Интересная тема. Исторической справедливости ради скажем: "южная сибирская граница" к середине XVIII века ушла в предгорья Алтая, далеко на юг от острогов, основанных в начале этого столетия на территории Новосибирской области. Защитные, пограничные линии на юге уже с 1720-х годов шли по линии Усть-Каменогорская - Кузнецкая крепости, черед Бикатунский острог. Иртышская линия, конечно, тоже играла важную роль, она тоже сложилась к середине XVIII в.
Про учреждение Дня Сибири императором (а также об основании Новосибирска Петром Первым или Александром Третьим, или Николаем Вторым etc.) сегодня пишут на своих заборах все, кому не лень, но больше монархически озабоченные граждане, которым хочется быть подданными. ПСЗ можете не смотреть, нет там этого и быть не могло. Инициатором и организатором Дня Сибири выступала сибирская общественность.
Владимир Александрович, должен согласиться с вами об отсутствии «высочайшего утверждения». Источника у себя в черновике не нашёл, видимо из современных сайтов взял: «Этот праздник был учреждён в 1882 г. императором Александром III в честь 300-летия присоединения Сибири и впервые отмечался 26 октября» (Национальная библиотека Республики Алтай им. М.В. Чевалкова), «День Благодарения Сибири или День Сибири ввел в пантеон праздников император Александр III в 1882 году», «Праздник велено было отмечать «широко и щедро» и др. ПСЗ посмотрю позже, но вряд ли поможет, и потом замечал, что там не всё. Или это вопрос трактовки слова «утверждён». Спасибо за замечание, у себя поправлю, пока не расползлось. Вот из «Нового времени» 8.11.1881: «Пока шли пререканія и недоумънія о днъ юбилея, общество сибирскихъ уроженцевъ въ Петербургъ и въ Москвъ ръшилось ознаменовать исполненіе 300-лътія края частнымъ собраніемъ и объдомъ 26-го октября». Ничего не доказывает, но читать приятно.
Константин Артемович, рад Вас приветствовать, поблагодарить за публицистическую и просветительскую активность. 1/ Попробую еще раз объяснить про 8 ноября. Праздник, конечно, не церковный, но областники-учредители привязали его к "сибирскому взятию", а значит - к церковному (и народному тогда) Дмитриеву дню. Дмитриев день для РПЦ, не принявшей календарные реформы, не менялся во времени и потому не требует никакого пересчета дней - он 26 октября в любом веке. Для большинства населения страны сегодня, в 21 веке, юлианское 26 октября приходится на григорианское 8 ноября. Всё. 2/ Будьте добры, дайте общественности ссылочку по ПСЗ РИ на императорский указ или манифест, которым был "высочайше учрежден" (это цитата) День Сибири в 1881 году.
Владимир Александрович, здравствуйте. Очень рад слышать. Конечно, я читал вашу трактовку, и не раз. «День Сибири (вовсе не День благодарения!)» - соглашусь, но с оглядкой на время нынешнее. Приняла церковь григорианский календарь или не приняла, в данном случае неважно – праздник не церковный. «Областники (вовсе не император!), учреждая День Сибири» - областники не могли ничего утверждать - только предлагать. Высочайше утверждал Александр III.
«ничего никуда не "набежало" и никто ни в чем не ошибся» - в 1881 (на год раньше) отмечали 26 октября, хотя реально было +12 дней и уже 7 ноября. И вы об этом писали: «Торжества же областников 1881 года при переводе на новый стиль придутся на 7 ноября», но «Сибирская газета» в 1991-м ошиблась и закрепила 8 ноября. А спустя 34 года вы пишите, что «8 ноября - важный праздник регионального сообщества россиян-сибиряков» — это достаточно условно.
Но с чем я безусловно соглашусь – День Сибирь есть и это уже хорошо, а «если празднование поставлено в зависимость от точного определения дня, то пусть лучше эта точность навсегда ускользнет от нашего внимания». С праздником!
Почему День Сибири (вовсе не День благодарения!) отмечается именно 8 ноября, я объяснил давно: https://bsk.nios.ru/content/den-o-kotorom-nemalo-posporili-vpolne-umestno-otmechat-obshchesibirskiy-narodnyy-prazdnik-8. Повторю очень коротко. Согласно рассказам ветеранов-ермаковцев, столицу Сиб. ханства они взяли "в Дмитриев день". В церковном календаре это день памяти св. Дмитрия Солунского, в народном календаре - время ледостава, перелома к зиме. Областники (вовсе не император!), учреждая День Сибири, следовали этому единственному историческому источнику датировки "сибирского взятия". Церковь отмечала в 19 веке и сейчас отмечает (она не приняла григорианский календарь) Дмитриев день 26 октября. Светский же народ в светском государстве переводит дату 26 октября на "новый стиль" и отмечает День Сибири, или Сибирский день 8 ноября. Вот и всё, ничего никуда не "набежало" и никто ни в чем не ошибся. 8 ноября - важный праздник регионального сообщества россиян-сибиряков.
1. Название "День благодарения Сибири" - явный новодел, впервые я его встретил в статьях красноярского историка Андюсева 1990-х годов. Скорее всего, придумано в подражание Дню благодарения - официальному празднику в Северной Америке (отмечается, кстати, тоже в ноябре). 2. Никакого правительства, отдельного от императора, в Российской империи во второй половине 19 в. не было. Комитет министров, формально высший совещательный и распорядительный орган империи, действовал при императоре Каждый министр непосредственно докладывал императору о делах своего ведомства. Так что тут историкам нужно разобраться - кто всё-таки День Сибири (или Сибирский день) учредил или инициировал, а кто и когда только разрешил проводить.
1. Слов благодарности в источнике много, но фразы "День благодарения" нет - видимо, поздняя трансформация. Не анализировал, поделитесь мнением. 2. Император и правительство - две разные ветки. Да, правительство не хотело, ни первый разрешил, МВД взяло под козырёк. Полуподпольно не было, всё законно, но в самой Сибири позже.
Навскидку пара вопросов. 1) Областники и их симпатизанты отмечали День Сибири. Вопрос: кто, когда и почему стал называть этот праздник Днем благодарения Сибири? 2) В двух соседних абзацах: а) "... Правительство не разрешило празднование его 26 октября [1881 г.]... и предложило другую дату — 6 декабря 1582 г."; б) "... Праздник был высочайше учреждён и с разрешения Министерства внутренних дел «широко и щедро» отмечался в Петербурге и Москве, где 26 октября 1881-го прошли торжественные обеды". Вопрос: праздник учредили областники и отмечали его несанкционированно, т.е. полуподпольно, или праздник учредил император и потому он "широко и щедро" отмечался уже в 1881 г.?
Шварц С.А. - государственный преступник. враг народа (Постановление Пленума Новосибирского исполнительного комитета от 10-13 марта 1938 года). Находясь на посту председателя Новосибирского облисполкома активно саботировал выборы в Верховный Совет СССР в 1937 году, троцкист. Расстрелян в 1942 году. Документы по его реабилитации рассматривались в 1956 и 1990 годах. Доказательства преступной антигосударственной деятельности Шварца С.А. были неоспоримы, суд отказал в реабилитации и в 1956, и в 1990 году.
Страницы