Второе послевоенное десятилетие ознаменовалось событием, которое серьезно повлияло на дальнейшую жизнь страны: в 1956 году, на XX съезде КПСС устами первого секретаря ЦК партии Н.С. Хрущева был осужден культ личности Сталина. В общественном климате началось некоторое потепление. Довольно непродолжительную (лет десять всего) эту пору впоследствии окрестили «хрущевской оттепелью». Оттепель была весьма относительной, тем не менее, «прокрустово ложе» дозволенного несколько увеличилось, и представители искусства и литературы вздохнули свободнее.
Впрочем, писатели Сибири и Новосибирска в том числе, каких-то принципиальных перемен в литературной жизни не заметили. Во всяком случае, проходившее в Новосибирске в середине сентября 1957 года Всесибирское совещание писателей было выдержано в достаточно традиционных идеологических канонах. Правда, только что было опубликовано выступление Н.С. Хрущева «За тесную связь искусства с жизнью народа», но документ этот знакомо декларировал повышение наступательного боевого духа в идеологической борьбе, чистоту принципов соцреализма, тесную связь с жизнью и партийность. Этим «наступательным духом» были проникнуты на совещании доклады секретаря Союза писателей СССР С. Смирнова главного редактора журнала «Сибирские огни» А. Высоцкого (он только что сменил на этом посту С. Кожевникова) и выступления писателей на пленарных заседаниях. Кроме чисто творческих, совещание имело и идеологическую задачу: способствовать сплочению «на принципиальной партийной основе» литературных сил Сибири вокруг «Сибирских огней», в истории которых, кстати, наступал новый важный этап — с января 1958 года журнал переходил на ежемесячный выпуск с увеличением тиража. Но, безусловно, наиболее живо и интересный литературный разговор проходил на творческих семинарах Всесибирского совещания. Урожайным на таланты оказался поэтический семинар. Здесь впервые прозвучали имена иркутян М. Сергеева и А. Преловского, красноярца З. Яхнина. Наибольшее же внимание привлекли поэтические работы Н. Перевалова. Участников прозаического семинара особенно заинтересовал роман молодого новосибирского писателя Анатолия Иванова «Повитель». Произведение это после доработки через год увидело свет в «Сибирских огнях».
Но на литературном горизонте Анатолий Степанович Иванов (1928 — 1999) появился несколько раньше. Родом он из Восточно-Казахстанской области. Окончил факультет журналистики Казахского государственного университета. Сотрудничал в казахстанских газетах, служил в армии, после демобилизации попал в Новосибирскую область, где несколько лет редактировал районную газету «Мошковская новь». Потом работал редактором Новосибирского книжного издательства, заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни»… Как прозаик дебютировал в 1954 году в журнале «Крестьянка», а в 1956-м «Сибирские огни» напечатали лирический рассказ «Алкины песни», имевший большой успех. По нему на новосибирском радио была осуществлена радиопостановка, театры юного зрителя и музыкальной комедии поставили спектакли. Ну а первым крупным произведением А. Иванова стал роман «Повитель», где писатель на широком полотне жизни сибирской деревни в годы гражданской войны и коллективизации ставил серьезные социальные и нравственные проблемы. В 1963 году там же, в «Сибирских огнях» был напечатан еще один роман, написанный А. Ивановым в Новосибирске, — «Тени исчезают в полдень», развенчивающий частнособственническую психологию и мораль. В этих двух произведениях были заложены творческие основы Иванова-эпика, наиболее полно впоследствии реализовавшиеся в его знаменитом «Вечном зове». В них уже вполне отчетливо проявилась главная особенность художнической манеры А. Иванова, заключавшаяся в том, что через скрупулезное исследование характеров, обстоятельств и деталей писатель старался передать и показать столкновение противоположных социальных миров.
В начале 1960-х годов А. Иванов переехал в Москву, стал главным редактором журнала «Молодая гвардия», лауреатом Государственных премий, одним из наиболее популярных и читаемых писателей второй половины XX столетия. Судьбы же большинства героев произведений А. Иванова географически и духовно оказались прочно связанными с Сибирью. Умер А. Иванов в Москве, но после смерти все-таки «вернулся» в Новосибирск. В 2001 году ему было присвоено звание «Гражданин XX столетия Новосибирской области», а в 2003-м на доме, где он жил появилась в его честь мемориальная доска.
Почти одновременно с А. Ивановым читатели узнали еще одного интереснейшего, хотя и совершенно противоположного по характеру дарования прозаика, чье имя также прочно связано с городом на Оби, — И. Лаврова.
Илья Михайлович Лавров (1917 —1982) родился в Новосибирске. После окончания Новосибирского театрального техникума в качестве драматического актера работал во многих театрах СССР. Первые его рассказы появились в самом начале 1950-х, а в 1955 году в Чите вышла первая книга «Ночные сторожа». И. Лавров сразу же заявил о себе как мастер лирической прозы, став, по сути, пионером этого жанра в литературе Сибири. Самой заметной вещью раннего Лаврова стала написанная в 1961 году повесть «Встреча с чудом». С нею И. Лавров прочно утвердился в нашей литературе.
Вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов стали периодом творческого становления еще ряда ныне хорошо известных деятелей литературы Новосибирска.
Один из них — Анатолий Васильевич Никульков (1922 — 2001) — родился в Воронеже, в семье партработников. Участвовал в 1945 году в боях против милитаристской Японии. После войны работал в Новосибирском горкоме ВЛКСМ, новосибирской областной комсомольской газете. Начиная с 1950-х годов, постоянно совмещал литературную и общественную деятельность. Избирался членом Новосибирского горкома КПСС, депутатом горсовета. С 1961 по 1967 годы был ответственным секретарем Новосибирского отделения Союза писателей РСФСР, избирался делегатом I и II съездов писателей РСФСР. Как прозаик дебютировал с повестью «Достойные счастья» в 1952 году. Интересно проявился он и в качестве литературного критика. Но широкую известность А. Никульков получил после появления в 1963 году романа «В буче», посвященного, как тогда обтекаемо выражались, «последствиям, вызванным отступлением от ленинских норм в государственной и общественной жизни». «Последствия» эти и становятся сутью главного конфликта романа, его идейно-художественным стержнем, а сам роман — одним из первых в советской литературе «антикультовских» произведений, прямым и непосредственным следствием хрущевской «оттепели».
В первой половине 1960-х в полный голос заявила о себе Елена Ивановна Коронатова (1911 — 1994). В 1953 году вышла ее первая книга рассказов «На берегу Черемушки». А еще через десятилетие появился роман, принесший ей большую известность, особенно среди читательниц (и это не удивительно, ибо в центре почти всех произведений Е. Коронатовой — женщины), — «По ту сторону рва» (1964).
После довольно значительного перерыва (со времен М. Кравкова) возрождается в Новосибирске во второе военное десятилетие приключенческая литература, наиболее, пожалуй, заметным представителем которой, начиная с 1950-х, и вплоть до 1980-х годов был Михаил Петрович Михеев (1911 — 1993). Его родина — Алтай. После окончания Бийской профтехшколы он работал электриком на авторемонтном заводе. Начинал М. Михеев свою литературную деятельность со сказки в стихах «Лесная мастерская», изданной в Новосибирске в 1951 году. За ней последовали повести для детей «Клуб ЮЭТ», «Московский состав», «Капитаны 8-а», увидевшие свет в 1950-х годах… Одним из первых в сибирской прозе второй половины XX века М. Михеев стал работать в жанрах детектива и фантастики. Большой популярностью пользовались его фантастические повести «Вирус В-13», «Тайна белого пятна», цикл «Милые роботы» (1972), а позже — детективная трилогия «Хищники» («Запах «Шипра», «Сочинский вариант», «Поиск в темноте») и др. Много работал М. Михеев в документальной и очерковой прозе.
М. Михеев был не единственный, кто писал в 1950 — 1960-е годы для юной аудитории. В 1958 году Новосибирское книжное издательство выпустило сказочную повесть Юрия Михайловича Магалифа (1918 — 2001) «Приключения Жакони». Она стала настольной книгой для нескольких поколений маленьких читателей и своеобразной «визитной карточкой» самого писателя. Родился Ю. Магалиф в Петрограде, в семье врача. Учился в Ленинградском театральном институте. Был репрессирован и выслан в Новосибирск, где и жил с 1941 года и до последних своих дней. Перепробовал много профессий от маляра и бетонщика до тренера по плаванию. Почти сорок лет проработал артистом-чтецом в Новосибирской филармонии. Литературную деятельность начинал с очерков, рассказов и фельетонов, печатавшихся в новосибирских газетах, сборниках и альманахах, в журнале «Сибирские огни». Сказка о тряпичной обезьянке Жаконе создавалась для чтения на радио, с успехом исполнялась автором у микрофона и только после этого вышла отдельной книгой и впоследствии многократно переиздавалась. Через два года после «Жакони» появилась еще одна сказка Ю. Магалифа — «Бибишка — Славный Дружок», рассказывавшая историю о маленьком трудолюбивом грузовичке. В сказках Ю. Магалифа соединились озорство и грусть, азарт и рассудительная назидательность, доброта и доверительная интонация. Все это делало их притягательными для маленького читателя. Ю. Магалиф стал одним из пионером жанра литературной сказки. К ней потом будут обращаться и другие новосибирские писатели (Геннадий Карпунин, Леонид Треер, Александр Романов, Сергей Белоусов и др.), но он среди них был первым.
Продолжал плодотворно работать живший в Новосибирске до середины 1960-х годов В. Лаврентьев, развивая избранную им линию публицистической драматургии. Его пьесы «Чти отца своего» и «Ради своих ближних» шли во многих театрах страны.
Достаточно бурно развивалась во второе послевоенное десятилетие поэзия Новосибирска. Пробуют себя в разных жанрах К. Лисовский и Е. Стюарт, набирают обороты их более молодые, но уже обратившие на себя серьезное читательское внимание, Н. Перевалов и И. Ветлугин, в чьи поэтические орбиты втягиваются все новые темы и явления современной жизни. Загорались на литературном небосклоне Новосибирска и новые поэтические имена.
В начале 1960-х в Новосибирске обосновались два поэта фронтового поколения — Леонид Решетников и Иван Краснов. Оба — не сибиряки по происхождению, но связавшие с Сибирью и ее столицей всю свою последующую жизнь.
Леонид Васильевич Решетников (1920 — 1990) — вятич по рождению. После окончания Уржумского пединститута работал литсотрудником газеты «Кировская искра». А в 1939 году был призван в армию. Службу начинал на Дальнем Востоке. В Великую Отечественную войну был разведчиком, связистом, военным газетчиком. Дважды ранен. Первый поэтический цикл Л. Решетникова «Дневник войны» увидел свет в журнале «Знамя» в 1942 году и сразу привлек к себе внимание самых известных мастеров поэтического слова: А. Суркова, К. Симонова, А. Твардовского... А первая книга — «Походные костры» — появилась у Л. Решетникова лишь в 1958 году в Новосибирске. За это время, окончив редакторский факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина, Л. Решетников успел поработать корреспондентом газеты «Красная звезда» в различных военных округах. К середине 1960-х годов Л. Решетников был автором уже почти десятка поэтических сборников (всего им издано около сорока книг). Военная тема стала магистральной в его творчестве. «Армия для меня, для писателя и человека — не материал, не тема. Она — моя вторая школа, мой второй дом…» — признавался поэт. В целом же суть творчества Леонида Решетникова можно охарактеризовать двумя очень емкими словами — Родина и долг. «А долг поэта перед Родиной, — считал Решетников, — в постоянном напоминании своим согражданам-читателям о том, как прекрасна наша Родина, наша родная земля, которая вырастила и воспитала нас».
Иван Георгиевич Краснов (1923 — 1997) родом из Чувашии. Окончил военное училище. Великую Отечественную войну прошел солдатом и военным журналистом. После войны работал в сибирских газетах, публиковал стихи в журналах «Сибирские огни» и «Молодая гвардия». Первая его книга — «Синявский бор» (1962) — вышла в Новосибирске. Рожденный далеко от Сибири, И. Краснов по духу своего творчества навсегда стал сибиряком. Он много писал о жизни сибирского села и замечательной природе Сибири, которую умел передавать с подлинно песенным лиризмом. Большое место в поэзии И. Краснова занимает война. В описании ратных будней, как и Л. Решетников, он сочетал героику и пафос с живыми «подробностями войны», солдатского быта, который он знал не понаслышке. Творческий почерк И. Краснова отличали ясность, открытость, конкретность и человечность.
К поэтам военного поколения можно отнести и Леонида Андреевича Чикина (1927 — 1994). На фронтах Великой Отечественной он не был, но участвовал в боях против Японии в 1945 году. Родился Л. Чикин в Бийске Алтайского края. Был журналистом, партработником. В 1955 году выпустил в Новосибирске первую поэтическую книжку. Много писал об армии, но еще больше — о коммунистах и партработе. Это было главной темой его творчества. И не просто темой. Родина, КПСС, армия, народ… — все это воспринималось поэтом как нечто глубоко личное, сокровенное и дорогое, без чего его собственная жизнь теряла смысл. В образах коммунистов Л. Чикин стремился показать живых узнаваемых людей из самой гущи народной, из горнила большого настоящего дела. И в этом плане поэт Л. Чикин был по-своему уникальным явлением.
На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов взошла звезда еще одного замечательного новосибирского поэта — Александра Антоновича Кухно (1932 — 1978). Он родился в Алтайском крае. Окончил Новосибирский пединститут и Литературный институт им. А.М. Горького. Со стихами выступал в новосибирских и центральных газетах, в журнале «Сибирские огни». Первая его книга «Незабудок брызги синие» появилась в Новосибирске в 1958 году, а всего при недолгой жизни поэта вышло четыре поэтических сборника. Был он ярким, самобытным художником, умевшим найти точный и емкий образ, нужную интонацию. А. Кухно был поэтом преимущественно светлого мироощущения. Но присутствовал в его творчестве и напряженный, доходящий подчас до трагедийного накала драматизм. Им, в частности, отмечена самая крупная и значительная вещь А. Кухно — поэма «Море» (1965). Антикультовская по своему социальному пафосу, написанная на излете хрущевской «оттепели», она стала одним из первых крупных произведений на эту больную тему.
Говоря о поэтах второго послевоенного десятилетия, нельзя упомянуть еще об одном, впоследствии очень известном литераторе, чье поэтическое становление, несмотря на довольно непродолжительный срок пребывания в Новосибирске, связано именно с этим городом.
Илья Олегович Фоняков родился в 1935 году в Иркутской области. Вырос в Ленинграде. А после окончания отделения журналистики филологического факультета Ленинградского государственного университета в 1957 году приехал по распределению в Новосибирск, где прожил немногим более десяти лет. Работал корреспондентом местных и центральных газет, объездил с командировками Сибирь. Эти впечатления стали прочным фундаментом его творчества. Первую небольшую книжечку «Именем любви» он издал в 1957 году еще в Ленинграде, но как поэт по-настоящему утвердился в Новосибирске. «Нужно жить, нужно участвовать в жизни, нужно иметь обязанности, иметь судьбу». Эти слова И. Фонякова стали его поэтической программой. Не случайно стихотворные произведения И. Фонякова этого периода, материалом которых становились события и факты современной поэту быстротекущей жизни, отличались высокой гражданственностью, социальной остротой и напряженностью.
Но в литературной жизни Новосибирска И. Фоняков оставил свой след не только как поэт и журналист. Почти десятилетие руководил он городским литературным объединением при газете «Молодость Сибири», через которое прошли многие ныне известные сибирские поэты и прозаики. Литобъединение это стало поистине легендарным.
Большое поле деятельности было на рубеже 1950-х 1960-х годов для новосибирских очеркистов и публицистов. Продолжалась целинная эпопея (а в Новосибирской области тоже выросли свои целинные совхозы). Заканчивалось сооружение Новосибирской ГЭС. В 1957 году началось возведение Академгородка. Большое строительство разворачивалось в различных уголках Сибири. Все это находило отражение в первую очередь в произведениях самого горячего — очеркового жанра. Большое место занимал он в творчестве таких опытных писателей, как А. Коптелов, С. Кожевников, К. Лисовский. Но и молодое поколение литераторов охотно обращалось к нему. Наряду с новыми рассказами и повестями пишут очерки П. Воронин, В. Сапожников и М. Михеев. Крепнет очерково-публицистическое мастерство еще недавних газетчиков Е. Лучинецкого, Г. Падерина, А. Китайника.
В начале 1960-х годов начинает складываться и лучшая за Уралом школа литературной критики Новосибирска. Успешно пробует себя в этом жанре А. Никульков. Делают первые серьезные шаги на профессиональном критическом поприще Л. Баландин, Ю. Мостков, В. Коржев. Большую работу по изучению сибирской литературы ведут Н. Яновский и Ю. Постнов.
«Сибирские огни», безусловно, оставались главным центром притяжения литературных сил Сибири. Но стимулировала работу новосибирских писателей и во многом способствовала реализации их творческих замыслов еще и заметно оживившаяся книгоиздательская деятельность. В 1959 году Новосибирское книжное издательство взялось выпускать многотомную книжную серию «Библиотека сибирского романа», которая вбирала в себя все лучшее, создаваемое писателями-сибиряками в этом жанре. Начиналась она с романа Е. Пермитина «Горные орлы», а завершилась в 1989-м книгой В. Шалагинова «Кафа». Публиковались здесь романы таких известных авторов, как Вяч. Шишков, А. Иванов, С. Залыгин, А. Коптелов, Г. Марков, С. Сартаков, Гр. Федосеев и др. Несколько позже, в 1963 году, то же издательство предприняло выпуск еще одной книжной серии — «Библиотека сибирской поэзии», которую составляли тома «избранной» поэзии сложившихся, зрелых, определивших своеобразие своего творческого облика авторов. Открывал «Библиотеку» Илья Мухачёв. Не забыты были и юные читатели. С 1951 по 1959 годы Новосибирское книжное издательство выпускало популярный у детей литературно-художественный альманах «Золотые искорки». Всего появилось на свет восемь его книг.
Начало 1960-х годов было отмечено организационными переменами в писательской среде. В 1958 году в Москве прошел I учредительный съезд писателей РСФСР. Следом начали создаваться местные писательские организации. С 1961 года в Новосибирске было уже отделение не Союза писателей СССР, а РСФСР. Органом Союза писателей РСФСР стал журнал «Сибирские огни». На литературную жизнь Новосибирска в определенной степени это тоже повлияло.