МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ. Относится к фольклор. системам позднего формирования. Многослойный фольклор. комплекс сибиряков-переселенцев дифференцируется по ист. (традиции старожилов и новоселов), соц./сослов. (традиции промысловиков, крестьян, казаков, рабочих и пр.), конфес. (традиции разных групп старообрядцев и сектантов) и этнич. (традиции рус., белорус. и укр. переселенцев) параметрам. Наиб. самобыт. частью культуры слав. переселен. являются муз. традиции рус. старожилов Сибири (самоназв.: сибиряки, родчие, чалдоны), сложившиеся на протяжении XVII в. Сиб. действительность внесла изменения в формы бытования фольклора, тем не менее в жанровом составе и репертуаре старожилов воспроизводятся традиции Рус. Севера, дополненные среднерус. элементами. Обрядовая сфера включает календар. фольклор с преобладанием произведений зим. периода (коляды, виноградья) и приурочен. к календарю необрядовых песен и правосл. песнопений. Семейно-обрядовый цикл представлен свадеб. фольклором, восходящим к ритуалам песенно-причетного типа, и похорон. причетью, в ряде сиб. традиций уступающей место духов. стихам, правосл. молитвам и необрядовым горьким, похорон. песням. Эпич. сфера содержит былины, ист. песни, баллады. Песни эпич. содержания в селах на Колыме и Енисее исполнялись в кач-ве обрядовых во время рождеств. обходов домов. Песенно-танц. сфера характеризуется сезонной приуроченностью хороводных, круговых песен к весне, а вечорочных – к зиме, включая также игровые, плясовые песни и частушки, исполняемые в сопровождении гармони или балалайки. К лирич. сфере относятся традиц. проголосные песни; гор. песен. лирика, романсы; солдат., тюрем./острожные и каторжан. песни. В селах Ниж. Колымы сформировался самобыт. жанр лирич. песен с импровизир. словесными текстами и устойч. напевами – андыльщина, не изв. европ.-рус. фольклор. культуре. Сравнение произведений старожильч. фольклора с европ.-рус. вариантами демонстрирует значит. степень трансформации исход. стилевого комплекса, формирование муз.-поэтич. и исполнит. своеобразия.
Жанровая система муз. фольклора сиб. казаков концентрируется вокруг лирич. сферы, к-рая представлена собств. лирич. песнями с муж. и жен. тематикой, а также песнями лит. происхождения, распетыми как проголосные. Обрядовый фольклор включает единичные образцы зим. календ. песен и фрагменты разрушившегося свадеб. репертуара. Наиб. специфич. для казачьего фольклора песни воен. быта (походные), как и песенно-танц. образцы, также со временем утратили свои позиции в традиц. культуре. Для певческих групп казачьих поселений характерен выс. уровень многоголос. пения и единство певческого стиля, характеризующегося не контрастированием, а слиянием муж. и жен. голосов.
Муз. фольклор старообрядцев (каменщики и поляки Юж. Алтая, семейские Забайкалья, старообрядцы Зауралья и Васюганья) имеет ряд общих черт: отсутствие песен. компонента в календ. обрядности, низкая оценка игровых и плясовых песен, небольшое число хороводов, выс. уд. вес лирич. сферы, включающей традиц. крест. и поздние гор. песни, присутствие в репертуаре духов. стихов. Характер. чертой традиц. культуры старообрядцев является параллельное существование песен. фольклора и богослужеб. пения. У старообрядцев Юж. Алтая и Зауралья обрядовая сфера включает свадеб. фольклор причетно-песенного (севернорус.) типа. У семейских Забайкалья свадеб. фольклор разрушен, зато устойчиво фиксируются похорон. и помин. причитания. Отличит. чертой забайкал. традиции является уник. культура многоголос. пения (связан., видимо, с южнорус. традициями), еще в сер. XX в. бытовавшая в 2 формах: «мáстерской» (импровизац. ансамбл. пение муж.) и «обиходной» (ансамбл.-хоровое пение жен.). В фольклоре старообрядцев Васюганья наблюдается смешение севернорус. (сюжеты, муз.-поэтич. и певч. стиль протяжных лирич. песен) и белорус. (жанр волочебных песен, фонетич. колорирование песен. текстов) черт.
Традиции новопоселенцев (российские, самоходы, добровольцы) берут нач. от рубежа XIX–XX в. Они сохраняют существ. жанр. и стил. характеристики исходных, материковых первоисточников, в кач-ве к-рых выступают южнорус., западнорус., среднерус., белорус. и укр. фольклор. системы. Календ. песни смолен. и брянских переселенцев, рязанские овсени, воронеж. и курские карагоды и лёлюшки легко узнаются в пестром фольклор. репертуаре поздн. переселенцев. Развитие песен. традиций новоселов связано, гл. обр., с песен. заимствованиями.
Жанровая система белорус. фольклора представлена в Сибири в целостном виде с количеств. преобладанием обрядовых жанров и их централизующим значением. Круг календ. фольклора включает все сезонные циклы: зимний (колядки, щедровки, песни-игры «Каза» и «Тярешка»), весенний (масленичные, закликания весны, волочебные песни, весенние хороводы – благовещенские, «стреловые» и «кустовые», русальные), летний (купальские, петровские, жнивные), осенний (восеньски: «как коноплю берут», «как лен мнут» и пр.). Семейно-обрядов. цикл содержит Радзины/Хрэсьбины (с величальными, корильными и беседными песнями) и Свадьбу/Вяселле (с полн. набором ритуал., каравайных, сиротских песен, величаний, корильных припевок, причитаний-голошений). Эпич. сфера представлена балладами, часто сезонно-приуроч. к весенним и летним обрядам. Песен. лирика (любовные и семейно-быт. песни поются как гуляночные или «под работу» весной и зимой) в смешанных сиб. поселениях обогащается в результате заимствований рус. и укр. песен. Танц. сфера связана с общими для всех вост. славян хороводными и игровыми песнями сезонной приуроченности, собственно белорус. хороводами, а также заимствованными у рус. зимними вечорочными песнями и общими для всех славян. сибиряков танцами (кадриль, полечка, краковяк, подгорная, цыганочка, камаринская). Круг традиц. белорус. муз. инструментов, бытовавших в Сибири, крайне узок и включает скрипку и цимбалы (в т. ч. местн. изготовления «из кедрача»), уступившие место гармони, балалайке, бубну с колотушкой.
Муз. фольклор украинцев наиб. полнокровно развит в очагах относит. компакт. расселения – западносиб. и дальневосточном. Из жанров укр. фольклора в Сибири не зафиксированы только думы. Календ. песни связаны преим. с зим. периодом (колядки, щедривки, посивання, миланки, песни с христианизир. сюжетами), отд. песни весен. (веснянки, троицкие) и летнего (петривки, купальские, польови, приуроченные к летним работам в поле, на огороде) циклов. Свадьба/Весилля – самый богатый и яркий обрядовый пласт в культуре украинцев-сибиряков с многообраз. песнями, исполнявшимися певческими группами дружек, светилок и свашек. Ритуал., прощальные (лирич.), величальные и корильные песни сами носители фольклора разделяют на довги писни (драматич. сфера прощальных и сиротских песен) и приспивки, передирки (празднич. и собств. «веселая» сфера). Значит. часть свадебных напевов – политекстовые, т. е. поющиеся с разными словес. текстами. К обряд. сфере относятся также похорон. причитания – голосиння. К семейн. фольклору примыкает детский фольклор – дитячи писни (колыханки, потешки, забавлянки). Эпич. сфера представлена только многоголосными песен. формами (ист. песни с маршевыми и лирич. напевами, песни про казаков и чумаков; балладные песни жен. репертуара с любов. и семейн. сюжетами). Лирич. песенность – хорошо сохранившаяся и развитая сфера фольклора: бытовые (любов. и семейн.), соц.-быт., песни лит. происхождения разделены на диалектные и общеукраинские (Верба рясна, Хмелю, Огирочки, Туман яром и др.) песни, поющиеся в Сибири повсеместно, и выходят за пределы собств. украин. репертуара. Именно в лирич. песнях наиб. ярко проявляются характерные для украинцев формы гуртового (коллект., ансамблевого) пения с сольным выводом/подводкой. Значит. место в песен. репертуаре занимают шуточные песни танцев. хар-ра и частушки. Собств. танцев. традиция в Сибири не сохранилась, как и традиц. инструменты. Широкое распространение в украин. фольклор. группах получили гармонь, балалайка, бубен, различ. шумовые инструменты, на к-рых исполняются типичные для Сибири плясовые наигрыши.
Лит.: Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1991; Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Легендарные. Бытовые. Новосибирск, 1993; Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. Новосибирск, 1997; Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Т. 1, кн. 2. Новосибирск, 1997; Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Свадебная поэзия. Похоронная причеть. Новосибирск, 2002; Леонова Н. Славяно-сибирский фольклор в системе русских региональных традиций // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Матер. междунар. науч. конф. Новосибирск, 2002.
Н.В. Леонова