ТУВИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Тувы. Развивается на тувин., рус. и др. яз. Возникновению Т. л. предшествовало устное народ. творчество: героич. сказания (маадырлыг тоолдар), богатыр. сказки (см. Тувинский героический эпос), разные жанры сказок (тоолдар), мифы, легенды и предания (тоолчургу чугаалар, т= =г\л\г чугаалар), песенное творчество (ыры и кожамыктар), обрядовая поэзия (алгыш-й=рээлдер), скороговорки (д\рген чугаалар), а также малые жанры фольклора – загадки (тывызыктар), пословицы (\легер домактар) и поговорки (чечен с=стер).
Первые тувин. письм. памятники создавались под влиянием монг. летописной традиции на старомонг. яз. Зарождение лит. процесса нового времени относится ко 2-й пол. 1920-х гг. и связано с культур. революцией в Тувинской Народной Республике. Первые лит. произведения публиковались на монг. яз. С 1930 с созданием тувин. письменности на основе латин. графики издавались 1-е книги на тувин. яз.: сб. «Как оковы были разбиты» («Kinčini čaza šapkanь»), 1931; книги для чтения «Маленькие строители» («Bičii turguzukčular»), 1931; «Наш труд» («Bistiŋ ažьl»), 1934; «Давайте учиться» («Oorenili»), 1936; и др.
Во 2-й пол. 1920-х гг. появляются 1-е произведения тувин. драматургии: импровизир. пьесы, соч. коллективных авторов («Хам-оол», «Ханский закон», «Чечен-кыс»), а также агит. пьесы А. Пальмбаха («Обезвредим противников колхоза» – «Колхозка саат кылырларны узуткаалыёар», 1931); С. Тока («Женщина», 1935), В. Кок-оола («Не забудем джута», 1935) и др. На развитие драматургии в Туве оказала влияние созданная в 1936 при Учеб. комбинате театр. студия.
Основоположники Т. л. – В. Кок-оол, С. Сарыг-оол, С. Пюрбю, С. Тока, О. Саган-оол, Б. Ховенмей и др. Их пьесы, стихи, рассказы, позже повести и романы, публиковавшиеся на страницах респ. газет и журналов и в сб., закрепили в Туве феномен лит. творчества и создали основу совр. тувин. лит. языка. С 1946 издается лит.-худ. альманах «Улуг-Хем».
Тувин. проза представлена жанрами рассказа (чечен чугаа), очерка, повести (тоожу) и романа. Ранние прозаич. произведения малой формы 1930-х гг. написаны как беллетризованные воспоминания, рассказы для чтения, аноним. фельетоны. В 1930–60-е гг. с появлением произведений более круп. форм определились жанровые различия рассказа, повести и романа. Во 2-й пол. 1950-х – нач. 1960-х гг. выходят книги С. Тока («В берестяном чуме»), С. Сарыг-оола, О. Саган-оола, С. Сюрюн-оола, С. Пюрбю. Тематика их разнообразна: прошлое и настоящее Тувы (О. Саган-оол «Парень из сумона», 1951; С. Пюрбю «Повесть об Эргеппее», 1959), происшествия из жизни охотников (С. Пюрбю «Рассказы Шынаппая», 1958; «Человек – дитя природы», 1969), перипетии личной жизни героев (С. Сарыг-оол «Рассказы», 1955; С. Сюрюн-оол «Рассказы», 1959). В 1960-х гг. появляются романы М. Кенин-Лопсана, О. Саган-оола, К.-Э. Кудажи, С. Сарыг-оола.
Наиб. изв. прозаич. произведения тувин. лит. последних десятилетий XX – нач. XXI в. – романы С. Тока «Слово арата», М. Кенин-Лопсана («Юрта табунщика», 1980; «Буян Бадыргы», 1999; «Исчезнувшая девушка», 2001), дилогия С. Сарыг-оола «Повествование Ангыр-оола» (в рус. пер. «Повесть о светлом мальчике»), тетралогия К.-Э. Кудажи «Улуг-Хем неугомонный» (1973–90), романы о современниках О. Саган-оола («Неудержимые», «Родные люди»). Морально-нравств. проблематику раскрывают повести и романы С. Сюрюн-оола («Клятва матери», «Ворон, говорящий по-тувински» и др.), проза М. Дуюнгара «Волчья ночь» (1991) и др. Ист. тематике посвящены повести и романы Э. Донгака («Маралье заклинание», 1986), О. Сегленмея («Борьба за жизнь»), М. Кожелдея («Вдали от родины»). Картину жанрового многообразия тувин. прозы дополняют сатир. рассказы В. Монгуша («И смех, и грех…», 1975) и лирич. новеллы М. Доржу («Серьги», 1989).
Значит. лит. событиями стали ист. повесть Б.-Б. Тараачы «Кайгал» (1994), ист. роман «Кудерек, носящий титул Льва» (1996). Докум. детектив. повесть К.-Э. Кудажи «Плач» (1999), рассказы Ш. Монгуша посвящены теме нравств. кризиса и его соц. последствий, распада семейных устоев, нац. традиций.
Поэзия как наиб. популяр. вид словесного творчества отличается тематич. и жанровым разнообразием. Для стихотворений 1-х проф. поэтов (С. Сарыг-оола, Б. Ховенмея и др.) и более поздних сов. поэтов характерен пафос соц. преобразований, в стихах Ю. Кюнзегеша присутствуют гражд. мотивы; С. Пюрбю, М. Доржу, В. Серен-оол, А. Даржай, З. Намзырай создают любов. лирику. В 1990-е гг. происходит обновление худ. средств поэзии: расширение образного строя, отказ от канонизир. форм народ. поэзии (традиционного восьми- и двенадцатисложника) и выбор новых ритмич. основ: К. Черлиг-оол, М. Кужугет используют редкий ранее девятисложник, Э. Мижит – верлибр, форму стихотворения в прозе.
Тувин. дет. лит. представлена именами Л. Чадамба, С. Сарыг-оола, Экер-оола Кечил-оола, а также отд. произведениями – рассказами О. Биче-оола, Х. Ойдан-оола, «Рассказами дедушки Хоорээра» М. Олчей-оола, сказами О. Сегленмея, легендами С. Таспая, загадками-рассказами А. Шоюна, повестью для детей «Тайна цветущей ивы» Е. Тановой и др.
Тувин. драматургию представляют ставшие классикой комедии С. Тока «Тонгур-оол» и К. Кудажи «Проделки Долумы», трагедия В. Кок-оола «Хайыран бот», пьесы С. Пюрбю «Красный поток», О. Саган-оола «Пробуждение», а также пьесы совр. авторов В. Серен-оола, Е. Тановой, К. Сагды, О. Чылгычы, Э. Мижита. Зрительский успех имели пьесы О. Чылгычы «Кровавые следы» (1991), «Комбикорм, шляпа и любовь» (1987); Э. Мижита «Кто ты, Субедей-богатырь?», «Вихрь Кара-Дага»; пьесы для детей Е. Тановой («Волшебная стрела») и др.
За пределами Тувы широко известно творчество двуяз. поэта Э. Мижита, отличающееся худ. самобытностью, глубоким проникновением в личностный мир лирич. героя, осмыслением серьезных филос. вопросов (циклы «Ожившее время», «Семь светильников» и др.). Цикл верлибров Э. Мижита публиковался в журналах «Юность», «Земля Сибирь», «Литературная учеба», «Улуг-Хем». Русскояз. лит. Тувы, представленная ист. повестями М. Пахомова, балладами и поэмами С. Козловой, лирикой А. Емельянова, Е. Антуфьева, Г. Принцевой, прозой В. Бузыкаева и др., является составной частью совр. лит. процесса Тувы.
Со 2-й пол. 1980-х гг. на страницах «Улуг-Хем» и газ. «Шын» печатаются стихи тувин. авторов из Монголии. Ч. Галсан (Иргит Чынак оглу Калзан) – изв. в Европе писатель, пишущий на нем. и монг. яз. Тувинец по национальности, уроженец сумона Сенгел Баян-Ульгийского аймака Монголии, выпускник Лейпцигского ун-та, Ч. Галсан – авт. более 20 романов, ряда поэтич. сборников. Его произведения «Повести грозовых лет» («Тувинская история»), «Свет и тени вселенной», «Сон неба», написанные на монг. яз., трилогия «Синее небо», «Мать-Земля», «Ак-Даг», написанная на нем. яз., знакомят мирового читателя с историей, культурой, устным народ. творчеством, жизнью алт. тувинцев.
Лит.: Калзан А.К. Тувинская драматургия периода ТНР // Уч. зап. Кызыл, 1958. Вып. 6; Он же. Общие тенденции развития языка тувинской литературы // Улуг-Хем. Кызыл. 2005. № 2; Куулар Д.С. Тувинская поэзия: Очерк истории. Кызыл, 1970; Он же. История и современность: Сб. тр. по фольклору и литературе. Кызыл, 2002; Хадаханэ М.А. Тувинская проза. Кызыл, 1968; Она же. Литературная Тува. Кызыл, 1986; Писатели Тувы: Биобиблиогр. справочник. 2-е изд., доп. Кызыл, 1982; Самдан З.Б. От фольклора к литературе. Кызыл, 1987; Она же. Лики тувинской словесности: В 3 ч. Кызыл, 2001 (на рус. и тув. яз.); Туденов Г.О. О тувинской литературе дооктябрьского периода на старописьменном монгольском языке // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1983; Татаринцева М.П. Русские писатели в Туве. Кызыл, 2005; Донгак А.С. Тувинская монголоязычная литература в свете общей типологии традиционных литератур Востока // Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири: Матер. регион. науч. конф. Кызыл, 2006; Донгак У.А. Тувинское стихосложение. Кызыл, 2006.
У.А. Донгак