Первым промышленным предприятием в истории города считается паровозное депо, здание которого было построено в 1896 г.[1] Однако это предприятие не было первым. С самого начала строительства комплекса станции Обь железная дорога нуждалась в древесине, и на берегу Оби была построена лесопилка, а рядом – огромный склад леса и пристань для его транспортировки.
16 апреля 1897 г., после завершения отвода земель Кабинета Сибирской железной дороге, участок, на котором располагался лесопильный завод, был возвращен Кабинету, а сам завод управление Средне-Сибирской железной дороги выставило на продажу за цену ниже первоначальных затрат на его строительство. Кабинет решил купить его за 15 тыс. руб., провести реконструкцию и использовать в коммерческих целях, что и было разрешено министром Императорского Двора. (л.55, об.).
Первоначально же Кабинет планировал построить собственный новый завод в Ново-Николаевском поселке, для чего провел целое обследование лесного хозяйства в этом районе. Управляющий земельно-заводским отделом Кабинета А.Х. Стевен* считал, что «вопрос о наилучших способах использовать лесные богатства Алтая чрезвычайно важен и, по-видимому, устройство лесопильного завода в Ново-Николаевском даст возможность утилизировать большие запасы леса вдоль р. Оби, не находящие по настоящее время сбыта в размерах, соответствующих правилам лесного хозяйства и, казалось бы, обещает большие выгоды. Так как все леса Алтайского округа принадлежат Кабинету Его Величества, то вряд ли возможна конкуренция по этой отрасли хозяйства...»[2]
Потребность в лесных материалах оказалась очень высокой, даже в отдельно взятом Ново-Николаевском поселке. В январе 1897 г. местный лесничий сообщал, что «в самом Ново-Николаевске (именно так написано в документе) имеется довольно значительная потребность лесного материала для местных железнодорожных мастерских и населения поселка, быстро увеличивающегося. Усиленное домостроительство в поселке вызывает значительную потребность также и в поделочном лесном материале, как то: дверные и оконные косяки, подоконные доски, карнизы, плинтусы и т.д. все это разрабатывается ручным способом с большой затратой времени и зачастую работа плохого качества. Поэтому при лесопильном заводе было бы годно устроить небольшую на первое время деревообделочную, - например, с одним универсальным столярным станком»[3].
В то время, когда Кабинет еще рассматривал вариант открытия в поселке нового завода, был объявлен конкурс, и на строительство завода поступило немало предложений от столичных фирм[4]. Некоторые участники конкурса оказались совершенно незнакомы с сибирская географией: так, петербургская контора инженеров С.Б. Мусницкого и Райского вместе с коммерческим предложением подготовила «план лесопильного завода, перерабатывающего до 50 тысяч бревен в год, толщиной до 15 вершков, в Забайкальской области, близ станции Кривощеково»[5].
Кабинетом было отремонтировано здание купленного у железной дороги завода и служебные помещения. Для осмотра его состояния из Санкт-Петербурга был командирован статский советник, ученый лесничий Тонков. Кроме вопроса о покупке завода, в его обязанность входило выяснить те меры, которые необходимы для благоустройства Ново-Николаевского поселка[6].
* В честь А.Х. Стевена была названа улица Стевенская (с 1920 г. – ул. Трудовая).
Комментарии
Конечно, если не считать за
о каком еще лесопильном
Ещё раз. Медленнее и
я никуда не тороплюсь и пишу
Да, я не понял, что суть в
Добавить комментарий