Слава речному флоту

Река Обь, 1980-е гг. (колл. А. Волока)

Когда-то река Обь была половинкой транспортного перекрестка Новосибирска, его неотъемлемой частью. Река же работала гораздо раньше, чем железнодорожная магистраль.

Сегодня нам и немыслимо, что ещё менее ста лет назад левый берег был отделён от правого большим островом. У него прослеживается несколько названий: Никольский, Чаячий (от слова «чайка»), Яренский.

 Фрагмент плана Ново-Николаевска 1915 года[i].

Пишут, что 200 лет назад некий плотник Яренский, предок известного колыванского купца Созонта Михайловича Яренского, в этом месте промышлял постройкой мелких судов. Его именем и стали называть остров. На нём же отгуливали скот крестьяне соседнего села Кривощёково.

Здесь находится и родина сегодняшнего Затона. Путевые домики речников существовали на этом острове ещё в конце XIX века. Затон ниже села Кривощёково упоминается и в путевом журнале парохода «Томь» навигации 1897 года, а в октябре 1902-го пароходы «Волшебник» и «Сибиряк», принадлежащие купчихе Евдокии Мельниковой, не успели уйти до рекостава «застряли в Ново-Николаевске и остановились здесь на зимовку, за Яренским островом, против самого поселка. Здесь никогда не зимовали пароходы и это у нас является новинкой»[ii].

Пароход «Волшебник», 1910 гг. (fleetphoto.ru).

Потом зимовки стали регулярными, известно, что здесь отстаивались суда фирмы «Братья Нобель»: «Зырянин», «Ласточка», с наливными баржами «Роксана», «Рогнедал», «Ростислав», а также городские пароходы «Ново-Николаевск», «Остяк», на берегу появились первые мастерские.  Речники жили вокруг зимующих судов в землянках.

Томские власти считали, что «в г. Ново-Николаевске совсем нет необходимости устраивать затон и пристань»[iii], но городской голова В. И. Жернаков настаивал, и в 1913-м нашей думой было принято окончательное решение об устройстве затона именно за о. Яренским (рассматривалась также и река Иня). Строится дамба и рабочий поселок. Уже в зиму 1917 года Затон «стал тесен», ставится вопрос о его расширении. 

Новое время пришло в Затон уже при советской власти, и пришло революционно. В феврале 1918-го флот был национализирован и передан «в бурлацкие твердые руки транспортных рабочих»[iv], в 1920-м Затон просто снесло большим наводнением.  Уровень воды в Оби поднялся более чем на метр, втрое больше нормы, 15 судов были сорваны с рейда и разбросаны по берегам, «были разрушены и 38 из 40 существовавших в затоне построек»[v].

С началом строительства промышленной зоны левобережья, «приказал жить» и сам Яренский остров, его верхняя (южная) протока в 1930-м была засыпана, и он стал полуостровом, от названия которого всё-таки осталась улица — Яринская.

Фрагмент плана Новосибирска 1932 года (краеведческий музей ОФ-16745).

Сегодня на бывшем острове расположена часть Лесоперевалки и въезд на Димитровский мост. А все военные годы и ещё десяток лет после здесь проходил первый автомобильный мост через Обь, собранный из ста понтонов и позволивший создать устойчивую связь между промышленным левобережьем и административным правобережьем. Обслуживали его тоже затонцы.

Понтонный мост через Обь, 1940-е гг. (архив Новосибирска)

Рядом работал деревообрабатывающий комбинат №2 ("Вторая перевалка"), где работали зэки, которые в том числе выпускали и мебель: кухонные гарнитуры, шкафы для книг. Возможно, они ещё и служат у кого-то на даче.

Старики ещё помнят и причал «Лесоперевалочный комбинат», куда приходил паром с правобережного Чернышевского спуска, а также речные трамвайчики. Здесь же были конечная автобуса № 1 (был в 1960-х такой длинный 17-километровый маршрут «Вокзал-Лесоперевалка»), а потом уже № 35 (с пл. Маркса).

Теперь главная достопримечательность улицы Яринская — современный аквапарк с бассейнами и горками, самый большой в азиатской части страны, одно из любимых зимних мест отдыха новосибирцев.

Основным предприятием Затона была РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) речного флота. В 1924 году на берегу Никольского озера построили новые мастерские, соединили его с протокой, углубили и в образовавшемся ковше в 1931-м начинает биться сердце Затона — судоремонтный завод Народного комиссариата речфлота.

Схема Затона, 1933 г. (автор директор школы № 69 Пятак)

Одними из первых в стране работники нашего судоремонтного завода освоили сварку стальных судов и спустили на воду несколько наливных однотрюмных бензовозов (лихтеров) грузоподъемностью 500 тонн. Это ещё в 1932 году. Народный комиссариат водного транспорта поручает сибирякам новое задание – пробное изготовление мелкосидящего буксирного катера. И в 1936 году с новосибирских стапелей вышли первые газоходы. И сразу встали в строй.

Газогенераторный буксир (журнал «Техника – молодёжи», 1982 г.)

Также на заводе собирали речные трамваи из готовых секций и агрегатов, привозимых с Украины. С началом Великой Отечественной войны завод переключают на выполнение заказов завода № 153 (им. Чкалова). Но в сентябре 1941-го было принято решение переключить ряд предприятий НКРФ на строительство кораблей для ВМФ и передать их в состав комиссариата судостроительной промышленности. В их числе и Новосибирский судоремонтный завод.

На заводе выпускают 100-миллиметровые минометы, мины М-50, изготавливают для них тару. Сюда был эвакуирован Киевский судостроительный-судоремонтный завод им. Сталина НКРФ, краснофлотцы и специалисты из других городов. Жили эвакуированные в рабочем в посёлке, а руководство разместили на ул. Фабричной, в Доме грузчиков и в деревне Бугры.

Вместе с затонцами они построили несколько бронекатеров типа 1124 — их ещё называли «речными танками». На первых катерах ставили ещё довоенные тесные башни Т-34 типа «пирожок», после перешли на вооружение шестигранными «гайками». Согласно широкому исследованию М. А. Захарченко, в плане постройки 1941 года, согласно решению ГКО № 473сс от 13 августа 1941 года стояло 8 катеров. Но катастрофически не хватало рабочих рук, металла, гребных винтов и т.д. В годы войны со стапелей сошли три катера (БК-20, 47, 48) и были отправлены на Дальний Восток, в Амурскую речную флотилию, и все они принимали участие в Маньчжурской наступательной операции, а ещё три (БК-67, 344, 346) уже после, в 1945-1946-м, и ушли на Днепр и Дунай, а 344 были переданы ВМС Болгарии. Эта история ещё ждёт своего развития.

Бронекатер 1124 (zhurnal.lib.ru)

В 1950-м на РЭБ был построен большой слип — это такое наклонное подъёмное оборудование для капитального ремонта судов. С 1952-го завод серийно выпускает малотоннажные суда, теплоходы типа «Москва», плавучие краны, баржи. За 40 лет на Новосибирской РЭБ было построено 317 единиц речного флота.

Слип Новосибирской РЭБ. (музей морфлота. КП-260/5609)

 Всю свою историю РЭБ выполнял комплекс работ по ремонту и отдыху флота Западно-Сибирского пароходства. Вот эти огромный плавучие ДОКи их и принимали.

Строительство теплохода типа «Москва» на НСС,. 1974 г. (fleetphoto.ru)

Судостроительный завод соединялся с жилым посёлком пешеходным мостиком из понтонов, памятный затонским также пунктом милицейской дружины.

Один из первых жилых домов рабочего посёлка Госпароходства был построен для врачей местной больницы и был даже элитным: туалеты здесь были не на улице, прямо в доме. Сейчас дом расселён, но, если заглянуть внутрь, можно увидеть его особенность. В конце 1920-х даже при строительстве кирпичных зданий для перегородок широко применялся "камышебетон". Дёшево и сердито.

Стены из камышебетона на Портовой. 4. (nsk-kraeved.ru)

В начале 1950-х завод построил насколько десятков двухэтажных деревянных домов, правда, тоже без удобств. Там живут и сегодня.

Пароход «Степан Разин» в Яренской протоке, 1957 г. (колл. О. Крицкой)

В середине 1970-х годов РЭБ стал называться Новосибирским Судоремонтно-Судостроительным заводом. Над воротами были прикреплены четыре большие буквы: НССЗ, которые затонские расшифровали как «Новосибирский Совершенно Секретный Завод».

Есть легенда, что ЦРУ послало сюда агента, узнать, что же этот завод выпускает. Но добраться на секретный завод шпион не сумел – без привычки он не смог втиснуться в переполненный 16 автобус, а дожидаясь следующего проголодался, купил на остановке русский беляш и всё – умер.

Всё эти десятилетия река Обь работала, работала и вдруг стала не нужна. Ведь ещё недавно каждый ноябрь вся протока и ковш завода набивались судами, которые вставали для зимовки и мелкого ремонта. На космоснимке 2000 года хорошо видно, что плотность зимующих судов ещё очень высока.

Затон, март 2000 г. (earth.google.com)

Но грузооборот упал, материально-техническая база всё жиже, судов всё меньше. Остатки былого большого флота ушли в Томск и далее. Оставшиеся корпуса судов с т.н. «кладбища кораблей» разрезаны на металлолом.

Кладбище кораблей, 2000-е гг. (dzen.ru)

В 2016 году завод ликвидирован, суда из его ковша исчезли. За ним такая же печальная участь постигла и Западно-Сибирское пароходство, основанное ещё в 1898 году как «товарищество на паях». Готовится и сам Затон, на левом берегу Оби будет построен большой высотный район, с Затонской магистралью и выходом на Ельцовский мост. Для него сносится большая часть жилого и промышленного фонда. Для затонцев, имеющих удивительную местечковую сплоченность, живших одной рекой и одним флотом, это очень больно.

Праздник в Затоне, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Но частица судостроения ещё работает. На улице Заобской, в «Новом Затоне» находится техучасток Новосибирского бассейнового управления, следящий за эксплуатацией Оби как транспортного пути. Были планы создания поблизости и речного порта.

Земснаряд Обский – 5, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Речники Затона, 1970-е гг. (tayga.info)

Чтобы найти это важное предприятие, нужно пройти через т.н. «Колыму», длинный частный сектор улиц с речными названиями Портовая, Капитанская, Штурвальная, когда-то называвшаяся Буркова грива, по имени одного от первых поселенцев. Лет десять назад я побывал на этом участке, сегодня называемом ремонтно-отстойным пунктом, и успел сфотографировать мощный чешский земснаряд, тот самый, которому в 1984 году удалось вырвать со дна реки наш «сибирский Титаник» – пароход «Совнарком», трагически затонувший в 1921 году и унесший жизни около 300 человек.

Земснаряд № 101, 2016 г. (фото К. Голодяева)

В Затоне всегда существовали «свои», особенные праздники. И это не только открытие навигации, когда весь посёлок гулял до утра, но и чуть ранее ледоход, уже подзабытый, к которому заранее готовились. В прежние времена, чтобы освободить суда из ледяного плена вокруг их корпусов лёд вырубали вручную, но с 1950-х его стали подрывать. «Мальчишки, заслышав взрывы, убегали с занятий и с восторгом наблюдали с берега за тем, как глыбы льда поднимались бугром с глухим звуком и рассыпались на мириады мелких ледяных бриллиантов. Когда взрывали, на берегу стояли рабочие и милиционеры, которые никого не пускали на лед. Но когда взрывы заканчивались и оцепление уходило, толпа с ведрами и мешками устремлялась на лед. В водяных расщелинах плавала кверху брюхом оглушенная рыба. Люди жадно выхватывали рыбу красными от ледяной воды руками. Предусмотрительные запасались сачками и их улов был существенно больше»[vi].

А вскоре начинался зрелищный День ледохода, когда все население Новосибирска высыпало на берег. Герман Бурков вспоминал: «Река несла горы льда, на отдельных льдинах можно было увидеть собак, иногда находились и смельчаки, катавшиеся на льдинах. Несколько лет подряд из города вывозили на лед мусор, и эта живописная огромная свалка тоже плыла вниз по течению»[vii]

Вся территория Затона находится в зоне подтопления. Береговой гребень невысок, и наводнения случались чуть ли не ежегодно, и даже по два раза: в апреле – начале мая, когда таял снег здесь, и через месяц, когда таяли снега и ледники на Алтае. Особенно в 1947, 1957, 1966 и 1969 годах.

Бывало, что побережные домики уходили в воду чуть ли не под печные трубы. В те времена вместо автомобилей во всех домах были лодки, и каждый день потопа жители Затона становились гондольерами — на работу, в магазин – всё на лодке. Ну, а мальчишкам особенное счастье – сооружать небольшие плоты и отталкиваться шестом. Я тоже застал такие плавания, в котлованах тогдашних городских новостроек. Главное, не упасть и не вымокнуть. Тогда сразу домой.

Наводнения в Затоне, 1960-е гг. (nsk-kraeved.ru, «Сибирь на экране»)

И никаких каникул – всё работало: школа, завод, магазин, куда свежие продукты доставлялись на моторных лодках. Приходили на помощь и военные — общественным и спасательным транспортом становились амфибии.

Другим бичом Затона, а тем более Левоперевалки, были пожары — от неисправной печи, электропроводки до детских поджогов пуха. Всё ж кругом деревянное. На пожар сбегались соседи и дружно помогали пожарным его тушить, пока дальше не разнесло. И близлежащие дома поливали, конечно — от жара.

Пожарная техника на берегу Яренской протоки (nsk-kraeved.ru)

Старейшим учреждением культуры посёлка является его клуб, созданный ещё в 1921 году. Уже тогда при этом учреждении культпросвета существовал театр, а весной 1922-го местный профсоюз («Учкультвод») в рабочем клубе водников им. Энгельса ставит спектакль "Любовь и предрассудок". Через несколько лет здание расширили. Многое помнят эти старые стены: первая читальня в 2000 книг, школа по ликвидации неграмотности, кружок политграмоты, различные собрания, переписка с Максимом Горьким и поддержка троцкистов, показательные покаяния и концерты, кино по субботам и танцплощадка на улице.

Клуб, 1950-е гг. (арх. Клуба Затона)

Местные говорят, что парням, которые вдруг приезжали на танцы в Затон сразу давали дельный совет: если после танцев посмотреть в небо над Затоном, на звёзды, то из носа перестанет капать кровь. Говорят, что и милиции-то здесь не было, и что жили затонские по своим законам: «Где начинается Затон, там кончается закон». Утверждать не буду (жил на саду Кирова), но знаю, что таксисты ехать сюда вечером отказывались.

На плане расстановки судов в зиму 1923-24 годов мы видим пожарную вышку (№ 18), амбулаторию (19), баню (8), клуб и школу (10). В здании клуба размещалась самая первая детская школа, осенью 1922 года там обучалось 60 ребятишек.

План расстановки каравана судов в Яренском затоне в зиму 1923-24 гг.[viii]

Летом 1928 года Затон стал местом больших спортивных состязаний. В Новосибирске проходила Сибирская краевая спартакиада. И состязания по плаванию проводились в протоке Яренского затона. Было побито много рекордов в разных стилях, а «лучшим пловцом Сибирского края» была признана 19-летняя секретарь комсомольской ячейки фабрики «Автомат» (ныне «СИНАР») Грачева, которая подряд, «почти не отдохнув» установила два рекорда: в плавании на 100 метров и на 1000. Ну, бывает, но самое поразительное, что «техники у нее нет. Плавает “саженками”. Совершенно незнакома со стилями. <…> Между прочим, она опоздала на испытание, так как жила в доме отдыха. Её пришлось пустить в соревнование дополнительно»[ix]. Вот как надо, а то всё про Париж и Сену.

В 1930-м начальная школа находилась уже по адресу 1-ая Портовая, 2 на 1-ом этаже деревянного дома. И занимала только две комнаты. 2-й этаж был отдан под заводоуправление и важную! пожарную команду.

Учащиеся Затонской школы, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

Школа росла, стала семилетней, а в 1955-м выпустила первых десятиклассников. Ходили в неё и ребята из немецкого спецпосёлка, что находился южнее РЭБ (по Шоссейным улицам). Школа № 69 занимала уже несколько зданий по соседству, а нынешнее трёхэтажное было построено в 1978 и находится в середине микрорайона.

Затонская школа №м 69. День знаний, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

На этом школьном стадионе занималась заводская хоккейная команда «Водник», а мальчишки глазели на игры с лестницы на трубе ближайшей кочегарки. Здесь первые шаги на ледовую арену сделал выдающийся форвард клуба «Сибирь» — «Гена-Мотороллер». Так прозвали Геннадия Капкайкина, тоже уроженца Затона. Его свитер с №16 висит над ледовой площадкой стадиона, а затонские хоккеисты до сих пор часто побеждают во многих турнирах.

Геннадий Капкайкин, 1970-е (hcsibir.ru)

Рядом, на 2-й Портовой в декабре 1948-го открылось ещё одно учебное заведение при судостроительном заводе – школа фабрично-заводского обучения ФЗО-21 на 100 учащихся, позднее училище №3 Здесь обучали профессиям кочегара, матроса, шкипера, рулевого, судосборщиков и т.д.

ФЗО-21, 1960-е гг. (арх. Речного колледжа)

Выпускников с нетерпением ждали на заводе и в Западно-Сибирском пароходстве. В 1974 году училище было удостоено 1–го места в соцсоревновании по РСФСР, и ему было вручено переходящее Красное Знамя Совета министров республики. Сегодня это Новосибирский речной колледж. 10 лет строили это здание, и наконец, 1 сентября 1975 года студенты начали занятия в современном корпусе. Здесь тоже есть интересная музейная комната.

Также преподаватели и ребята из речного колледжа спасли часть памятника погибшим речникам, который находился на территории завода, но когда началось строительство жилья, его снесли вместе с цехами.

Детали демонтированного памятника погибшим речникам, 2015 г.

(арх. Речного колледжа)

Есть чем гордиться рабочему речному району. Память о нём хранят ветераны, берегут музеи. Но высотное строительство не остановить, но при всей неотвратимости сноса старого Затона, думается, что авторам планировки нового микрорайона необходимо обязательно предусмотреть создание там мемориала и музея речной славы города и тех людей, что работали на месте возводимых ими жилых комплексов.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала жителю Затона, историку Павлу Игоревичу Романову и инспектору Центра ГИМС ГУ МЧС России по Новосибирской области Михаилу Алексеевичу Захарченко.

 

Литература:

Больница в Затоне [Электронный ресурс] // Новосибирск в фотозагадках. URL: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=9178#p128585 (дата обращения 13.11.2023)

Бухарин В. Бронекатера в Новосибирске // журнал «Катера и Яхты» 2005. № 4. С. 126-127

Газета «Советская Сибирь». 1922,1924, 1928, 2020 гг.

Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-4, Р-1119, Р-1975

Государственный архив Томской области. Ф. 134 

История Новосибирского речного колледжа [Электронный ресурс] // Новосибирский речной колледж URL: https://nrk-nsk.ru/sveden/common/istoriya-novosibirskogo-rechnogo-kolled... (дата обращения 18.01.2024)

История НРЭБ флота [Электронный ресурс] // Клуб Затона. URL: https://zaton.club/istoriya-nreb-flota/ (дата обращения 03.06.2020)

Романов П. К вопросу об обустройстве Яренского затона г. Новосибирска [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/k-voprosu-ob-obustroystve-yarenskogo-zatona-g... (дата обращения 22.10.2023)

Российский государственный архив экономики. Ф. 8899

Ульмер В. История автобусного маршрута № 16. Взгляд в прошлое [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/istoriya-avtobusnogo-marshruta-no-16-vzglyad-... (дата обращения 22.10.2023)

 

Научный сотрудник Музея Новосибирска

Константин Голодяев

 

[i] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 198. Л. 9, 10

[ii] Сибирцев В.И. Ново-Николаевск // Сибирская Жизнь. 1902. № 232. 25 октября. С. 3

[iii] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 90. Л. 8–11

[iv] К шестилетию водников // Советская Сибирь. 1924. № 38. 15 февраля. С. 3

[v] ГАНО. Ф. Р-1721. Оп. 1. Д. 124. Л. 12

[vi] Хрипков Н.И. Детство на Оби. [Электронный ресурс] // Мастерская писателей. URL: https://writercenter.ru/library/proza/rasskaz/detstvo-na-obi1/368967.html (дата обращения 17.01.2024)

[viii] ГАНО. Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 65а. Л. 68

[ix] Два рекорда Грачёвой // Советская Сибирь. 1928. № 178. 02 августа. С. 5.

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Местный
Конечно, нужен музей. За счёт налогоплательщиков. Чтобы туда, как и в другие подобные, ходило 1,5 человека в день

Опубликовано пользователем Виктор
Автор пытался собрать в кучу всё что нашёл о Затоне, видимо поэтому получилась такая мозаика. Отрывки надёрганы из разных источников, а единой канвы, упорядоченности повествования нет. "Ходили в неё и ребята из немецкого спецпосёлка, на месте которого сейчас также уже выстроен ЖК со странным названием «На Шоссейной». - это совсем не соответствует истине. "На Шоссейной" построен на другой стороне водозаборного канала и к посёлку отношения не имеет.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Конечно, автор прочитал много, и архивы, и газетные публикации, и воспоминания старожилов. Всё это указано в списке литературы. Там же есть Николай Хрипков. Воспоминания о Новосибирске, у которого мы читаем: "Напротив поселка Затон через залив Лесоперевалка, а дальше вверх на правой стороне Немецкий поселок и в самом конце залива лодочная база." Идём по карте и выходим на ул. Шоссейную. А посёлок это не точка, мне так думается. И ЖК ориентир очень понятный. Но, конечно, буду очень благодарен за точные координаты посёлка

Опубликовано пользователем Виктор
С координатами просто. Изначально Шоссейные улицы в полном составе входили в территорию перевалки. Водозаборный канал, прорытый где-то в середине 50-х годов, разделил 2-ю и 3-ю Шоссейные улицы. Всё, что оказалось по западную сторону от канала стало называться посёлком и перешло, так сказать, на сторону затона. Дети стали ходить только в затонскую школу, затонская поликлиника и больница стали принимать пациентов из посёлка. А ЖК На Шоссейной" построен на перевалке на пустыре.Ни один дом на Шоссейной улице от него не пострадал.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Спасибо. Принято. И ещё один вопрос "и в самом конце залива лодочная база.". Это где? Если, 1-я Шоссецйная, 44, то это не залив, а часть протоки. Хотя, возможно, что Хрипков мог назвать и заливом. Большая, 252/1 база более известная, но она за ЖК, "как раз в самом конце", хотя и с обеих сторон водозабора. Поищу свидетельства старожила.

Опубликовано пользователем Виктор
Николай Хрипков, когда писал свои воспоминания не углублялся в историю. Он просто не знал, что перевалка была когда-то островом, и бывшую протоку назвал заливом. Лодочные базы появились в конце 60-х и в районе 1-й Шоссейной, и в конце канала, на Большой. Возможно что одна чуть раньше другой, точно сказать не могу. Полагаю что он скорее всего имел ввиду лодочную базу в районе 1-й Шоссейной. И ещё. Строительство речного училища длилось 10 лет? Вот не соглашусь. Начали строительство не ранее 69-го года. Да, оно было на пару лет заморожено, года 2-3 стояло недостроенное здание главного корпуса и цоколь другого, но в 1975 году его сдали в эксплуатацию - максимум 6 лет.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
По училищу информация с его сайта: "Строительство колледжа длилось 10 лет с 1965 по 1975 г. Абрамчик Валентин Гаврилович остался в истории как директор, под руководством которого строился новый учебный корпус. От проектной документации и до сдачи корпуса в эксплуатацию – это вехи Абрамчика Валентина Гавриловича". (nrk-nsk.ru/sveden/common/istoriya-novosibirskogo-rechnogo-kolledzha). Возможно, они обобщили, нужно найти первичные документы. Если у вас есть, прошу поделиться.

Опубликовано пользователем Виктор
Если они считают от проектной документации, тогда может быть и 10. Пока проектировали, уточняли, утверждали, согласовывали финанансирование - лет 5 глядишь уж пролетело. Начали строить, на 3/4 выложили стены главного корпуса, поставили цоколь учебного - и финансирование прекратилось, стройка года на 2 заморозилась. Мы там в это время пацанами в войнушку играли - нет ничего лучше недостроенных или заброшенных зданий для этого дела :)

Опубликовано пользователем Виктор
Вообще я бы не доверял полностью информации с сайта училища. Там например есть фотография под названием "Начало стройки учебного и общественно-бытового корпусов" - с кучей брёвен и водозаборной башней на заднем фоне. Фото середины 60-х годов, и к строительству училища не имеет никакого отношения. В те времена не все баржи с брёвнами разгружали на перевалке, некоторые разгружали в затоне, в районе этой башни. Брёвна частично шли на нужды РЭБ (там было лесопилка), частично грузились на лесовозы и увозились в другие места.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Согласен, по-хорошему, источники нужно перепроверять ВСЕ, даже документальные.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Паша, конечно, не стар, но почему и нет. Его мнение всегда интересно. Выслал ему нашу переписку.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Да, Виктор, Павел подтвердил, что «Немецкий поселок это сразу за заводом (ЖК Аквамарин), условно говоря, до ПМК». Спасибо за замечание, попрошу редакцию о поправке.

Добавить комментарий

Target Image