80 лет назад (20 июля 1936 г.) летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков совершили беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд.
21 августа 2016 года – День Воздушного флота. Этот праздник отмечается в России ежегодно в третье воскресенье августа, начиная с 1992 года. Впервые День Воздушного флота СССР отпраздновали 18 августа 1933 года. Это профессиональный праздник всех пилотов, авиаторов и работников авиационной инфраструктуры России.
В 30-е годы 18 августа для жителей нашей страны и города Новосибирска было чуть ли не священным днем. По значимости оно не уступало 7 ноября. Это был всенародный праздник. В то время «тысячи молодых патриотов нашей Родины спешили осуществить свою заметную мечту – изучить авиационное дело. Юноши девушки просто «болели» авиацией: без отрыва от производства учились в авиационных школах, прыгали с парашютом, строили авиамодели. Увлекся авиационным делом и наш земляк – Георгий Байдуков, позже лётчик-испытатель, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. Наш город незаслуженно забыл этого человека, а ведь он первым в истории Новосибирска, еще в 1936 году, был удостоен звания Героя Советского Союза. Вспомнить об этом подвиге есть еще один повод.
20 июля 2016 года исполнилось 80 лет, как летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков совершили беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд.
Их имена стали известны всему миру в одночасье.
Самолет прославленных летчиков пролетел без остановки 9374 километра за 56 часов 20 минут. Это был мировой рекорд по дальности и продолжительности полета. 24 июля 1936 года Чкалову, Байдукову и Белякову присвоили звание Героев Советского Союза.
«Этому перелету нет равного в мире», – писали газеты в июле 1936 года.
Середина 30-х годов – время многих героических свершений и подвигов. И авиационная промышленность набирала силу, появлялись новые самолеты с небывалыми до той поры скоростями конструкторов Туполева, Поликарпова, Григоровича… Для их испытания требовались смелые, отважные люди. Среди них был наш земляк Георгий Филиппович Байдуков. «Честное слово, я не знаю, что может быть милей, искренней улыбки Егора! Скромный, уравновешенный, он с первых же дней знакомства завоевал мою симпатию. Люблю одаренных людей! Егор – замечательный мастер труднейших полетов. Не много найдется равных ему летчиков, умеющих летать «вслепую», – писал о нем его друг Валерий Чкалов.
«Молодежь – на самолет!»
Родился Георгий Байдуков в 1907 году на разъезде Тарышта неподалеку от деревни Бурково Пролетарского района Новосибирской области в семье железнодорожника. Учился в Чановской школе. Учителя отмечали у него большие способности к физико-техническим дисциплинам и литературе, а на школьной выставке экспонировались работы, которые он сам изготовил в мастерской: коммутатор, астролябия, эккер и другие. Его школьные сочинения по литературе считались лучшими.
В середине 20-х годов Георгий поехал в Новониколаевск записываться кандидатом в Ленинградскую первую военно-теоретическую школу летчиков. Претендентов насчитывалось 600 человек. После строжайшей проверки знаний и здоровья он оказался в числе счастливчиков. Мало кому известно, что требовалось умение ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, пройти полный курс парусного учения на трехмачтовом судне, освоить кавалерийское дело.
Далее в его биографии была школа летчиков в Каче под Севастополем. А потом авиационная истребительная часть.
Летал на «фоккерах», а спустя некоторое время — на первом боевом самолете Р-3 Туполева. В 1931 году Георгия Байдукова откомандировали в научно-исследовательский институт ВВС на должность летчика-испытателя. Там он и познакомился с Чкаловым. Они стали друзьями. Георгий Филиппович летал на бомбардировщиках, вместе с Чкаловым проводил воздушные «бои» на истребителях. Он мечтал продолжить учебу, понимая, что не хватает инженерных знаний. Но руководство поставило условия – вначале подготовить экипаж и технику для особо важных перелетов. Пришлось на самолете ТБ-3 летать флагманом с правительственной делегацией по европейским столицам.
И только после этих полетов ему разрешили поступить на инженерный факультет Академии имени Жуковского. Однако уже со второго курса пришлось уйти…
В Америку!
В начале 30-х годов появился опытный образец самолета АНТ-25 для сверхдальних перелетов. Он мог без посадки продержаться в воздухе почти трое суток и пролететь более 10 тысяч километров. Нужно было его испытать в деле.
Лететь решили в Америку. Опытнейший летчик, который спасал челюскинцев, Сигизмунд Леваневский на одном из приемов в Кремле в начале 1935 года попросил согласия на организацию беспосадочного полета из Москвы в США (г. Сан-Франциско) через Северный полюс. Проект был рассмотрен и одобрен. Определили состав: командир Леваневский, второй пилот – Байдуков и штурман – Левченко. Байдуков не очень-то обрадовался такому назначению: «мешало учебе, да и Америка особенно меня не тянула». Но приказ есть приказ.
Начались приготовления. Самолет нужно было переоборудовать и приспособить к полету на север. Незадолго до вылета нарком Серго Орджоникидзе предупредил, что если в самолете будут какие-нибудь неисправности, то немедленно нужно возвращаться. Сменивший его Клим Ворошилов упростил задачу: «Главное – перескочить через полюс и дотянуть до первого острова на северном побережье Канады». Но лишь дошли до Баренцева моря – забило масло. Хотели дотянуть до Канады, но решили вернуться. И правильно сделали: последующие расчеты показали, что масла бы не хватило. А когда приземлились – загорелся весь пропитанный бензином самолет. К счастью, подоспели бойцы, которые быстренько накрыли его брезентом. Вскоре прибыли энкавэдэшники отыскать что-нибудь компрометирующее экипаж. Но в системе были обнаружены конструктивные недоработки, и все обошлось.
Через несколько дней в Кремле Леваневский выразил недоверие Туполеву и отказался летать на его самолетах. Сталин отправил его в Америку приобрести там лучший самолет. И тут Байдуков решился возразить Сталину, несмотря на то, что ему Ворошилов показывал кулак. Георгий Филиппович сказал, что лучшего самолета, чем АНТ-25, в мире нет. Просто он требует доработок. И отказался лететь в Америку. Сталин, на удивление, согласился: «Ну, это дело экипажа, кому ехать».
«Для нас важнее полет до Петропавловска-Камчатского»
К началу 1936 года машина была готова. Требовалось подобрать новый экипаж, раз Леваневский отказался. Выбор Байдукова пал на Чкалова. Тот долго отказывался: «Но почему остановились на мне? Ведь я типичный истребитель. Ни «слепых» полетов, ни астро- и радионавигации, ни радиотелеграфии я не знаю…» На что Ягор, как его звал Валерий Чкалов, возражал:
– Добьешься разрешения на полет, поднимешь сверхперегруженный АНТ-25 с бетонной полосы, и, считай, 50% важного государственного дела ты выполнил… А полеты в облачности – это наше дело, все остальное мы с Сашей Беляковым обеспечим, не беспокойся.
Уговорил. Тут же написали письмо в правительство о перелете через полюс в Америку. Однако Сталин дал ответ: «…Для нас гораздо важнее сейчас полет до Петропавловска-Камчатского». Летчики согласились, только просили удлинить маршрут за счет пролета над Северным Ледовитым океаном.
«Сколько бессонных ночей прошло над картами полета! Сколько людей втянулось в нашу подготовку!» — писал в своей книге «Первые перелеты через Ледовитый океан» Георгий Байдуков.
И вот 20 июля 1936 года с подмосковного аэродрома Щелково, который теперь называется Чкаловским, взлетел 11-тонный АНТ-25. 21 июля самолет уже летел над неоглядным ледяным простором. Надо льдами висел густой туман, а выше – облака. Лететь приходилось «вслепую». Началось обледенение – «самолет трясло, как в лихорадке». Приходилось даже несколько изменять маршрут, чтобы хоть ненадолго выйти из облаков. Внизу проплывали Северная Земля, бухта Тикси. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Есть не хотелось – немного шоколада и больше всего чаю и воды. На третий день показались Камчатка, Охотское море и Тихий океан.
Сбросив вымпел на Петропавловск-Камчатский и сделав круг над городом, самолет взял курс на Сахалин. Шли самые напряженные часы. Погода была отвратительная – облака, дождь и туман. Решили войти в устье Амура и следовать над рекой до Хабаровска. «Дождь стал настолько сильным, что определять расстояние до воды становилось делом очень трудным. Вот где пригодился тот знаменитый бреющий полет чкаловского стиля, когда до поверхности воды остаются считанные сантиметры», – писал потом в своей книге Георгий Байдуков. Была большая опасность врезаться в прибрежные сопки. И Байдуков радирует в Хабаровск и Николаевск о том, что садиться нужно во что бы то ни стало.
…А думали – шпионы
Вдруг летчики по радио услышали слова: «Приказываю прекратить полет, сесть при первой возможности. Орджоникидзе». Внизу — скалистый остров Кэос, за ним бугристый, застроенный остров Лангр. Сесть негде. Следующим был Удд, с озерами, оврагами, несколькими домишками. Чкалов решает садиться. Самолет рядом с землей, но тут Байдуков отчаянно закричал: «Газ! Овраг!» Чкалов успел прибавить обороты, и машину подбросило вверх. «…И снова земля замелькала под нами. «В хвост, ребята!» – закричал командир, опасаясь, что на посадке АНТ-25 может перевернуться… Но вот первое касание, довольно плавное. Ах как пригодилось нам чкаловское умение сажать самолет в самых необычных условиях!»
Еле живые от усталости и напряжения, летчики вылезли из кабины. И только тут поняли, что сесть на этом месте было практически невозможно – кругом крупная галька, валуны, овраги. Один из валунов вклинился между колесами левой опоры шасси и оторвал одно из них. Колесо валялось неподалеку с надломленным остатком полуоси. Георгий Филиппович потом вспоминал: «Посадка на острове – миллионный шанс на спасение, подкрепленный мастерством Валерия Павловича…»
А к месту посадки уже бежали перепуганные местные жители. Красные крылья самолета и буквы «USSR» и «NO-25» ввели их в заблуждение, они решили, что это высадились японцы. Двое мужчин даже помчались на моторке к соседнему острову, где находились воины-пограничники НКВД.
А Байдуков с Беляковым, установив радиостанцию, уже передавали в эфир: «Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на остров Удд. Все в порядке».
Триумф
Наутро Валерия Чкалова начали мучить сомнения: правильно ли они поступили, ведь сами уговорили Политбюро махнуть через Охотское море к Хабаровску, а пришлось садиться на остров Удд. Что скажет народ? Что скажет партия?
Успокоился он только тогда, когда получил поздравительную телеграмму из Москвы. «Вы молодцы, товарищи! Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета. Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, хладнокровием, настойчивостью, мастерством…» Родина высоко оценила подвиг героев. 2 августа АНТ-25 лег на обратный курс. И где бы ни совершал посадку самолет: в Хабаровске, Чите, Красноярске, Омске – везде устраивались митинги, встречи с героями-летчиками.
Вершина триумфального шествия – Москва. Машину летчиков забрасывали цветами, приветственными листовками. Когда вручали орден Ленина и Грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, Валерий Чкалов сказал: «Награда Родины слишком высока, и я со своими друзьями могу и должен совершить более трудный подвиг, не откладывая его до будущих времен». Менее чем через год их мечта сбылась: чкаловцы полетели через Северный полюс в Америку. И этот полет – трудный и опасный – был удачно завершен.
Всю свою жизнь Георгий Филиппович Байдуков посвятил небу. Но он был счастлив, что судьба свела его с такими людьми, счастлив, что внес свою лепту в дело развития авиации, «которая всегда оправдывала любовь и надежды народа».
Людмила Кузменкина
Добавить комментарий