СИБИРСКИЙ (МОСКОВСКИЙ) ТРАКТ, крупнейший из сиб. почт. трактов (см. тракт почтовый). Весь тракт соединял Москву и Иркутск; в Сибири осн. полотно проходило от урал. с. Тугулым (Тобольская губ.) до Иркутска. С присоединением Амура (1860) продолжился до Владивостока сначала как верховая тропа, а потом тележная дорога.
В XVI – 1-й пол. XVIII в. С. т. проходил сев. путем – через Соликамск, Верхотурье, Туринск, Тюмень и достигал Тобольска. В 1731 в России началось создание всеобщей системы ординарной почты, к-рая за Уралом должна была достигать Кяхты. Возникла необходимость стр-ва дороги восточнее Тобольска. Изначально тракт устраивался от Тобольска через Тару, Чаусский острог, Томск, Красноярск, Иркутск. В 1763 на западе началось стр-во тракта южнее: по линии Казань–Пермь–Екатеринбург–Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Тюкалинск–Омск. Производилось ускоренное заселение полосы тракта мест. жителями и (с 1760) принуд. переселенцами – посельщиками из Европ. России, сданными в зачет рекрут. К 1780-м гг. тракт в осн. был заселен и устроен, хотя отд. уч-ки продолжали заселяться и обустраиваться до 1830-х гг.
В первое время юж. путем пользовались преим. торговцы; для почты осн. маршрутом до 1825 оставалась дорога от Тюмени через Тобольск и Тару на Каинск. К кон. XVIII в. юж. трасса С. т. стала осн. маршрутом сухопут. передвижения грузов; с 1825 – также осн. маршрутом почт. движения.
Длина С. т. от границ Пермской губ. до Иркутска составляла 3 188 верст, от Иркутска до Кяхты – 522,5 версты. В 1820-е гг. на «большой трактовой дороге» от границ Пермской губ. до Забайкалья существовало 904 моста общей протяж. 46 103 саж., гати общей протяж. 116 949 саж., 39 перевозов (вкл. 5 до Кяхты). К этому можно добавить по «большой непочтовой дороге» из Тюмени в Ишим 113 мостов длиной 1 780 саж., гатей 3 251 саж. и 6 перевозов. Их стр-во, ремонт и обслуживание производились за счет губ. земского сбора. Работа по сооружению и поддержанию в порядке инж. сооружений на гл. почт. тракте Сибири велась непрерывно. Только за 1826 и 1827 на гл. С. т. в Вост. Сибири построили 14 мостов. С их актив. стр-вом связано сокращение числа перевозов ко 2-й пол. XIX в. В 1895 на тракте от Тюмени до Кяхты (без захода в Тобольск) насчитывалось 22 переправы и перевоза через круп. реки. Типичное оборудование переправ составляли плашкоуты, иначе называвшиеся «самолетами». Плашкоут являл собой платформу из 2 лодок с настилом и рулями, перемещавшуюся по канату, протянутому поперек реки. Поворачивая плашкоут одним или др. боком к течению, рулевой обеспечивал передвижение к одному или др. берегу за счет силы течения. Помимо рулевого, для обслуживания плашкоута требовался причальщик, скидывающий и накидывающий чалки на пристанях.
По тракту между Томском и Иркутском перевозилось до 4,5 млн пуд. разных товаров в год. Тысячи притрактовых крест. хоз-в вовлекались в гужевой извоз и дворничество (содержание постоялых дворов для постоя ямщиков и их лошадей), содержание почт. станций.
По С. т. этапировались сосланные в Сибирь. Для этого начиная с 1822–23 на тракте построили этапные и полуэтапные здания, где ссыльные размещались на ночлег и дневки. В 1865 пешее передвижение ссыльных по Зап. Сибири сменилось перевозкой их спец. баржами, этапы оказались упразднены. В Вост. Сибири пешее движение ссыльных между Томском и Иркутском продолжалось до введения в строй Транссибирской магистрали. Всего в Сибирь со 2-й пол. XVIII в. до 1898 было сослано более 1 млн чел. Значит. часть из них прошла по этапному тракту.
Содержание тракта являлось обязанностью мест. податного населения. До 1822 сочетались разные способы обслуживания тракта – отработки мест. жителей либо наем ими же подрядчиков по устройству полотна дороги, фашинников (гатей), мостов и перевозов. С введением Устава о сухопутных сообщениях (1822) сиб. начальство предприняло попытку обслуживать тракт силами т. н. военно-рабочих. После неудачи этой попытки для крестьян установили натур. дорожную повинность. Пятая часть работоспособ. крестьян в возрасте от 17 до 60 лет обязывалась ежегодно в течение месяца отработать на устройстве или ремонте полотна дороги. Вместе с тем крестьяне платили земский сбор, из средств к-рого, в частн., содержались подрядчиками перевозы через реки. Т. о. обеспечивалось функционирование самой протяженной дороги Российской империи.
Лит.: Григорьев А.Д. Устройство и заселение Московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров // Изв. Ин-та исследования Сибири. Томск, 1921. № 6; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв. Новосибирск, 2004; Дорога к океану: Новый взгляд на старый тракт: Сб. статей. Якутск, 2004.
О.Н. Катионов