Слава речному флоту

Река Обь, 1980-е гг. (колл. А. Волока)

Когда-то река Обь была половинкой транспортного перекрестка Новосибирска, его неотъемлемой частью. Река же работала гораздо раньше, чем железнодорожная магистраль.

Сегодня нам и немыслимо, что ещё менее ста лет назад левый берег был отделён от правого большим островом. У него прослеживается несколько названий: Никольский, Чаячий (от слова «чайка»), Яренский.

 Фрагмент плана Ново-Николаевска 1915 года[i].

Пишут, что 200 лет назад некий плотник Яренский, предок известного колыванского купца Созонта Михайловича Яренского, в этом месте промышлял постройкой мелких судов. Его именем и стали называть остров. На нём же отгуливали скот крестьяне соседнего села Кривощёково.

Здесь находится и родина сегодняшнего Затона. Путевые домики речников существовали на этом острове ещё в конце XIX века. Затон ниже села Кривощёково упоминается и в путевом журнале парохода «Томь» навигации 1897 года, а в октябре 1902-го пароходы «Волшебник» и «Сибиряк», принадлежащие купчихе Евдокии Мельниковой, не успели уйти до рекостава «застряли в Ново-Николаевске и остановились здесь на зимовку, за Яренским островом, против самого поселка. Здесь никогда не зимовали пароходы и это у нас является новинкой»[ii].

Пароход «Волшебник», 1910 гг. (fleetphoto.ru).

Потом зимовки стали регулярными, известно, что здесь отстаивались суда фирмы «Братья Нобель»: «Зырянин», «Ласточка», с наливными баржами «Роксана», «Рогнедал», «Ростислав», а также городские пароходы «Ново-Николаевск», «Остяк», на берегу появились первые мастерские.  Речники жили вокруг зимующих судов в землянках.

Томские власти считали, что «в г. Ново-Николаевске совсем нет необходимости устраивать затон и пристань»[iii], но городской голова В. И. Жернаков настаивал, и в 1913-м нашей думой было принято окончательное решение об устройстве затона именно за о. Яренским (рассматривалась также и река Иня). Строится дамба и рабочий поселок. Уже в зиму 1917 года Затон «стал тесен», ставится вопрос о его расширении. 

Новое время пришло в Затон уже при советской власти, и пришло революционно. В феврале 1918-го флот был национализирован и передан «в бурлацкие твердые руки транспортных рабочих»[iv], в 1920-м Затон просто снесло большим наводнением.  Уровень воды в Оби поднялся более чем на метр, втрое больше нормы, 15 судов были сорваны с рейда и разбросаны по берегам, «были разрушены и 38 из 40 существовавших в затоне построек»[v].

С началом строительства промышленной зоны левобережья, «приказал жить» и сам Яренский остров, его верхняя (южная) протока в 1930-м была засыпана, и он стал полуостровом, от названия которого всё-таки осталась улица — Яринская.

Фрагмент плана Новосибирска 1932 года (краеведческий музей ОФ-16745).

Сегодня на бывшем острове расположена часть Лесоперевалки и въезд на Димитровский мост. А все военные годы и ещё десяток лет после здесь проходил первый автомобильный мост через Обь, собранный из ста понтонов и позволивший создать устойчивую связь между промышленным левобережьем и административным правобережьем. Обслуживали его тоже затонцы.

Понтонный мост через Обь, 1940-е гг. (архив Новосибирска)

Рядом работал деревообрабатывающий комбинат №2 ("Вторая перевалка"), где работали зэки, которые в том числе выпускали и мебель: кухонные гарнитуры, шкафы для книг. Возможно, они ещё и служат у кого-то на даче.

Старики ещё помнят и причал «Лесоперевалочный комбинат», куда приходил паром с правобережного Чернышевского спуска, а также речные трамвайчики. Здесь же были конечная автобуса № 1 (был в 1960-х такой длинный 17-километровый маршрут «Вокзал-Лесоперевалка»), а потом уже № 35 (с пл. Маркса).

Теперь главная достопримечательность улицы Яринская — современный аквапарк с бассейнами и горками, самый большой в азиатской части страны, одно из любимых зимних мест отдыха новосибирцев.

Основным предприятием Затона была РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) речного флота. В 1924 году на берегу Никольского озера построили новые мастерские, соединили его с протокой, углубили и в образовавшемся ковше в 1931-м начинает биться сердце Затона — судоремонтный завод Народного комиссариата речфлота.

Схема Затона, 1933 г. (автор директор школы № 69 Пятак)

Одними из первых в стране работники нашего судоремонтного завода освоили сварку стальных судов и спустили на воду несколько наливных однотрюмных бензовозов (лихтеров) грузоподъемностью 500 тонн. Это ещё в 1932 году. Народный комиссариат водного транспорта поручает сибирякам новое задание – пробное изготовление мелкосидящего буксирного катера. И в 1936 году с новосибирских стапелей вышли первые газоходы. И сразу встали в строй.

Газогенераторный буксир (журнал «Техника – молодёжи», 1982 г.)

Также на заводе собирали речные трамваи из готовых секций и агрегатов, привозимых с Украины. С началом Великой Отечественной войны завод переключают на выполнение заказов завода № 153 (им. Чкалова). Но в сентябре 1941-го было принято решение переключить ряд предприятий НКРФ на строительство кораблей для ВМФ и передать их в состав комиссариата судостроительной промышленности. В их числе и Новосибирский судоремонтный завод.

На заводе выпускают 100-миллиметровые минометы, мины М-50, изготавливают для них тару. Сюда был эвакуирован Киевский судостроительный-судоремонтный завод им. Сталина НКРФ, краснофлотцы и специалисты из других городов. Жили эвакуированные в рабочем в посёлке, а руководство разместили на ул. Фабричной, в Доме грузчиков и в деревне Бугры.

Вместе с затонцами они построили несколько бронекатеров типа 1124 — их ещё называли «речными танками». На первых катерах ставили ещё довоенные тесные башни Т-34 типа «пирожок», после перешли на вооружение шестигранными «гайками». Согласно широкому исследованию М. А. Захарченко, в плане постройки 1941 года, согласно решению ГКО № 473сс от 13 августа 1941 года стояло 8 катеров. Но катастрофически не хватало рабочих рук, металла, гребных винтов и т.д. В годы войны со стапелей сошли три катера (БК-20, 47, 48) и были отправлены на Дальний Восток, в Амурскую речную флотилию, и все они принимали участие в Маньчжурской наступательной операции, а ещё три (БК-67, 344, 346) уже после, в 1945-1946-м, и ушли на Днепр и Дунай, а 344 были переданы ВМС Болгарии. Эта история  ещё ждёт своего развития.

Бронекатер 1124 (zhurnal.lib.ru)

В 1950-м на РЭБ был построен большой слип — это такое наклонное подъёмное оборудование для капитального ремонта судов. С 1952-го завод серийно выпускает малотоннажные суда, теплоходы типа «Москва», плавучие краны, баржи. За 40 лет на Новосибирской РЭБ было построено 317 единиц речного флота.

Слип Новосибирской РЭБ. (музей морфлота. КП-260/5609)

 Всю свою историю РЭБ выполнял комплекс работ по ремонту и отдыху флота Западно-Сибирского пароходства. Вот эти огромный плавучие ДОКи их и принимали.

Строительство теплохода типа «Москва» на НСС,. 1974 г. (fleetphoto.ru)

Судостроительный завод соединялся с жилым посёлком пешеходным мостиком из понтонов, памятный затонским также пунктом милицейской дружины.

Один из первых жилых домов рабочего посёлка Госпароходства был построен для врачей местной больницы и был даже элитным: туалеты здесь были не на улице, прямо в доме. Сейчас дом расселён, но, если заглянуть внутрь, можно увидеть его особенность. В конце 1920-х даже при строительстве кирпичных зданий для перегородок широко применялся "камышебетон". Дёшево и сердито.

Стены из камышебетона на Портовой. 4. (nsk-kraeved.ru)

В начале 1950-х завод построил насколько десятков двухэтажных деревянных домов, правда, тоже без удобств. Там живут и сегодня.

Пароход «Степан Разин» в Яренской протоке, 1957 г. (колл. О. Крицкой)

В середине 1970-х годов РЭБ стал называться Новосибирским Судоремонтно-Судостроительным заводом. Над воротами были прикреплены четыре большие буквы: НССЗ, которые затонские расшифровали как «Новосибирский Совершенно Секретный Завод».

Есть легенда, что ЦРУ послало сюда агента, узнать, что же этот завод выпускает. Но добраться на секретный завод шпион не сумел – без привычки он не смог втиснуться в переполненный 16 автобус, а дожидаясь следующего проголодался, купил на остановке русский беляш и всё – умер.

Всё эти десятилетия река Обь работала, работала и вдруг стала не нужна. Ведь ещё недавно каждый ноябрь вся протока и ковш завода набивались судами, которые вставали для зимовки и мелкого ремонта. На космоснимке 2000 года хорошо видно, что плотность зимующих судов ещё очень высока.

Затон, март 2000 г. (earth.google.com)

Но грузооборот упал, материально-техническая база всё жиже, судов всё меньше. Остатки былого большого флота ушли в Томск и далее. Оставшиеся корпуса судов с т.н. «кладбища кораблей» разрезаны на металлолом.

Кладбище кораблей, 2000-е гг. (dzen.ru)

В 2016 году завод ликвидирован, суда из его ковша исчезли. За ним такая же печальная участь постигла и Западно-Сибирское пароходство, основанное ещё в 1898 году как «товарищество на паях». Готовится и сам Затон, на левом берегу Оби будет построен большой высотный район, с Затонской магистралью и выходом на Ельцовский мост. Для него сносится большая часть жилого и промышленного фонда. Для затонцев, имеющих удивительную местечковую сплоченность, живших одной рекой и одним флотом, это очень больно.

Праздник в Затоне, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Но частица судостроения ещё работает. На улице Заобской, в «Новом Затоне» находится техучасток Новосибирского бассейнового управления, следящий за эксплуатацией Оби как транспортного пути. Были планы создания поблизости и речного порта.

Земснаряд Обский – 5, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Речники Затона, 1970-е гг. (tayga.info)

Чтобы найти это важное предприятие, нужно пройти через т.н. «Колыму», длинный частный сектор улиц с речными названиями Портовая, Капитанская, Штурвальнаякогда-то называвшаяся Буркова грива, по имени одного от первых поселенцев. Лет десять назад я побывал на этом участке, сегодня называемом ремонтно-отстойным пунктом, и успел сфотографировать мощный чешский земснаряд, тот самый, которому в 1984 году удалось вырвать со дна реки наш «сибирский Титаник» – пароход «Совнарком», трагически затонувший в 1921 году и унесший жизни около 300 человек.

Земснаряд № 101, 2016 г. (фото К. Голодяева)

В Затоне всегда существовали «свои», особенные праздники. И это не только открытие навигации, когда весь посёлок гулял до утра, но и чуть ранее ледоход, уже подзабытый, к которому заранее готовились. В прежние времена, чтобы освободить суда из ледяного плена вокруг их корпусов лёд вырубали вручную, но с 1950-х его стали подрывать. «Мальчишки, заслышав взрывы, убегали с занятий и с восторгом наблюдали с берега за тем, как глыбы льда поднимались бугром с глухим звуком и рассыпались на мириады мелких ледяных бриллиантов. Когда взрывали, на берегу стояли рабочие и милиционеры, которые никого не пускали на лед. Но когда взрывы заканчивались и оцепление уходило, толпа с ведрами и мешками устремлялась на лед. В водяных расщелинах плавала кверху брюхом оглушенная рыба. Люди жадно выхватывали рыбу красными от ледяной воды руками. Предусмотрительные запасались сачками и их улов был существенно больше»[vi].

А вскоре начинался зрелищный День ледохода, когда все население Новосибирска высыпало на берег. Герман Бурков вспоминал: «Река несла горы льда, на отдельных льдинах можно было увидеть собак, иногда находились и смельчаки, катавшиеся на льдинах. Несколько лет подряд из города вывозили на лед мусор, и эта живописная огромная свалка тоже плыла вниз по течению»[vii]

Вся территория Затона находится в зоне подтопления. Береговой гребень невысок, и наводнения случались чуть ли не ежегодно, и даже по два раза: в апреле – начале мая, когда таял снег здесь, и через месяц, когда таяли снега и ледники на Алтае. Особенно в 1947, 1957, 1966 и 1969 годах.

Бывало, что побережные домики уходили в воду чуть ли не под печные трубы. В те времена вместо автомобилей во всех домах были лодки, и каждый день потопа жители Затона становились гондольерами — на работу, в магазин – всё на лодке. Ну, а мальчишкам особенное счастье – сооружать небольшие плоты и отталкиваться шестом. Я тоже застал такие плавания, в котлованах тогдашних городских новостроек. Главное, не упасть и не вымокнуть. Тогда сразу домой.

Наводнения в Затоне, 1960-е гг. (nsk-kraeved.ru, «Сибирь на экране»)

И никаких каникул – всё работало: школа, завод, магазин, куда свежие продукты доставлялись на моторных лодках. Приходили на помощь и военные — общественным и спасательным транспортом становились амфибии.

Другим бичом Затона, а тем более Левоперевалки, были пожары — от неисправной печи, электропроводки до детских поджогов пуха. Всё ж кругом деревянное. На пожар сбегались соседи и дружно помогали пожарным его тушить, пока дальше не разнесло. И близлежащие дома поливали, конечно — от жара.

Пожарная техника на берегу Яренской протоки (nsk-kraeved.ru)

Старейшим учреждением культуры посёлка является его клуб, созданный ещё в 1921 году. Уже тогда при этом учреждении культпросвета существовал театр, а весной 1922-го местный профсоюз («Учкультвод») в рабочем клубе водников им. Энгельса ставит спектакль "Любовь и предрассудок". Через несколько лет здание расширили. Многое помнят эти старые стены: первая читальня в 2000 книг, школа по ликвидации неграмотности, кружок политграмоты, различные собрания, переписка с Максимом Горьким и поддержка троцкистов, показательные покаяния и концерты, кино по субботам и танцплощадка на улице.

Клуб, 1950-е гг. (арх. Клуба Затона)

Местные говорят, что парням, которые вдруг приезжали на танцы в Затон сразу давали дельный совет: если после танцев посмотреть в небо над Затоном, на звёзды, то из носа перестанет капать кровь. Говорят, что и милиции-то здесь не было, и что жили затонские по своим законам: «Где начинается Затон, там кончается закон». Утверждать не буду (жил на саду Кирова), но знаю, что таксисты ехать сюда вечером отказывались.

На плане расстановки судов в зиму 1923-24 годов мы видим пожарную вышку (№ 18), амбулаторию (19), баню (8), клуб и школу (10). В здании клуба размещалась самая первая детская школа, осенью 1922 года там обучалось 60 ребятишек.

План расстановки каравана судов в Яренском затоне в зиму 1923-24 гг.[viii]

Летом 1928 года Затон стал местом больших спортивных состязаний. В Новосибирске проходила Сибирская краевая спартакиада. И состязания по плаванию проводились в протоке Яренского затона. Было побито много рекордов в разных стилях, а «лучшим пловцом Сибирского края» была признана 19-летняя секретарь комсомольской ячейки фабрики «Автомат» (ныне «СИНАР») Грачева, которая подряд, «почти не отдохнув» установила два рекорда: в плавании на 100 метров и на 1000. Ну, бывает, но самое поразительное, что «техники у нее нет. Плавает “саженками”. Совершенно незнакома со стилями. <…> Между прочим, она опоздала на испытание, так как жила в доме отдыха. Её пришлось пустить в соревнование дополнительно»[ix]. Вот как надо, а то всё про Париж и Сену.

В 1930-м начальная школа находилась уже по адресу 1-ая Портовая, 2 на 1-ом этаже деревянного дома. И занимала только две комнаты. 2-й этаж был отдан под заводоуправление и важную! пожарную команду.

Учащиеся Затонской школы, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

Школа росла, стала семилетней, а в 1955-м выпустила первых десятиклассников. Ходили в неё и ребята из немецкого спецпосёлка, на месте которого сейчас также уже выстроен ЖК со странным названием «На Шоссейной». Школа № 69 занимала уже несколько зданий по соседству, а нынешнее трёхэтажное было построено в 1978 и находится в середине микрорайона.

Затонская школа №м 69. День знаний, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

На этом школьном стадионе занималась заводская хоккейная команда «Водник», а мальчишки глазели на игры с лестницы на трубе ближайшей кочегарки. Здесь первые шаги на ледовую арену сделал выдающийся форвард клуба «Сибирь» — «Гена-Мотороллер». Так прозвали Геннадия Капкайкина, тоже уроженца Затона. Его свитер с №16 висит над ледовой площадкой стадиона, а затонские хоккеисты до сих пор часто побеждают во многих турнирах.

Геннадий Капкайкин, 1970-е (hcsibir.ru)

Рядом, на 2-й Портовой в декабре 1948-го открылось ещё одно учебное заведение при судостроительном заводе – школа фабрично-заводского обучения ФЗО-21 на 100 учащихся, позднее училище №3 Здесь обучали профессиям кочегара, матроса, шкипера, рулевого, судосборщиков и т.д.

ФЗО-21, 1960-е гг. (арх. Речного колледжа)

Выпускников с нетерпением ждали на заводе и в Западно-Сибирском пароходстве. В 1974 году училище было удостоено 1–го места в соцсоревновании по РСФСР, и ему было вручено переходящее Красное Знамя Совета министров республики. Сегодня это Новосибирский речной колледж. 10 лет строили это здание, и наконец, 1 сентября 1975 года студенты начали занятия в современном корпусе. Здесь тоже есть интересная музейная комната.

Также преподаватели и ребята из речного колледжа спасли часть памятника погибшим речникам, который находился на территории завода, но когда началось строительство жилья, его снесли вместе с цехами.

Детали демонтированного памятника погибшим речникам, 2015 г.

(арх. Речного колледжа)

Есть чем гордиться рабочему речному району. Память о нём хранят ветераны, берегут музеи. Но высотное строительство не остановить, но при всей неотвратимости сноса старого Затона, думается, что авторам планировки нового микрорайона необходимо обязательно предусмотреть создание там мемориала и музея речной славы города и тех людей, что работали на месте возводимых ими жилых комплексов.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала жителю Затона, историку Павлу Игоревичу Романову и инспектору Центра ГИМС ГУ МЧС России по Новосибирской области Михаилу Алексеевичу Захарченко.

 

Литература:

Больница в Затоне [Электронный ресурс] // Новосибирск в фотозагадках. URL: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=9178#p128585 (дата обращения 13.11.2023)

Бухарин В. Бронекатера в Новосибирске // журнал «Катера и Яхты» 2005. № 4. С. 126-127

Газета «Советская Сибирь». 1922,1924, 1928, 2020 гг.

Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-4, Р-1119, Р-1975

Государственный архив Томской области. Ф. 134 

История Новосибирского речного колледжа [Электронный ресурс] // Новосибирский речной колледж URL: https://nrk-nsk.ru/sveden/common/istoriya-novosibirskogo-rechnogo-kolled... (дата обращения 18.01.2024)

История НРЭБ флота [Электронный ресурс] // Клуб Затона. URL: https://zaton.club/istoriya-nreb-flota/ (дата обращения 03.06.2020)

Романов П. К вопросу об обустройстве Яренского затона г. Новосибирска [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/k-voprosu-ob-obustroystve-yarenskogo-zatona-g... (дата обращения 22.10.2023)

Российский государственный архив экономики. Ф. 8899

Ульмер В. История автобусного маршрута № 16. Взгляд в прошлое [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/istoriya-avtobusnogo-marshruta-no-16-vzglyad-... (дата обращения 22.10.2023)

 

Научный сотрудник Музея Новосибирска

Константин Голодяев

 


[i] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 198. Л. 9, 10

[ii] Сибирцев В.И. Ново-Николаевск // Сибирская Жизнь. 1902. № 232. 25 октября. С. 3

[iii] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 90. Л. 8–11

[iv] К шестилетию водников // Советская Сибирь. 1924. № 38. 15 февраля. С. 3

[v] ГАНО. Ф. Р-1721. Оп. 1. Д. 124. Л. 12

[vi] Хрипков Н.И. Детство на Оби. [Электронный ресурс] // Мастерская писателей. URL: https://writercenter.ru/library/proza/rasskaz/detstvo-na-obi1/368967.html (дата обращения 17.01.2024)

[viii] ГАНО. Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 65а. Л. 68

[ix] Два рекорда Грачёвой // Советская Сибирь. 1928. № 178. 02 августа. С. 5.

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image