали снег. Несмотря на то, что у нас, казалось бы, много леса, а значит, проблем с отоплением быть не должно, дров не хватало - подвезти их в город было невозможно. Поэтому на одном матраце спали, вторым укрывались.
Бань у нас всего семь было, по тысяче мест каждая. Но ими пользовались воинские части, которые здесь комплектовались, и рабочие. Простому горожанину, который волей каких-то обстоятельств оказался не втянутым в систему военную либо военно-производственную, по сути, мыться было негде.
Не хватало и мест в детсадах. А именно, восьми тысяч мест в детсадах и яслях. Обычно мать уходила работать на завод, а малыши оставались дома. За ними уже никто не присматривал - некому было, все взрослое население работало.
Чем поддерживали боевой дух горожан в такой обстановке, катастрофической по существу? Ведь ни продовольствия, ни нормальных жилищных, санитарных условий не было. Тем не менее, культурные мероприятия, которые проводились в городе, позволяли горожанам выжить. Кино показывали один-два раза в неделю. Это были и документальные фильмы – «Разгром немцев под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Сталинград». Показывали и фильмы патриотической направленности – «Нашествие», «Жди меня», «Во имя Родины», «Секретарь райкома», «Зоя», «Подводная лодка». У нас работало четыре кинотеатра. Кроме этого, на предприятиях были 72 киноустановки. Массовая самодеятельность была. В Новосибирск эвакуировался Ленинградский театр драмы, он здесь давал пьесы и представления.
Фото с общероссийского портала "Архивы России"
Кроме того, в городе издавали восемь газет, в которых информировали не только о событиях на фронте, но и о культурной жизни. Также было 800 стенных газет, выпускали боевые листки. Так что поддержанию боевого духа уделяли большое внимание. В результате объем производства в городе с 1941 по 1945 год увеличился. Конечно, это произошло в основном и за счет эвакуации, за счет разных мер по повышению производительности труда, улучшению питания.
Миф о могуществе
- Остались ли сегодня какие-то неразгаданные загадки Великой Отечественной войны?
- Да, несмотря на то, что сейчас мы обеспечены самой разной литературой. Выходит масса и документальной литературы, и публицистической. Но, тем не менее, белые пятна остаются. Например, историкам часто задают вопрос, почему у нас в Новосибирске 22 июня уже было известно, что идет война, а мобилизацию начали только 23-го. Однозначного ответа здесь нет. Такой ответ, что это было воскресенье, а война началась неожиданно, не подходит. Ведь, если посмотреть газеты с 1939-1940 года, можно понять, что дыхание войны уже чувствовалось. Горожане, которые читали эти газеты, не знали, когда конкретно начнется война, но внутренне к ней были готовы. Так что убедительного объяснения этого факта пока нет, никакие документы ситуацию не проясняют.
- Изменилось ли что-то в восприятии Великой Отечественной войны за последние годы? Взять те же учебники…
- В прошлом году я задал одиннадцатиклассникам задание почитать в учебнике раздел о Великой Отечественной войне, посмотреть фильм «Битва за Москву» и описать свои впечатления в эссе. К моему удивлению, ученики продемонстрировали очень вольное обращение с историческими фактами. Вплоть до того, что одна девушка написала, что война началась в 1948 году. Тогда я решил проанализировать все школьные и вузовские учебники истории с середины 1990-х до современности, какие были доступны. И вот что получилось.
Во-первых, содержание учебников менялось очень заметно. Конечно, базовые моменты остаются – такие, как даты начала и окончания войны. Но в некоторых учебниках я обнаружил, что там нет, например, битвы под Москвой. Казалось бы, центральное событие, но, тем не менее, оно отсутствует.
Есть вообще смешные утверждения. Например, в учебнике 1998 года рассказывается об основных мероприятиях по укреплению обороноспособности, отмечается негативная роль репрессий и их последствий и сообщается о том, что советско-финская война развеяла миф о могуществе Красной армии. А дальше идет разъяснение. Цитирую. «Весь мир увидел, что Красная армия не является серьезной военной силой, не способна вести современную войну. Сталин попытался возложить всю вину за неудачи на Ворошилова, но услышал в ответ: «Ты истребил военные кадры». Конец цитаты. Но мог ли такое Ворошилов сказать в 1941 году? Очень сомнительно.
Фото из архива Владислава Кокоулина
Во-вторых, фокусировка очень сильно поменялась. С военного аспекта, что вообще-то главное в Великой Отечественной войне, она сместилась на сюжеты, связанные с церковью, с власовцами, с пактом Молотова-Риббентропа, с позицией Сталина.
Фото с сайта "Библиотека сибирского краеведения"
Со временем в учебниках появляется масса всевозможных деталей, на читателя обрушивается куча самой разнообразной информации. Но за этим теряется осмысление причин, последствий войны. Нет объяснений, например, трудовому героизму, героизму на фронте, патриотизму. Все это растворяется в массе мелких штрихов. Ценности, которые формировались в учебниках советского периода, заменяются либеральными, западными. Понятие «патриотизм» употребляется, но непонятно, что оно значит.
Одно спасение: помимо учебников есть преподаватели, которые способны что-то разъяснить, дать событиям оценки. Если бы школьник остался один на один с современным учебником, война была бы уже достаточно сильно забыта.
Добавить комментарий