Художник Сибири

15 октября исполнилось 110 лет со дня рождения (1905–1993) народного художника России Ивана Васильевича Титкова, заслуженного деятеля искусств, участника Великой Отечественной войны.

Быть «художником Сибири» почетно и необычно сложно. Сибирь не придумаешь, ее нельзя воспеть понаслышке. Сибирь требует к себе особой любви – преданной, бескорыстной и мужественной. Только свои километры по тундре, горам и тайге, только собственные встречи с ее нелегкой и сложной судьбой дают право говорить о ней подлинно и убедительно. Таким по-настоящему сибирским мастером является заслуженный деятель искусств, народный художник РСФСР Иван Васильевич Титков. «Патриарх сибирской культуры, он во многом отражает лицо изобразительного искусства Сибири и задает тон его направленности на воплощение принципов народности в искусстве», – так написал в отзыве о выставке Иван Васильевича по случаю его 80-летия и 60-летия творческой деятельности Е. П. Маточкин – искусствовед, член художественного совета Дома ученых СО АН СССР.

В 2005 г. Ивану Васильевичу исполнилось бы 100 лет.

Он родился 15 октября 1905 г. в Камне-на-Оби, в семье крестьянина.

Свой творческий путь Иван Васильевич начинал как художник-исследователь. В этом направлял его известный ученый-этнограф, энциклопедист, член-корреспондент Императорской Академии наук М. А. Круковский, основавший в Камне-на-Оби краеведческий музей. В 1924 г. юный рисовальщик отправляется в свою первую научную экспедицию по Горному Алтаю. Эта и последующие экспедиции помогли молодому, начинающему художнику рано осознать ценность древнего художественного наследия Сибири, своеобразие самобытных культур ее народов и смело двигаться навстречу им в своем творчестве. Его рисунок алтайского шамана 20-х годов, более поздние темперы «Поет богатырь Альеп-Манаш» и «Сказание о Хакасии» – подлинные жемчужины.

Значительную роль для развития мастерства Титкова сыграла учеба в 1926–1929 гг. в Омском художественно-промышленном техникуме имени М. Врубеля. Его трудовая биография интересна еще и тем, что, например в 1929 г. он работал учителем рисования и физкультуры в Камне-на-Оби. В этом же 1929 г. его назначают уполномоченным по коллективизации в Крутихинском районе Каменского округа. В 1931 г. его вновь направляют на работу в народное образование. Он на протяжении двух лет – директор одной из школ.

С 1932 по 1935 гг. Иван Васильевич руководит Домом культуры, ведет активную общественную деятельность. В 1934 г. он был приглашен в Москву для доклада у Надежды Константиновны Крупской «О массово-политической работе в селах Алтая». Эту встречу Иван Васильевич помнил всю жизнь. В 1935 г. он организовал первую народную изостудию на Алтае, руководил которой вплоть до переезда в Новосибирск.

В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества. Быстрорастущий молодой город влек к себе творческие натуры. Разнообразие окружающей жизни оказывало благотворное влияние на творчество. Этот период художник активно занимался живописью, графикой. Основные темы – трудовая деятельность народа, природа Сибири, иллюстрации к народному эпосу Алтая.

В становлении художественной индивидуальности Титкова большую роль сыграли его учителя, мастера кисти и рисунка К. М. Чукалов, Ю. К. Куртуков, а также повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде. Появилось много интересных задумок.

Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война.

24 июня писатели и художники Новосибирска выступили с предложением «Перо, кисть приравнять к штыку». Иван Васильевич ушел добровольцем на фронт. Был разведчиком, заместителем секретаря партийного бюро артбригады 1941–1945 гг. За пять долгих военных лет художник создал около трех тысяч произведений живописи, станковой графики и фронтового документального рисунка на темы Великой Отечественной войны. Все они воскрешают атмосферу героических страниц истории нашей страны. Главная тема в портретных рисунках однополчан, разведчиков-артиллеристов – это концентрация духа, мобилизация всех сил во имя Победы.

Живые впечатления воплотились в зрелые и законченные образы советских солдат; здоровое, оптимистическое начало, столь свойственное натуре художника, составляет их основной лейтмотив.

За ратный труд на фронтах разведчик-артиллерист Титков награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

Тема Великой Отечественной продолжалась в творчестве художника и спустя десятилетия после ее окончания. Важнейшие его работы: «Опаленные (Курская битва)», 1975; «Через Брянские леса»; «В штурме Кенигсберга» – серия фронтовых рисунков о разведчиках, портреты героев; «У незнакомого поселка на Безымянной высоте» – фронтовые рисунки, наброски 1941–1945 гг.; «Прощание» (в Новосибирске), 1941; «На КП (Западный фронт)», 1942; «Военврач», 1942; «Вечер на передовой», 1943; «На Бородинском поле», 1942; «Дети» (Смоленская область), 1943; «Беспризорник», 1943; «Осиротела», 1942; «В немецкой неволе»; «У Копинбурга», 1945; «Кончили войну, теперь за пахоту», 1945 и др.

Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны.

Было бы прекрасно в год 100-летнего юбилея художника и в связи с 60-летием Победы выставить его картины военной тематики. Конечно, не все произведения Титкова равноценны по своим художественным достоинствам, но все они сильны своим неравнодушием к жизни, острым чувством времени, близостью народному миропониманию.

Около 15 лет Иван Васильевич был председателем Новосибирского отделения Союза художников, членом Центральной ревизионной комиссии, членом правления Союза художников СССР. Неоднократно избирался депутатом городского и областного Советов. Участвовал своими работами в зональных, республиканских и Всесоюзных выставках. Иван Васильевич устраивал несколько десятков персональных выставок, в т. ч. в Чехословакии в 1967 г., в Новосибирске в 1987 г. Его картины украшают стены аудиторий МГУ и ЦДСА, выставочных залов картинных галерей страны. Именно он был инициатором создания районных картинных галерей в сельской местности. Переданные Титковым безвозмездно картины становились началом создания картинных галерей нашей области – в Краснозерском, Сузунском и других районах, на дизельэлектроходе «Обь» и т. д.

Для духовного постижения Сибири мастер находил каждый раз поэтические сравнения, символы, метафоры. Его работы «Река Обь», «Вилюй», «Сибирская тайга», «Кряжи Западных Саян», «Кулунда», «Бараба», «Озеро Байкал», «Речка Каракан», «Весна на целине» – гимн природе, который звучит в унисон с пафосом дел человеческих: «Строительство Красноярской ГЭС», «Домны Новокузнецка», «Крепость Заполярья», «Нефтеразведка» и др.

Все эти работы отличает впечатляющая правдивость, острое чувство времени. Творческое наследие Ивана Васильевича Титкова, живописца, члена Союза художников РСФСР, заслуженного деятеля искусств, народного художника РСФСР – необычайно представительно и разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Оно объединяет живопись, акварели, темперу, гуашь; рисунок, политический плакат, пейзажи и натюрморты, иллюстрации к фронтовым газетам. За творческую и общественную деятельность он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. В 80-е годы Иван Васильевич передал в Государственный архив Новосибирской области личный фонд. В нем документы (переписка, личные биографические, творческие материалы художника – около 50 рисунков). Позже, в 90-е годы Иван Васильевич подготовил к передаче на архивное хранение еще ряд документов.

В 1993 г. Иван Васильевича не стало, но остались его картины.

В 2000 г. Титков Иван Васильевич признан «Гражданином XX века Новосибирской области».

Л. С. Пащенко

Литература и документальные источники

ТИТКОВ И. В. Каталог выставки произведений народного художника РСФСР Титкова Ивана Васильевича, посвященной 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой и общественной деятельности / Предисл. М. Клименко. – Новосибирск, 1981. – 15 с. : ил.

ТИТКОВ И. В. Моя Сибирь : [Альбом-книга]. – М. : Изобраз. искусство, 1973. – 111 с. : ил.

ТИТКОВ И. Этого забыть нельзя // Сов. Сибирь. – 1991. – 2 янв. – С. 5 : ил.

ТИТКОВ И. Люблю людей труда // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 окт. – С. 2.

ТИТКОВ И. Встать всем миром // Художник. – 1986. – № 12. – С. 11 : ил.

ТИТКОВ И. За Родину! // Сов. Сибирь. 1984. – 26 дек. – С. 3 : ил.

КОПТЕЛОВ А. Всегда в строю // Наши земляки: Очерки о передовых людях Новосибирска. – Новосибирск, 1951. – С. 225–237.

ВАРАКИН А. Воин-художник // Сибиряки-гвардейцы. – Новосибирск, 1942. – С. 125–130 : ил.

ТОКАРЕВ В. ...И дыхание эпохи // Сов.Сибирь. – 1992. – 5 дек. – С. 3 : портр. О персональной выставке художника.

КЛИМЕНКО М. Верность правде // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 июня. – С. 4 : ил.

МАТОЧКИН Е. Сибирью призванный // Сов. Сибирь. – 1986. – 15 мая. – С. 3.

БОРТНИКОВА Т. Воспел Сибирь // Правда. – 1985. – 17 дек. – С. 6.

КЛИМЕНКО М. Звучание палитры : К 80-летию нар. худож. РСФСР И. В. Титкова // Веч. Новосибирск. – 1985. – 15 окт. – С. 3 : портр.

СМЕРДОВ А. «Хоть этот срок негадан и непрошен...» : [Стихи, посвящ. И. В. Титкову] // Смердов А. Избранное. – М., 1986. – С. 193.

ИЛЬИНА К. С. Титков Иван Васильевич // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 870.

НОВОНИКОЛАЕВСК – Новосибирск. 100 лет : События. Люди. – Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 472 с. : ил., портр. См. с. 315–316.

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год, с.101-103

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image