Золотые годы новосибирской литературы

Едва ли не самым бурным в литературной жизни страны, и в первую очередь Сибири, был период с 1965 по 1980-е годы. За это время прошло три (XXIII, XXIV и XXV) съезда КПСС, на которых серьезное внимание уделялось вопросам литературы и искусства, III съезд Союза писателей РСФСР и V съезд писателей СССР. Да и сама Сибирь все чаще становится центром важнейших литературных мероприятий. Так, Союзом писателей РСФСР совместно с ЦК ВЛКСМ были проведены в 1965 в Чите и в 1966 году в Кемерово зональные совещания-семинары молодых литераторов Сибири, открывших целую плеяду талантливых писателей. Здесь впервые прозвучали имена иркутян В. Распутина, А. Вампилова, Г. Машкина, новосибирца В. Крещика. В числе руководителей на Читинском семинаре был и новосибирец А. Коптелов. Традиционными стали областные семинары молодых, проводимые местными писательскими организациями, где тоже выявлялись способные интересные авторы. Проводился такой семинар раз в два года и в Новосибирске. Стал он местом литературного «крещения» Н. Греховой, Н. Закусиной, А. Черноусова, П. Дедова, М. Щукина и многих других ныне хорошо известных новосибирских прозаиков и поэтов.

Столь мощный натиск свежих литературных сил, продолжавшийся полтора десятилетия, можно объяснить, с одной стороны, естественной сменой писательских поколений, а с другой — наблюдавшимся в стране социально-экономическим подъемом, передним краем которого была Сибирь, являвшаяся в эти годы местом больших новостроек. Здесь возводились гигантские ГЭС, промышленные предприятия, прокладывались через тайгу и горы дороги, велись геологические изыскания, бурились нефтяные скважины. Везде работала молодежь, и все это было объектом пристального внимания молодых писателей. Появляется целый пласт литературы, художественным материалом и источником которого стали именно социально-экономические преобразования Сибири. Пласт этот оказался настолько значительным, что заставил издателей задуматься о глубокой его «разработке». И тогда в Западно-Сибирском книжном издательстве (Новосибирск), заменившем во второй половине 1960-х Омское, Томское, Кемеровское областные издательства родилась идея выпуска библиотеки «Молодая проза Сибири», которая объединила бы под одной «крышей» талантливую молодежь, чей приход в литературу был обусловлен бурным развитием Сибири и кровным родством авторов со своими молодыми героями-преобразователями.

В 1966 году ЦК ВЛКСМ и Комитет по печати при Совмине РСФСР приняли совместное постановление об издании библиотеки «Молодая проза Сибири». Основой ее послужили книги и рукописи, одобренные на зональных семинарах молодых писателей в Чите и Кемерово. Библиотека началась с книги А. Кузнецова «Продолжение легенды». Всего было выпущено более 50 томов. Библиотека завершилась в октябре 1976 года. Первым ее главным редактором (и автором идеи) был известный новосибирский очеркист и переводчик, а в то время и главный редактор Западно-Сибирского книжного издательства, Абрам Ушерович Китайник. Впоследствии его сменил Альберт Лиханов.

Библиотека «Молодая проза Сибири» познакомила читателей со многими интересными прозаиками. Г. Немченко и А. Приставкин, В Чивилихин и Вяч. Шугаев, В. Лихоносов и В. Распутиным, О. Куваев и Е. Гущин, А. Лиханов и В. Потанин, Г. Машкин и А. Черноусов, А. Якубовский и Вяч Сукачёв… — имена этих и других авторов, дебютировавших в библиотеке, сегодня широко известны.

Одной из главных целей библиотеки было привлечение молодежи к Сибири, нуждающейся в свежих силах для освоения и ускоренного развития края. Поэтому вполне закономерно, что сибирские новостройки, гиганты металлургии и энергетики, нефтепромышленные комплексы, научные центры становятся местом действия многих произведений молодых литераторов. Они привлекали внимание начинающих авторов прежде всего тем, что именно здесь складывались новые отношения, возникали сложные нравственные проблемы. Человек и его дело, образ молодого современника — рабочего, инженера, ученого — занимали центральное место в прозе молодых писателей Сибири. Библиотека отличалась не только тематическим разнообразием, но и острой и смелой постановкой многих актуальных проблем, связанных с экономической и хозяйственной жизнью сибирского края. Библиотека «Молодая проза Сибири» стала своего рода коллективным собранием сочинений молодых писателей и беспрецедентным фактом в мировой книгоиздательской практике. Она была отмечена премией Ленинского комсомола.

Значительно пополнились молодыми авторами почти всех жанров и ряды новосибирских писателей. Именно в этот период (1966 — 1980) во весь голос заявили о себе прозаики В. Коньяков, Н. Самохин, А. Черноусов, А. Якубовский, Е. Городецкий, поэты А. Плитченко, Г. Карпунин, В. Крещик, Н. Созинова, Н Грехова, В Балачан, очеркист В. Зеленский, критики В. Коржев, В. Шапошников. Пришло фактически новое литературное поколение со своим жизненным опытом, мировосприятием, своим характерным творческим почерком.

Василий Михайлович Коньяков (1927 — 1999) родился в Кемеровской области, в крестьянской семье. Работал в колхозе, токарем на заводе, служил в армии артиллеристом, участвовал в 1945 году в боях против Японии. После окончания Ростовского художественного училища в конце 1950-х приехал в Новосибирск. В какой-то момент выразить себя на печатной странице ему оказалось легче, чем на холсте, и тогда появились две его первые лирико-исповедальные, во многом автобиографичные повести: «Цвет солнечных бликов» — о студентах художественного училища, ищущих себя в искусстве, и «Не прячьте скрипки в футлярах» — о заводской молодежи времен Великой Отечественной войны. Уже в этих дебютных произведениях молодой писатель проявился тонким художником, способным видеть мир во всем его красочном многообразии, ощущать дыхание и пульс жизни. В 1968 году В. Коньяков публикует свою самую, пожалуй, прозвучавшую вещь — повесть «Снегири горят на снегу», в центре которой — вернувшийся в родное село в момент творческого кризиса художник, пытающийся найти здесь точку опоры. Всматриваясь вместе с ним в новую деревню, писатель видит, что с ростом материального благосостояния ослабевает потребность людей в красоте и духовности. Этой же тревожной мыслью проникнута и появившаяся несколько позже повесть «Далекие ветры». Творческий расцвет В. Коньякова совпал с наступлением НТР и развитием в стране социально-экономических преобразований. Писатель рассматривал их прежде всего с точки зрения нравственной отдачи. Поэтому так настойчиво звучала в его лучших произведениях тревога по поводу дисгармонии между материальным и духовным, прагматизмом и красотой.

Ровесник и друг В. Коньякова Аскольд Павлович Якубовский (1927 — 1983) в литературу пришел, сменив теодолит на перо. Родился он в Новосибирске, в семье художника и архитектора. После средней школы окончил курсы картографии и геодезии и более десяти лет работал топографом. С экспедициями объездил Сибирь и Дальний Восток. В 1965 году в журнале «Сибирские огни» появилась его повесть «Мшава», рассказывавшая о заброшенном старообрядческом селении, где безраздельно властвовал фанатик-сектант, а в Новосибирском издательстве вышла первая книга рассказов «Чудаки», посвященная охоте и природе. С ними А. Якубовский и вошел в литературу. Был он художником яркого самобытного таланта и широкого творческого диапазона. С успехом выступал и как писатель-реалист, и как фантаст («Аргус-12», «Прозрачник»). В творчестве своем осваивал разные темы, поднимал многие проблемы бытия, в частности — стяжательства, которой посвящена одна из лучших его повестей «Дом». Но ближе всего ему были взаимоотношения человека и природы. О природе он писал красочно, увлекательно, даря читателям прекрасные рассказы и повести о рыбалке, охоте, «братьях наших меньших» («Красный таймень», «Возвращение Цезаря», «Браконьеры», «Багряный лес» и др.), где выступал не только как блестящий анималист и писатель-натуралист, но и как наблюдательный художник-психолог. Удавались А. Якубовскому и характеры людей. Прежде всего, тех из них, которые оказывались перед лицом природы.

Одним из самых заметных и талантливых прозаиков Сибири второй половины XX столетия был Николай Яковлевич Самохин (1934 — 1989). Как прозаик начал выступать с 1959 года, публикуя короткие рассказы и фельетоны в журналах «Крокодил», «Смена», «Сибирские огни». Первые его небольшие книжечки — «Прекрасная несправедливость» и «2000 Колумбов» — увидели свет в Новосибирске в 1962 году, но творческий расцвет Н. Самохина пришелся на 1970-е годы. В очерках, рассказах, повестях, составивших его книги «Странные люди», «Блондинка на букву Л», «Три прекрасных витязя», «Толя, Коля, Оля и Володя здесь были», «Бескорыстный Гена», «Так близко, так далеко» и др., Н. Самохин показал себя и блестящим юмористом-сатириком, и тонким лириком, и мастером психологической прозы, и острозлободневным публицистом.

Достаточно заметным явлением в литературной жизни Новосибирска 1970-х годов стало творчество Анатолия Трофимовича Черноусова (1937 — 2000). Родился он в Омской области, в крестьянской семье. Окончил Омский политехнический институт. Работал инженером-конструктором, пионервожатым, слесарем-сборщиком, преподавал в техникуме, институте. Первый же его рассказ «Хобби инженера Забродина», опубликованный в «Сибирских огнях в 1968 году, был замечен читателями и всесоюзной критикой. Не оставались без внимания и другие вещи писателя. Его повести «Экипажи готовить надо», «Практикант», «Непривычное дело», «Чужие» и др. сразу же оказывались в центре литературной полемики. И это не удивительно. А. Черноусова всегда отличал настолько же остросоциальный, критический, настолько же и оптимистический взгляд на окружающую действительность. В центре его произведений люди, как правило, неравнодушные, беспокойные, энергичные, не на словах, а на деле выступающие против безразличия, рутины, косности, безответственности в различных их проявлениях. При этом отмечены они творческим отношением ко всякому, пусть и «непривычному делу».

Период с 1966 по 1980-й годы без преувеличения можно назвать временем поэтического «взрыва» в литературной истории Новосибирска. Целая генерация разных по особенностям своего таланта, но близких по духу стихотворцев, появляется в это время в Новосибирске, окончательно утверждая его поэтическим центром Сибири.

Чуть раньше других из этой плеяды (с начала 1960-х годов) читающая публика узнала Александра Александровича Романова. Родился он в 1930 году в Ленинграде, в семье научных работников. Еще в детстве потеряв родителей, рано начал трудовую жизнь: в составе полевых топографических партий, где был рабочим, техником-геодезистом, инспектором геодезической службы, исходил весь Сибирский Север, что в дальнейшем и нашло отражение во многих его поэтических произведениях, прежде всего в поэме «Северная трилогия». Но поэта привлекала не только романтика трудных дорог. Тем более что в его судьбе были не одни лишь таежные тропы, но и «изувеченное войной» детство в блокадном Ленинграде. Война тоже стала одной из больших тем творчества А. Романова. Как и тема мирного созидательного труда нашего народа. Нагляднее всего это проявилось в поэмах «Сердце весны», «Завод», «Окно» и ряде стихотворений, в которых высокая гражданственность сочетается с тонким лиризмом.

В 1964 году с добрым напутствием известного советского поэта Е. Исаева появилась в «Литературной России» подборка двадцатилетнего дебютанта Александра Ивановича Плитченко. Через год в Новосибирске увидела свет первая его книга «Про Сашу». А затем поэтические сборники стали появляться один за другим, открывая читателям очень интересного и плодотворно работающего поэта… Его плодовитость и разнообразие интересов — кроме стихов и поэм он написал несколько повестей и пьес, множество статей, рецензий, эссе — поражали многих. Сам же он постоянно стремился доказать, что пишет не только много, но и хорошо. И, как правило, ему это удавалось. Стих его образен, красочен, но в то же время прозрачно чист и предельно ясен по мысли. Ну а главным предметом лирики А. Плитченко едва ли не с первых поэтических шагов становится «родительский дом», под которым подразумевается и место рождения, и пейзажи золотой «матерь-Барабы» и дорогие люди «родительской земли», и вообще все то, что есть живительные источники малой родины. Сопряжение малого и большого, личного и общечеловеческого становится характерной чертой поэтического почерка А. Плитченко, который к концу 1970-х годов выходит на лидирующие позиции в современной сибирской поэзии.

Близок А. Плитченко по творческому духу и мироощущению был Геннадий Федорович Карпунин (1939 — 1999). Оба этих поэта долгое время оставались литературными единомышленниками, коллегами и друзьями (вместе работали в редакции «Сибирских огней», выпускали совместные книжки). У них вообще было немало общего, начиная с истоков, которые берут начало в сельской глубинке Новосибирской области. После окончания Томского политехнического института Г. Карпунин оказался в Новосибирске. В 1966 году выпустил здесь свою первую книжку «Благодарю за эту встречу». В отличие от плодовитого А. Плитченко, всего их у него вышло четыре, а временные границы активного поэтического творчества Г. Карпунина очерчиваются в основном второй половиной 1960-х — первой половиной 1970-х годов. Тем не менее, в поэзии Сибири Г. Карпунин — фигура не менее заметная.

Из новосибирской глубинки вышли и такие хорошо зарекомендовавшие себя в семидесятых годах прошлого столетия поэты, как В. Крещик, В. Балачан, М. Шляев, чью поэзию питала почва и истоки родной земли.

Долгое время единственной представительницей женской поэзии в Новосибирске была Е. Стюарт. Но во второй половине 1960-х на «подмогу» ей пришли поэтессы Н. Созинова, Н. Грехова, Н. Закусина.

Нинель Ильинична Созинова родилась в 1931 году в Кемеровской области. Училась в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Преподавала в школе литературу, заведовала школьной библиотекой. Работала корректором в издательстве «Наука», редактором в Западно-Сибирском книжном издательстве и журнале «Сибирские огни». Читатель узнал о ней из публикаций в журналах «Смена», «Сибирские огни», из ее книг «Родничок», «Берега», «Еще не горели осины» и др. Творчество Н. Созиновой вращается в круге привычных тем: любовь, природа, малая родина с ее жизненными истоками, служение идеалам добра, милосердия и справедливости. Достаточно традиционен и ее поэтический почерк, хотя свою нишу в поэзии Сибири она, безусловно, заняла.

Как об одной из ярких и оригинальных поэтесс России второй половины двадцатого века заявила о себе в 1960-х — 1970-х годах Нина Митрофановна Грехова. Родилась она в 1941 году в Новосибирске. Окончила здесь педагогический институт. Поэт проявился в ней очень рано. Стихи начала публиковать, едва минуло пятнадцать. А в семнадцать лет у нее появилась крупная подборка в журнале «Смена», которая сразу же принесла ей российскую известность. Как и у Г. Карпунина, книг у Греховой немного, но каждая становилась литературным событием. В посвященном Н. Греховой стихотворении Е. Стюарт признавалась: «Я разгадать секрета не могу: / Внимательно стихи ее читаю / И в них не все порою понимаю, / Но я себя ее волненьем жгу!» А в одном из интервью та же Е. Стюарт говорила: «Очень талантлива Нина Грехова, голос ее завораживает, как флейта, гипнотизирует, как Белла Ахмадулина, хотя природа таланта другая». Стихи Н. Греховой действительно полны  зыбко-тревожных предощущений и нередко напоминают причудливые бессонные бдения. Логика чувств лирической героини Н. Греховой парадоксальна («вопреки всему, а не вместе с тем…), а «любовный недуг», ее снедающий, чаще всего предстает в образе всепожирающего огня, доводящего драматическое напряжение в ее стихах прямо-таки до взрывоопасного накала, хотя проявления его могут быть самыми неожиданными. На первый взгляд, поэзия Н. Греховой камерна. Тем не менее, ее поэтически мир не замыкается в пространстве собственного «я», а обретает в лучших стихах поистине философские емкость, масштабность и глубину осмысления.

Нелли Михайловна Закусина родилась в 1942 году на станции Могоча Читинской области, в семье изыскателя-геодезиста. После окончания архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института несколько лет работала по специальности в Бурятии и Новосибирске. С 1966 года стихи Н. Закусиной стали регулярно появляться в журнале «Сибирские огни», а в 1970-е годы она выпустила в Новосибирске три поэтических сборника, где предстала интересной самобытной поэтессой с собственным, хорошо поставленным голосом, своей характерной лирической интонацией, обостренным поэтическим слухом, который улавливает даже «тень звука». Все это помогает ей лучше, глубже, полнее раскрывать главный предмет ее творчества — женщину. Женское начало безраздельно властвует в поэзии Н. Закусиной. Более того — поэтесса открыто подчеркивает женскую сущность своей лирической героини. Ну а нервом, источником духовной энергии поэзии Н. Закусиной является любовь, без животворящей силы которой все сущее на свете просто немыслимо. Избитость любовной темы не смущает поэтессу. Она уверена, что «сколько б ни писали о любви, все будет каждый раз неповторимо». И действительно находит новые слова, краски, чувственные оттенки и повороты.

Натиск свежих литературных сил отнюдь не мешал творческому развитию писателей более возрастных и опытных. Тем более что у каждого поколения был свой жизненный и душевный опыт, свои предметы для разговора и творческие подходы. Продолжают разрабатывать пласт военной темы Л. Ршетников, уверенно доказывающий, что еще далеко не «все сказано, все спето о войне», И. Краснов, с горечью констатирующий, что и тридцать лет спустя фронтовиков «догоняют осколки — острозубые волки войны». Возвышенно-патетические, патриотические стихи и поэмы пишет Л. Чикин. Предвоенные годы, военное и послевоенное лихолетье находят отражение в большом романе Е. Коронатовой «Жизнь Нины Камышиной, где через призму судьбы главной героини преломляется целая эпоха, отмеченная крупными социальными потрясениями. 

Эхо войны продолжает звучать и в некоторых произведениях В. Сапожникова («Тень капитана Беллинга», «Вперед, ветераны!»), хотя он все решительнее переходит на «мирные рельсы», стремясь писать «о жизни, как она есть» и «в меру сил написать правдивый портрет Времени». Что весьма успешно и делал в повестях и рассказах 1960-х — 1970-х годов («Счастливчик Лазарев», «Кассиопея», «Вольная жизнь», «Сивка-Бурка», «Плачут глухари», «Дорога на Коён» и др.), представлявших собой сплав лирической прозы и размышлений о сущности бытия. Важнейшей составляющей в его «портрете Времени» была для В. Сапожникова проблема взаимоотношений человека и природы, встающая во многих произведениях писателя.

Продолжает «засевать» свою лирическую «полоску» И. Лавров. Из-под его пера по-прежнему выходят «нежные дымчатые» рассказы и миниатюры и полные лирического томления повести — «Не покидай меня, любовь!», «Печаль последней навигации». Но отмечена его проза этого времени и неожиданно зорким взглядом на больные проблемы современного общества (к примеру, повесть «Обитатели медвежьей ложбины»). И уж совсем неожиданно почувствовать в прозе И. Лаврова эпическое дыхание, которое ощущается в большом цикле автобиографических повестей «Путешествие в страну детства», «Зарубки на сердце», «Мои бессонные ночи», «Благодарю судьбу», где писатель, ровесник советского государства, рассказывает о «времени и о себе». Немало страниц и даже целые главы посвящены в этих повестях Новосибирску, который Лавров очень любил. Автобиографический цикл «Мои бессонные ночи» (под таким названием и жанровым определением «роман-воспоминание» он вышел в 1977 году в «Библиотеке сибирского романа») явился определенным этапом в творческом развитии И. Лаврова.

1970-е годы стали самым плодотворным творческим периодом для Ю. Магалифа. Он продолжает писать сказочные повести, но выступает и как «взрослый» писатель. Он и начинал-то свой творческий путь сразу по двум этим направлениям: в 1958 году одновременно с «Приключениями Жакони» увидела свет его книга «Рассказы», адресованная к «взрослому» читателю, которая, правда, на фоне сказки осталась незамеченной. В семидесятые годы Ю. Магалиф публикует большой цикл «Караярские рассказы» — о жизни сибирских татар, повести «Документальное кино», «Для всех и для тебя», «Продается изба», «На периферии», главная тема которых — горожанин в деревне.

Старейшина новосибирских писателей А. Коптелов все свое внимание в эти годы сосредоточивает на ленинской теме, которую взялся разрабатывать еще в начале 1960-х годов в романе «Большой зачин». В последующие полтора десятка лет он пишет еще два больших двухтомных романа «ленинианы» — «Возгорится пламя» и «Точка опоры». За трилогию о В.И. Ленине А. Коптелов удостаивается Государственной премии СССР.

Необходимо обратить внимание вот еще на какую сторону литературной жизни Новосибирска. Здесь всегда были сильны национальные и интернациональные связи, большое внимание уделялось проблемам малых народностей Сибири. Активное содействие развитию национальной культуры и литературы было важной частю журнальной политики «Сибирских огней», которые регулярно печатали переводы как национального фольклора, так и поэзии и прозы национальных авторов. Поэтому вокруг журнала сложилась хорошая переводческая школа. Литературными переводами занимались в разное время В. Зазубрин, И. Мухачев, А. Смердов, А. Коптелов…

Но на рубеже 1970 — 1980-х годов эта сфера творческой деятельности переживала в Новосибирске особый подъем. Переводили не только национальных поэтов и прозаиков, но и зарубежных авторов. Переводами с разным успехом занимались практически все действующие поэты города и ряд прозаиков. Фактически именно благодаря этим переводам национальные авторы и получали возможность выходить на большую дорогу российской литературы. Особенно впечатляюща была деятельность переводчиков в области национального фольклора. В частности, алтайский героический эпос («Маадай-Кара») успешно перевел А. Плитченко, а якутский («Могучий Дьагарьма») — А. Романов.

Творческое цветение молодой сибирской литературы шестидесятых — семидесятых годов едва ли смогло бы стать таким плодоносным без журнала Сибирские огни». Именно здесь молодые сибирские авторы получали первое боевое крещений, именно тут начинались их «смотрины» и читательский суд. И огромная заслуга в этом двух, сменивших друг друга, главных редакторов журнала — А. Смердова (с 1965 по 1975) и А. Никулькова (с 1976 по 1977), которые очень много сделали для воспитания литературной смены.

Большое внимание уделялось в Новосибирске в 1960-х — 1970-х годах истории сибирской литературы. Ею занимались как ученые-литературоведы (Юрий Постнов, Виктор Одиноков, Людмила Якимова и др.), так и писатели-критики — в первую очередь Николай Николаевич Яновский (1914 — 1990). В 1970-е годы он становится крупнейшим в Сибири критиком, литературоведом, историком литературы. Более двадцати лет проработал он в журнале «Сибирские огни» заведующим отделом критики и заместителем главного редактора. В 1970-е годы статьи, рецензии, обзоры, исследования Н. Яновского появляются не только в сибирской периодике, но и в столичных журналах «Октябрь», «Звезда», «Нева»», «Москва», «Вопросы литературы». В литературу Николай Яновский входил еще в 1950-х годах, но расцвет его многогранного таланта пришелся именно на семидесятые годы минувшего столетия. Сделанное Н. Яновским впечатляет. В многочисленных своих работах он рассказал о нескольких поколениях сибирских литераторов. Немало «белых пятен» удалось ему закрыть на литературной карте Сибири, немало незаслуженно забытых писательских имен восстановить. Результаты этой целенаправленной и систематической исследовательской работы отразились не только в его собственных сочинениях, но и в таких изданиях, как «Краткая литературная энциклопедия», где он явился автором десятков статей о писателях-земляках, или «Литературное наследство Сибири», которое своим возрождением и существованием на протяжении двух десятков лет (первый том ЛНС вышел в Западно-Сибирском издательстве в 1969 году) обязано прежде всего его бессменному главному редактору и составителю всех восьми томов Н. Яновскому.

«Литературное наследство Сибири» вобрало в себя богатый и разнообразный материал по истории русской и советской литературы Сибири. На его страницах можно найти публикации ранее не известных или затерявшихся в периодике прошлых лет художественных произведений, воспоминаний, эпистолярного наследия, исследования отдельных изданий, сведений и сообщений о литературном прошлом Сибири. В частности, здесь впервые была опубликована переписка А.М. Горького с рядом сибирских писателей, напечатаны не изданные или забытые произведения Ф. Бальдауфа, Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, Ис. Гольдберга, В. Зазубрина, Ан. Сорокина и Вс. Иванова, А. Жилякова др. Материалы «литературного наследства» позволяют лучше видеть как творчество отдельных писателей, так и литературный процесс Сибири в целом, значительно обогащая наши представления о сибирской литературе. Уникальное это издание стало одним из значительных достижений советского литературоведения.

К началу 1980-х годов в Новосибирске сложился крупнейший и мощнейший по творческому потенциалу писательский отряд в Сибири, да и, пожалуй, во всей провинциальной России. Новосибирская писательская организация отныне не только наиболее многочисленная и сильная за Уралом, но и самая универсальная по жанровому разнообразию своего состава. Ни в одной другой писательской организации (кроме Москвы и Ленинграда) невозможно было встретить одновременно поэтов и прозаиков, мастеров приключенческого жанра и драматургов, детских писателей и литературных критиков, специалистов литературного перевода и очеркистов-публицистов, юмористов-сатириков и сказителей…

Поэтому совершенно логичным и естественным видится проведение в конце 1970-х в Новосибирске двух крупных литературных общероссийских мероприятий. В июле 1977 года в Новосибирске прошли Дни российской литературы. В гости к сибирякам приехала группа столичных писателей (А. Иванов, Л. Татьяничева, В. Боков и др.), которую возглавлял главный редактор журнала «Знамя» В. Кожевников. А в марте 1978 года в Новосибирске состоялось выездное заседание секретариата правления Союза писателей РСФСР на тему «Личность, НТР, литература». Вел заседание председатель правления Союза писателей РСФСР С. Михалков.

Как покажет будущее, период с 1966 по 1980-е годы был в литературной жизни Новосибирска едва ли не самым ярким и светлым, несмотря на известные негативные идеологические тенденции, своеобразным ее пиком и расцветом.