Почему Колывань назвали Колыванью?

Издана книга Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».

Александр Верин – новосибирский журналист и литератор, автор ряда книг стихов и прозы. Родился в Омске. С 1958 года учился в Колывани, окончил в Омске автодорожный институт. По второму диплому – журналист-политолог, специалист в области государственного и партийного строительства. Работал на ГТРК «Новосибирск», редактором газет, на радио. Кавалер высшего знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член правления Новосибирского отделения Союза писателей России. Государственный советник первого класса.

Книга «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири» посвящена истории Чаусского острога – Колывани и приурочена к 300-летию со дня его основания.

По мнению автора, «Родину, пусть даже малую, не выбирают. И любят ее такой, какая она есть. И служат ей до конца». Именно эта любовь «заставила воскресить страницы прошлого Колывани, отдать дань памяти лучшим ее людям. По журналистской профессии я был обязан навести порядок с колыванскими цифрами, а в итоге получилась книга».

Жанр книги – научно-популярное издание-исследование. Помимо исторических сюжетов, Александр Верин рассуждает о духовности, нравственности, политике, культуре русского народа. Великолепно изданная, иллюстрированная рисунками автора, репродукциями картин русских художников, фотографиями, картами, страницами архивных документов, книга будет интересна и взрослым, и детям – всем, кто интересуется историей родного края.

Издание появилось благодаря финансовой и организационной поддержке доктора экономических наук, профессора кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, члена правления ОАО Банк ВТБ Валерия Васильевича Лукьяненко.

Военный историк Юрий Фабрика (бывший школьный учитель автора книги), к заслугам Александра Верина причисляет семь открытий в этой работе.

Итак, какие же неизвестные страницы в истории освоения Сибири открыл журналист и, что «проглядели» официальные историки? Мы представляем вашему вниманию изложение взглядов автора книги и предлагаем обсудить эту интересную тему.

Александр Верин начинает свой рассказ издалека, с начала освоения Сибири русскими. Уже в первой главе книги « Древние связи России и Сибири» он показывает, что «Московское государство пришло в западную часть Западной Сибири веком раньше строгановских казаков». И, что «освоение Сибири началось с похода Ермака, это один из множества мифов, которые подменяют подлинную российскую историю». Автор рассказывает, основываясь на исследования историков, что в Сибирь задолго до Ермака (XIII-XIV) пришли из причерноморских степей самары и чалдоны. Главными первопроходцами были и выходцы из Северной Руси – поморы.

Верин подробно останавливается на роли таких исторических личностей, как Кучум, Ермак и Иван Грозный, имена которых неразрывно связаны с освоением и заселением русскими Сибири. Особую дань признательности отдает он и ПетруI, при котором политика заселения Сибири была усилена. Кстати, в те времена ссылка рассматривалась правительством не как наказание, а как мера по заселению Сибири.

Ключ к переправе через Обь

Первые русские города в Западной Сибири появились в конце XVI века в северных широтах: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургутская, Тарская крепости. В 1604 году появился Томск, в 1618 году заложен Кузнецкий острог. «В последней четверти XVII столетия, – пишет Александр Верин, – близ нынешнего Новосибирска было уже немало русских деревень». Это такие населенные пункты, как Передовой, деревня Анисимова, Малый Оеш, Большой Оеш, заимка Кругликова. В 1703 году на правом берегу Оби появляется первый на территории Новосибирской области Умревинский острог.

«Но это – правый берег Оби, а стратегически важнее было укрепиться на левобережье, где находились пригодные для пахоты земли, уже освоенные русскими крестьянами», – продолжает рассказ автор.

Эти пашни и нужно было защищать от набегов джунгаров. Поэтому томский воевода принимает решение поставить на левом берегу реки Оби крепость. Воеводу звали Траханиотов Роман Александрович. Автор докопался, что это был потомок тех Траханиотов, которые приехали на Русь вместе с византийской принцессой Софьей Палеолог – невестой царя Ивана III (бабушкой царя Ивана Грозного). Один из Траханиотов основал Березовскую крепость, в этой крепости отбывал ссылку последний колыван, (такой литературный псевдоним взял себе Александр Данилович Меньшиков).

– В начале 1713 года Траханиотов предписывает боярскому сыну Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву «приискать» место для острога «на устье реки Чаус». Лаврентьев признал целесообразным строить его в «новой поселенной Анисимовой деревне», недалеко от впадения Чауса в Обь.

Нужно отдать должное военному чутью воеводы: новая крепость дала возможность соединить Тару и Томск сухопутной дорогой через Барабинскую степь, а не мучиться на водном Иртышско-Обском пути, лежащем к тому же в Васюганских болотах. И прикрыла собою переправу через Обь (в районе Дубровина), нарушив планы джунгарского властелина подчинив себе томских, кузнецких и красноярских сибирцев.

А вскоре – после открытий чаусскими рудознатцами на Алтае стратегических запасов медных руд, на базе которых были построены знаменитые Колывано-Воскресенские заводы, – Чаусский острог станет ключом не только на дороге в Восточную Сибирь, но и на юг. И трансконтинентальный Сибирский тракт, который уже начал постепенно формироваться, проляжет тоже через Чаусский острог.

Одна из заслуг автора книги, по мнению Юрия Фабрики в том, что он сумел подчеркнуть «закономерный характер выбора места под строительство Чаусского острога». Это и стратегическое значение острога, и экономическое (через него шли торговые пути, военные и научные экспедиции).

Кто открыл руду на Алтае и уголь в Кузбассе?

«Подвиг чаусских рудознатцев» – так называется одна из глав книги. Александр Верин подробно описывает, как в петровские времена на Руси начали активно искать и добывать полезные ископаемые. Только геологов тогда звали рудознатцами. Автор считает, что мы незаслуженно забыли подвиг рудознатцев, вышедших из Чаусского острога: Степана Костылева, Михайло Волкова, Федора Комарова, Ивана Горбунова, Леонтия и Макара Останиных, Матвея Устюжанина-Кудрявцева и других. Когда-то пришли они с Урала и Ишима в Чаусский острог. А оттуда совершили немало походов по Томскому уезду, на Алтай, в район современного Кемерова. На Алтае они совершили главное открытие – нашли богатые рудные запасы, на которых Демидов построил знаменитые Колывано-Воскресенские заводы. А Михайло Волков обнаружил в Кузбассе каменный уголь. Сегодня, в память о его заслугах, единственному из рудознатцев, в Кемерово установлен памятник.

В главе «Открытие Кузбасского угля» Александр Верин спорит с кемеровским ученым, который считает Волкова доносчиком, вором, а первооткрывателем кузбасского угля называет Данцига Даниэль Мессершмидта, нанятого Петром I. Автор документально доказывает, что никто у чаусского рудознатца казака Волкова не отнимет право первооткрывателя.

Аналогичная история случилась и с Костылевым. Александр Верин приводит документ, в котором Василий Никитич Татищев написал императрице Анне Иоанновне, что медные месторождения на Алтае «впервые обнаружили крестьянин Костылев с товарищами, а Демидов не может считаться их первооткрывателем». Главы о рудознатцах читаются как детектив, здесь и взятки, и доносы, и аресты, и расследования, и торжество справедливости. Впору фильм снимать.

Колыван – имя древнего славянского солнечного божества

Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному. Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань». Другие – название пытаются объяснить происхождением из тюркского или из чудского языков. В книге целая глава посвящена этимологии происхождения слова Колывань.

Автор книги доказывает, что слово Колывань – сугубо русское.

– Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение, коловрат. Вот она русская свастика. Она в культуре всех народов, начиная от славян и кончая мексиканцами, тувинцами и т.д. Но суть одна – это солнечный круг, солнцевращение, борьба света и тьмы. А «ван» – бог и одновременно имя славянского народа. Складываем и получаем: Колыван – это древний славянский солнечный бог, впоследствии богатырь.

Александр Верин показывает, сколько Колываней было в Российской империи и сколько их сейчас. Как имя Колывань попало на Балтику и в Сибирь.

А вот свое новое название Чаусский острог получил от Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, построенных на рудных месторождениях, открытых чаусскими рудознатцами.

Сколько лет Колывани?

Считается, что даты основания Чаусского острога и Колывани разные. Александр Верин при помощи документов доказывает, что Колывани – 300 лет, столько же, сколько и Чаусскому острогу. Вернее, Чаусский острог и есть Колывань.

–  "Желание назвать Колыванью",  - это как раз штамп наших ленивых историков, который не объясняет, почему Чаусский острог назначили столицей. Моя заслуга в том, что я первый нашел в Президентской библиотеке Свод Законов Российской империи и Указ от 22  июля 1822 года (1.В виду особенности управления в Томской губернии объединить должности начальника Колывано-Воскресенских заводов и гражданского губернатора, назначая последнего из горных инженеров - цитирую не дословно. и 2. Для удобства руководства назначить губернским городом Чаусский острог, на реке Оби лежащем, переименовав оный Колыванью". То есть государственную властную мартёшку - губернию и Горный округ поставили под власть государевого человека, а центр управления приблизили в крестьянскому массиву, откуда брали приписных крестьян на 2 месяца на горные работы. Чаусский острог вслед за бердским (Екатерина II ) получил имя по Колыванскому горному округу.  

Указом Александра I от 1822 года острог назначен новым губернским центром Томской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства и переименован в Колывань, чтобы приблизить административный центр к Колывано-Воскресенским заводам. В результате реформы, звания Томского Гражданского Губернатора и начальника Колывано-Воскресенских заводов соединялись в одном лице. Автором реформы был Михаил Сперанский. Но из-за сопротивления томской бюрократии, царь через год отменил назначение Чаусского острога – Колывани губернским центром. Город был назначен окружным. Дабы избежать путаницы с алтайской и бердской, новую Колывань долгие годы продолжали называть Чаусском.

В 1834 году был утвержден генплан перевода Колывани на возвышенность, в результате чего село, оставшееся на старом месте, сохранило историческое название Чаус, а название Колывань закрепилось за вновь построенным городом. В 1846 году город получил официальный герб (первый и единственный, второй от 1867 не утверждался).

Трнссиб через Колывань?

Александр Верин убежден, что размещение крупного (ныне полуторамиллионного города) столичного города на месте Колывани было бы выгоднее с точки зрения логистики и экологии. Во-первых, «сохранился бы сосновый бор на правом берегу Оби, а будущая плотина ГЭС встала бы там, где сама природа подготовила чашу для водохранилища».

Автор не верит, что колыванские купцы давали взятку изыскателям, либо правительственным чиновникам, чтобы Трансссиб прошел через Колывань. Во-первых, скупы, во-вторых, богатые томичи ничего не смогли сделать, что уж говорить про колыванцев. А, вообще-то, они немного и потеряли от этого, – считает Александр Верин. Они просто взяли и переехали в Новониколаевск. Население Колывани сократилось на 3,3 тысячи человек – это четверть тогдашнего населения Колывани. «Поэтому Колывань вполне законно можно назвать предтечей, матерью, – нянькой кормилицей Новониколаевска-Новосибирска». Да и первым главой города горожане выбрали выходца из колыванского купечества Владимира Ипполитовича Жернакова.

«Сибирская Вандея»

Александр Верин рассказывает и о трагической странице из истории Колывани – Колыванском восстании, которое произошло в июле 1920 года.

 – Чекисты обвиняли повстанцев в том, что они составили тайную организацию из более 200 вооруженных лиц, имевших связи со многими населенными пунктами. Конечная цель – свержение советской власти и установление «народных прав».

Автора волнует безразличное отношение колыванцев к этой трагедии. Он считает, что «нынешние россияне должны знать и помнить о жертвах классовой ненависти и непримиримости, чтобы не допустить нового взаимного истребления».

7 июля 2010 года на месте боев был установлен закладочный камень, названный колыванцами Камнем памяти и примирения. А в будущем планируется установить памятник всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.

Культурно-туристический парк «Колывань – Чаусский острог»

Александр Верин является автором проекта комплексного культурно-туристического парка «Колывань – Чаусский острог». Его концепция утверждена Советом по инвестициям Новосибирской области 8 июля 2011 года.

– Правительство сделало все, чтобы проект двигался вперед, но нет частного инвестора. Брать на себя восстановление Чаусского острога, как Умревинского, правительство не будет, потому что от Чаусского острога не осталось ничего, там просто нечего реставрировать. Он будет ставиться в другом месте – на Колыванском холме.

Здесь будут располагаться памятники жертвам братоубийственной Гражданской войны и основателям Чаусского острога – Колывани, острожные сооружения, выполняющие роль исторических памятников и одновременно ремесленных мастерских Города мастеров, музей сибирского деревянного зодчества и быта, а также культурно-развлекательные и спортивные объекты. С точки зрения современного бизнеса это интересно – открывается широкая пойма. Ниже – на излучине Чауса, появятся пляж и пристань. Можно будет развивать и спортивное направление: склоны можно использовать для занятий сноубордом и санками. Предполагается создать Арт-парк, где будут проводиться выставки мастеров деревянной архитектуры и дизайна. Идей очень много, главное, чтобы они воплотились в жизнь.

По мнению автора, «Так укрепится смысловая связь: Новосибирск – продолжатель древней истории освоения русскими Сибири, а не просто город, возникший на берегах Оби по единоличной воле экономного проектировщика».

По материалам книги Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».

Подготовила Людмила Кузменкина.

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Да, повезло колыванцам с историей местного разлива. Бог Колыван - это просто перл, пальчики оближешь. "Автор рассказывает, основываясь на исследования историков, что в Сибирь задолго до Ермака (XIII-XIV) пришли из причерноморских степей самары и чалдоны". Хотел бы я на этих м-м-м историков посмотреть. А "официальные историки" для Верина - это, видимо, те специалисты, которые имеют историческое образование.

Опубликовано пользователем Александр Верин
Господин Зверев, прежде чем ёрничать, почитайте книгу. Она полностью основана на работах официальных историков, и не моя вина, что некоторые из них не довели свои исследования до логического завершения или что Вы эти работы не читали. Я до сих пор удивляюсь, почему они не искали главного документа - Указа Александра I от 22 июля 1822 года, а придумывали различные фантазии про Чаусск-Колывань. Я нашел его в ПС ЗРИ и опубликовал в Новосибирских СМИ, потому что он полностью раскрывает характер административного устройства Среднего Приобья и Алтайских заводов и объясняет, почему Чаусский острог был назначен губернским центром. Огромную роль в этом сыграл и подвиг часусских рудознатцев, о котором новосибирские историки вообще не писали, хотя открытие Алтайских и Кузбасских месторождений было ключевым событием 17 века, более значимым, чем подвиги Дежнёва, Атласова, Хабарова и др. Зря Вы ехидничаете и по поводу старожильчества чалдонов в Югре. Вопросом их появления здесь занималась Галина Ивановна Пелих из Томского университета, которая записывала воспоминания старожилов. Кстати, есть о них и у Миллера. Ну о бог Колыван, ставший богатырём, это явление, которое ещё нужно изучать детальнее.Но одно ясно - в период христианизации он был замещён Николаем Угодником, но календарные солнечные праздники всё равно сохранились. Суммирую итог Вашего интеллигентнейшего хамства, должен сказать, что я профессиональный журналист с 40-летним стажем, о качестве работы которого знают в Сибири, потому и награжден высшим знаком Союза журналистов России "За заслуги перед журналистским сообществом". Член правления Новосибирского отделения Союза писателей России, по литературному призванию я поэт, стихи которого изучают в школах. Поэтому "Загадки Колывана" - это вынужденная работа над исправлением ошибок и нелепиц специалистов с историческим образованием (кстати, я журналист-политолог, специалист по государственному и партийному строительству, так что тоже имею специальное образование). Мне пришлось взяться за книгу в период работы над проектом создания историко-туристического комплекса "Колывань - Чаусский острог, идею которого поддержал Губернатор В.Юрченко и Совет по инвестициям Новосибирской области. Ну а если Вы хотите посмотреть на этих, как Вы презрительно выразились "м-м-м историков" посмотреть - опять же прочтите книгу.В ней использовано много их работ - от старых Миллера и Палласа, до современных Катионова и Матвеевой. И предисловие к книге также написал профессиональный учёный-историк - мой учитель и друг Юрий Фабрика. В общем. "Пастернака Вы, конечно, не читали", но своё мнение решили брякнуть. И брякнули.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Патриотизьм налицо. Потому и проходит. А историческое образование в единую канву укладываться не позволяет.

Опубликовано пользователем Сергей Федорчук
А в чём патриотизм-то? Ругать "официальных историков" дело не хитрое... Просто мне, например, как историку "официальному" по первому и второму образованию, тоже не понятно, что откуда появляется в книгах отдельных авторов, даже мною уважаемых... Но Бог судия пишущему, ибо словом своим он людей ведёт к какой-то цели одному ему известной... Так что, если сказано, а тем более написано держи ответ...

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Патриотизьм в посыле. Мы здесь ПЕРВЫЕ на скале краской намалевали или, извиняйте, угол описали. Публике волнительно, власти приятно. Опять же, с концепцией единого учебника согласуется. Автору - зеленую улицу и печатный станок.

Опубликовано пользователем Сергей Федорчук
Так-то да! Но тут вот ведь какая штука... Совесть и авторская честь: автор должен отвечать за то, что написал... и нести ответственность перед читателем за свой уровень приближения к истине, если не уверен, то так и писать, если пишешь художественный вымысел, пусть даже и на историческом материале, то тоже сказать об этом откровенно... Это моё сугубо личное мнение...

Опубликовано пользователем Александр Верин
Господин Федорчук, Вы абсолютно правы: автор должен иметь совесть и авторскую честь. Правда, перед тем, как об этом напоминать мне, не грех бы Вам поинтересоваться о моей персоне. Тем более, что в статье немного обо мне есть. И жанр книги назван: научно-популярное издание-исследование, Это сугубо документальная книга, основанная на работах историков. Если хотите, журналистская редакция и анализ. А о версиях прямо говорится. Неподтверждённые документами моменты (поручение Анны Иоановны закупить для экспедиции чаусские канаты, или телеграмма Ленина вычеркнуть Колывань из всех списков после восстания 1920г.) я не беру. Ну и ещё деталь: издательство "Вече" туфту не издаёт, а банк ФТБ не финансирует. Всех благ! А вообще меня поражает черта наших полупросвещенцев (это выражение А.Пушкина по отношению к русской интеллигенции) хулить то, что сами ещё не читали. Это тоже к авторской чести и совести относится - пишущих. Кстати, я прекрасно понимал, что те, у кого диплом историка, поднимут вой : я же залез в их курятник, вытащил на свет божий их ляпы. Ну, и последнее: один из героев моей книги - Василий Никитич Татащев, по роду работы был управляющим Сибирскими заводами. Но все его знают как историка.

Опубликовано пользователем Сергей Федорчук
Господин Верин, Вы меня простите великодушно, если был Вами понят неверно, точнее сказать истолкован, но Вашей персоне лично, я никакого убытка и урона не нанес, ни в чём Вас не обвинил, и уж тем более не оскорбил... Вы прочли мою переписку с К. А. Голодяевым, где я лишь указал на то, что каждый автор несёт прямую ответственность за всё что им написано, за результаты своих расследований, своего изучения проблемы и т. д. В чём я не прав? Где в моем тексте Вы нашли какие-то обвинения в своей адрес? Такими глупостями я не занимаюсь, тем более Вашу книгу, я действительно не читал... Поэтому к Вам лично и Вашей книге оба моих комментария не относились... Прочту скажу своё мнение... Но это потом. На счёт туфты... Зачем же Вы так грубо (некорректно) ведёте дискус? Где я говорил о туфте? Хотя сегодня ( к Вам это не относится!!!!!!!!) издательства разное издают, также как и банки финансируют. Тут от многих обстоятельств зависит. То, что Вы назвали меня интеллигентом и полупросвещенцем, воспринял как оскорбление, ибо никогда себя им не считал... Ибо меня Вы тоже не знаете, а также пытаетесь судить... о том, какова "цена" моего диплома историка... Да я профессиональный историк и горжусь этим, и то, что Вы вытащили на свет Божий ляпы историков их ляпы это хорошо, никогда не выступал против этого. Когда прочту книгу, постараюсь, ответить с чем согласен, а с чем нет, и так далее... Теперь на счёт дипломов... курятника... воя... и прочего: если Вы сравнили себя с Татищевым, то это не этично, по крайней в принципе, у Татищева ляпов очень много, историк он не плохой - факт, но что это доказывает? Если обидел, прошу меня простить, сделал это не намеренно... Вам тоже всех благ!

Опубликовано пользователем педагог
Абалдеть! Местный, можно сказать, персональный колыванеский одноименный бог! Явно языческий. А куда РПЦ смотрит? Надо срочно запретить.

Опубликовано пользователем Алексей Овчинников
Уважаемый господин Верин, вам действительно надо вести диалог более тактично, а то, такое ощущение, что вы слышите только себя. Вашу книгу я прочитал внимательно, в ней немало спорных моментов, но это ваш взгляд на историю Колывани. Вы слишком категорично воспринимаете любую критику и при этом сразу вешаете какие-то ярлыки. Нельзя, прежде всего обвинять Владимира Александровича Зверева в придуманном вами "хамстве" это не так. Владимир Александрович выдающийся ученый и образец истинного интеллигента. Его замечания это тот случай - когда надо молчать и слушать, и вносить исправления. На мой, конечно не бесспорный взгляд, вашей книге присуща излишняя категоричность - вы слишком часто подчеркиваете нелепицы и ошибки взглядов отличных от ваших и претендуете на абсолютную истину. История , прекрасна своей вариативностью, не забывайте об этом?

Опубликовано пользователем Афанасий
Позвольте вмешаться в спор уважаемых людей...Книгу прочёл... впечатления двойственные... Есть позитивные, но... С точки зрения истории "ляпов" неимоверное количество... Хорошее журналистское расследование - да, безусловно. Художественное произведение - да, наверное. Хорошо написано - да, бесспорно. Но выдавать версию автора за истину в последней инстанции я бы не стал. Поэтому, не пойму господин Верин, на что Вы обиделись? Если хотите я Вам по полкам разложу, где Вы ошиблись и на сколько?

Опубликовано пользователем педагог
"Моя заслуга в том, что я первый нашел в Президентской библиотеке Свод Законов Российской империи и Указ от 22 июля 1822 года". А ничего, что в программе любого исторического факультета среди исторических источников изучают Полное собрание законов и Полный свод законов Российской империи? Любой историк обязан знать о существовании этих изданий и о том, что там опубликованы ВСЕ документы, подписанные императорами (кроме секретных). Оба издания есть во многих библиотеках страны. Не знает об этом, кроме А.Верина, только его учитель Ю.Фабрика, который, как рассказывают злые языки, месяцами искал указ императора об учреждении Сибирского военного округа в 1865 г. по архивам в разных городах. А потом еще долго рассказывал в СМИ о своем великом научном открытии.

Опубликовано пользователем Алексей Анатольевич
даю ссылки на интересные документы- карты Атлас Российской Империи для употребления юношества [Карты] / [Соч. А. Вильбрехт]; грав. Алек. Савинков, Г. Харитонов. - изданной в 1794 году Колывань здесь как мне кажется находится на месте Бердска https://dlib.rsl.ru/viewer/01007559196#?page=10 вторая карта, еще более интересная https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8469743p здесь КОЛЫВАНЬ занимает всю Новосибирскую Область, Алтайский край и территорию до Байкала слева имеется ещё надпись ТАРТАРИЕ ИНДЕПЕНДЕНТЕ много - очень много тайн в нашей истории и это совсем не далекая история. И война с французами 1812 года под вопросом уже и Тартария всё яснее проглядывает и катаклизм начала позапрошлого века.

Опубликовано пользователем Велес
А чего урал-то в тартарии раньше Яик тогда бы назывался, поправь свои "древние чингиз-карты" это Ж даже дети знают, а эти бусурмане картографы из цру хотят отделить сибирь от остальной России и поэтому и поЯвились эти все древние типо карты, да?) проект отдельния Сибири от России, на него работаешь, смерд? Смотри найду тебя и на Колывань натяну

Опубликовано пользователем Велес
Интересная инфа про псеадо-открывателя кзубасского угля Миссершмидта, надо ого петром.... Вот думаю, не его ли потомок создал самолеты Миссершмидты, которые бомбили наши города? А Колывань - это дохристианское место, где лечили больных и раненых в боях, заговорами и травами, а также капище языческое, в общем больница это, еще Ломоносов так считал

Опубликовано пользователем Kinhetus
Поскольку перл можно найти и в навозе, постольку представленное публике произведение является полезным. Информацию нужно внимательно просеивать, а это в наше время вторичного одичания далеко не любому по плечу/зубам/и пр. С этимологией топонима - полный конфуз. У этимологов отечественнго разлива сложилась скверная традиция искать корни в иных языках. К примеру, г-н Малолетко выводил топоним из "кол" (озеро) + "ван" (большой). Вторая закономерзость в поисках этимологии - склонность интерпретаторов выбирать самые нелепые варианы истолкований из имеющихся вариантов. Исток термина "Колывань" хорошо прослеживается вплоть до государства вранков (ободритов, мерзопакостно переименованных в литературе П. Шафариком в бодричей). Их столица - Старгород (Рерик). На восточном берегу Балтийско моря вранки основали город, который назвали Колыванью (теперь он - Таллинн, по мнению эстонцев основанный данами, в действительности - захваченный ими вскоре после разгрома ими же Старгорода). Т. о., не было никакого бога Колывана, равно как и какого-то дурака Ивана с колом. Суют этого Ивана куда угодно/неугодно. Это и иван-чай (исходно - ива-чай по причине удивительного сходства листьев кипрея и ивы), и Иван-Купала, каким боком там Иван пристроен вообще неясно. "Колывань" - древнее слово, унаследованное западными славянами, по древней традиции, сложившейся еще у венетов и переданной ими носителям Лужицкой культуры. Этим словом называли зависимые от метрополии территории, т.е. колонии.

Добавить комментарий

Target Image