Нужен ли нам единый учебник истории?

Все как-то вдруг заговорили об истории… Как только президент Владимир Путин сказал о том, что необходимо создать единые учебники по истории России. Да не простые, а с «хорошим русским языком», и, к тому же, без «внутренних противоречий и двойных толкований»… Президент особо отметил, что в них должно присутствовать «уважение ко всем страницам нашего прошлого».

Быстро сориентировался новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов, который сообщил, что создать новый учебник по истории удастся за один год. Министр предложил, чтобы под текстом единого учебника должны подписаться двадцать лучших историков страны. И буквально тут же стало известно, что популярный писатель Борис Акунин (он же Григорий Чхартишвили) решил закончить описание увлекательных приключений Эраста Фандорина и написать свою историю нашего государства. На создание многотомного труда Акунина вдохновил… Карамзин. Так что, предложений хватает: главное, чтобы не получилось по Черномырдину: хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

Инициативу президента Владимира Путина о создании единого учебника истории нашего отечества по нашей просьбе прокомментировали известные новосибирские историки:

Виктор Козодой, доктор исторических наук, заместитель губернатора Новосибирской области:

– Имея определенный опыт преподавания истории в вузах, могу сказать, что студенты первого курса не знают даже азов отечественной истории, не понимают элементарных вещей. На мой взгляд, прежде всего, нужно решать эту проблему! Ведь, к большому сожалению, речь идет не о каких-то единичных фактах, а о том, что происходит сплошь и рядом. Сейчас сложилась такая ситуация, что не до разнообразия – нам бы хоть как-то повысить общеобразовательный уровень молодежи применительно к истории своей страны.

Те, кто критикует идею единого учебника, кто выступает против – это люди, как правило, уже в возрасте. Они сформировались еще в советский период и живут представлениями тридцати и сорокалетней давности. Это никак не соответствует современным подходам.

Какая главная проблема здесь существует не только внутри самого общества, но и внутри самого профессионального сообщества историков? Нет консенсуса по основным событиям истории России. Нет общего понимания революции 1917 года, советского периода нашей истории. Историю русской революции нужно изучать заново! А мы все живем представлениями, которые были выработаны в 30-е годы ХХ века; с некоторой модификацией…

Или возьмем Первую мировую войну. Ведь мы дошли до того, что ее история фактически оказалась под запретом. Анаши соотечественники называли эту войну Второй Отечественной! Примеров подобных можно приводить еще много; суть же состоит в том, что нужно глобально изучать и переосмысливать историю своей страны.

Хотим мы или не хотим создавать единый учебник истории, но другого выхода у нас нет. Мы все равно к этому придем, пусть даже методом проб и ошибок. Но ведь недопустимо, когда о Великой Отечественной войне есть только несколько абзацев! Что же тогда удивляться, что представления о войне у нашей молодежи формируются на основе голливудских фильмов. И складывается полное впечатление, что главные бои шли в Северной Африке или на Тихом океане, что главную роль в разгроме фашизма сыграли американцы и англичане, что не соответствует действительности.

Строить будущее без знания прошлого невозможно! Иначе мы все время будем спотыкаться на том же самом месте, и совершать те же самые ошибки, о которых будут потом рассказывать будущие историки.

Сергей Красильников, доктор исторических наук, профессор НГУ:

– Я полагаю, что сколько историков, столько и мнений. Что касается единого учебника, то к нему можно относиться либо как к интеллектуальному продукту, либо как к государственному заказу. Если об этом говорит президент, то это в любом случае форма государственного заказа.

Споры на этот счет не могут не идти; другой вопрос – кого не удовлетворяет существующая ситуация? Ведь существовала совершенно очевидным образом эволюция учебников постсоветский период. Учебники для школ и вузов возникли на принципах свободы мнений, того, что мы называем плюрализмом. Те интеллектуальные продукты, которые не выдержали эту проверку, просто исчезали из поля зрения, а достойные, которые прошли проверку временем, остались.

Я могу судить о тех учебниках, которые представляют историю России в ХХ веке. Совершенно очевидно, что в спорах речь идет в основном о двадцатом столетии. Я могу сказать, что те учебники, которые сформировались в годы, которые мы называем «нулевыми», демонстрируют разнообразие вполне достаточное. Они выполняли свою роль. Либо это те учебники, которые мы называем национальными историями, либо те, где есть модель «Россия в мире». И те, и другие мне представляются достаточно взвешенными. Я не видел откровенно националистических учебников, не видел и тех, которые имели бы откровенно прозападную ориентацию.

На мой взгляд должен существовать спектр учебников, которые бы не повторяли друг друга, а, возможно, и взаимно дополняли бы. Принципиально считаю, что все предыдущие учебники, под государственный заказ написанные, собственно и были историей государственности. Между тем, существует масса не менее важных функций, которые выполняет историческая наука. Я считаю. что должен быть и срез социальной истории. Это – история общества, а не только история государства: это несовпадающие вещи. А сейчас учебник на 90% про государство и лишь на 10% про общество. Какие же функции может выполнять эта очень одномерная история?!

Пусть, предположим, существуют учебник государственной истории России, и учебник социальной истории – возможно, в качестве пособия для учителей. Должна, наверное, еще существовать и этническая, и конфессиональная история страны. Излагать все это в одном, так сказать, пакете, наверное, будет сложно. Нужно пойти по пути дифференциации историй, чтобы преподаватель мог сам сделать такой «микст».

Хочу сказать, что уже разосланы приглашения на Всероссийскую научную конференцию под названием «Преподавание истории как фактор социализации граждан России». Она будет проходить в Москве 24 апреля; идеолог ее – выходец из Томска Степан Сулакшин, который выступает сейчас как политолог.

Интересно, что в ходе конференции будет презентован новый учебник «История России: учебник для учителя». Сулакшин и не скрывает, что это государствоцентричный учебник от А до Я. Но я считаю, что до тех пор, пока учебники по истории России будут государствоцентричными, а не социоцентричными, ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно найти разумный консенсус между этими подходами.

Алексей Осипов, доктор исторических наук, заведующий кафедрой управления и права СГГА:

– Очень печалит неграмотность и выпускников, и даже студентов, которые почти не учат истории отечества. Очень велика эта неграмотность. Люди не знают даже основных фактов и самых важных дат, не знают самых элементарных вещей из истории нашей страны. К сожалению, наше телевидение не работает на историю России. А это связано еще и с понижением общей грамотности: люди отучились читать! И если мы им предлагаем сейчас альтернативные истории, то, значит, мы не предлагаем ничего, ведь вообще ничего не читают!

К сожалению, велика и неграмотность учителей истории. Сегодня много кто преподает историю: и географы, и математики, и даже физики… Преподают историю все, кому не лень! Это почему-то считается простейшим делом. Потому-то у нас и расцветает историческое невежество. А чтобы хоть как-то исправить положение, нужен какой-то краткий учебник, в котором бы связно излагались различные точки зрения. Вот о чем идет речь.

Инициатива президента не только правильная, но и необходимая, ведь это – единственная возможность хоть немного повысить политическую грамотность. Недавно на экзамене один молодой человек сказал, что Ленин – это жрец… Я повторюсь: сейчас молодежь очень мало читает, и это очень печальный феномен.

Говорят, что появление такого учебника – покушение на демократию. Нет, покушением на демократию является отсутствие преподавания истории! Незнание истории своего отечества – вот это покушение на демократию! Если сейчас люди получат какой-то связный текст, то это значит, что в дальнейшем у них будет возможность как-то реализовать свои элементарные знания, применить их уже для изучения альтернативной или какой угодно истории.

Я хочу сказать, что сознательно или бессознательно, но вышибается историческое сознание из людей – и этого никак не могут понять критики идеи единого учебника. Президент Путин, понимая ситуацию, придумал вариант выхода из кризиса. И из этой ситуации надо выходить.

Владимир Кузменкин

http://www.megansk.ru/

Комментарии

Опубликовано пользователем учитель
Аргументы в пользу "единого, непротиворечивого" в этой публикации - просто ниже всякой критики. В. Козодой сам пишет, что внутри профессионального сообщества историков нет консенсуса по основным событиям истории России. И тут же: даешь единый учебник истории для школы! Откуда он возьмется без консенсуса-то, научного и общественного? Ну да, ну да... Кому бабло выделят (с откатом), тот всё, что надо, напишет. Только кому он будет нужен, этот "Краткий курс"? Ничему не учит история наших чиновников.

Опубликовано пользователем Учитель
Наша страна 20 лет не имеет общей идентичности, не может определить своей самобытности, своей национальной идеи. Живем одновременно по-сталински и по-антисталински, по-западному и антизападному, по религии и по науке. Налицо цивилизационный раскол общества. Вместо того, чтобы формировать условия для интеграции (а главный путь - общественный диалог), власть натравливает одну часть общества на другую - поклонную на болотную, верующих на атеистов, консерваторов на сторонников реформ. И единый учебник - тоже путь не к объединению, а к углублению раскола. Потому что сказано: должен он быть "внутренне непротиворечивый".

Опубликовано пользователем Федорчук Сергей...
Единый учебник по истории нужен не нам и не им, он нужен стране, её гражданам и обществу в целом. Этот учебник должен стать итогом переговоров о социальном консенсусе всех социальных слоев нашего народа, всех его политических сил, всех его экономических групп. Такому учебнику просто необходимо широкое социальное обсуждение и торопиться с его изданием не надо. Время исправит все недочёты. В этом учебнике должна отразиться воля народа, его отношение к своему прошлому. Наши дети должны гордиться своей страной и её историей. В нём могут и должны быть представлены разнообразные точки зрения, в том числе и альтернативные и противоположные официальной, но должна быть генеральная линия. Его основание: «Россия – самодостаточная цивилизация, с уникальной культурой, которую создал великий народ, представленный сотней национальностей, десятком религиозных конфессий». Стержень российской государственности – русский народ, православный, живущий на огромной территории от Балтики до Тихого океана, от степей Южной Сибири и гор Кавказа до Крайнего Севера. У нас особый тип государственного устройства – российский федерализм, объединяющий отдельные государства: Татарстан и прочее, и регионы: Омск, Новосибирск и т. д. В основе русской культуры – толерантное отношение к другим народам, культурам. Русский язык – фундамент культуры, его нужно беречь. Русская правовая культура имеет многовековую историю, как минимум с Судебника Ивана III (можно и с «Правды Ярослава»), но стоит на других основаниях – справедливости, в отличие от западной, стоящей на законности. И это не плохо, и не хорошо, просто мы – другие. И это не значит, что мы не можем модернизировать нашу правовую культуру, впитывая в себя приемлемые западные правовые нормы, но зачем бессмысленно копировать западные правовые образцы? А потом мы удивляемся, почему законы не исполняются гражданами? В основе русской экономики – мощное присутствие государства во всех сферах хозяйственной деятельности. Так было всегда. Причина: география и климат, рыночная экономика в чистом виде у нас не рентабельна, а значит, не эффективна. Если мы хотим иметь будущее, то у нас должно представление о том, кем мы были раньше, в прошлом: «варварами», которых Запад всегда модернизировал, или самодостаточной цивилизацией, способной с Западом конкурировать, восприимчивой к инновациям, рьяно оберегающий свои традиции и сражающейся за свои интересы и право на суверенное развитие. Нам нужен один такой учебник. Его может написать только группа историков и педагогов, при поддержке филологов, власти и инициативных групп граждан. Но для профильных классов можно подготовить и сто «книг для чтения» разных авторов, из которых могли бы выбираться те, которые нравятся конкретному учителю, образовательному учреждению, родителю. И это справедливо. Государство должно иметь одну историю, общую для всех его граждан. Это нужно сделать ради будущего наших детей. Мне бы хотелось, чтобы мой сын жил в своей стране и гордился бы этим, гордился бы тем, что он русский, россиянин, сибиряк… А вам?

Опубликовано пользователем педагог
Конечно, должен быть один учебник. У милиционера, как известно, была только одна книжка. И газета должна быть одна. И кандидат на выборах - единственный. И зачем нам здесь сразу трех ученых впарили? Ученый нужен только один - правильный! "На все вопросы один дадим ответ, И никакого другого нет". Это поют сподвижники Швондера в х/ф "Собачье сердце".

Опубликовано пользователем Федорчук Сергей...
С иронией пользователя "Педагог" трудно спорить. Юмор самое мощное оружие против глупости, надменности и заскорузлого консерватизма. Только проблема шире и автор явно понимает её как: "один учебник - это истина в последней инстанции". Но речь не об этом идёт - о концепции нашего отношения к нашему прошлому!!! А что касается "Швондеров", то в наше время, когда учебников по нашей истории много, то количество Шариковых, Швондеров не уменьшилось, а даже возросло, а вот количество Преображенских и Борменталей неукоснительно сокращается. Причина, конечно же, не в наличие или отсутствии одного учебника истории, а в падении уровня культуры, образования, просвещения в стране, но с чего-то нужно же начинать. А то господин Ливанов скоро разгонит Академию наук, неэффективные ВУЗы, нерентабельные школы и что тогда? Помните мы уже слышали про неэффективную плановую экономику. Сейчас капитализм. Все стали жить лучше? Развал системы просвещения, культуры и образования - это КОНЕЦ!!!! Причем, конец всему!!!!

Опубликовано пользователем педагог
"...но с чего-то нужно же начинать". А почему решили начинать с учебника-то? Логичнее начать, например, с повышения социального и материального статуса учителя, только не на словах, а на деле. Или с повышения реального статуса в обществе культуры и образования. Это же смешно думать, что количество Швондеров возросло оттого, что учебник истории - не одинственный.

Опубликовано пользователем Сергей - директ...
Уважаемый коллега! А я такого и не говорил. Мною было сказано, что нам нужна "...концепция нашего отношения к нашему прошлому!!!" "Причина, конечно же, не в наличие или отсутствии одного учебника истории, а в падении уровня культуры, образования, просвещения в стране, но с чего-то нужно же начинать". Вот отчего возросло количество Швондеров... Поэтому, критикуя меня Вы даже не задумываетесь над тем, что мною было сказано тоже самое, но в отличие от Вас, в привязке к обсуждаемой проблеме. Кроме того, Вы абсолютно правы, что "количество Швондеров возросло оттого, что учебник истории - не одинственный". Проблема шире. "Развал системы просвещения, культуры и образования - это КОНЕЦ!!!! Причем, конец всему!!!!". Так в чём же разница между Вашей точкой зрения и моей? Но есть и другой вопрос, если не с учебника (то есть ничего власть не делает по Вашему мнению), то с чего? Лучше начать с учебника, чем дальше рыдать, что всё плохо. Социальный и материальный статус учителя, библиотекаря и т. д. поднимать нужно, с этим никто не спорит, но активность общество нужно разбудить, оно же сейчас пассивно, и если власть сама подкидывает способ, то почему бы и нет? Разговор на тему нашей истории очень кстати. И это не уход от проблемы, как это часто бывает у нас в стране, а наоборот погружение в неё. С уважением, главный редактор портала БСК.

Опубликовано пользователем педагог
"Власть может приказать и даже что-то такое написать, а учителя будут по этому учебнику бубнить. Это вызовет насмешки и отторжение. Мне кажется, что идея единого, единственного учебника – мертворождённая". Это мнение ученого-историка Дятлова из Иркутска. Послушаем специалистов. URL: http://www.vsp.ru/politic/2013/04/22/531200

Опубликовано пользователем Федорчук Сергей...
Мнение "учёного-историка Дятлова из Иркутска" как мнение любого человека заслуживает уважения. Но в нашей дискуссии к тому, что говорит уважаемый господин Дятлов, никто не призывает... Мы говорим, что стране нужен единый подход к собственной истории. Не единое мнение, их может быть много, а единый подход в оценке исторических фактов. "Нечто имело положительное влияние на историю страны, потому что... Но при этом есть и другие мнения... В частности..." - схема примерно такая. Но дело, когда школьнику в пятом или девятом классе, начинают говорить, что в этой "не мытой" России, никогда не было ни демократии, ни порядка... Александр Невский продался монголам, Дмитрий Донской - трус, Петр Великий - шизофреник и т. д. Такой подход к истории разве правилен? Все в России было плохо, все в тумане белом...

Опубликовано пользователем тоже историк
Уважаемый Сергей Владимирович, я что-то пропустил? Разве у нас есть "грифованные" учебники, где пишут про немытую Россию? Прав историк С. Шмидт из Иркутска: "Да, у нас формально разные учебники. Но содержат они вполне непротиворечивый взгляд на отечественную историю, включая самые проблемные, с точки зрения современных нас, ее периоды..." Подробнее см.: http://www.vz.ru/society/2013/3/6/622950.html

Опубликовано пользователем Сергей - директ...
Так в чём же дело, уважаемый "тоже историк"? Тогда вообще проблемы нет. То есть, один учебник по истории это нормально. В учебниках может и не пишут, но говорят о "немотой России" многие... Хотя не факт, что и не пишут.

Опубликовано пользователем Савелий Ордынский
Неплохая идея - создать единую концепцию Истории Отечества. Но толк от этого будет только в том случае, если составители этого нового учебника будут иметь в виду, что на самом деле большая часть нынешнего курса офиц.истории, доставшегося нам от Романовых и большевиков - это ложь, сконструированная на основе выдумок прокитайских и прозападных историков-идеологов. Читайте в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев). Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных. Там же и о конструировании курса "Истории России" масоном Карамзиным по заказу Романовых - ставленников иезуитов-крестоносцев. Все прояснено в книгах-расследованиях, вкратце - в указанных статьях.

Опубликовано пользователем Сергей - директ...
Согласен, что идея не плохая. Не согласен, что большая часть... это ложь. Не всё, ложь в учебниках. Хотя штампов и недоразумений много. Главное в другом у нашего народа должен быть общий взгляд на наше прошлое, он должен быть объективным и честным - это сложно, но возможно. Он должен быть многовариантным - с допущением других трактовок и мнений, но не может быть в школе реализована концепция образования, когда ребенку дают факты, а он сам разбирается хорошо это или плохо. Должен быть учебник - минимум знаний, концепция государства и общества на историю и свободный доступ к литературе и источникам по истории, чтобы любой мог найти то, что ему нужно, важно и так далее. Учитель может указать только, где взять дополнительные или альтернативные материалы. Должны быть выделены часы, где эти альтернативные материалы рассматриваются, изучаются, анализируются. Другого пути нет.

Опубликовано пользователем Дмитрий
А я считаю, что история - это наука, которую категорически нельзя изучать по официальным учебникам.

Опубликовано пользователем Сергей - директ...
И здесь я с Вами согласен. Только это никак не мешает существованию учебника по истории, а историю нужно изучать просто по-другому: больше внимания уделять нужно истории родного края.

Опубликовано пользователем Михаил Татарский
Ну вот, опять у нас "как всегда" - споганили холопы добрую идею. Вот прочитал предлагаемый знатными офиц. историками план-конспект "истории России по-новому". Увы, по сути, наши "научные сотрудники" – профисторики - предлагают то же самое, что было сочинено при романовых-колонизаторах и большевиках-диктаторах для разделения, стравливания и угнетения народов-Земляков по Евразии - Татарии - России. Так сказать, наши историки - "научные сотрудники" - приучены мыслить по наезженной колее - а как же, ведь эта привычка у их вырабатывалась веками... Поскольку романовым-колонизаторам, как и их предшественникам - ближне- и дальневосточным и западным противникам наших Предков-Ордынцев - необходимо было сокрыть во мраке подлинную историю стратегических этносов Евразии. Читайте о ней в статьях "Нераскрытое наследие великого евразийца", “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”, а также «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев). Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных.

Добавить комментарий

Target Image