Лесопильный завод - первое предприятие Ново-Николаевска

Первым промышленным предприятием в истории города считается паровозное депо, здание которого было построено в 1896 г.[1] Однако это предприятие не было первым. С самого начала строительства комплекса станции Обь железная дорога нуждалась в древесине, и на берегу Оби была построена лесопилка, а рядом – огромный склад леса и пристань для его транспортировки.

16 апреля 1897 г., после завершения отвода земель Кабинета Сибирской железной дороге, участок, на котором располагался лесопильный завод, был возвращен Кабинету, а сам завод управление Средне-Сибирской железной дороги выставило на продажу за цену ниже первоначальных затрат на его строительство. Кабинет решил купить его за 15 тыс. руб., провести реконструкцию и использовать в коммерческих целях, что и было разрешено министром Императорского Двора. (л.55, об.). 

Первоначально же Кабинет планировал построить собственный новый завод в Ново-Николаевском поселке, для чего провел целое обследование лесного хозяйства в этом районе. Управляющий земельно-заводским отделом Кабинета А.Х. Стевен* считал, что «вопрос о наилучших способах использовать лесные богатства Алтая чрезвычайно важен и, по-видимому, устройство лесопильного завода в Ново-Николаевском даст возможность утилизировать большие запасы леса вдоль р. Оби, не находящие по настоящее время сбыта в размерах, соответствующих правилам лесного хозяйства и, казалось бы, обещает большие выгоды. Так как все леса Алтайского округа принадлежат Кабинету Его Величества, то вряд ли возможна конкуренция по этой отрасли хозяйства...»[2]

Потребность в лесных материалах оказалась очень высокой, даже в отдельно взятом Ново-Николаевском поселке. В январе 1897 г. местный лесничий сообщал, что «в самом Ново-Николаевске (именно так написано в документе) имеется довольно значительная потребность лесного материала для местных железнодорожных мастерских и населения поселка, быстро увеличивающегося. Усиленное домостроительство в поселке вызывает значительную потребность также и в поделочном лесном материале, как то: дверные и оконные косяки, подоконные доски, карнизы, плинтусы и т.д. все это разрабатывается ручным способом с большой затратой времени и зачастую работа плохого качества. Поэтому при лесопильном заводе было бы годно устроить небольшую на первое время деревообделочную, - например, с одним универсальным столярным станком»[3].

В то время, когда Кабинет еще рассматривал вариант открытия в поселке нового завода, был объявлен конкурс, и на строительство завода поступило немало предложений от столичных фирм[4]. Некоторые участники конкурса оказались совершенно незнакомы с сибирская географией: так, петербургская контора инженеров С.Б. Мусницкого и Райского вместе с коммерческим предложением подготовила «план лесопильного завода, перерабатывающего до 50 тысяч бревен в год, толщиной до 15 вершков, в Забайкальской области, близ станции Кривощеково»[5].

Кабинетом было отремонтировано здание купленного у железной дороги завода и служебные помещения. Для осмотра его состояния из Санкт-Петербурга был командирован статский советник, ученый лесничий Тонков. Кроме вопроса о покупке завода, в его обязанность входило выяснить те меры, которые необходимы для благоустройства Ново-Николаевского поселка[6].    

* В честь А.Х. Стевена была названа улица Стевенская (с 1920 г. – ул. Трудовая).

[1] http://bsk.nios.ru/content/yubiley-pervogo-promyshlennogo-kamennogo-zdaniya-goroda

[2] РГИА. Ф. 468.оп.24.Д.244. Л.1 – 2 об.

[3] РГИА. Ф. 468.оп.24.Д.244. Л.25.

[4] Там же. Л. 33-47.

[5] Там же. Л.33, 34.

[6] Там же. Л. 60, об.

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Конечно, если не считать за предприятие саму лесопилку и лесной склад на левом берегу. Леса-то для моста кто-то пилил. А также многие другие кузни, мастерские, каменоломни. Насколько я помню, всё это читалось предприятием, только после установки паровой машины.

Опубликовано пользователем Минина
о каком еще лесопильном заводе на левом берегу речь? И при чем здесь каменоломни и кузни, если речь - о крупном предприятии, открытом железной дорогой. Или есть сомнения в том, что на заводе был установлен паровой двигатель?!

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Ещё раз. Медленнее и спокойнее. Мысль - "С самого начала строительства комплекса станции Обь железная дорога нуждалась в древесине, и на берегу Оби была построена лесопилка, а рядом – огромный склад леса и пристань для его транспортировки". Вопрос - "Конечно, если не считать за предприятие саму лесопилку и лесной склад на левом берегу". Ответ - "о каком еще лесопильном заводе на левом берегу речь?" Пояснение - Ни о каком. Сама лесопилка на правом, лесной склад на левом. Была ли лесопилка на левом сведений нет, отметка о складе есть на карте 1897 года. Вопрос - "Или есть сомнения в том, что на заводе был установлен паровой двигатель?!". Ответ - у меня нет, но в статье эта информация не приводится. Пояснение - паровая паровая лесопилка на кабинетском заводе была открыта в мае 1895. Ничего более.

Опубликовано пользователем Минина
я никуда не тороплюсь и пишу обдуманно, в отличие от некоторых. "Пояснение - паровая паровая лесопилка на кабинетском заводе была открыта в мае 1895. Ничего более." В 1895 г. лесопильный завод принадлежал ж. д., а не Кабинету - в этом и суть статьи, если ты не понял. Не знаю, про какой ты план 1897 г. - у меня их есть, но склада на левом нет. Да и не в складе дело.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Да, я не понял, что суть в этом. Вложить карту не могу - на сайте нет такой возможности

Добавить комментарий

Target Image