Социальные штормы последнего десятилетия двадцатого века больно ударили о литературе. Перестал существовать в прежнем виде Союз писателей. Рухнула книгоиздательская система. Мутная рыночная стихия поставила писателей перед выбором: либо вставать за конвейер по изготовлению беллетристического ширпотреба, либо оказаться за бортом. Все это в полной мере отразилось на литературной жизни Новосибирска.
Все хуже шли дела у Новосибирского книжного издательства. Оно еще пыталось время от времени выпускать книги местных авторов, но становилось это все труднее, поскольку, чем дальше, тем решительнее отворачивалось от книгоиздателей государство, а каких-то собственных кардинальных решений выхода из положения само издательство найти не могло. В конце концов, оно стало выживать только за счет «заказной» литературы.
Судорожно пытался выплыть, выжить старейший «толстый» литературный журнал «Сибирские огни», который до 1990 года был производственным подразделением Новосибирского областного издательства. Он поменял формат, объем, логотип, внешнее оформление. Для читателей со стажем стал почти не узнаваемым. Целые номера с продолжением редакция отдавала публикациям известных зарубежных авторов (Флеминг, Шерлок Холмс), перепечатке модных учений (Порфирий Иванов, Блаватская и др.) да и просто любого автора имеющего на это деньги. Журнал перестал быть органом Новосибирской писательской организации, взяв в 1992 году в соучредители акционерную компанию «Полис компани», для которой очень скоро стал обузой. Тираж стремительно падал и к середине 1990-х составлял уже менее десятой части от тиража десятилетней давности. Сокращалась и периодичность. В 1995 году вышел всего один номер «Сибирских огней». Журнал фактически переставал существовать…
Тем не менее, литературная периодика в Новосибирске была скорее жива, чем мертва, о чем свидетельствовало появление в городе целого ряда журналов и альманахов: «Мангазея», «Мечта», «Проза «Сибири», «Горница», «Дарование».
Первым по времени появления был литературно-художественный альманах «Мангазея», издаваемый Сибирской писательской ассоциацией (редактор В. Берязев). Всего вышло три номера. Альманах печатал стихи, прозу, статьи молодых сибирских авторов и был адресован таким же молодым читателям. Редколлегия альманаха видела в нем прообраз молодежного сибирского журнала. Ожиданиям этим сбыться было не суждено. Тогда же, в 1990-м году, было создано одноименное малое предприятие (директор В. Берязев), выпускавшее и вышеназванный альманах, и сборники стихов молодых авторов. В 1992 году «Мангазея» стала частным коммерческим издательством. Оно было одним из первых, кто перешел на выпуск книжных серий, повышающих гарантийный читательский спрос. Известны ее серии «Русский криминал» и «Незнакомка» (женские романы).
Следом появился литературно-художественный журнал фантастики и приключений «Мечта», учрежденный В. Карповым и Новосибирским бюро пропаганды художественной литературы СП РСФСР. Журнал выходил в 1991 году (выпущено было четыре номера) и печатал как зарубежную, так и русскую фантастику, в том числе произведения молодых сибирских авторов. Публиковались также литературно-критические материалы, посвященные проблемам жанра, информация, касавшаяся мира фантастики, сатира и юмор.
В октябре 1994 года в Новосибирске появился еще одно литературно-художественное издание — «толстый» журнал «Проза Сибири», публиковавший прозу, очерки, переводы сибирских авторов и писателей Европейской России, а также российским литераторам, живущим за рубежом. Выходил до 1998 года.
Три этих издания оказались недолговечными, с одной стороны, по причинам финансовым, а с другой — потому, что делались попросту дилетантски.
Более счастливым в этом плане стал журнал для семейного чтения «Горница» (позже — «Сибирская горница), учрежденный Новосибирской писательской организацией. Он существует более полутора десятилетий. Правда, сегодня выходит он крайне эпизодически и скорее мертв, чем жив.
Таким же универсальным изданием был и появившийся в 1997 году альманах культуры «Дарование» (главный редактор И. Гомеров). Его учредил комитет по культуре администрации Новосибирской области, а издавала Новосибирская государственная областная научная библиотека. Освещались в нем все стороны культурной жизни города и области. Отводилась определенное место и литературе. Просуществовал этот альманах чуть больше года.
Казалось, писателям Новосибирска было где реализовывать свои творческие возможности. Да вот только сами возможности были призрачные. Старые издательские структуры лежали «на боку» и ничем помочь безденежным авторам не могли, новые — маломощны и слабы в профессиональном отношении. И все авторские усилия теперь направлялись на поиски средств для издания своих произведений. К сожалению, успешнее это удавалось делать графоманам, в результате чего (а так же в силу безудержной коммерциализации издательского дела) истинная картина литературного процесса оказалась сильно искажена. Да и сам процесс нарушился. Его многоводное когда-то русло распалось на рукава, протоки и заболоченные старицы. Единое литературное пространство разорвалось в клочья, и писатели одной области часто не знали, как живут, что делают их коллеги в другой. Да и само их бытие резко нарушилось. «В укрепившиеся корни вломилось время с топором» (А. Плитченко). Многие в такой обстановке растерялись, для некоторых это стало причиной преждевременного ухода из жизни…
Скорбный счет потерям открыл здесь в начале 1989 года Н. Самохин. А. Коптелов, Л. Решетников, Л. Чикин, Е. Коронатова, И. Красной, Н. Яновский, В. Сапожников, И. Ветлугин, Ю. Магалиф, А. Черноусов, В Коньяков, А. Плитченко, В. Коржев, Г. Карпунин… — вот далеко не полный перечень тех, кого недосчиталась в 1990-е годы Новосибирская писательская организация. Уходили один за другим лучшие писатели Новосибирска.
Литературное же воспроизводство в условиях всеобщего хаоса шло трудно, часто без качественных результатов. Молодая смена оставляла желать лучшего. Достаточно сказать, что за все последнее десятилетие двадцатого века не появилось в Новосибирске ни одного сколько-нибудь интересного прозаика. Лишь в 2000-м году после публикации в «Сибирских огнях» оригинального романа Виорэля Ломова «Мурлов, или преодоление отсутствия» появилась определенная надежда на исправление положения. В поэзии имен на слуху вроде бы больше — Валерий. Малышев (1940 — 2006), Анатолий Соколов (1945 — 2010), Юлия Пивоварова, Станислав Михайлов, Юниль Булатов, Владимир Быченок (1939 — 2010), и др., но и они — не открытие 1990-х. Некоторые дебютировали еще в 1960-е! Хотя, так уж получилось, первые свои книжки выпустили именно в начале 1990-х. Среди них — один из самых самобытных поэтов современной Сибири А. Денисенко.
Поэтический путь Александра Ивановича Денисенко начинался в 1960 году в литературном объединении, руководимом И. Фоняковым. К тому же времени относится и публикация первых его стихов. Однако первая книжка А. Денисенко «Аминь» увидела свет в Новосибирске лишь в 1990 году. А еще через год оно стал победителем Всесоюзного конкурса одного стихотворения. Стихи А. Денисенко вошли в ряд анталогий русской поэзии конца XX века. В 2000 году появилась еще одна книга А. Денисенко «Пепел». Его поэзия настолько же противоречива, на первый взгляд, насколько и гармонически цельна в отображении окружающего мира. Она рождается как бы в точке пересечения языковых пластов современного городского и патриархально-деревенского миров. Поэт категорически не приемлет сложившуюся картину мира, потому даже в таких традиционных темах, как тема войны, родительского дома, он удивительно свеж во взглядах и ощущениях. Художественная яркость, оригинальность и колоритность делают стихи А. Денисенко особенно впечатляющими. Возможно, из-за некоторой склонности к сюреалистическим образам и метафорам его называют иногда поэтом современного русского авангарда, хотя, безусловно, творчество поэта гораздо шире этого достаточно узкого направления. Не случайно поэзия А. Денисенко стала заметным явлением в литературной жизни Сибири последнего времени.
Не стали открытием 1990-х годов и такие известные нынешние новосибирские драматурги, как А. Косенков или Ю. Мирошниченко, чье литературное и творческое рождение состоялось задолго до 1990-х.
В творческом багаже Александра Федоровича Косенкова десятки документальных и несколько телевизионных художественных фильмов. Косенков-кинодокументалист отмечен многими премиями, призами и дипломами всесоюзных, всероссийских и региональных фестивалей телефильмов, а за фильм «Дни будущих Будд» был удостоен Гран-при на Международном фестивале этнографических фильмов. Так что свою первую пьесу «Степанов мост» А. Косенков написал в 1980 году уже будучи сложившимся сценаристом и режиссером. Его пьесы «Тепло для путника», «Берег розовых чаек», «Обсуждению подлежит», «День шестой», «Последний парад» и др. с успехом шли во многих театрах России, в том числе и Малом театре в Москве, в театрах ближнего и дальнего зарубежья. А по пьесе «Ночь на размышление» «Союзтелефильм» поставил в 1989 году двухсерийный художественный фильм. Отличаясь злободневной социальностью, пьесы А. Косенкова поднимают одновременно и острейшие нравственно-этические проблемы. А некоторые из них («День шестой», «Вестники») становятся своеобразными социально-психологическими метафорами нынешней больной российской действительности.
Да и открытий-то делать, откровенно говоря, было некому. За все девяностые годы лишенная средств к существованию и занятая собственным выживанием Новосибирская писательская организация только один раз провела семинар молодых. Перестали здесь заниматься и литературным консультированием начинающих. Городские литературные объединения бездействовали.
Голосов писателей старших поколений тоже было почти не слышно. Если же они и прорывались, то звучали в них отнюдь не оптимистические и лирические интонации. Даже далекая вроде бы от всякой социальности Н. Грехова с болью теперь взирает на позор «нищей супер-Державы», где нынче даже «столб фонарный обворован» и «чьей груди так беззащитна твердь». Что уж говорить о такой всегда склонной к гражданственности поэтессе, как Н. Созинова! В ее книгах, изданных в 1997-м и 1998-м годах, любовь ко всему родному и близкому также тесно переплелась с острой сердечной болью за униженную, поруганную и разоренную новыми «хозяевами жизни» родину. Топор так называемых реформ и демократических перемен, безжалостно подрубивший многие устои нашего бытия, задел и поэзию А. Плитченко.
Если к восьмидесятым годам прошлого века новосибирские писатели пришли сильным сплоченным отрядом, то третье тысячелетие они встретили бледной его тенью, скорее хаотичной разношерстной толпой, где не было ни крупных талантов, ни ярких выдающихся личностей, способных организовать вокруг себя этот литературный хаос. Хотя попытки организовать его и предпринимались.
В самом конце 1990-х годов с финансовой помощью администрации Новосибирской области были реанимированы «Сибирские огни», налажен в полном объеме их выпуск. А несколько позже руководители журнала решили возродить и традицию общесибирских писательских съездов. В ноябре 1999 года в Новосибирске состоялся III съезд писателей Сибири, на котором обсуждались насущные проблемы литературного процесса. Был избран Координационный совет, председателем которого стал новосибирский поэт и публицист В. Берязев, и принято «Обращение» к руководителям исполнительных и законодательных органов краев и областей с призывом способствовать объединению и развитию литературных сил Сибири. А в конце ноября 2002 года в Новосибирске прошел IV съезд писателей Сибири, обсуждавший примерно тот же круг проблем, что и предыдущий. Однако, в отличие от первого, «зазубринского», съезда, эти нынешние писательские форумы фактически никакого влияния литературную жизнь Сибири не имели и изменений в нее не привнесли. Много чего было заявлено и декларировано, но мало выполнено. А главное — по-настоящему объединительными, цементирующими писательские ряды, делающие их серьезной, влиятельной социальной и культурной силой, способной решать большие задачи, эти съезды так и не стали.
Как не стали родными для большинства писателей Новосибирска и возрожденные «Сибирские огни», художественный уровень которого оставляет желать лучшего. В силу этого Новосибирская писательская организация создала свою литературную трибуну — журнал «Новосибирск». Действует при организации и редакционно-издательский центр, где выпускаются книги новосибирских литераторов.
Так что литературная жизнь Новосибирска, можно сказать, понемногу налаживается, но проистекает пока как бы двумя параллельными курсами. С одной стороны, идет борьба за выживание Новосибирской писательской организации, а с другой — «Сибирских огней» и их окружения. Говорить о перспективах трудно, но отрадно уже и то, что не наблюдается сегодня у мастеров и подмастерьев слова прежнего панического ужаса перед рыночной стихией. Потому что и навыки приобретаются, и привычка, и новое зрение появляется…
Сегодня Новосибирская писательская организация насчитывает 70 членов. В прежние времена она достигала едва до полусотни. Это, конечно, радует. Хотелось бы только, чтобы количество быстрее перерастало в качество, а Новосибирск снова вернул себе славу литературной столицы Сибири.