Издана книга Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».
Александр Верин – новосибирский журналист и литератор, автор ряда книг стихов и прозы. Родился в Омске. С 1958 года учился в Колывани, окончил в Омске автодорожный институт. По второму диплому – журналист-политолог, специалист в области государственного и партийного строительства. Работал на ГТРК «Новосибирск», редактором газет, на радио. Кавалер высшего знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член правления Новосибирского отделения Союза писателей России. Государственный советник первого класса.
Книга «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири» посвящена истории Чаусского острога – Колывани и приурочена к 300-летию со дня его основания.
По мнению автора, «Родину, пусть даже малую, не выбирают. И любят ее такой, какая она есть. И служат ей до конца». Именно эта любовь «заставила воскресить страницы прошлого Колывани, отдать дань памяти лучшим ее людям. По журналистской профессии я был обязан навести порядок с колыванскими цифрами, а в итоге получилась книга».
Жанр книги – научно-популярное издание-исследование. Помимо исторических сюжетов, Александр Верин рассуждает о духовности, нравственности, политике, культуре русского народа. Великолепно изданная, иллюстрированная рисунками автора, репродукциями картин русских художников, фотографиями, картами, страницами архивных документов, книга будет интересна и взрослым, и детям – всем, кто интересуется историей родного края.
Издание появилось благодаря финансовой и организационной поддержке доктора экономических наук, профессора кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, члена правления ОАО Банк ВТБ Валерия Васильевича Лукьяненко.
Военный историк Юрий Фабрика (бывший школьный учитель автора книги), к заслугам Александра Верина причисляет семь открытий в этой работе.
Итак, какие же неизвестные страницы в истории освоения Сибири открыл журналист и, что «проглядели» официальные историки? Мы представляем вашему вниманию изложение взглядов автора книги и предлагаем обсудить эту интересную тему.
Александр Верин начинает свой рассказ издалека, с начала освоения Сибири русскими. Уже в первой главе книги « Древние связи России и Сибири» он показывает, что «Московское государство пришло в западную часть Западной Сибири веком раньше строгановских казаков». И, что «освоение Сибири началось с похода Ермака, это один из множества мифов, которые подменяют подлинную российскую историю». Автор рассказывает, основываясь на исследования историков, что в Сибирь задолго до Ермака (XIII-XIV) пришли из причерноморских степей самары и чалдоны. Главными первопроходцами были и выходцы из Северной Руси – поморы.
Верин подробно останавливается на роли таких исторических личностей, как Кучум, Ермак и Иван Грозный, имена которых неразрывно связаны с освоением и заселением русскими Сибири. Особую дань признательности отдает он и ПетруI, при котором политика заселения Сибири была усилена. Кстати, в те времена ссылка рассматривалась правительством не как наказание, а как мера по заселению Сибири.
Ключ к переправе через Обь
Первые русские города в Западной Сибири появились в конце XVI века в северных широтах: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургутская, Тарская крепости. В 1604 году появился Томск, в 1618 году заложен Кузнецкий острог. «В последней четверти XVII столетия, – пишет Александр Верин, – близ нынешнего Новосибирска было уже немало русских деревень». Это такие населенные пункты, как Передовой, деревня Анисимова, Малый Оеш, Большой Оеш, заимка Кругликова. В 1703 году на правом берегу Оби появляется первый на территории Новосибирской области Умревинский острог.
«Но это – правый берег Оби, а стратегически важнее было укрепиться на левобережье, где находились пригодные для пахоты земли, уже освоенные русскими крестьянами», – продолжает рассказ автор.
Эти пашни и нужно было защищать от набегов джунгаров. Поэтому томский воевода принимает решение поставить на левом берегу реки Оби крепость. Воеводу звали Траханиотов Роман Александрович. Автор докопался, что это был потомок тех Траханиотов, которые приехали на Русь вместе с византийской принцессой Софьей Палеолог – невестой царя Ивана III (бабушкой царя Ивана Грозного). Один из Траханиотов основал Березовскую крепость, в этой крепости отбывал ссылку последний колыван, (такой литературный псевдоним взял себе Александр Данилович Меньшиков).
– В начале 1713 года Траханиотов предписывает боярскому сыну Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву «приискать» место для острога «на устье реки Чаус». Лаврентьев признал целесообразным строить его в «новой поселенной Анисимовой деревне», недалеко от впадения Чауса в Обь.
Нужно отдать должное военному чутью воеводы: новая крепость дала возможность соединить Тару и Томск сухопутной дорогой через Барабинскую степь, а не мучиться на водном Иртышско-Обском пути, лежащем к тому же в Васюганских болотах. И прикрыла собою переправу через Обь (в районе Дубровина), нарушив планы джунгарского властелина подчинив себе томских, кузнецких и красноярских сибирцев.
А вскоре – после открытий чаусскими рудознатцами на Алтае стратегических запасов медных руд, на базе которых были построены знаменитые Колывано-Воскресенские заводы, – Чаусский острог станет ключом не только на дороге в Восточную Сибирь, но и на юг. И трансконтинентальный Сибирский тракт, который уже начал постепенно формироваться, проляжет тоже через Чаусский острог.
Одна из заслуг автора книги, по мнению Юрия Фабрики в том, что он сумел подчеркнуть «закономерный характер выбора места под строительство Чаусского острога». Это и стратегическое значение острога, и экономическое (через него шли торговые пути, военные и научные экспедиции).
Кто открыл руду на Алтае и уголь в Кузбассе?
«Подвиг чаусских рудознатцев» – так называется одна из глав книги. Александр Верин подробно описывает, как в петровские времена на Руси начали активно искать и добывать полезные ископаемые. Только геологов тогда звали рудознатцами. Автор считает, что мы незаслуженно забыли подвиг рудознатцев, вышедших из Чаусского острога: Степана Костылева, Михайло Волкова, Федора Комарова, Ивана Горбунова, Леонтия и Макара Останиных, Матвея Устюжанина-Кудрявцева и других. Когда-то пришли они с Урала и Ишима в Чаусский острог. А оттуда совершили немало походов по Томскому уезду, на Алтай, в район современного Кемерова. На Алтае они совершили главное открытие – нашли богатые рудные запасы, на которых Демидов построил знаменитые Колывано-Воскресенские заводы. А Михайло Волков обнаружил в Кузбассе каменный уголь. Сегодня, в память о его заслугах, единственному из рудознатцев, в Кемерово установлен памятник.
В главе «Открытие Кузбасского угля» Александр Верин спорит с кемеровским ученым, который считает Волкова доносчиком, вором, а первооткрывателем кузбасского угля называет Данцига Даниэль Мессершмидта, нанятого Петром I. Автор документально доказывает, что никто у чаусского рудознатца казака Волкова не отнимет право первооткрывателя.
Аналогичная история случилась и с Костылевым. Александр Верин приводит документ, в котором Василий Никитич Татищев написал императрице Анне Иоанновне, что медные месторождения на Алтае «впервые обнаружили крестьянин Костылев с товарищами, а Демидов не может считаться их первооткрывателем». Главы о рудознатцах читаются как детектив, здесь и взятки, и доносы, и аресты, и расследования, и торжество справедливости. Впору фильм снимать.
Колыван – имя древнего славянского солнечного божества
Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному. Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань». Другие – название пытаются объяснить происхождением из тюркского или из чудского языков. В книге целая глава посвящена этимологии происхождения слова Колывань.
Автор книги доказывает, что слово Колывань – сугубо русское.
– Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение, коловрат. Вот она русская свастика. Она в культуре всех народов, начиная от славян и кончая мексиканцами, тувинцами и т.д. Но суть одна – это солнечный круг, солнцевращение, борьба света и тьмы. А «ван» – бог и одновременно имя славянского народа. Складываем и получаем: Колыван – это древний славянский солнечный бог, впоследствии богатырь.
Александр Верин показывает, сколько Колываней было в Российской империи и сколько их сейчас. Как имя Колывань попало на Балтику и в Сибирь.
А вот свое новое название Чаусский острог получил от Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, построенных на рудных месторождениях, открытых чаусскими рудознатцами.
Сколько лет Колывани?
Считается, что даты основания Чаусского острога и Колывани разные. Александр Верин при помощи документов доказывает, что Колывани – 300 лет, столько же, сколько и Чаусскому острогу. Вернее, Чаусский острог и есть Колывань.
– "Желание назвать Колыванью", - это как раз штамп наших ленивых историков, который не объясняет, почему Чаусский острог назначили столицей. Моя заслуга в том, что я первый нашел в Президентской библиотеке Свод Законов Российской империи и Указ от 22 июля 1822 года (1.В виду особенности управления в Томской губернии объединить должности начальника Колывано-Воскресенских заводов и гражданского губернатора, назначая последнего из горных инженеров - цитирую не дословно. и 2. Для удобства руководства назначить губернским городом Чаусский острог, на реке Оби лежащем, переименовав оный Колыванью". То есть государственную властную мартёшку - губернию и Горный округ поставили под власть государевого человека, а центр управления приблизили в крестьянскому массиву, откуда брали приписных крестьян на 2 месяца на горные работы. Чаусский острог вслед за бердским (Екатерина II ) получил имя по Колыванскому горному округу.
Указом Александра I от 1822 года острог назначен новым губернским центром Томской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства и переименован в Колывань, чтобы приблизить административный центр к Колывано-Воскресенским заводам. В результате реформы, звания Томского Гражданского Губернатора и начальника Колывано-Воскресенских заводов соединялись в одном лице. Автором реформы был Михаил Сперанский. Но из-за сопротивления томской бюрократии, царь через год отменил назначение Чаусского острога – Колывани губернским центром. Город был назначен окружным. Дабы избежать путаницы с алтайской и бердской, новую Колывань долгие годы продолжали называть Чаусском.
В 1834 году был утвержден генплан перевода Колывани на возвышенность, в результате чего село, оставшееся на старом месте, сохранило историческое название Чаус, а название Колывань закрепилось за вновь построенным городом. В 1846 году город получил официальный герб (первый и единственный, второй от 1867 не утверждался).
Трнссиб через Колывань?
Александр Верин убежден, что размещение крупного (ныне полуторамиллионного города) столичного города на месте Колывани было бы выгоднее с точки зрения логистики и экологии. Во-первых, «сохранился бы сосновый бор на правом берегу Оби, а будущая плотина ГЭС встала бы там, где сама природа подготовила чашу для водохранилища».
Автор не верит, что колыванские купцы давали взятку изыскателям, либо правительственным чиновникам, чтобы Трансссиб прошел через Колывань. Во-первых, скупы, во-вторых, богатые томичи ничего не смогли сделать, что уж говорить про колыванцев. А, вообще-то, они немного и потеряли от этого, – считает Александр Верин. Они просто взяли и переехали в Новониколаевск. Население Колывани сократилось на 3,3 тысячи человек – это четверть тогдашнего населения Колывани. «Поэтому Колывань вполне законно можно назвать предтечей, матерью, – нянькой кормилицей Новониколаевска-Новосибирска». Да и первым главой города горожане выбрали выходца из колыванского купечества Владимира Ипполитовича Жернакова.
«Сибирская Вандея»
Александр Верин рассказывает и о трагической странице из истории Колывани – Колыванском восстании, которое произошло в июле 1920 года.
– Чекисты обвиняли повстанцев в том, что они составили тайную организацию из более 200 вооруженных лиц, имевших связи со многими населенными пунктами. Конечная цель – свержение советской власти и установление «народных прав».
Автора волнует безразличное отношение колыванцев к этой трагедии. Он считает, что «нынешние россияне должны знать и помнить о жертвах классовой ненависти и непримиримости, чтобы не допустить нового взаимного истребления».
7 июля 2010 года на месте боев был установлен закладочный камень, названный колыванцами Камнем памяти и примирения. А в будущем планируется установить памятник всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.
Культурно-туристический парк «Колывань – Чаусский острог»
Александр Верин является автором проекта комплексного культурно-туристического парка «Колывань – Чаусский острог». Его концепция утверждена Советом по инвестициям Новосибирской области 8 июля 2011 года.
– Правительство сделало все, чтобы проект двигался вперед, но нет частного инвестора. Брать на себя восстановление Чаусского острога, как Умревинского, правительство не будет, потому что от Чаусского острога не осталось ничего, там просто нечего реставрировать. Он будет ставиться в другом месте – на Колыванском холме.
Здесь будут располагаться памятники жертвам братоубийственной Гражданской войны и основателям Чаусского острога – Колывани, острожные сооружения, выполняющие роль исторических памятников и одновременно ремесленных мастерских Города мастеров, музей сибирского деревянного зодчества и быта, а также культурно-развлекательные и спортивные объекты. С точки зрения современного бизнеса это интересно – открывается широкая пойма. Ниже – на излучине Чауса, появятся пляж и пристань. Можно будет развивать и спортивное направление: склоны можно использовать для занятий сноубордом и санками. Предполагается создать Арт-парк, где будут проводиться выставки мастеров деревянной архитектуры и дизайна. Идей очень много, главное, чтобы они воплотились в жизнь.
По мнению автора, «Так укрепится смысловая связь: Новосибирск – продолжатель древней истории освоения русскими Сибири, а не просто город, возникший на берегах Оби по единоличной воле экономного проектировщика».
По материалам книги Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».
Подготовила Людмила Кузменкина.
Комментарии
Да, повезло колыванцам с
Господин Зверев, прежде чем
Патриотизьм налицо. Потому и
А в чём патриотизм-то? Ругать
Патриотизьм в посыле. Мы
Так-то да! Но тут вот ведь
Господин Федорчук, Вы
Господин Верин, Вы меня
Абалдеть! Местный, можно
Уважаемый господин Верин, вам
Позвольте вмешаться в спор
"Моя заслуга в том, что я
Ничего Вы вспомнили Юрьев
даю ссылки на интересные
А чего урал-то в тартарии
Интересная инфа про псеадо
Поскольку перл можно найти и
Добавить комментарий